Развитие творческих способностей учащихся начальной школы с применением ИКТ
методическая разработка (3 класс) на тему

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей.  Творческие  способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания.  Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для  развития творческой личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на международном семинаре

«Развитие творческих способностей учащихся начальной школы с применением ИКТ»

из опыта работы учителей начальных классов

Лобачёвой Т.М. и Мальцевой О.В.

1слайд – Вступительный

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей.  Творческие   способности  не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания.  Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для  развития  творческой личности.

2слайд – Для современного учителя компьютер – это уже не роскошь – это   необходимость.

               21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

3слайд -  А ещё - Компьютер – основной технический компонент современных информационных технологий.

4 – 5 слайд – Вот уже с 2007 года ежедневно  мы ведём  уроки с мультимедийной  поддержкой и можем с уверенностью сказать, что использование ИКТ на уроке:

  1.  расширяет возможности предъявления учебной информации;
  2. усиливает обратную связь в системе «ученик-учитель»;
  3. повышает интерес к предмету, эффективность развития и уровня обученности учеников;
  4. Стимулирует развитие творческих способностей детей, развивает память, внимание;
  5. последовательность рассуждений и их доказательств, интеллект;
  6. вызывает появление чувства творческого удовлетворения;
  7. не возникает стрессовой ситуации, когда перед учителем и одноклассниками приходится проявлять свою несостоятельность.

- А это очень важно, поскольку современные дети уже окружены проблемой возникновения стрессовой ситуации. Почти каждый ребёнок имеет дома компьютер и использует его только для игр. А вы, наверное, видели -  в какие компьютерные игры играют наши дети. Большинство  игр –стрессовые. А мы показываем другую- положительную  сторону использования персонального компьютера . и наши дети с удовольствием готовят презентации  и проекты для уроков.

6слайд  (фото) –В нашей дружной школе все педагоги осознают, что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

- Вы согласны  этим, уважаемые коллеги?

- Безусловно, я согласна.

7-слайд - Дети  от  природы  любознательны  и  полны  желания  учиться.

  Для  того , чтобы дети  могли проявить  свои  дарования, нужно  умное  руководство со  стороны  учителя.

   Наша задача, используя разнообразные методы, формы  работы систематически и целесообразно развивать  у детей гибкость и подвижность мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности, учить детей рассуждать, мыслить, делать выводы.

   И мы хотим поделиться с вами опытом работы над этой задачей, т.е. показать, как мы развиваем творческие способности учащихся.

- Коснёмся некоторых предметов, преподаваемых в начальной школе.

8 слайд  – На уроках русского языка, начиная с первого класса, дети учатся:

     •   ясно и орфоэпически  правильно говорить,  грамотно излагать свои мысли  в   устной и письменной форме,

  1. выражать эмоции с помощью разнообразных интонационных средств,
  2. работаем не только над обогащением  активного словарного запаса, но и над увеличением подвижности пассивного запаса слов учеников
  3. используем  разнообразные дидактические игры и  игровые  упражнения.

-  Мы ,коллектив учителей начальной школы создали методическую копилку дидактических игр и  игровых упражнений  с  использованием ИКТ.

(далее перечисления дидактических игр и игровых упражнений с экрана слайды 9 -10)

11слайд – 12слайд – Как же это выглядит на деле?

Например: для лучшего запоминания словарных слов первоначальное знакомство проводим таким образом:…

13слайд- 14слайд  – для закрепления написания словарных слов используем следующие виды работ:

15 – 16слайды – детям очень нравится разгадывать ребусы, кроссворды, загадки.

17-18слайды – следующий момент. Возьмём работу с текстом. Её так же можно разнообразить. …

19слайд – На уроках математики используем мотивирующие  задания:

 (Далее  демонстрируем слайды, озвучивая их: 20 – 23)

22 слайд – Из опыта работы в начальной школе можем сказать, что раньше без использования ИКТ, трудно было разгадывать магические квадраты. Сейчас мы с этой проблемой почти не сталкиваемся, т.к. имеем возможность более наглядно, благодаря визуализации, продемонстрировать ход решения подобных задач.

24слайд – Следует помнить, что дети младшего школьного возраста с удовольствием учатся играя. Мы считаем, что игра — это поле творчества. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления.

На занятия к нам приходят сказочные герои: Незнайка, Карандаш, Буратино, Точка, Самоделкин, Циркуль, а также вредная проказница — Резинка и др. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними по стране Геометрии.

25 слайд- Очень нравятся детям задания творческого характера. Например, даны геометрические фигуры – ломаная, отрезки и круг. Мы предложили своим ученикам дорисовать  фигуры . Вот, что у нас получилось….Разве можно не любить таких талантливых детей. ( 26-29 слайд)

30 слайд на уроках литературного чтения присутствуют такие виды работ:

     •    Придумайте конец ,продолжение, предысторию  сказки.

  1. Расскажите сказку от имени главного или  отрицательного героя.

    • Изготовьте рекламный плакат  или театральную афишу для сказки.

  1. Изготовьте книжку-малышку. Разделите сказку на части, к каждой части сделайте рисунок.

31 – 32 слайды – работы детей

  33  слайд – на уроках окружающего мира дети сами проводят опыты, выращивают растения, готовят проекты. Например, проект «Чай- наш любимый напиток». Дети проводили исследования когда появился чай в России, что пили на Руси раньше, откуда завезён чай, искали пословицы, подкрепляли их рисунками.

 34 - 35  слайд – внеклассная работа по развитию творческих способностей детей

     

- Кроме внутри классной работы проводятся общешкольные мероприятия. Такие , как конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные дела. Зачастую в этих творческих делах принимают активное участие и родители.

36 слайд -

Мудр был человек, связавший слово «урок» со словом жизнь, имея в виду серьезные и неожиданные уроки, которые преподносит нам жизнь. А жизнь   это процесс познания мира и самого себя.

И пусть с наших уроков дети будут уходить в жизнь с умениями не только работать, но и общаться, сотрудничать, жить в обществе, сохраняя свою индивидуальность, становясь творческой личностью.

И  мы думаем, что вы  нас в этом поддерживаете.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы имеет огромное значение в современном обучении. Каждый ученик - индивид. У каждого свои способности, которые учитель должен увидеть и работать...

Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы.

       Современные технологии стремительно ворвались в жизнь человека и сегодня трудно представить наше существование без телевизоров, компьютеров, сотовых телефо...

Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы. Часть 1.

Презентация к статье "Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы"....

Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы. Часть 2.

Презентация к статье "Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы"....

Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы. Часть 3.

Презентация к статье "Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы"....