ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ В СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПАЗЛОВ И ГЕКСОВ И ДР.)
статья

Ривкина Татьяна Владимировна

В данной статье я делюсь опытом использования игровых приёмов на уроках в начальной школе. Рассказываю о приёме и привожу примеры работы детей на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrovye_priyomy.docx374.96 КБ

Предварительный просмотр:

Ривкина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №51 Петроградского района г. Санкт-Петербурга

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ В СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПАЗЛОВ И ГЕКСОВ И ДР.)

              ПАЗЛЫ

Игровой тренажёр «Пазл» позволяет провести работу с ключевыми понятиями изучаемой темы, помогает учащимся запомнить их особенности, отличать от похожих понятий. Приём подходит для использования на этапе изучения нового материала, актуализации знаний и закрепления. Работать с пазлами дети могут в парах или группами до 4–5 человек. Хорошо подходит для начальной школы.

Для работы с данным тренажёром учитель подготавливает небольшие пазлы, состоящие из 4 кусочков, на каждом фрагменте пазла разбросаны понятия по изучаемой теме и их ключевые особенности. Каждый тренажёр разрезается и перепутывается. Главная задача учеников - собрать пазл про каждое понятие и не перепутать их между собой. При работе в группе учащиеся вместе взаимодействуют, объясняют и  доказывают друг другу свой выбор, тем самым закрепляя изучаемый материал.  Работу с этим приёмом можно усложнить. Для этого необходимо добавить «лишние» детали, причем по близкой теме. Их должно быть 1–3 штуки. Составляя пазл, ученик выбирает только те детали, которые относятся к теме, и аргументирует свой выбор. А также можно оставить некоторые фрагменты пустыми, чтобы дети могли их заполнить необходимой информацией.

Урок литературного чтения 3 класс, тема «Народные промыслы», этап изучения нового материала.  На выставленной отдельно парте разбросаны и перепутаны кусочки пазлов, связанные с хохломой, гжелью и др. 2024-01-17_020652.jpg Дети делятся на группы по изучаемым на уроке промыслам,  вместе читают материал из учебника о своём промысле и находят в нём информацию по плану: название, материал, основные цвета, пример изделия. Затем ученики отбирают только нужные фрагменты, раскрашивают по правилам пазл с изделием и обязательно презентуют перед одноклассниками то, что узнали. 2024-01-17_020714.jpg

Урок русского языка 4 класс, изучение нового материала, тема «Наречие», этап актуализации знаний, выход на новую тему и целеполагание. Детям, работающим в группах, раздаются перепутанные фрагменты пазлов по изученным самостоятельным частям речи. Ученики должны вспомнить и собрать определения существительного, прилагательного, глагола (название части речи, вопросы, что обозначают). Учитель объясняет, что каждый пазл, состоит из 4-х фрагментов, и один из кусочков обязательно будет пустым, чтобы, они могли написать на нём примеры частей речи. Таким образом, учитель проверяет, как изучен материал, видит, что  дети не путают понятия между собой. 2024-01-17_020734.jpgВ процессе сборки учащиеся обнаруживают два лишних кусочка с неизученной частью речи (наречие, признак действия). По лишним фрагментам ребята приходят к выводу, что мы будем изучать новую часть речи наречие, должны про неё собрать полный пазл и узнать на какие вопросы отвечает, примеры и др. 2024-01-17_020810.jpg

ГЕКСЫ        

Гекс -  это шестиугольник (сота). Так как у него шесть граней, то к каждой из них можно присоединить еще один гекс с какой-либо связанной информацией. Работая с шестиугольниками, мы выстраиваем уже целую схему понятий, план темы. По ним ученики учатся устанавливать причинно-следственные связи между понятиями и явлениями, структурировать материал, выделять главную и вспомогательную информацию. Шестиугольники могут быть как заполненными информацией – учебным материалом и разбросанными как пазл, где ученики соединяют шестиугольники в единое целое, не теряя связи, разложив их так, чтобы они были связаны друг с другом, соприкасаясь гранями только с той информацией, которая подходит к определённому понятию. Такой вариант работы подходит на этапах актуализации знаний и обобщении. Главное при работе с данным приёмом начинать с самого главного центрального понятия. А потом к одной из его граней присоединяется другой шестиугольник с связанной с ним информацией и так далее. При соединении гексов могут получиться различные фигуры: цветочек, линия, соты. Удобно, если шестиугольники разноцветные, так как разный цвет отображает уровень и тему информации (главная мысль, ключевые понятия, примеры и так далее). Урок ОРКСЭ (основы религиозной культуры и светской этики) 4 класс, тема «Верования древних славян», этап изучения новой темы. Дети работают в группах. Перед ними разрезанные разноцветные шестиугольники. Задача составить из гексов схему-ответ на вопрос: «Во что верили древние славяне?». Участники группы читают учебник, выделяют главное слово вера древних славян, выделяют ключевые понятия (деревья, животные, огонь, вода и др.), а затем от них присоединяют конкретные примеры божеств и объектов поклонения. Вся найденная информация записывается на чистых шестиугольниках разных цветов, собираясь в любую форму, главное, чтобы связанные между собой понятия соприкасались гранями только между собой. Схему можно заполнять словами, а можно рисунками. Затем учащиеся разных групп ходят и рассматривают  схемы друг друга, ищут, общее и отличия в схемах.  Обсуждается, на какие группы ребята разделили верования славян и почему, какие были найдены примеры. 2024-01-17_020848.jpg

ИГРА «ШИФРОВАЛЬЩИК» Данная игра заключается в зашифровке изучаемого определения, явления, события и т.д. с помощью нескольких символов и рисунков. Изображения для шифровки должны быть простыми и схематичными, которые могут изобразить и учитель, и сами дети.  С помощью неё ученики учатся анализировать материал, выделять главные понятия из изучаемого материала, подбирать символы-ассоциации для запоминания. Игра позволяет развивать ассоциативное мышление, способность визуализировать информацию. 

В начале, шифровальщиком является учитель, он показывает, как работает эта игра. Учащиеся должны угадать загаданное понятие и рассказать о нём пользуясь рисунками-символами. Игра хорошо подходит на этапах  обобщения, закрепления и актуализации знании.

Урок литературного чтения 2 класс, обобщающий урок по разделу «Великие писатели». Дети делятся на группы. Каждая группа вытягивает наугад прочитанное произведение данного раздела. Задача зашифровать с помощью цепочки рисунков литературное произведение. Затем группы обмениваются шифровкой, их задача рассказать известные произведения, называя каждое изображение, дать им название.

 👴🏻 Эмодзи Старик: светлый оттенок кожи – скопировать код смайлика,  значение emojiСмайлик-эмодзи 👵🏻 'Пожилая женщина: очень светлый тон кожи' ВК  (ВКонтакте), Инстаграм, Ватсап: код смайла, значение и расшифровка Смайлик-эмодзи 🌊 'Волна' ВК (ВКонтакте), Инстаграм, Ватсап: код смайла,  значение и расшифровка  🏚️ Эмодзи Заброшенный дом – скопировать код смайлика, значение emoji 30 и 3смайлики, рыбная ловля, удочкиOrange Emoji, Вязание, Текстиль, Пряжа, Game Guess The Emoji, Ткань,  Распродажа, Спицы, круг, игра угадай смайликов, gomitolo png | PNGWing

Жил старик со своей старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно 30 лет и 3 года. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. («Сказка о золотой рыке» А.С. Пушкин).

Все эти приёмы идеальны для систематизации учебного материала. Помогают при запоминании, так как представляют собой яркую памятку, план материала.

Конечно, эти игровые приёмы не используется на каждом уроке, но они очень просты, интересны и эффективны и легко адаптируются под содержание любого предмета и их легко можно использовать на любом этапе урока.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием».

    Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова , непроверяемой ударением. Слова, с такой ор...

Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания младших школьников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема ум...

Использование игровых приёмов на занятиях по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи.

Использование игровых приёмов на занятиях по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи.Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения...

Использование игровых приёмов в активизации познавательной деятельности младших школьников.

Использование игровых приёмов в активизации познавательной деятельности младших школьников....