Использование игровых приёмов в активизации познавательной деятельности младших школьников.
методическая разработка

Намдакова Сарана Эрдэмовна

Использование игровых приёмов в активизации познавательной деятельности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_priemy.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых приёмов в активизации познавательной деятельности младших школьников.

Ученик – это не сосуд,  
который надо заполнить, а
факел, который надо зажечь.

Л.Г. Петерсон

   

     Перед современной  школой ставится задача воспитания людей, обладающих развитой познавательной активностью, способных рационально действовать, принимать целесообразные решения и выбирать наиболее эффективные пути достижения поставленных перед ними целей. Формирование у младших школьников желания и способности самостоятельно приобретать знания - приоритетная задача педагога.             Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что главной задачей, которая ставится перед школой является воспитание инициативной, самостоятельной, творческой личности, успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у обучающихся познавательной деятельности. Педагогу следует расширить круг используемых приемов, чтобы удовлетворить высокие требования к организации и методике обучения обучающихся. Младший школьный возраст является благоприятным для становления личности ребёнка, развитии его мыслительных процессов, интенсивном формировании познавательной активности, умения учиться.

     Целью доклада является выявление роли использования игровых приёмов в активизации познавательной деятельности младших школьников.

Задачи:

1) Изучить понятие познавательной деятельности;

2) Выявить приёмы и способы активизации познавательной деятельности;

3) Исследовать влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений, навыков;

4) Рассмотреть опыт учителей по проблеме.

     Давайте рассмотрим понятие «познавательная деятельность». Понятие «деятельность» рассматривалось в различных трудах педагогов и психологов. Так, Р.С. Немов определяет деятельность как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования». В трактовке, предложенной А.Н. Леонтьевым, деятельность представлена как действия, побуждаемые определенным мотивом и имеющие определенную цель, состоящие из ряда операций и имеющие результат, ограниченный рамками конкретных условий (Леонтьев, 2005, 67).

     Познание – это творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

    Проанализировав понятия «деятельность» и «познание», можно сказать, что познавательная деятельность - целенаправленное стремление обучающихся к получению знаний, активный поиск новых путей решения.

Для того, чтобы более детально рассмотреть определение познавательной деятельности, нельзя обойти стороной понятие «познавательный интерес», так как он является основой для формирования познавательной деятельности младших школьников.

     По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес — это «естественный двигатель детского поведения», который является выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Поэтому он считал, что педагогический процесс следует строить на строго учтенных интересах обучающихся.

     Психологический словарь дает определение познавательного интереса как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, эффективный инструмент педагога, который позволяет создать нужный настрой и мотивацию на изучение материала, заставить активизировать их мышление, волноваться и переживать.

     Проблемой активизации познавательной деятельности занимались такие педагоги, как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, Г.И. Щукина, И.Ф. Харламов и многие другие.

     Активизация познавательной деятельности - совершенствование методов, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса. В активизации познавательной деятельности скрыты резервы повышения "производительности" педагогического труда.

 Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

Используются такие способы активизации познавательной деятельности, как:

- игровые формы, методы и приёмы обучения

- самостоятельные работы

- проблемные ситуации

- нетрадиционные формы учебных занятий

-проектно-исследовательскую деятельность и современные образовательные технологии.

     "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр." - писала Н.К. Крупская.

Так же как и во многих областях науки, в педагогике в последнее время, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

     Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

     Известно, что в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом. Таким образом, необходимо использовать игру как важный инструмент воспитания и обучения детей.

Наибольшие возможности для игровой деятельности заложены во внеклассной работе, в работе групп продленного дня, где дети могут выбирать игры и занятия по интересам. Главная задача, которая решается при этом в совместной деятельности, — предоставить возможность детям для коллективных переживаний, создать у них радостное настроение.

     В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

     Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю, закрепляет полезные привычки и на поведение в целом.

Планируя игровую деятельность, педагог должен четко осознавать. На формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать. Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание детей в группе продленного дня более интересным и содержательным

     Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают.

 Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей.

     В педагогической литературе есть разные виды игр, и любая имеет свою характеристику и классификацию. Более необходимыми играми в учебно-воспитательном процессе являются дидактические, ролевые, подвижные. Любая игра обязана быть преподнесена в доступной, эмоциональной форме и носить целенаправленный характер.

     Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры – забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно – ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор не померит сам себе температуру,  пассажир не летает в кабине летчика.

     Подвижные игры – важнейшее средство физического воспитания детей, особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Особенности подвижных игр школьников – их соревновательный, творческий, коллективный характер. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

     Сюжетно – ролевые игры  занимают особое место в нравственном воспитании обучающегося. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе.

     Дидактические игры могут быть использованы на любых этапах занятия.

Структура дидактической игры – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Можно выделить следующие структурные составляющие дидактические игры:

·        дидактическая задача;

·        игровые действия;

·        правила игры;

·        результат подведения итогов.   

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направлению и по отношению к играющим. 

Правила игры. Их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Подведение итогов. Проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды – победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

     При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.

     Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровыми действиями и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой. Иногда игры соотносятся с материалом: игры с дидактическими игрушками, настольно – печатные игры, словесные игры, псевдосюжетные игры.

     Можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности обучающихся: Игры- путешествия, игры поручения, игры- загадки, игры- диалоги.

Сделать занятие интересным, но не развлекательным, эффективным, а не просто играть - вот те главные проблемы, которые приходится решать педагогу.

     Я считаю, что использование игровых ситуаций  дает возможность обучающимся овладеть знаниями с интересом, без особого напряжения преодолевать трудности, быть коммуникабельными и толерантными. (Хочу представить опыт работы по этой теме.) Игры, применяемые мною на занятиях разнообразны:

     Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Пример: на занятиях по ПДД – интерактивный кроссворд «Дорожные ситуации» Интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки. Детям очень нравятся графические диктанты. Пример: Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз, две клетки направо, одна клетка вверх, три клетки вниз, и так до конца рисунка.

      Сюжетно – ролевые игры не требуют специальной подготовки и сложного оформления. Используем лишь детали костюмов, например, Учащиеся выполняют определённые роли, проигрывают определённый сценарий, диалог. Применяю на занятиях посвященных Праздникам как: Новый год, Сагаалган и т.д., для отработки норм поведения проводим занятия как: «Уважай себя - уважай других», «Добрые и злые поступки», «Правила хорошего тона» и другие.

      Игры-предположения (что было бы…) Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

     Игры-загадки. В основе данных игр лежит проверка знаний. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать вывод.

     Игры-беседыВ основе обобщение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.

     Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность и облегчают преодоление трудностей. Например, на занятии мы получили письмо от пиратов, в котором сообщалось, что сундук с монетами похищен. Можно предложить детям отправиться в путешествие по островам с целью отыскать клад.

     Ещё большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр. Даются им шарады, головоломки, загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

      В группе продлённого дня организованной формой активного отдыха является прогулка. Она решает, прежде всего, задачи восстановления умственной работоспособности, а также расширения кругозора детей, развития их познавательных интересов.

      Безусловно, использование игр требует много сил и времени для подготовки необходимого дидактического материала, трудно поддерживать дисциплину, трудно оценить работу каждого на занятии, трудно детей ввести в игру и вывести из нее. Иногда дети нарушают правила игры, что приводит к конфликтным ситуациям.

Но эти недостатки оправдываются положительными результатами:

1. Игра-это средство познания ребенком действительности.

2. Игра обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сфере, дает эффект общего психического развития.

3. В игре обучающиеся учатся анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности, умение действовать в коллективе, бороться за честь класса.

4. Повышается активность детей (все хотят быть продавцами, покупателями, пассажирами, космонавтами, капитанами и т.д.)

5. Игра – это школа социальных отношений. Именно в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение.

 6. Игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

7. Игра облегчает межличностное общение.

8. В дидактической игре происходит развитие познавательных процессов у школьников: восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.

9. В игре закрепляются и применяются в нестандартной обстановке знания, полученные на занятиях.

10. Игра носит обучающий характер.

Таким образом, дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод обучения и воспитания младших школьников.

Тест

Целью тестирования являлось изучение отношения детей к игре и выявление их активности.

Было проведено тестирование учащихся 4 класса. Приняли участие 14 человек (ПРИЛОЖЕНИЕ).

Анализ ответов учащихся

Анализ выявления отношения к игре:

На первый вопрос «Нравится ли тебе играть?» весь класс, а именно 14 человек, выбрали ответ да.

На второй вопрос «С кем ты любишь играть?»

1 человек выбрал ответ «С другом, с одноклассником и с родителями»

5  человек выбрали ответ «С другом»,

8 человек выбрали ответы и с другом и с одноклассником 

На третий вопрос «Сколько времени ты тратишь на игру?»

2 выбрали ответ «Больше часа»,

6 человека выбрали ответ «Меньше часа»

6 ответили «Один час».

На четвертый вопрос «В какие игры тебе нравиться играть?»

7 человек ответили «Подвижные»,

4 выбрали ответ «Познавательные»

3 ученик выбрал ответ «Сюжетно – ролевые».

И на пятый, последний вопрос «Кто чаще всего является инициатором игр?»

3 человек выбрали ответ «Твои друзья»,

5 человека выбрали ответ «Ты»

6 ученика выбрили два ответа «Ты – Твои друзья».

В конце проведения тестирования изучив все ответы учащихся, можно сделать такой вывод, что всему классу нравиться играть в игры.

Большая часть класса чувствуют себе уверенней в игре, когда играют с другом, игра у детей занимает меньше часа, популярны больше подвижные игры и инициатором игр являются они сами. Эти дети являются активными и раскрепощенными. Меньшей части класса больше нравиться играть с одноклассниками или с родителями, это говорит о том, что они застенчивы, трудно привыкают к другим людям и уверенней себя чувствуют с родными и близкими людьми. Они не являются инициаторами игр, не так активны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира.

Вопрос активизации обучения учащихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение к...

Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)

      Вспомним свои школьные годы, как   нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...

Активизация познавательной деятельности младших школьников через игровые технологии

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творчество-поисковом уровне, но и будничные шаги ...

Использование информационных систем для активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Использование информационных систем  в работе с младшими школьниками с ОВЗ становится необходимым средством обучения и способствует:- активизации познавательной деятельности учащихся;- повышению ...

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира

Тема: Методы  и  приёмы активизации познавательной деятельности  младших школьников  при изучении  окружающего мира.      ...