Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя начальных классов Бурченковой Любови Александровны
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_i_razvitie_sposobnostey_nachalnaya_shkola.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Сафоново, Смоленской области
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/М.А.Крекер/ ФИО Протокол №_____ От «___»________2020___г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ №6» ________/Е.И.Островская/ ФИО От «___»________2020___г. | «Утверждаю» Руководитель МБОУ «СОШ №6» ________/О.И.Мараева/ ФИО Приказ №_____ От «___»________2020___г. |
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся
учителя начальных классов
Бурченковой Любови Александровны
2020 год
Нельзя кого-либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию человека.
К.Роджерс
Актуальность проблемы.
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Проблема выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы детьми в системе начального общего образования.
Пояснительная записка
Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя начальных классов.
Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Так как способности вырабатываются в деятельности, то развитие способностей зависит от организации деятельности.
При всех существующих трудностях в системе образования сегодня открываются новые возможности для развития личности обучающегося, и одаренной личности в частности.
Данная программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы.
Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.
Диагностики:
1. Диагностика уровня развития познавательных способностей (методика Т.Е. Рыбакова)
2. Анкета «Уровень воспитанности учащихся» (методика для изучения
социолизированности личности ребенка М.И. Рожкова)
3. Методика диагностики одаренности младших школьников Автор – А.И.Савенков
4. Методики для выявления уровня интеллектуального развития.
5. Листы наблюдений за формированием УУД, модификация методики Дембо-Рубенштейн.
6. Тест-тренинг «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни».
7. Анкетирование «Отношение к здоровью».
8. Метод Д. Векслера, матрицы Дж. Равенна, Зак А.З.
Педагогические методики:
- Метод проектов Л.С. Выготский,
- метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,
- личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская.
Портрет одаренного ребенка:
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не боится отличиться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цели: выявление одаренных детей, создание условий для развития и формирования одаренной личности.
Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:
- знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
- накопление литературы по данному вопросу;
- знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и способными детьми
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Работа с одаренными и способными детьми в начальной школе (1-4 классы) считается подготовительным этапом.
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в изучении предметов (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение). Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе урочная и внеурочная деятельность организуются как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. При проведении предметных недель, конкурсов, олимпиад необходимо постоянно вовлекать обучающихся из начальных классов.
На подготовительном этапе происходит:
- формирование навыков научной организации труда
- вовлечение в активные формы познавательной деятельности
- формирование познавательного интереса
- выявление способных учащихся
Урочная и внеурочная деятельность строиться таким образом, что обучающиеся проявляют свои возможности в самых разных сферах деятельности.
Условия успешной работы с одаренными обучающимися
- Осознание важности этой работы учителем и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
- Признание учителем того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Основные мероприятия по реализации программы
Диагностика:
Изучение диагностических методик, создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей, изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования, изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
Развитие творческих и познавательных способностей:
Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов, проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный, использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов (творческие ответы, выполнение творческих тематических заданий, выполнение проблемных поисковыхработ; повышение степени сложности заданий).
Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся, отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговыхшкольных линейках.
Формы работы с одаренными и способными детьми:
- Олимпиады;
- Творческие выставки;
- Групповые занятия с сильными обучающимися;
- Проектная деятельность;
- Предметный кружок;
- Творческие мастерские;
- Конкурсы различного уровня;
- внеурочная деятельность;
Работа с родителями
Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей -совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности родителей, укрепление сотрудничества родителей с учителем.
Формы работы с родителями:
- Творческие и проблемные родительские собрания;
- Групповые и индивидуальные консультации;
- Привлечение родителей к проведению мероприятий;
- Выполнение рекомендаций литературы.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование системы работы с одаренными и способными обучающимися;
2. Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
3. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы;
4. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
5. Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
6. Повышение качества образования.
План работы по выявлению способностей
обучающихся 1а класса на 2020-2021 г
Мероприятия | Сроки |
Диагностика уровня развития познавательных способностей, методика Т.Е.Рыбакова. Методика «Отношение ребенка к обучению» | январь |
Метод Д.Векслера,матрицы Дж. Равенна, Зак А.З. | январь |
Методика «Изучение переключения внимания». Диагностика «Кем я хочу стать. Почему?» | март |
Тест-тренинг «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» | март |
10Анкеты «Уровень воспитанности учащихся», методика для изучения социализированности личности ребенка (М.И.Рожкова) | апрель |
Анкетирование «Отношение к здоровью» | май |
План работы по развитию способностей
обучающихся 2а, 3а, 4а классов
на 2021-2022, 2022-2023, 2023-2024гг
Мероприятия | Сроки |
Родительские собрания, Дни Здоровья | В течение года |
Походы, конкурсы, экскурсии | В течение года |
Весёлые старты, конкурс рисунков, проект «Здоровье». | май |
Диагностика, тестирование | май |
Результаты диагностики:
1 класс 2020-2021 год | 4 класс 2023-2024 год | |||||
Способности | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Познаватель-ные | 34% | 43% | 23% | 43% | 52% | 5% |
Интеллектуаль-ные | 17% | 52% | 31% | 26% | 65% | 9% |
Творческие | 30% | 48% | 22% | 34% | 57% | 9% |
Литература
1. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.
2. Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.
3. Афанасьева В.Н.Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.
4. НурахметоваК.С.Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К.С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127.
5. Антонова И.Г.Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.
6. Абатурова В.В. Олимпиадное движение как средство выявления и развития интеллектуальной одаренности школьников / В. В. Абатурова// Вестн. Всерос. олимпиады школьников. - 2011. - № 4. - С. 2-9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся...
Программа по выявлению и развитию способностей обучащихся 1-4 классы
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природн...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся начальных классов
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочное время
программа...
ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочное время
Цель программы:выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального ...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся начальных классов
Одарённые дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательно...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя начальных классов Иванюженковой Ольги Александровны
Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное и...