адаптация в 1 кл выступление
материал (1 класс)

Данилова Анна Борисовна

адаптация в 1 кл выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogi_adaptatsionnogo_perioda_1_kl_2024_dab.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Итоги адаптационного периода

учащихся 1 класса 2020-2021 учебный год.

Учитель: Данилова А.Б.

    Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит пред учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

        Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по - настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5- 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца.

Условия адаптации:

а) Физиологические:

  • Изменение режима дня;
  • Необходимость игры;
  • Правильная посадка;
  • Организация правильного питания;

- Развитие двигательной активности;

б) Психологические:

- психологический климат в семье;

- формирование интереса к школе;

- недопустимость физического воздействия;

- предоставление самостоятельности;

- учёт темперамента ребёнка;

- организация контроля за учёбой;

- поощрение за успехи и достижения;

- моральное стимулирование;

- развитие самоконтроля и объективной самооценки.

В 1 классе 7 учащихся.

До школы не посещал детский сад 1 ребенок (Гордиенко Миша)

Все дети обучаются по УМК «Школа России», моя рабочая программа по предметам и календарно-тематическое планирование составлено с учётом требований данной программы, с требованиями ФГОС, САНПИН и др. документами по школе, по единому конструктору.

2 ребёнка имеют проблемы с речью, произношение разных звуков (Бондарева Полина, Селиванова Ева)

С целью успешной адаптации детей к процессу обучения в школе созданы благоприятные условия: 

-Согласно п. 2.9.5 Санитарных правил 2.4.2.2821-10. «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждениях» в 1 классе продолжительность урока в первом полугодии - 35 минут каждый. На уроках проводятся физкультминутки.

- учебные занятия проводятся в первую смену;

- пятидневная учебная неделя;

- в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1 классе применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

1 -2 неделю - 3 урока, а затем по 4-5 уроков;

- обучение проводится без бального оценивания знаний учащихся и домашних заданий.

-Для удовлетворения биологической потребности в движении проводятся по 3 урока физической культуры в неделю, что соответствует п. 10.20 СанПин 2.4.2.2821-10.

- дети получают горячее питание (бесплатно);

Многие дети в сентябре переболели ОРВИ, много пропусков уроков, обучение с такими детьми было организовано дистанционно.

Участие принимали 7 первоклассников.

        В начале сентября был проведен стартовый мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения. Входные диагностики были направлены на выявление состояния зрительного восприятия, мелкой моторики руки, пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Результаты входной диагностики показали, что:

Высокий уровень - 2 человека (28,6 %) Селиванова Ева, Бондарева Полина.

Выше среднего - 0

Средний уровень - 3 человека (42,8%) Телепова Даша, Шапорев Кирилл, Снегирева Вероника.

Ниже среднего1 человека (14,3%) Белкин Богдан.

Низкий уровень - 1 человек (14,3%) Гордиенко Миша.

Для диагностики уровня адаптации учащихся, была применена методика: «Оценка школьной мотивации» Н. Лускановой (цель: диагностика сформированности школьной мотивации и самоощущения ребенка в школе).

С высоким уровнем адаптации 4 учащихся (57,1%): Бондарева Полина, Снегирева Вероника, Селиванова Ева, Телепова Даша. Эти ребята способны работать по аналогии, умеют делать выводы, внимательно слушают указания учителя, соотносят свои действия с ними, могут выполнить задания самостоятельно, не испытывают затруднения при решении усложнённых задач. У них есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики добросовестны и ответственны.

К среднему уровню я могу отнести 2 учащихся (28,6%): Белкин Богдан, Шапорев Кирилл. Эти дети успешно адаптировались к обучению в школе. Обычно у них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, дети положительно относятся к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимают учебный материал, но выполняют задания только при контроле. Основное содержание учебных программ усваивают.

Низкий уровень адаптации у 1 учащегося (14,3%): Гордиенко Миша. Он затрудняется работать самостоятельно, не справляются с самостоятельными работами, усваивают учебный материал фрагментами, требуют постоянного контроля, побуждения к действию, напоминания, могут работать с длительными переменами. У ребёнка низкий кругозор, недостаточная осведомленность.  У него положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью.

Он достаточно благополучно чувствует себя в школе, однако чаще ходит в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Ему нравится ощущать себя учеником, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

        Истекший период обучения и тест «Керна - Йерасика», направленный на оценку готовности к школе, показали:

С высоким уровнем готовности к 4 учащихся (57,1%): Бондарева Полина, Снегирева Вероника, Селиванова Ева, Телепова Даша

К среднему уровню я могу отнести 2 учащихся (28,6%): Белкин Богдан, Шапорев Кирилл.

Низкий уровень готовности к школе у 1 учащегося (14,3%): Гордиенко Миша

Объясняемый учителем материал этот ребёнок усваивают фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнение самостоятельных учебных заданий не проявляется интереса; к урокам готовятся не регулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминая и побуждения со стороны учителя и родителей; общественные поручения выполняют под контролем, без особого желания, пассивны; близких друзей не имеет.

Учебная мотивация высокий уровень присутствует у 3 человек (Бондарева Полина, Снегирева Вероника, Телепова Даша). Этих детей, скорее всего можно охарактеризовать как любознательных. Они хотят много знать, нередко приходят в первый класс, уже умея читать и считать, а в школу стремятся, чтобы узнать еще больше.

3 учащихся имеют средний уровень мотивации (Шапорев Кирилл, Белкин Богдан, Селиванова Ева). В случае доминирования социальных мотивов учения ребенок стремится в школу, чтобы занять в обществе новую позицию — позицию школьника. Познавательная потребность выражена у него слабо, а потому в школе его прежде всего интересуют не знания, которые дает учитель, а строгое исполнение роли ученика, заданной новой социальной позицией. Фактически первоклассник с доминированием социальных мотивов учения полностью ориентирован на одобрение и похвалу учителя, которые, по существу, позволяют ему удовлетворить его потребность в общении на новом уровне.

1 первоклассник уровень мотивации низкий (Гордиенко Миша). Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то, что им хочется: в тетради пишут не буквы и слова, а рисуют машины, домики, цветочки и пр.; приносят из дома игрушки и играют ими на уроке; не понимают специфической функции учителя, строят свое общение с ним исключительно на эмоциональной основе; не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают обязательности выполнения учебных заданий, в том числе и домашних.

Особенности поведения.

Изучение особенностей поведения первоклассников позволило выявить следующие типы поведения:

- Положительное поведение. У ребенка отсутствуют дезадаптивные формы поведения, все нормы и правила поведения в школе соблюдаются ребенком в полном объеме. (5 чел)

- Нормальное поведение. У ребенка имеются некоторые нарушения в поведении. Данные ученики не всегда реагируют на замечания учителя, могут иметь проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.(2 чел)

- Проблемное поведение. Свидетельствует о серьезности нарушения механизмов личностной адаптации.(0 чел)

На основании этого можно сделать вывод, что большинство из ребят готовы к новой деятельности, могут успешно осваиваться в новой ситуации, способны управлять своим поведением. Есть дети которые испытывают трудности в общении, что, скорее всего, связано с их индивидуально-психологическими особенностями. Эти дети требуют особого внимания со стороны учителя.

Я, как учитель, стараюсь обучать детей на уроках, не перегружая, учитывая их психологические и возрастные особенности, развивая их индивидуальные способности. Атмосфера на уроках рабочая, но некоторым детям ещё трудно концентрировать внимание, у них снижена работоспособность, они быстро утомляются, нечётко представляют предъявляемые к ним требования (Шапорев К, Белкин Б., Гордиенко М.) Для успешного обучения на уроках использую игры, занимательные элементы, яркие наглядные пособия, ИКТ. Это формирует интерес к предметам, обеспечивает доступность изучения программного материала, активизирует деятельность уч-ся, развивает наблюдательность, мышление, память, речь. На уроках провожу физминутки в стихотворной форме, гимнастика для глаз, кистей рук, пальцев, постоянно обращаю внимание на осанку, на правильное положение головы при письме и чтении. Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний поэтому использую словесную объяснительную оценку (формативное оценивание) лишь при положительных ответах и активной работе учеников.

На сегодняшний момент хорошо читают 4 чел (Белкин Б., Селиванова Е., Телепова Д., Бондарева П.), складыват слоги и прочитывают Снегирева В., Шапорев К., трудности испытывает Гордиенко М.

        В 1 классе за истекший период мною было проведено 2 тематических родительских собрания: «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Режим дня и его роль в жизни школьника». Ежедневно провожу методические консультации по предметам для родителей в группе сферум.ru так же через группу родители получают много важной и полезной информации: памятки, рекомендации, ответы на возникшие вопросы, решение проблемы.

Вывод:  в целом у большинства детей в школе преобладает хорошее настроение, положительные эмоции, наблюдается позитивная самооценка. Детям нравиться учиться и ходить в школу, хотя не все из них осознают цели и важность учения, многих школа привлекает внешней стороной. Истекший период обучения показал, что социально-психологическая адаптация не закончена, продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "Адаптация первоклассников к школе"

В выступлении раскрывается физиологический аспект адаптации первоклассников в школе....

Школьная адаптация и дезаптация (выступление на окружном семинаре).

Раскрываются понятия адаптации, дезадаптация....

Выступление на пед.совете на тему "Адаптация первоклассников"

Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается ра...

Адаптация к школьному обучению.Выступление на МО

Цель диалога : представление эффективных методов ,используемых педагогами в своей педагогической деятельности,для адаптации ребенка к школьному обучению в возрасте 6 и 7 лет. Задачи: - дать теориетиче...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...