Адаптация к школьному обучению.Выступление на МО
консультация (1 класс) по теме
Цель диалога : представление эффективных методов ,используемых педагогами в своей педагогической деятельности,для адаптации ребенка к школьному обучению в возрасте 6 и 7 лет. Задачи: - дать теориетическое обоснование данной проблемы -показать систему работы по адаптации ребенка к школе - разработать рекомендации по эффективному взаимодействию с детьми в процессе адаптации. Ожидаемый результат: побуждение к конструктивному диалогу по проблеме адаптации ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_k_shkolnomu_obucheniyu_detey_v_vozraste_6_i_7_let_2.doc | 176 КБ |
adaptatsiya.ppt | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов
Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6 и 7 лет .
Цель нашего диалога : представление эффективных методов ,используемых педагогами в своей педагогической деятельности,для адаптации ребенка к школьному обучению в возрасте 6 и 7 лет.
Задачи:
- дать теориетическое обоснование данной проблемы
-показать систему работы по адаптации ребенка к школе
- разработать рекомендации по эффективному взаимодействию с детьми в процессе адаптации.
Ожидаемый результат: побуждение к конструктивному диалогу по проблеме адаптации ребенка к школе.
С проблемой адаптации нам приходится сталкиваться с появления на свет.И в течении всей жизни мы адаптируемся (приспосабливаемся к изменяющимся условиям).
Обратимся к современному словарю иностранных слов:
Адаптация-
1.приспособление строения и функций организмов к изменяющимся внешним условиям.
2. физиологическая – совокупность реакций ,обеспечивающих приспособление организма (или его органа )к изменению окружающих условий,например к высоте
3. социальная- процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде.
Т.о. проблема адаптации очень важна,как ребенок научится адаптироваться к школьной жизни,так он во взрослой жизни будет успешен.Какими вырастут наши первоклассники:умными и добрыми или жестокими и равнодушными-зависит от нас Раскроются ли их сердца прекрасными цветами любви к людям или покроются черствой коркой безразличия –во многом зависит от нас .
Более подробно рассмотрим теоретические основы адаптации.
Адаптация к школе-перестройка познавательной,мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности,неблагополучное-к дезадаптации».
Адаптация к школе имеет две стороны:физиологическую и психологическую.
Организм должен привыкнуть работать в новом режиме -это и есть физиологическая адаптация.
В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.
-Первые 2-3 недели называют «физиологической бурей»или «острой адаптацией». Это самое тяжелое время для ребенка.В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем , в результате в сентябре- октябре многие первоклассники болеют.
-Следующий этап адаптации –неустойчивое приспособление . Организм ребенка находит приемлемые ,близкие к оптимальным варианты реакции на новые условия.
-После этого наступает период относительно устойчивого приспособления.Организм реагирует на нагрузки меньшим напряжением.
Физиологическая адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника.Насколько трудно организму перестроится на школьную жизнь? Очень трудно .Некоторые дети к концу первой четверти худеют , по некоторым исследованиям даже не некоторые ,а 60 % детей! У многих отмечается снижение артериального давления( что является признаком утомления),а у некоторых –значительное его повышение ( признак настоящего переутомления).У многих первоклассников родители наблюдают головные боли , усталость,плохой сон, снижение аппетита,врачи отмечают нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.
Психологическая адаптация.
Начало обучения ребенка в школе –сложный и ответственный этап в его жизни.Психологи отмечают ,что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.В среднем привыкание ребенка к школе,психологическая адаптация , имеет продолжительность от 3 месяцев до 1,5 лет.
Психологическая адаптация,понимаемаемая как адекватное включение ребенка в новую социальную ситуацию,является важным фактором стабилизации социальной ситуации развитиясущественно влияет на развитие личности ребенка.Поступление ребенка в школу требует от него перестройки всех представлений и отношений с окружающими людьми.Было выявлено,что характер и особенности общения ребенка со взрослыми и сверстниками решающим образом определяют динамику адаптации ребенка к детскому учреждению.
Условия психологической адаптации ребенка к школе многообразны.
Во-первых, меняется социальная позиция ребенка:из дошкольника он превращается в ученика .Впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом.Учитель выступает представителем общества :он задает требования и нормы , ориентирует ребенка в том ,как ему себя вести ,что и как делать.
Во-вторых,у ребенка происходит смена ведущей деятельности .С приходом в школу дети начинают овладевать учебной деятельностью: школьники должны «научиться учиться»,т.е. запоминать учебный материал ,формулировать ответ, решать задачу.Ребенок становится обязанным делать то,что ему не всегда хочется делать; он должен произвольно контролировать свое поведение, стабильно держать активное внимание на уроке.Таким образом ,учебная деятельность основана на развитых навыках произвольного поведения ребенка.
В –третьих,важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение:учитель,класс,семья.От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе.Успешность адаптации ребенка к школе зависит также и от того,насколько прочноон смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников.Семейная ситуация , в которой оказывается ребенок в начале своего обучения в школе также имеет значение.
В –четвертых,одной из острых проблем обучения в начальной школе выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и наоборот,активизация вялых и пассивных детей.Учитель стремится сформировать некий оптимальный уровень активности ребенка, способствующий хорошему усвоению учебного материала,длительному поддержанию активного внимания, сосредоточенности,концентрации.
В-пятых, успешная адаптация ребенка к школе, его полноценное включение в учебно-воспитательный процесс связана с необходимостью укрепления психики ребенка, с развитием его мышления и эмоционально-волевой сферы, с нейтрализацией страхов и эмоционально-отрицательных переживаний.Необходимо развивать «комплекс произвольности»-умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия.
Школьные требования достаточно однозначны.Что ценит и оценивает школа в детях? Отвечая на этот вопрос , необходимо помнить о школьных правилах, влияющих на реальные достоинства ученика, которые можно сгруппировать в три основные группы:
1.Дисциплинарные правила, требующие обязательного выполнения и нуждающиеся в подробных инструкциях, показе того, как это надо делать.
(попробуйте привести примеры:открыть учебник на стр.11,отступить 2 клеточки,принести линейку.)
2.Навыковые правила,требующие от ребенка как можно более тщательного подражания действиям учителя, точного копирования его образцов.В отличие от умения выполнять дисциплинарные команды умение действовать по правилам требует довольно долгого обучения в условиях совместных действий ребенка и взрослого.
Простой приказ « Пиши!», «Считай» в начале формирования навыка неуместен,необходима строго дозированная помощь,уменьшаемая по мере того,как растет самостоятельность ребенка.Показ действий гораздо полезней,чем рассказ об этом действии.(Программа « Планета знаний».Методика «Письмо с открытыми правилами» позволяет ориентировать детей на доскональный анализ строения букв,что позволяет дать детям алгоритм написания буквы и также упражнения в распозновании правильно выполненой буквы,одновременно анализируя графические ошибки написания буквы.)
3.Правила мышления.В этой группе правил сосредоточено все новое , что только еще должно развиваться у ребенка в результате школьного обучения.Необходимо отметить : новый- научный ,теоретический тип мышления не возникает автоматически.Ученик может , старательно копируя взрослые образцы, выучится бегло читать, красиво и достаточно грамотно писать, хорошо считать, будет знать ответы на стандартный набор вопросов,по которым принято проверять знания школьников, но в нестандартных задачах обнаружит, в сущности, дошкольный тип мышления.Это говорит о том, что обучение не привело к развитию детского мышления.Школьное – теоретическое мышление в отличие от мышления дошкольного- конкретно-практического- не останавливается на результате решения
Одним из важных направлений работы стало развитие мотивационной сферы детей, рост эффективности их адаптации.Данная работа началась еще за долго до поступления детей в школу:
-Прием заявлений.Беседа с родителями.Тема «Как готовить ребенка к школе»
-День открытых дверей для будующих первоклассников и их родителей.
-Школа адаптации для будущих первоклассников «Филиппок».
-Родительское собрание.Итоги. Советы психолога.
-Совместная встреча детей,родителей,учителя до начала учебного года.
« 1 Сентября –День Знаний».
- Использование схем-знаков для организации работы на уроке,подготовке к уроку.
-Дыхательные упражнения.Они улучшают ритмику организма,развивают самоконтроль и произвольность.Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.
-Глазодвигательные упражнения.Позволяют расширить поле зрения ,улучшить восприятие.Известно,что движения глаз активизируют процесс обучения.
-Движения тела и пальцев,или телесные упражнения.При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие,снимаются непроизвольные непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
-Упражнения для релаксации( снятие напряжения)Они способствуют расслаблению,самонаблюдению.
-Точечный массаж для снятия эмоционально-психического напряжения
-Психогимнастика для активизации творческого мышления,коррекции настроения и отдельных черт характера ребенка,тренинг моделирования стандартных ситуаций,выразительное изображениеиотдельных эмоциональных состояний
-Арт-терапия –создание единства группы,развитие коммуникативных навыков.
-Сказкотерапия для коррекции психоэмоциональных состояний
-Родительское собрание «Первый школьный месяц-адаптация».
-Индивидуальные беседы с родителями.
-Познавательно-обучающие занятия.
-Беседы,игры,тренинги,внеклассные занятия,создание мини-проектов,экскурсии и др.виды деятельности во внеучебное время
Таким образом,проводимая работа с детьми и родителями помогала детям привыкнуть к изменившимся требованиям и психологическим нагрузкам.Но перед нами стояла задача определить уровень адаптации к школе каждого ученика. Оценивали уровень школьной адаптации по следующим блокам:
1.Показатель интеллектуального(познавательного развития) развития-несет информацию об уровне развития высших псических функций,о способности к обучению и саморегуляции интеллектуальной деятельности ребенка.
Методика « Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»(Р. С. Немов)
Исследование способностей к целостному восприятию формы предметов(автор Головина)
Изучение кратковременной и долговременной памяти.Методика «Заучивание 10 слов» ( А. Р. Лурия)
Методика исследования словестно-логического мышления(Р.Амтхауэра) и др.
2.Показатель эмоционального развития-отражает уровень эмоционально-экспрессивного развития ребенка ,его личностный рост.
Тест на эмоцианальное отношение к школе(«Домики» авторы Д.Б. Эльконин, А.Г. Венгер
Методика диагностики эмоцианально-психологического климата класса (авторы Г.А. Карпова,Т.П. Артемьева)
Методика определения школьной тревожности Н.Ю.Максимовой, Е.Л.Милютиной
3.Показатель сформированности коммуникативных навыков( с учетом психологических новообразований кризиса 7 лет:самооценки и уровня притязаний).
Определение самооценки модифицированной методикой Т.В.Дембо-С.Я.Рубинштейн
4.Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период.
«Беседа о школе»( авторы Д. Б. Эльконин, А.Г. Венгер)
Диагностика особенностей адаптации ребенка к школе.
Диагностическую работу с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проводили совместно со школьным психологом с использованием метода наблюдения, анкетирования,тестирования.Были использованы :
- Методика определения уровня школьной тревожности Н.Ю. Максимовой,Е.Л.Милютиной.
- Определение самооценки модифицированной методикой Т.В.Дембо-С.Я.Рубинштейн.
- Тест цветовых предпочтений Люшера.
- «Беседа о школе» ,предназначенная для исследования «внутренней позиции школьника»( авторы Д.Б.Эльконин,А.Г. Венгер)
- Диагностика школьного обучения(проективная методика «Школа зверей»)
- Рисуночный тест «Моя семья».
- Велась карта наблюдений, разработанная школьным психологом.
Результаты диагностики показали ,что исходя из уровня развития каждого из перечисленных выше показателей, можно выделить три уровня социально-психологической адаптации к школе.Были обследованы 47 первоклассников.
Результаты мы оформили в виде диаграммы.
Из диаграммы видно,что с высоким уровнем адаптации к школе 57% первоклассников(27 человек),со средним показателем 28% (13 человек ), низкий уровень адаптации у 15 % ( 7 человек).
Три уровня социально-психологической адаптации к школе подробно раскрыты и представлены у вас на столах (приложение № 1)
1.Высокий уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится к школе , предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает програмным материалом;решает усложненные задачи,прилежен,
Внимательно слушает указания,объяснения учителя,выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе
( всегда готовиться к урокам),общественные поручения выполняет охотнои добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
2.Средний уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится к школе,ее посещение не вызывает отрицательных переживаний,понимает учебный материал,если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи,сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого,но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда,когда занят чем-то интересным ( готовится к урокам и выполняет домашнее задание почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
3.Низкий уровень адаптации.
Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учеником затруднена; при выполнении самостоятельных заданий не прявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно,необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха , для понимания новогои решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Фактически это уже показатель «школьной дезадаптации».
Дезадаптация и дезадаптационные стили.
Школьная дезадаптация-это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы,поведения,конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности ,искажений в личностном развитии.
Изучая поведение первоклассников ,можно обнаружить три дезадаптационных стиля: аккомодационный,ассимиляционный,и незрелый.
Аккомодационный стиль-отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды.Первоклассники с таким стилем приспособления , соответствующим типичному образу « хороший ученик», с готовностью подчиняются всем правилам и нормам школьной жизни, и тем самым, как правило , оказываются наиболее приспособленными к учебной деятельности и нормам школьной жизни.
Положительные оценки со стороны учителей, благодоря их высокому авторитету , способствуют формированию позитивной « Я –концепции» детей и повышению их социометрического статуса.
Для ассимиляционного стиля характерно стремление ребенка подчинить социальную среду своим потребностям.Такие дети игнорируют школьные правила или выполняют их только в прсутствии учителя, оказываются, как правило, дезадаптированными в отношении принятия учебной деятельности , требований школы.Типичные в таких случаях негативные оценки учителя в присутствии одноклассников ведут , как правило , к еще большему снижению их авторитета, статуса в классе, затрудняя тем самым их социальную адаптацию.Однако отмечено: относительно слабая ориентация детей на авторитет учителя предохраняет их от сильного занижения самооценки.
В случае незрелого стиля приспособления ,связанного с психологической незрелостью ребенка данного возраста , речь идет о неспособности его к принятию новой социальной ситуации развития.Эти дети наиболее трудно адаптируемые ,что обусловленно недостаточным развитием воли.Такие дети неспособны координировать свое поведение в соответствии с правилами и нормами школьной жизни.
Главная причина школьной дезадаптации ,по мнению психологаГ.М.Чуткиной,связана с характером семейного воспитания.Если ребенок приходит в школу из семьи ,где он не чувствовал переживания «мы»,он в новую социальную общность – школу –входит с трудом.
Другой причиной возникновения дезадаптивного поведения может быть чрезмерное переутомление и перегрузка.Само поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Успешность обучения его в школе зависит от особенностей воспитания в семье , его уровня подготовленности к школе.
Ряд авторов (Е. В. Новикова,Г.В. Бурменская,В.Е. Каган и др.)считают,что основной причиной школьной дезадаптации являются не сами промахи в учебной деятельности или отношения ребенка с учителем, а переживания по поводу этих промахов и отношений.
Возникает вопрос : «Что делать ?»
Поможет ,на наш взгляд, лучше разобраться в причинах эмоций «кувшин»В.Сатира
Вы видите сосуд наших эмоций,он имеет форму кувшина.Поместим гнев,злобуи агрессию в самой верхней его части.Тут же вы можете сразу же сказать , как эти эмоции могут проявляться во внешнем поведении человека.(ответы учителей)
Да,это к сожалению,знакомые всем оскорбления ,ссоры,драки,наказывания, действия «назло»
Теперь спросим ,а от чего возникает гнев?Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно:гнев-чувство вторичное,и происходит от переживаний совсем другого рода,таких как боль,страх,обида.(Приведите примеры из жизни)Дочь не желает делать уроки-вы сердитесь.Отчего?Скорее всего оттого ,что ваши воспитательные усилия безрезультатны.
Ребенок сердится на доктора,который сделал ему укол.Гнев возник от физической боли.
Итак,мы можем поместить переживания боли,обиды,страха,досады под чувствами гнева и агрессии,как причины этих разрушительных эмоций(2 слой кувшина)
Заметим,что все чувства этого второго слоя страдательные: в них присутствует большая или меньшая доля страдания.Поэтому их нелегко высказать,о них обычно умалчивают,их скрывают.Почему? Как правило ,из-за боязни унизиться,показаться слабым.Иногда ребенок просто злится,не может высказать причину.
Скрывать чувства обиды и боли часто учат с детства: «Не реви,лучше научись сдавать сдачи» И наши дети сдают,говоря о том,что «он первый начал».Кстати, этот « безобидный»,на первый взгляд совет,-начало пути, по которому , если идти без оглядки ,можно дойти до принципа «око за око!».
Вернемся к нашей схеме испросим: а отчего возникают страдательные чувства?Психологи дают очень определенный ответ:причина возникновения боли ,страха ,обиды-неудовлетворение потребностей.
Кроме органических потребностей,которые как правило наши дети получают от родителей,есть еще потребности,которые связаны с общением,с жизнью среди людей.(попробуем их перечислить)Человеку нужно:чтобы его любили,понимали,уважали,признавали,чтобы он был кому-то нужен и близок;чтобы у него был успех;чтобы он мог развивать свои способности.
Потребности,которые мы назвали,очень часто у детей с низким уровнем адаптации находятся в группе риска.Если любая потребность из списка будет неудовлетворена,это приведет к страданию и разрушительным эмоциям.
Посмотрим на схему ,есть ли что-нибудь,что лежит ниже слоя потребностей? Оказывается есть.Это отношение к самому себе.Чувство самоценности.Дети с низкой самооценкой ,но вполне способные ,хуже учатся,плохо ладят со сверстниками и учителями,меньше успешны.Если ребенка постоянно «воспитывают»,критикуют и муштруют,самооценка его оказывается низкой.Если ребенка понимают и принимают,терпимо относятся к его недостаткам и промахам,дают право на ошибку,то он вырастает с положительным отношением к себе.
Поместим на дно эмоцианального кувшина самую главную « драгоценность»,данную нам от природы-ощущение энергии жизни.Изобразим ее в виде солнышкаи обозначим словами «Я есмь»(Я хороший,я любим ,я могу)Это чувство внутреннего благополучия или неблагополучия.Достаточно посмотреть пришел ребенок в школу с улыбкой или расстроенный.
Дальнейшая судьба этого чувства динамична,а порой и драматична.Хотя ребенок с самого рождения борется за свое солнышко,его силы ограничены,и чем он меньше ,тем больше во власти родителей,а затем и во власти школы и оценок учителя.
Каждым обращением к ребенку- словом , делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы собщаем ребенку не только о себе, о своем состоянии,но и всегда о нем, а часто –в основном о нем.
От повторяющихся знаков приветствия,одобрения,любви и принятия у ребенка складывается ощущение: « со мной все в порядке», « я –хороший», а от сигналов осуждения,недовольства,критики- ощущение «со мной что-то не так», « я –плохой».
Теперь мы можем использовать кувшин эмоций,чтобы лучше понять с проблемой какого уровня мы имеем дело.
Давайте попробуем совместными усилиями разработать рекомендации ,которые нам помогут в дальнейшей работе по коррекции адаптации ребенка к школе:
1.Принимать ребенка как?(безусловно)
2.Слушать его переживания и потребности как?(активно)
3.Вместе что делать?(бывать,играть,читать,заниматься)
4.(Не вмешиваться)___________ в его занятия ,с которыми он справляется.
5. (помогать)---------------------,когда просит.
6.(поддерживать) ------------успехи.
7.Делиться чем?(чувствами,переживаниями)
8.Разрешать конфликты как?(конструктивно)
9.Использовать в повседневном общении приветливые фразы:
-мне хорошо с тобой
-я рада тебя видеть
-хорошо,что ты пришел
- ты конечно справишься
10.Дополнить что-то свое
Пользуясь данными рекомендациями попробуем решить несколько практических задач.
1.С кем лучше садить медлительных детей?(На эту тему проводилось много исследований,и все они подтверждают-насильно ускорить копушу невозможно.Присутствие рядом быстрого товарища становиться для него дополнительным стрессом.Так что же ,сажать двух таких Улитов за одну парту?
Именно,альянс двух копуш оставит их ритм без изменений,не даст детям дополнительной невротизации.Им будет хорошо вдвоем,они будут копаться,но замечательно и дружно.Но учителю в этом случае комфортно не будет.С этим нужно смириться.Ускорить копушу невозможно.Помощь-алгоритм действий.
2.Ребенок отказывается выполнять задание учителя.
3.Ребенок за день 3 раза подрался с одноклассниками.На вопрос о причинах драки говорит: «Он первый начал».Каждое проишествие сопровождается слезами,криками ,искренним раскаянием с обещаниями вести себя хорошо.Но через несколько минут он уже снова дерется,кричит ,носится по классу как смерч.
4.Что делать ,если ребенок выполнил всю работу в тетради и начал мешать другим детям?
5.На уроке математики Света не поняла задание,сказала об этом учителю,а все ребята засмеялись.
Кто владеет информацией-владеет миром.А главное ситуацией.Мы надеемся,что пообщавшисьвы получили информацию,которая поможет решать многие проблемы,возникающие перед нами каждый день.
Любая дорога начинается с первого шага.Дорога в жизнь –с шага на школьный порог.
Мы с вами вновь в первый раз отправляемся вместе с нашими первоклассниками в первый класс.Рука об руку пройдем начало пути.Иногда вокруг встанет дремучий лес,которому ,кажется нет конца-края.Но дорога обязательно выведет нас на опушку.Порой разразится гроза,засверкают молнии,загремит гром.А потом небо расчистится и снова засияет солнце.
Наши дети растут.Настанет момент,и они продолжат свой путь одни, а мы ,учителя и родители,будем из-под ладони смотреть им вслед.
Ширшова Мария Александровна
МКОУ МО город Ирбит «Средняя общеобразовательная школа № 18» Страница
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Процесс адаптации к школьному обучению
Подробный отчет о процессе адаптации учащихся 1 класса к школьному обучению в речевой школе....
Создание ситуации успеха на занятиях в дополнительном образовании - как условие успешной адаптации к школьному обучению
В моей педагогической деятельности главной целью является подготовка к успешной адаптации ребёнка к школьному обучению. В своей работе я использую много различных методов для реализации данной ц...
Рабочая программа курса "Адаптация к школьной жизни" "Обучение грамоте
Рабочая программа для работы с группой дошкольников по обучению грамоте....
Адаптация к школьной жизни
Школьные правила...
Доклад "Адаптация к школьному обучению"
Как ребенок привыкает к школе С. Харрисон: "Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - э...
Период адаптации к школьному обучению. Советы родителям.
Дорогие родители!Поздравляем Вас - Ваш ребенок наконец-то первоклассник! Сколько нового и интересного предстоит узнать ему в школе! Сколько трудностей может возникнуть на его жизненном пути! Недаром г...
"Адаптация первоклассников к школьному обучению". Выступление на педагогическом совете школы.
В данной работе содержится анализ трудностей, возникающих у первоклассника на этапе адаптации к школе, и пути преодоления этих трудностей....