Выступление на родительском собрании "Адаптация первоклассников к школе"
консультация (1 класс) по теме

Байчурина  Людмила Павловна

В выступлении раскрывается физиологический аспект адаптации первоклассников в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod.sobr_adaptaciya_k_shkole.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

В 1 классе

Классный руководитель: Байчурина Л.П.

«ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АДАПТАЦИИ  

РЕБЁНКА К ШКОЛЕ»

        О школьном стрессе, школьном шоке, школьных страхах медики начали говорить ещё в середине 50-х годов; и явления эти не исчезают, а от года к году проявляются с большей остротой.

        Под школьным стрессом понимают такое нарушение психического состояния школьника, которое выбивает его из нормальной жизни, приводит к резкому ухудшению здоровья и не позволяет успешно справиться с учебной нагрузкой.

        В начале школьных занятий почти у всех детей наблюдаются:

  1. двигательное возбуждение или заторможенность;
  2. плохой сон;
  3. жалобы на головную боль;
  4. снижение аппетита.

Лёгкую адаптацию и в определённой степени адаптацию средней тяжести можно считать вполне закономерной. А стресс возникает, когда комплекс учебных и внеучебных нагрузок превышает возможности ребёнка.

        Среди тех, у кого тяжело проходит адаптация к школе, - дети, перенёсшие черепно-мозговые травмы, часто и тяжело болевшие, страдающие различными хроническими заболеваниями и особенно имеющие расстройства нервно-психической сферы.

        Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменения привычного образа жизни. В течение всего учебного года они сохраняют хорошее самочувствие, высокую устойчивую работоспособность, успешно усваивают программу. Однако, к сожалению, таких детей всего около 25%.(статистика МОУ СОШ №4)

        У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. И естественно, вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации к школьному режиму и учебной нагрузке у этих детей значительно возрастает.

Один из важных показателей состояния здоровья  - вес ребёнка. Если вес ребёнка снижается – значит, организм не справляется с нагрузкой. И одновременно, как правило, ухудшается работоспособность, учащаются жалобы детей на усталость, сонливость, головные боли.

        Ещё один показатель здоровья – артериальное давление. Конечно, анализ динамики артериального давления не так прост, как ежедневное взвешивание детей; но врачи используют его для контроля за состоянием организма детей в период адаптации к школе. Чаще всего у первоклассников отмечается значительное снижение артериального давления. А в тех случаях, когда учебные нагрузки приводят не только к утомлению, но и к переутомлению, давление, напротив, может значительно повышаться. Это значит, что нагрузка непосильна для ребёнка! Особенно часто повышение артериального давления отмечается в начале учебного года (в остром периоде адаптации) и в середине третьей – самой трудной четверти.

        Процесс физиологической адаптации ребёнка к школе можно разделить на несколько периодов.

ПЕРВЫЙ – когда на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом обучения, дети отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Эта «физиологическая буря» длятся 2-3 недели.

Затем наступает ВТОРАЯ фаза – неустойчивого приспособления, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов и говорить не приходится: тратится всё, что есть, а иногда и в долг берётся. Поэтому родителям важно помнить, какую высокую физиологическую цену платит каждый ребёнок в этот период.

        И наконец, ТРЕТИЙ этап – это период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения.

Какую бы работу не выполнял школьник, будь то умственная работа, статическая нагрузка, которую испытывает он при вынужденной сидячей позе, или психологическая нагрузка общения в большом и ещё мало знакомом коллективе, организм, верен, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. А мы знаем, что возможности детского организма не безграничны, и длительное напряжение, связанные с ним утомление  и переутомление могут стоить ребёнку здоровья.

        Всё это мы говорим родителям для того, чтобы они знали и понимали, почему эти, недавно ещё неугомонные дети так быстро устают, почему нельзя заставлять их сидеть за учебной работой «ещё часок», почему так важно соблюдать режим дня…

        Будем помнить: трудности перестройки испытывают все дети, а ещё надо делать поправку на слабое здоровье, недавнюю болезнь и ещё многое-многое, что может замедлять приспособление к школьной жизни.

        Чем же характерны первые недели обучения? По интенсивности и напряжённости изменений, происходящих в организме ребёнка в это время, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок. Например, ученые изучали реакцию организма первоклассников на уроках по показателям сердечно-сосудистой системы. И объективная регистрация показала: напряжение в деятельности сердца у них сопоставимо с напряжением космонавта в состоянии невесомости!

        Итак, вывод может быть только один: не давление (чтобы «скорее привык к учению»), а максимально бережное, щадящее и ободряющее отношение взрослых – только этим мы можем помочь ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании на тему: «Профилактика школьных трудностей у будущих первоклассников».

Родительские собрания проходили 16.09.2015 в первых классах, выступление педагога - психолога было посвящено профилактике школьных трудностей у будущих первоклассников, а также родителям были даны инф...

Речевое развитие детей (этапы и сроки появления). Выступление на родительском собрании будущих первоклассников

Школьный логопед обязательно выступает на собраниях для родителей как учеников начальных класов, так и для родителей будущих первоклассников. Вашему вниманию представляю небольшое выступление на собра...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ "ТЕСТ ДЛЯ КРОХИ". (Беседа с родителями будущих первоклассников)

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИТЕМА: ТЕСТ ДЛЯ КРОХИ. Беседа с родителями будущих первоклассников...

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. (из выступления на родительском собрании для первоклассников)

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.(из выступления на родительском собрании для первоклассников)  Подготовила:Ноева Сата Ивановнаучитель начальных классов...

Выступление на родительском собрании "Скоро в школу"

Выступление на родительском собрании для родителей будущих первоклассников....

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании первоклассников «Речевая готовность ребенка к школе»

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании первоклассников«Речевая готовность ребенка к школе»...

Речевая готовность ребенка к школе (выступление учителя-логопеда на родительском собрании первоклассников)

Что должно быть сформировно у первоклассника для успешного овладения чтением и письмом в школе?...