Рабочая программа по коррекции специфических особенностей когнитивной деятельности детей с ОВЗ «Ступеньки развития»
рабочая программа
Настоящая программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), обучающихся в 1-4 классах общеобразовательной школы, и составлена с учетом содержания учебных предметов «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык», что позволяет формировать умение самостоятельного переноса усвоенного в новую ситуацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_statya_korrektsionnaya_programma_2018.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Специальная школа № 53»
Рабочая программа
по коррекции специфических особенностей когнитивной деятельности
детей с ОВЗ
«Ступеньки развития»
Адиатулина Юлия Юрьевна
учитель начальных классов
Новокузнецк, 2018
Настоящая программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), обучающихся в 1-4 классах общеобразовательной школы, и составлена с учетом содержания учебных предметов «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык», что позволяет формировать умение самостоятельного переноса усвоенного в новую ситуацию.
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Для детей с ОВЗ характерна несформированность высших корковых функций, что влечет за собой отклонения в развитии высших психических процессов: нарушение целостного восприятия образа предмета, неточности или несоразмерности движений, проявляющиеся в трудностях предметных действий, недостаточность полноты и точности отображения, приводящие к ограничению избирательности восприятия, слабости апперцепции, затруднениям в осмыслении и обобщении воспринимаемого. Дефицитарность процесса восприятия приводит к нарушениям в развитии памяти, мышления и речи. [2]
Ограниченные возможности здоровья проявляются в выраженной соматической истощаемости, низкой работоспособности, замедленном темпе выполнения заданий. Младшие школьники затрудняются в различении положений объектов в пространстве (схеме тела, на листе), формы и пропорций предметов, мелких деталей. Дети нуждаются в оказании стимулирующей, организующей, направляющей и обучающей помощи в связи с наличием у них особенностей переключения на новое задание и способа его выполнения, переноса знаний и умений в новые учебные ситуации. [4]
Таким образом, биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии.
Типичным вторичным затруднением детей с ОВЗ является несформированность учебной деятельности, обусловленная неготовностью к школьному обучению, и проявляющаяся в сложностях освоения детьми программного материала общеобразовательной школы. [1]
Программа рассчитана на 4 года обучения (1-4 класс).
Объем программы – 240 часов (1класс – 60 час., 2 класс – 60 час., 3 класс – 60 час., 4 класс – 60 час.)
Кратность занятий - 2 раза в неделю. Продолжительность занятий - 20-25 мин.
Цель: коррекция специфических нарушений в познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ.
Задачи:
- Развивать предметные и сенсорно-перцептивные действия.
- Коррегировать специфические нарушения высших психических функций;
- Сформировать предпосылки учебной деятельности;
- Сформировать виды, способы и приемы учебной деятельности.
Программа состоит из следующих разделов:
1 класс:
- Развитие предметных и сенсорно-перцептивных действий (20 час.)
- Коррекция специфических нарушений высших психических функций
(27 час.)
- Формирование предпосылок учебной деятельности (13 час.)
2 – 4 класс:
1. Развивать предметные и сенсорно-перцептивные действия (20 час.)
2. Коррекция специфических нарушений высших психических функций (25 час.)
3. Формирование видов, способов и приемов учебной деятельности (15 час.)
Отличительной чертой программы является ее интегративный характер, позволяющий соединять в равной мере теоретические и практические знания в учебной деятельности, что дает обучающимся возможность самостоятельно использовать полученные знания в жизни.
В основу коррекционно-развивающей работы положен концентрический принцип, заключающийся в увеличении объема знаний, накопленных приемов и способов выполнения заданий, переноса навыков в новые условия. Сложность и объем используемых заданий возрастает с переходом на следующий год обучения.
Данная программа не является статичной по своему характеру, следовательно, содержание занятий может изменяться в зависимости от возможностей и потребностей обучающихся.
Программа может быть реализована в следующих формах:
- Подгрупповая (оптимальное количество человек - 4-5)
- Индивидуальная.
- Комбинированная (подгрупповая+ индивидуальная).
Выбор оптимальной формы зависит от индивидуальных особенностей и диагноза детей с ОВЗ.
Занятия могут быть реализованы в очном или дистанционном режиме.
Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ. Для усвоения программы применяются основные группы методов обучения: наглядный, словесный, практический, а так же методы коррекции: речевые и пальчиковые игры, элементы музыкотерапии, выработка схем рассуждений и пр.
Методические рекомендации по организации занятий
Структура коррекционно-развивающего занятия:
- Организационный этап – организация ребенка на занятие и выполнение заданий, актуализация знаний.
- Основной – использование упражнений для коррекции специфических нарушений в познавательной деятельности и развития мелкой моторики пальцев рук, применение пальчиковых игр.
- Заключительный – подведение итогов занятия, анализ ребенком своей деятельности, анализ домашнего задания.
Требования к наглядным материалам, используемым дефектологом
на занятиях с детьми с ОВЗ
При отборе материала учитывается наиболее комфортное для восприятия изображений цветовая гамма, размеры изображения и предъявляемых предметов, расположение элементов в соответствии с требованиями к наглядным материалам, используемым учителем-дефектологом на занятиях с детьми с ОВЗ.
Стимулирование сенсорно-перцептивных действий происходит через:
- расширение круга представлений о предметах: знакомство с формой изображения предметов и геометрических фигур (овал, полуовал, прямая, наклонная и т.д.), количественными и пространственными соотношениями, основными цветами;
- выполнение конкретных действий: определение цвета, формы, величины, пространственного расположения предмета;
- овладение практическими, графическими навыками;
- ориентировку на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве;
- формирование четких образов-представлений, положительно влияющих на мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение).
Наиболее важным условием коррекционной работы является соблюдение принципа наглядности, что позволяет опираться на конкретные образы. Это способствует формированию у реальных представлений об окружающем мире, изучаемых предметах и явлениях, позволяет расширить объем познавательной информации.
При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности расширяются возможности знакомства с разнообразными качествами и свойствами предметов, отличительными и общими признаками изучаемого материала. Кроме того, использование наглядного материала позволяет поддерживать интерес к занятиям, преподносить трудный программный материал в занимательной и доступной форме. Это положительно сказывается на качестве усвоения учебного материала, повышается эффективность обучения.
Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий.
Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях. При выборе натуральных предметов для демонстрации на занятиях следует соблюдать определенные требования:
- предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования;
- предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями;
- предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом основными деталями.
Дидактические игрушки, используемые на занятиях, также выступают в качестве моделей и должны отвечать тем же требованиям (т. е., должны быть с четко выделенными основными деталями, характеризующими изображаемый предмет)). Игрушки, изображающие человека – должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение; животное – особенности строения этого животного, его реальный окрас.
Адаптация изобразительного иллюстрированного наглядного материала предполагает:
- четкое выделение общего контура изображения;
- усиление цветового контраста изображения;
- выделение контуром, разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении;
- уменьшение количества второстепенных деталей;
- в сюжетных многоплановых изображениях - выделение переднего, среднего и задних планов.
Нередко приходится самостоятельно изготавливать изобразительный наглядный материал. Для этого используется прием созданий аппликаций из предметных изображений. При изготовлении демонстрационного иллюстрированного наглядного материала необходимо учитывать:
- смысловое содержание и четкость изображения, от этого во многом зависит успешность его восприятия и осмысления детьми;
- возраст детей, на которых рассчитан этот наглядный материал, а также имеющиеся у них представления об изображенном предмете или явлении, т. е. наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам;
- особое внимание следует уделить точной передаче формы изображенных предметов, как одной информативных характеристик; в случае необходимости форма предмета выделяется с помощью контура;
- точно передавать строение предмета, пространственное расположение его частей, их пропорциональное соотношение;
- правильно передавать реальный цвет изображаемых предметов и явлений.[1,3]
Содержание курса
коррекции специфических нарушений познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ
Раздел I Развитие предметных и сенсорно-перцептивных действий
(1-4 класс – 20 час.)
Формирование гностических (познавательных) сенсорно-перцептивных действий: разделение целостного объекта на части (анализ) и объединение частей в целое (синтез); нахождение главных и второстепенных признаков в изображении и установление связей между ними. Целостный и дискретный способ восприятия. Поиск одинаковых картинок по заданным признакам. Пространственная ориентировка на листе.
Раздел II Коррекция специфических нарушений высших психических функций
(1 класс – 27 час., 2-4 класс – 25 час.)
Формирование восприятия целостного образа предметов, пространственная ориентировка. Становление способности выполнения целенаправленных движений. Развитие и коррекция особенностей восприятия, памяти и внимания, развитие мыслительных процессов и логических рассуждений. Обучение работе с перфокартами, сравнению и классификации предметов, поиск сходств и различий. Нахождение простого и скрытого смысла стихотворений и изображений. Обучение нахождению противоположностей слов, изображений.
Раздел III Формирование предпосылок учебной деятельности
(1 класс - 13 час.)
Создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения к учебе; формирование рефлексивного отношения к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью); обеспечение необходимыми средствами решения задач; организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.
Формирование умения осуществлять действие по образцу и заданному правилу; сохранять заданную цель; становление умения видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого, контролировать свою деятельность по результату.
Раздел IV Формирование видов, способов и приемов учебной деятельности
(2-4 класс – 15 час.)
Становление процесса наблюдения, описание предмета. Подчинение своих действий образцу, вербальной инструкции в соответствии с поставленной учебной целью. Способы самоконтроля. Знакомство понятием «эксперимент», последовательность его проведения. Работа с книгой, ее структурными элементами. Работа с текстом, его содержанием и структурой. Смысловое понимание текста, ответы на вопросы, составление простого плана пересказа. Способы запоминания учебного материала и стихов. Работа со схемами и таблицами.
Литература
1. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы [Текст] / Отв. ред. Т. Галкина, Э. Лоарер. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
2. Ковалев, Е.В., Захарова, А.В., Староверова, М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Текст] : методическое пособие / Е.В. Ковалев, А.В. Захарова, М.С. Староверова / Коррекционная педагогика// Под ред. М.С. Староверова. - Владос, 2011 г., 167 с.
3. Лаврушина, И.В. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей дошкольного возраста в условиях дошкольных учреждений [Текст] / Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: СБ. Докл. Межрегион. Науч.-практ. Конф.: В 2-х ч. Новосибирск, 2002. 450 с.
4. Худенко, Е.Д., Мельникова, Т.С., Шаховская, С.Л. Как научить ребенка думать и говорить? (Упражнения по развитию памяти, внимания, мышления, речи, техники чтения) [Текст] / Е.Д. Худенко, Т.С. Мельникова, С.Л. Шаховская - М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция специфических ошибок в письменной речи учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта и зрения на уроках русского языка
Развитие речи учащихся с нарушениями интеллекта и зрения...
Презентация " Коррекция специфических ошибок на уровне слова в 3 - 4 классе по теме Слова с безударными гласными в корне слов"
Презентация включена в урок по этой теме. На данном уроке деди тренируются в подборе проверочных сло, где безударная гласная стоит в ударной позиции....
Предупреждение и коррекция специфических ошибок письма и чтения у младших школьников
Обобщение педагогического опыта...
Особенности развития физических качеств у школьников младших классов. Специфические особенности прыгучести
Статья на тему: особенности развития физических качеств у школьников младших классов. Специфические особенности прыгучести....
Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции
Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции...
Особенности когнитивного развития детей младшего школьного возраста.
В современном мире проблема развития когнитивных способностей младших школьников является одной из самых актуальных тем, так как непосредственно познавательная способность ребенка является важным усло...
Подбор игр и упражнений для коррекции специфических нарушений письма и чтения
Используя данные упражнения, виды работ и игры, и подобные упражнения и игры, приведенные в данной работе использовать систематически, то многие учащиеся справляются со своими трудностями. У школьнико...