Рабочая программа по коррекции специфических особенностей когнитивной деятельности детей с ОВЗ «Ступеньки развития»
рабочая программа

Адиатулина Юлия Юрьевна

Настоящая  программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), обучающихся в 1-4 классах общеобразовательной школы, и составлена с учетом содержания учебных предметов «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык», что позволяет формировать умение самостоятельного переноса усвоенного в новую  ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _statya_korrektsionnaya_programma_2018.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Специальная школа № 53»

Рабочая программа

по коррекции специфических особенностей когнитивной деятельности

детей с ОВЗ

«Ступеньки развития»

Адиатулина Юлия Юрьевна

учитель начальных классов

Новокузнецк, 2018

Настоящая  программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), обучающихся в 1-4 классах общеобразовательной школы, и составлена с учетом содержания учебных предметов «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык», что позволяет формировать умение самостоятельного переноса усвоенного в новую  ситуацию.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Для детей с ОВЗ характерна несформированность высших корковых функций,  что влечет за собой отклонения в развитии высших  психических процессов: нарушение целостного восприятия образа предмета, неточности или несоразмерности движений, проявляющиеся в трудностях предметных действий, недостаточность полноты и точности отображения, приводящие к ограничению избирательности восприятия, слабости апперцепции, затруднениям в осмыслении и обобщении воспринимаемого. Дефицитарность процесса восприятия приводит к нарушениям в развитии памяти, мышления и речи. [2]

Ограниченные возможности здоровья проявляются в выраженной соматической истощаемости, низкой работоспособности, замедленном темпе выполнения заданий. Младшие школьники затрудняются в  различении положений объектов в пространстве (схеме тела, на листе), формы и пропорций предметов, мелких деталей.  Дети нуждаются в оказании стимулирующей, организующей, направляющей и обучающей помощи в связи с  наличием у них особенностей  переключения на новое задание и способа его выполнения, переноса знаний и умений в новые учебные ситуации. [4]

Таким образом, биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии.

Типичным вторичным затруднением детей с ОВЗ является несформированность учебной деятельности, обусловленная неготовностью к школьному обучению,   и проявляющаяся в сложностях освоения детьми программного материала общеобразовательной школы. [1]

Программа рассчитана на 4 года обучения (1-4 класс).

Объем программы – 240 часов  (1класс – 60 час., 2 класс – 60 час., 3 класс – 60 час., 4 класс – 60 час.)

            Кратность занятий - 2 раза в неделю. Продолжительность занятий - 20-25 мин.

Цель: коррекция специфических нарушений в познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ.

Задачи:

  1. Развивать предметные и сенсорно-перцептивные действия.
  2. Коррегировать специфические нарушения высших психических функций;
  3. Сформировать предпосылки учебной деятельности;
  4. Сформировать виды, способы и приемы учебной деятельности.

Программа состоит из  следующих разделов:

1 класс:

  1. Развитие предметных и сенсорно-перцептивных действий (20 час.)
  2. Коррекция специфических нарушений высших психических функций

 (27 час.)

  1. Формирование предпосылок учебной деятельности (13 час.)

2 – 4 класс:

1. Развивать предметные и сенсорно-перцептивные действия (20 час.)

2. Коррекция специфических нарушений высших психических функций (25 час.)

3. Формирование видов, способов и приемов учебной деятельности (15 час.)

Отличительной чертой программы является ее интегративный характер, позволяющий соединять в равной мере теоретические и практические знания в учебной деятельности, что дает обучающимся возможность самостоятельно использовать полученные знания в жизни.

В основу коррекционно-развивающей работы положен концентрический принцип, заключающийся в увеличении объема знаний, накопленных приемов и способов выполнения заданий, переноса навыков в новые условия. Сложность и объем используемых заданий возрастает с переходом на следующий год обучения.

Данная программа не является статичной по своему характеру, следовательно, содержание занятий может изменяться в зависимости от возможностей и потребностей обучающихся.

Программа может быть реализована  в следующих  формах:

  1. Подгрупповая  (оптимальное количество человек - 4-5)  
  2. Индивидуальная.
  3. Комбинированная (подгрупповая+ индивидуальная).

Выбор оптимальной формы зависит от индивидуальных  особенностей и диагноза детей с ОВЗ.

Занятия могут быть реализованы  в очном  или дистанционном режиме.

Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ. Для усвоения программы применяются основные группы методов обучения: наглядный, словесный, практический, а так же  методы коррекции: речевые и пальчиковые игры, элементы музыкотерапии, выработка схем рассуждений и пр.

Методические рекомендации по организации занятий

Структура коррекционно-развивающего занятия:

  1. Организационный этап – организация ребенка на занятие и выполнение заданий, актуализация знаний.
  2. Основной – использование упражнений для коррекции специфических нарушений в познавательной деятельности и развития мелкой моторики пальцев рук, применение пальчиковых игр.  
  3. Заключительный – подведение итогов занятия, анализ ребенком своей деятельности, анализ домашнего задания.

Требования к наглядным материалам, используемым дефектологом

на занятиях с детьми с ОВЗ

При отборе материала учитывается наиболее комфортное для восприятия  изображений цветовая гамма, размеры изображения и предъявляемых предметов, расположение элементов в соответствии с требованиями к наглядным материалам, используемым  учителем-дефектологом на занятиях с детьми с ОВЗ.

Стимулирование сенсорно-перцептивных действий происходит через:

  • расширение  круга представлений  о предметах: знакомство с формой изображения предметов и геометрических фигур (овал, полуовал, прямая, наклонная и т.д.), количественными и пространственными соотношениями, основными цветами;
  • выполнение конкретных действий: определение цвета, формы, величины, пространственного расположения предмета;
  • овладение практическими, графическими навыками;
  • ориентировку на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве;
  • формирование четких образов-представлений, положительно влияющих на мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение).

Наиболее важным условием коррекционной работы является соблюдение принципа наглядности, что позволяет опираться на конкретные образы. Это способствует формированию у реальных представлений об окружающем мире, изучаемых предметах и явлениях, позволяет расширить объем познавательной информации.

При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности расширяются возможности знакомства с разнообразными качествами и свойствами предметов, отличительными и общими признаками изучаемого материала. Кроме того, использование наглядного материала позволяет поддерживать интерес к занятиям, преподносить трудный программный материал в занимательной и доступной форме. Это положительно сказывается на качестве усвоения учебного материала, повышается эффективность обучения.

        Огромное значение придается использованию  натуральных наглядных пособий.

 Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях. При выборе натуральных предметов для демонстрации на занятиях следует соблюдать определенные требования:

-  предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования;

-  предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями;

-  предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом основными деталями.

Дидактические игрушки, используемые на занятиях, также выступают в качестве моделей и должны отвечать тем же требованиям (т. е., должны быть с четко выделенными основными деталями, характеризующими изображаемый предмет)). Игрушки, изображающие человека – должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение; животное – особенности строения этого животного, его реальный окрас.

        Адаптация изобразительного иллюстрированного наглядного материала предполагает:

- четкое выделение общего контура изображения;

- усиление цветового контраста изображения;

- выделение контуром, разными линиями, штрихами, цветом главного в   изображении;

- уменьшение количества второстепенных деталей;

- в сюжетных многоплановых изображениях  -  выделение переднего, среднего и задних планов.

        Нередко приходится самостоятельно изготавливать изобразительный наглядный материал. Для этого используется прием созданий аппликаций из предметных изображений. При изготовлении демонстрационного иллюстрированного наглядного материала необходимо учитывать:

- смысловое содержание и четкость изображения, от этого во многом зависит успешность его восприятия и осмысления детьми;

- возраст детей, на которых рассчитан этот наглядный материал, а также имеющиеся у них представления об изображенном предмете или явлении, т. е. наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам;

- особое внимание следует уделить точной передаче формы изображенных предметов, как одной информативных характеристик; в случае необходимости форма предмета выделяется с помощью контура;

- точно передавать строение предмета, пространственное  расположение его частей, их пропорциональное соотношение;

- правильно передавать реальный цвет изображаемых предметов и явлений.[1,3]

         

Содержание курса

коррекции специфических нарушений познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Раздел I Развитие предметных и сенсорно-перцептивных действий

(1-4 класс – 20 час.)

Формирование гностических (познавательных) сенсорно-перцептивных действий: разделение целостного объекта на части (анализ) и объединение частей в целое (синтез); нахождение главных и второстепенных признаков в изображении и установление связей между ними. Целостный и дискретный способ восприятия. Поиск одинаковых картинок по заданным признакам.  Пространственная ориентировка на листе.

Раздел II Коррекция специфических нарушений высших психических функций

 (1 класс – 27 час., 2-4 класс – 25 час.)

Формирование восприятия целостного образа предметов, пространственная ориентировка. Становление способности выполнения целенаправленных движений. Развитие и коррекция особенностей восприятия, памяти и внимания, развитие мыслительных процессов и логических рассуждений. Обучение работе с перфокартами, сравнению и классификации предметов, поиск сходств и различий. Нахождение простого и скрытого смысла стихотворений и изображений. Обучение нахождению противоположностей слов, изображений.

Раздел III Формирование предпосылок учебной деятельности

(1 класс - 13 час.)

Создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения к учебе; формирование рефлексивного отношения к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью); обеспечение необходимыми средствами решения задач; организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

        Формирование умения осуществлять действие по образцу и заданному правилу; сохранять заданную цель; становление умения видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого, контролировать свою деятельность по результату.

Раздел IV Формирование видов, способов и приемов учебной деятельности

 (2-4 класс – 15 час.)

Становление процесса наблюдения, описание предмета. Подчинение своих действий образцу, вербальной инструкции в соответствии с поставленной учебной целью. Способы самоконтроля. Знакомство понятием «эксперимент»,  последовательность его проведения. Работа с книгой, ее структурными элементами. Работа с текстом, его содержанием и структурой. Смысловое понимание текста, ответы на вопросы, составление простого плана пересказа. Способы запоминания учебного материала и стихов. Работа со схемами и таблицами.

Литература

1.   Когнитивное обучение:  современное состояние и перспективы [Текст] / Отв. ред. Т. Галкина, Э. Лоарер. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.

2.   Ковалев, Е.В., Захарова, А.В., Староверова, М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Текст] : методическое пособие / Е.В. Ковалев, А.В. Захарова, М.С. Староверова / Коррекционная педагогика// Под ред. М.С. Староверова. - Владос, 2011 г., 167 с.

3.  Лаврушина, И.В. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей дошкольного возраста в условиях дошкольных учреждений [Текст] / Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: СБ. Докл. Межрегион. Науч.-практ. Конф.: В 2-х ч. Новосибирск, 2002. 450 с.

4.  Худенко, Е.Д., Мельникова, Т.С., Шаховская, С.Л. Как научить ребенка думать и говорить? (Упражнения по развитию памяти,   внимания,   мышления, речи, техники чтения) [Текст]  / Е.Д. Худенко, Т.С. Мельникова, С.Л. Шаховская - М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Коррекция специфических ошибок на уровне слова в 3 - 4 классе по теме Слова с безударными гласными в корне слов"

Презентация  включена в урок по этой теме. На данном уроке деди тренируются в подборе проверочных сло, где безударная гласная стоит в ударной позиции....

Особенности развития физических качеств у школьников младших классов. Специфические особенности прыгучести

Статья на тему: особенности развития физических качеств у школьников младших классов. Специфические особенности прыгучести....

Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции

Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции...

Особенности когнитивного развития детей младшего школьного возраста.

В современном мире проблема развития когнитивных способностей младших школьников является одной из самых актуальных тем, так как непосредственно познавательная способность ребенка является важным усло...

Подбор игр и упражнений для коррекции специфических нарушений письма и чтения

Используя данные упражнения, виды работ и игры, и подобные упражнения и игры, приведенные в данной работе использовать систематически, то многие учащиеся справляются со своими трудностями. У школьнико...