Мастер-класс «Формирование и развитие логического мышления обучающихся с ЗПР в начальной школе"
материал
Мастер-класс
«Формирование и развитие логического мышления обучающихся с ЗПР в начальной школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Формирование и развитие логического мышления обучающихся с ЗПР в начальной школе»
Подготовила:
учитель-дефектолог Кузнецова А.М.
Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому. Буду рада, если мастер-класс сможет пополнить ваш педагогический багаж знаний.
Моя методическая проблема – «Формирование и развитие логического мышления обучающихся с ЗПР в начальной школе».
В современном мире нас окружает большой поток информации. Это требует навыков её поиска, анализа, интерпретации. Поэтому формирование логического мышления очень важно.
Теперь младшему школьнику необходимо привить универсальные учебные действия, составляющие умения учиться, навыки решения творческих и логических задач.
Реализуя проблему и новые образовательные цели, использую в практике приёмы сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации. Стремлюсь организовывать целенаправленную работу по обучению учащихся основным приёмам мыслительных действий. Это целесообразно выполнять систематически в виде логических пятиминуток. Организовую их средствами деятельностного подхода. Изучаю труды педагогов-новаторов по этой теме и активно внедряю их концепции в свою практику.
А сейчас приглашаю вас на занятие в 1 класс, стать первоклассниками. Продемонстрирую фрагменты упражнений логического содержания, которые способствуют реализации моей проблемы.
У вас на столе букеты из трёх тюльпанов, выберите один, соответствующий вашему настроению.
Итак, ваше настроение благоприятствует нашей плодотворной работе, и мы начинаем. Назовите на каждую букву слова УРОК ваши предполагаемые действия на этом занятии.
У – узнавать новое, удивляться интересному
Р – развивать вычислительные навыки, рассуждать
О – обсуждать выполненные задания, открывать неизученное
К – корректировать свои знания
Ход занятия | Методический комментарий |
Упражнение 1 «Составь слово» Составьте слово, определив правильный порядок чисел. (Сказка) Нас ждёт сказка. Посмотрите на плакат. Что вы видите? (Домики и дерево) Сколько домиков? А сколько деревьев? Чего больше? На сколько? Какие знания вам помогли назвать правильное количество? (Счёт в пределах 10, действие сравнения чисел, их сложение и вычитание). Как вы думаете, кто должен жить в этих домиках? (Сказочные герои) Сейчас мы отправимся в путешествие, закрепим знания по теме «Числа от 1 до 10», и каждое правильно выполненное задание поможет поселиться сказочному герою в свой домик. Упражнение 2 – игра «Скажи, кто лишний, и посчитай героев сказки» Как называется эта сказка? («Три поросёнка») Какой герой лишний? (Колобок) Посчитайте вслух вместе героев сказки. (4) Как называется эта сказка? («Репка») Какой герой лишний? (Карлсон) Давайте вместе посчитаем героев сказки. (6) Вы справились с заданием и помогли Колобку поселиться в этот домик. Упражнение 3 – игра «На сказочной полянке» Следующий герой, которому мы поможем поселиться, – Айболит. Он всегда советует всем больше проводить времени на свежем воздухе. Давайте последуем его совету и отправимся на прогулку в городской парк. Мы выходим из родной школы №18, идём аллеей, и радуют глаз цветы, посаженные учениками нашей школы. Вот мы и в парке, перед нами памятник погибшим солдатам во время Великой Отечественной войны, здесь всегда горит вечный огонь, который говорит о том, что мы помним и чтим своих героев. Пройдёмся аллеей парка, а вот и полянка с каменными героями из сказок. Давайте остановимся здесь и поиграем. Необходимо правильно заполнить окошко числом, при этом найти целое или часть. Порхающие бабочки проверят ваш вариант ответа. Выполнять задание будем с помощью волшебной палочки, которая прикоснётся к отвечающему (2 примера). Теперь ответы нужно выбрать из чисел на карточках и поднять соответствующую (2 примера). Подытожим наши навыки, полученные в этом задании. Выполним упражнение «Продолжи предложение»: Чтобы найти целое, нужно …(сложить части). Чтобы найти часть, нужно …(из целого вычесть другую часть). Минута отдыха (релаксация) Поиграли и будем возвращаться в школу. По пути отдохнём и вспомним об увиденном в парке, подумаем, какими впечатлениями можно будет поделиться дома с родителями. Посмотрите на экран и полетайте глазками в облачном небе со своими любимыми героями. Какие облака, что вы почувствовали во время полёта? Айболит теперь тоже будет жить в домике. Он очень вам благодарен за правильные ответы и полезную прогулку. Его совет – берегите здоровье! Упражнение 4 – игра «Собери фигурку» Сказочный герой Буратино просит нас помочь ему сделать подарок подруге Мальвине, поселить её в красивый домик. Для этого нужно выполнить задание в парах с геометрическими фигурами. Каждая пара получит своё задание – объединить фигуры по форме, по размеру или по цвету. У вас 30 секунд времени. По каким признакам вы объединяли фигуры в группы? Проверим задание. Мальвина теперь будет жить в красивом домике. Буратино и его подруга вам очень благодарны. Упражнение 5 – игра «Найди пару» В последний домик мы поселим Золушку, если правильно выполним задание. Давайте объединимся в группы по вариантам. 1-й вариант – 1 группа, 2-й вариант – 2 группа. Ваше задание – найти пару, каждому сказочному герою его предмет. На выполнение задания 20 секунд. Самопроверка в группах. Даётся лист для проверки задания. Мы поселили благодаря вам в домик Золушку. А теперь у наших героев будет новоселье, и остальные сказочные герои принесут им подарки, которые вы им помогли выбрать. (На плакат помещаются все герои). Рефлексия Что узнали, чему удивились? Что развивали? Что обсуждали? Что корректировали? А теперь возьмите тюльпан, который сейчас покажет ваше настроение, и посадим вместе клумбу нашим героям, это будет им подарок от нас. | Данное задание можно использовать на всех уроках, на этапе мотивации, сообщении темы. Это задание интегрирует урок чтения и математики, содержит приём конкретизации, который подразумевает выделение частного признака предмета, закрепляет навыки устного счёта. В процессе данного упражнения формируются мыслительные действия синтеза – объединение частей в целое и анализа – разъединение на составляющие и определение части. Задание проводится на этапе закрепления навыков сложения и вычитания в пределах 10, состава чисел. Детям предлагается выполнить 8 заданий. В процессе данных минут отдыха мышление детей выполняет также абстракцию – выделение конкретной особенности предмета или явления. Каждый мой урок имеет физпаузы и минуты релаксации. Задание проводится на уроках ознакомления с геометрическими фигурами и в процессе повторения данного материала на последующих уроках. На его выполнение отвожу 2 минуты. Упражнение содержит приём сравнения и классификации – определение общих признаков и объединение по ним в группы. Это задание на приём синтеза и обобщения – выделение общих признаков на основе сходства, объединение элементов в целое. Упражнение развивающего характера, комбинируется деятельность уроков математики с трудовым обучением – дети делают аппликации, с изобразительным искусством – рисуют героям их предметы по аналогии выполненного. Отводится время в зависимости от количества заданий. |
В своей практике использую разнообразные задания на логику, логические упражнения со словами, разрабатываю комплекс данных заданий по классам.
Задания на логику
1. Задачи на смекалку.
2. Задачи-шутки.
3. Числовые фигуры.
4. Геометрические задачи.
5. Логические блоки Дьенеша.
6. Графические диктанты.
7. Логические упражнения со словами.
8. Математические игры и фокусы.
9. Кроссворды, ребусы, шарады, анаграммы.
10. Комбинаторные задачи.
Логические упражнения со словами
1. Подобрать родовые понятия.
2. Найти лишнее слово.
3. Назвать причины, следствия событий.
4. Найти закономерность.
5. Назвать понятия, которые находятся в функциональных отношениях.
6. Составить новое слово из данных.
7. Назвать понятия, которые имеют отношение «последовательности».
8. Подобрать противоположные понятия.
9. Назвать одним словом.
10. Назвать целое по данной части.
11. Составить предложения.
Как результат – мои ученики с первого класса участвуют и побеждают в дистанционных олимпиадах по логике и другим предметам.
Учить трудиться, думать смело,
Шагать. Дороги хороши...
Нет в мире радостнее дела,
Чем воспитание души!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды заданий для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе
Этот материал можно использовать на уроках математики для развития логического мышления во 2-4-ых классах....
Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе
Материалы для выступления на методическом объединении, педагогическом совете...
Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.
Уже несколько лет я работаю над темой «Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах.В задания логического мышления входят различные виды работы:1.Работа с числами, числовым р...
Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.
Как известно, период то 6 до 12 лет -очень важный период для развития ребенка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти г...
Проблема развития логического мышления на уроках математики в начальной школе
Данный материал содержит в себе краткий материал по проблеме развития логического мышления на уроках математики в начальной школе....
Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.
Вступление.Теоретическая обоснованность.Практические задания....
Мастер-класс для педагогов по развитию логического мышления с использованием ИКТ
В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ...