Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.
статья на тему
Уже несколько лет я работаю над темой «Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах.
В задания логического мышления входят различные виды работы:
1.Работа с числами, числовым рядом (магические квадраты).
2.Работа с геометрическим материалом (танграммы).
3.Работа с фигурами.
4. работа с задачами.
Решение задачи в начальной школе имеет центральное значение для развития логического мышления, так как связано с переходами от символической формы мысли к словесной.
Анализируя задачи, дети составляют модели, чертежи. схемы, по которым решаются обратные задачи и аналогичные.П.М.Эрдниев предлагает свою систему решения задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_logicheskoe_myshlenie.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО учителей начальных классов.
« Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах».
Уже несколько лет я работаю над темой «Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах.
В задания логического мышления входят различные виды работы:
1.Работа с числами, числовым рядом (магические квадраты).
2.Работа с геометрическим материалом (танграммы).
3.Работа с фигурами.
4. работа с задачами.
Решение задачи в начальной школе имеет центральное значение для развития логического мышления, так как связано с переходами от символической формы мысли к словесной.
Анализируя задачи, дети составляют модели, чертежи. схемы, по которым решаются обратные задачи и аналогичные.П.М.Эрдниев предлагает свою систему решения задач.
Основные этапы:
- Решить данную задачу.
- Составить и решить обратные задачи.
- По возможности составить по аналогии новую задачу и решить таковую.
Нестандартные задачи способствуют формированию и совершенствованию логики мысли, рассуждений, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности.
В процессе поиска решений и ответов у ребёнка развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, абстракция, конкретизация.
К нестандартным задачам относятся:
а) отгадывание чисел
б) логические концовки
в) задачи-парадоксы с неожиданными ответами
г) занимательные задачи на расстановку чисел и др.
Например: (задания для 1 – 2 классов)
а) Задумайте число, меньше 10, но больше 0.
Умножьте его на10, прибавьте 6.
Зачеркните первую цифру (число десятков зачеркнули).
Получилось 6!
5*10+6 56
б) дом короче сарая, значит сарай…..
в) Саша вышел из дома раньше, чем Серёжа, значит Серёжа….
г) требуется уменьшить число 9 на 3.Как получить ответ, не используя никаких знаков? (Достаточно повернуть цифру 9, и ответ готов получилась цифра 6!)
Все виды работы, представленные в заданиях, направлены на развитие логического мышления.
Такие задания предлагаю детям на каждом уроке математики. Делаю разграничения: одну неделю учимся анализировать, другую -занимаемся синтезом, третью - обобщаем и т.д. Затем задачу усложняю: группирую разные виды заданий.
На определённом этапе работы ввожу дифференциацию, заменяю фронтальную форму работы групповой, парной или индивидуальной. Данные задания не только развивают умения анализировать, рассуждать, комбинировать, обобщать, но и активно формируют весь процесс мышления. Используя на уроках такие виды заданий, я заметила, что учащиеся с интересом выполняют предложенные задания, составляют аналогичные задания, лучше усваивают учебный материал, таким образом , процесс обучения математике не сводится только к вычислительным действиям, а становятся основой развития личности ребёнка.
Данная система работы способствует разностороннему развитию учащихся, повышает уровень активности, создаёт благоприятные условия для самоутверждения, что приводит к улучшению успеваемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды заданий для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе
Этот материал можно использовать на уроках математики для развития логического мышления во 2-4-ых классах....
Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе
Материалы для выступления на методическом объединении, педагогическом совете...
Развитие внимания и логического мышления на уроках математики в начальной школе
Доклад содержит основные психологические понятия (внимание, мышление); обмен опытом работы, использование дидактических игр, практических заданий на уроках математики в начальной школе, способствующих...
Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.
Как известно, период то 6 до 12 лет -очень важный период для развития ребенка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти г...
Проблема развития логического мышления на уроках математики в начальной школе
Данный материал содержит в себе краткий материал по проблеме развития логического мышления на уроках математики в начальной школе....
Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.
Вступление.Теоретическая обоснованность.Практические задания....
ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Пособие предназначено для учителей начальных классов, родителей и студентов педагогических специальностей....