Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.
учебно-методический материал на тему
Как известно, период то 6 до 12 лет -очень важный период для развития ребенка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается яктивность, инициативность, самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склоности. Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать учебный труд школьников, чтобы максимально развить интеллектуальные способности каждого из них, формировать интерес к учению вообще, к отдельным предметам в частности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_teme_samoobrazovaniya._1_klass.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.
Как известно, период от 6 до 12 лет - очень важный период для развития ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводит сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициативность, самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности. Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать учебный труд школьников*, чтобы максимально развить интеллектуальные способности каждого из них, сформировать интерес к учению вообще к отдельным предметам в частности.
Учёба - труд, и труд не лёгкий. Не надо искусственно облегчать его. Ребёнок с малых лет должен понимать, что всё достигается трудом, и трудиться не просто. Если в шкоде пытаются облегчить труд ученика, то и в жизни, выйдя из стен школы, он будет искать лёгкие пути, так как не научиться, не привыкнет за время учёбы преодолевать трудности.. Поэтому каждый учитель должен сделать так, чтобы этот не лёгкий учебный труд приносил удовлетворение, радость школьника, возбуждал желание вновь и вновь познавать. От учителя зависит потухнет или нет в глазах ребёнка пытливый огонёк.
Развитие интеллектуальных способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем возрасте. В 1 классе только начинают формироваться способы учебной работы, Поэтому необходима непрерывная чёткая линия, направленная на развитие внимания, наблюдательность, памяти, логического мышления.
Одна из важных задач начального обучения - развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы.
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного освоения материала.
В начальной школе закладываются основы логического мышления. Главная цель работы по развитию логического, отвлеченного мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний.
Развитию логического мышления способствуют уроки математики и конструирования, а также внеклассные занятия по математике.
Сначала вводятся доступные детям логические упражнения, направленные на совершенствование мыслительных операций.
В процессе выполнения таких логических упражнения шестилетки практически учатся сравнивать различные объекты, в том числе и математические, строить правильные суждения на доступном и на их жизненном опыте проводить несложные доказательства Логические упражнения постепенно усложняются.
В начальной школе на уроках математики используются упражнения со счетными палочками. Это задачи геометрического характера, так как в ходе решения, как правило.
идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Их нельзя решать каким либо усвоенным раннее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению фигуры.
Упражнения со счетными палочками можно объединить в 3 группы:
- Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.
- Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать или добавить указанное количество палочек.
- Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданною фигуры.
В ходе обучения способами решения, задач на развитие мышления даются в определенной последовательности, начиная с более простых, с тем, чтобы усвоенные учащимися умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям.
В младшем школьном возрасте с целью развития мышления используют задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел, ш поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры). См. приложение.
В первое время для решения логических задач на поиск недостающей фигуры и задета на нахождение признака, отличия детям необходим подробный зрительный анализ груши фигур с обобщением и сопоставлением признаков. В ходе упражнений процесс анализа постепенно сокращается.
На уроках математики и во внеклассных занятиях можно использовать загадки, главков» особенность которых состоит в том, что они представляют собой логическую задачу.
Загадка - это первое логическое упражнение, доступное младшим школьникам, вызывающее интерес у детей. Любая загадка - это логическое упражнение, при выполнении которого, ребенок учится выделять количественные стороны предмета, а также находить предмет по нескольким перечисленным признакам. Загадки могут быть различной степени сложности, это зависит от числа признаков и от того насколько они характерны для данного объекта.
Решение логических задач основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединении их в одно целое). Достаточное количество признаков и их конкретность позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
В первом классе полезны загадки, по тексту которых надо догадаться, о какой цифре идет речь, и написать ее или показать ее. Например:
Я так мила, я так кругла, Я состою из двух кружочков, Как рада я, что я нашла Себе таких вы дружочков!
(Восемь)
Вид ее как запятая, хвост крючком,
и не секрет: любит всех она лентяев,
а ее лентяи - нет.
(Двойка)
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет.
(Шесть)
Есть совсем другая птица.
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой.
(Двойка)
Есть, друзья такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья.
(Пятерка)
На уроках можно использовать загадки содержащие:
- МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ:
Чем больше из нее берёшь,
Тем больше она становится.
(Яма)
Говорит она беззвучно
А понятно и не скучно. Т
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь в 10 раз умней.
(Книга)
- ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ:
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот откроет рот,
(Экскаватор)
Загадки нежно использовать при изучении нумерации чисел в первом десятке
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном
(Дятел)
Деревянные сестрички.
Две сестрички-невелички.
Застучали по бокам,
Я ответил: трам-трам-там
(Барабан)
Разных три имеет глаза,
Но откроет их не сразу:
Если глаз откроет красный-
Стоп !Идти нельзя, опасно
Желтый глаз - погоди,
А зелёный - проходи!
(Светофор)
Четыре светлых солнца
У бабушки на кухне,
Четыре светлых солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита)
На лестнице-стремянке
Развешаны баранки.
Щелк да щелк — пять да пять
Так мы учимся считать.
(Счёты)
На дворе переполох,
С неба сыплется горох.
Села шесть горошин
Нина У неё теперь ангина.
(Град)
Дом без окон и дверей
Как зелёный сундучок
В нем шесть кругленьких детей
Называется...
(Стручок)
Приказало солнце стой
Семицветный мост крутой!
Туча скрыла солнце свет-
Рухнул мост, а щепок нет.
(Радуга)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг
Мастер в шелке знает толк,
Покупайте мухи шелк!
(Паук)
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра - акробатка?
Если на голову встанет.
Ровно на три меньше станет.
(Девять)
Я сильней десяти коней
Где в полях пройду весной,
Летом станет хлеб стеной.
(Трактор)
При дальнейшем изучении цифр можно использовать следующие загадки:
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят.
(Месяцы)
Тридцать три родных сестрицы
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду ставятся!
(Буквы)
Полотно, а не дорожка,
Конь, не конь - сороконожка
По дорожке той ползет.
Весь обоз везет.
(Поезд)
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
(Колос)
Не живой я, но шагаю,
Землю рыть я помогаю,
Вместо тысячи лопат
Я один работать рад.
(Экскаватор)
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём - миллион.
(Муравейник)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды заданий для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе
Этот материал можно использовать на уроках математики для развития логического мышления во 2-4-ых классах....
Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе
Материалы для выступления на методическом объединении, педагогическом совете...
Развитие внимания и логического мышления на уроках математики в начальной школе
Доклад содержит основные психологические понятия (внимание, мышление); обмен опытом работы, использование дидактических игр, практических заданий на уроках математики в начальной школе, способствующих...
Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.
Уже несколько лет я работаю над темой «Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах.В задания логического мышления входят различные виды работы:1.Работа с числами, числовым р...
Проблема развития логического мышления на уроках математики в начальной школе
Данный материал содержит в себе краткий материал по проблеме развития логического мышления на уроках математики в начальной школе....
Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.
Вступление.Теоретическая обоснованность.Практические задания....
ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Пособие предназначено для учителей начальных классов, родителей и студентов педагогических специальностей....