Проект Диалектные слова
проект (4 класс)
Участие в проекте ребят из г. Дзержинск. (Ответ на письмо)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dialektnye_slova.docx | 271.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуй, София. Пишут тебе ученики 4 класса МОУ «Архангельская СШ» Шатковского МО Нижегородской области.
Получив твоё письмо с просьбой написать о том, какие в нашей местности есть «особенные» слова и что они означают, мы поговорили с родителями, с бабушками и дедушками на эту тему. Они рассказали намэпизоды из жизни. В речи героев этих эпизодов мы и услышали такие «особенные» слова и выражения. Хотим с тобой поделиться нашими находками.
1-аяречевая ситуация:
Пришла к бабушке соседка и говорит:
-Там про деда моего бают, что он на столб залез.
-Ну что ты гутаришь! Говорят, болтуны не выводятся, а ты вывелась. Умаялась я твои бредни слушать!
-Ладно, надо тикать, а то вон дед уж за мной шлепает.
- Не шебутись, пока он там дошлепает.
Словарик: Баять- говорить Гутарить-болтать Говорят болтуны не выводятся, а ты вывелся-говорить неправду («болтун» - яйцо без зародыша, из него не выведется цыплёнок) Умаяться-устать Бредни-неправда Тикать-бежать Шлепать –идти Шебутиться–сутиться, торопиться |
2-аяречевая ситуация:
- Поди возьми печатку, вымой руки и утрись утиральником.
Словарик: Печатка – туалетное мыло Утрись- вытрись Утиральник - полотенце |
3-ьяречевая ситуация:
- Посуши ноги у галанки.
Словарик: Галанка– печка( голландская печь – отопительная кирпичная печь с толстыми наружными стенками и хорошо развитыми дымооборотами) |
4-ая речевая ситуация:
- Суп вынеси нА мост, там прохладно.
Словарик: нА мост - в коридор |
5-аяречевая ситуация:
- Сыми старые и надень канолевые штаны и новые ботики, и будешь - хоть в окошко продай.
Словарик: Сыми - сними Канолевые–новые Ботики – галоши Будешь - хоть в окошко продай - будешь красавцем |
6-аяречевая ситуация:
- Надо постирать платным мылом и белье на подловку повесить.
Словарик: Платное мыло – хозяйственное мыло Подловка - чердак |
7-аяречевая ситуация:
- Не помню, что вечор калякала. Все заспала.
Словарик: Вечор - вчера вечером Калякала - сказала Заспала - забыла |
8-ая речевая ситуация:
- Одень зипун, возьми утымалку и поставь горячий чугунок на скамью.
Словарик: Зипун – фартук Утымалка – кухонное полотенце |
9-ая речевая ситуация:
- Пойду блины печь у пылу, пока хлеб в плошках подходит.
Словарик: У пылу – с краю топки горящей русской печки Плошки – форма для выпечки хлеба |
10-аяречевая ситуация:
- Инструменты в клеть убрала.
Словарик: Клеть - кладовка |
11-ая речевая ситуация:
- Сварю беженку в подтопке с краю.
Словарик: Беженка – картошка с мясом Подтопка –топка у печки-галанки |
12-аяречевая ситуация:
- Нынче поди в магазин, купи мне светлые лаковые галоши, как у еёшней товарки.
Словарик: Нынче - сегодня Поди - иди Светлые – блестящие Еёшней – её Товарка - подружка |
13-аяречевая ситуация
Нам было очень странно и интересно слышать не только «особенные» слова, но и непривычные ударения в хорошо известных словах:
- Давеча ходила в магАзин за пОртфелеммалОму.
Словарик: Давеча - вчера магАзин - магазИн пОртфелем - портфЕль малОму - ребенок |
Вот, София, мы рассказали тебе об особенностяхречи нашего села Архангельское. Надо отметить, что эти «особенные» слова и ударения чаще всего используют в своей речи совсем старенькие люди и помнят их самые пожилые члены наших семей. Это и понятно, ведь язык живой, как жизнь, он постоянно развивается и обогащается. Но нам кажется, что мы должны знать, что такие слова жили в нашем языке и помогали общаться нашим предкам. Мы тебя, София, хотим поблагодарить за интересную тему наблюдения за языком. Она нас увлекла. Удачи тебе! Новых идей и открытий!
До свидания
С уважением, ученики 4-ого класса МОУ «Архангельская средняя школа»16.01.2024г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - образовательный проект "Мастер слова" ( по творчеству С.Я. Маршака)
Задачи данного проекта: Создание условий для развития детской любознательности, познавательной активности и инициативности Формирование навыков осознанного чтения Формирование навыков при...
Проект МАСТЕР СЛОВА - С. Я. Маршак.
Цель: знакомство детей с жизнью и творчеством С.Я. Маршака; закрепление и систематизация знаний стихов, сказок, художественных переводов, пьес «основоположника детской литературы».Задачи ...
Коллективный проект «Тайны слова»
Коллективный проект «Тайны слова»...
Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».
Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....
Презентация исследовательской работы "Диалектные слова жителей д.Лямцы Онежского района Архангельской области"
Исследовательская работа выполнена по итогам занятий факультативного курса "Родничок"....
«Диалектные слова в сказках северного писателя М.Попова» Исследовательская работа
Мы предположили, что в ходе изучения произведений северного писателя М. Попова ребята обогащают свой словарный запас диалектными словами (поморской лексикой)....