Проект Диалектные слова
проект (4 класс)

Участие в проекте ребят из г. Дзержинск. (Ответ на письмо)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dialektnye_slova.docx271.65 КБ

Предварительный просмотр:

D:\категория\На Сайт Курмаева\исследовательская работа диалектные слова\Q39VJAuA7qs.jpg

D:\категория\На Сайт Курмаева\исследовательская работа диалектные слова\4hQgqbKYeO0.jpg

Здравствуй, София. Пишут тебе  ученики 4 класса МОУ «Архангельская СШ» Шатковского МО Нижегородской области.

     Получив твоё  письмо с просьбой написать о том, какие в нашей местности есть «особенные» слова и что они означают, мы поговорили с родителями, с бабушками и  дедушками  на эту тему. Они рассказали намэпизоды  из жизни. В речи героев этих эпизодов    мы и услышали такие «особенные» слова и выражения. Хотим с тобой поделиться нашими находками.

1-аяречевая  ситуация:

Пришла к бабушке соседка и говорит:

-Там про деда моего бают, что он на столб залез.

-Ну что ты гутаришь! Говорят,  болтуны не выводятся, а ты вывелась. Умаялась я твои бредни слушать!

-Ладно, надо тикать, а то вон дед уж за мной шлепает.

- Не шебутись, пока он там дошлепает.

Словарик:

Баять- говорить

Гутарить-болтать

Говорят болтуны не выводятся, а ты вывелся-говорить неправду («болтун» - яйцо без зародыша, из него не выведется цыплёнок)

Умаяться-устать

Бредни-неправда

Тикать-бежать

Шлепать –идти

Шебутиться–сутиться, торопиться

2-аяречевая  ситуация:

- Поди возьми печатку, вымой руки и утрись утиральником.

Словарик:

Печатка – туалетное мыло

Утрись- вытрись

Утиральник - полотенце

3-ьяречевая  ситуация:

- Посуши ноги у галанки.

Словарик:

Галанка– печка( голландская печь – отопительная кирпичная печь с толстыми наружными стенками и хорошо развитыми дымооборотами)

4-ая речевая  ситуация:

- Суп вынеси нА мост, там прохладно.

Словарик:

нА мост - в коридор

5-аяречевая  ситуация:

- Сыми старые и надень канолевые штаны и новые ботики,  и будешь -  хоть в окошко продай.

Словарик:

Сыми - сними

Канолевые–новые

Ботики – галоши

Будешь -  хоть в окошко продай - будешь красавцем

6-аяречевая  ситуация:

- Надо постирать платным мылом и белье на подловку повесить.

Словарик:

Платное мыло – хозяйственное мыло

Подловка - чердак

7-аяречевая  ситуация:

- Не помню, что вечор калякала. Все заспала.

Словарик:

Вечор - вчера вечером

Калякала - сказала

Заспала - забыла

8-ая речевая  ситуация:

- Одень зипун, возьми утымалку и поставь горячий чугунок на скамью.

Словарик:

Зипун – фартук

Утымалка – кухонное полотенце

9-ая речевая   ситуация:

- Пойду блины печь у пылу, пока хлеб в плошках подходит.

Словарик:

У пылу – с краю топки горящей русской печки

Плошки – форма для выпечки хлеба

10-аяречевая  ситуация:

- Инструменты в клеть убрала.

Словарик:

Клеть - кладовка

11-ая речевая   ситуация:

- Сварю беженку в подтопке с краю.

Словарик:

Беженка – картошка с мясом

Подтопка –топка у печки-галанки

12-аяречевая  ситуация:

- Нынче поди в магазин, купи мне светлые лаковые галоши, как у еёшней товарки.

Словарик:

Нынче - сегодня

Поди - иди

Светлые – блестящие

Еёшней – её

Товарка - подружка

13-аяречевая  ситуация

Нам было очень странно и интересно  слышать не только  «особенные» слова, но и непривычные ударения в хорошо известных словах:

 - Давеча ходила в магАзин за пОртфелеммалОму.

Словарик:

Давеча - вчера

магАзин -  магазИн

пОртфелем - портфЕль

малОму - ребенок

Вот, София, мы рассказали тебе об особенностяхречи нашего села Архангельское. Надо отметить, что эти «особенные» слова и ударения чаще всего используют  в своей речи совсем старенькие люди  и помнят их самые пожилые члены наших семей. Это и понятно, ведь язык живой, как жизнь, он постоянно развивается и обогащается. Но нам кажется, что мы должны знать, что такие слова жили в нашем языке и помогали общаться нашим предкам. Мы тебя, София, хотим поблагодарить за интересную тему наблюдения за языком.  Она нас увлекла. Удачи тебе! Новых идей и открытий!

До свидания

С уважением, ученики 4-ого класса МОУ «Архангельская средняя школа»16.01.2024г.                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - образовательный проект "Мастер слова" ( по творчеству С.Я. Маршака)

Задачи данного проекта:   Создание условий для развития детской любознательности, познавательной активности и инициативности Формирование навыков осознанного чтения Формирование навыков при...

Проект МАСТЕР СЛОВА - С. Я. Маршак.

Цель: знакомство детей с жизнью и творчеством С.Я. Маршака; закрепление и систематизация знаний стихов, сказок, художественных переводов, пьес «основоположника детской литературы».Задачи ...

Коллективный проект «Тайны слова»

Коллективный  проект «Тайны слова»...

Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».

Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....

Презентация исследовательской работы "Диалектные слова жителей д.Лямцы Онежского района Архангельской области"

Исследовательская работа выполнена по итогам занятий факультативного курса "Родничок"....

«Диалектные слова в сказках северного писателя М.Попова» Исследовательская работа

Мы предположили, что в ходе изучения произведений северного писателя  М. Попова ребята обогащают свой словарный запас диалектными словами  (поморской лексикой)....