«Диалектные слова в сказках северного писателя М.Попова» Исследовательская работа
творческая работа учащихся по чтению (4 класс) на тему
Мы предположили, что в ходе изучения произведений северного писателя М. Попова ребята обогащают свой словарный запас диалектными словами (поморской лексикой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
popov4.docx | 680.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Северодвинска
Городской конкурс учебно – исследовательских работ школьников
«Учёные будущего» («Юный исследователь»)
Направление Краеведение
«Диалектные слова в сказках северного писателя М.Попова»
Исследовательская работа
Выполнена учеником 4в класса
МБОУ СОШ №24
Лазарева Лидия Александровна
руководитель –
учитель начальных классов
Опокина Марина Николаевна
г. Северодвинск, 2016
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………………....3
Глава 1. Исследование понимания диалектных слов в сказках М.Попова у учащихся 4 «В» класса МОУ СОШ №24 –анкетирование ……………………………………………………...5
Глава 2 Знакомство с биографией и творчеством М.Попова …………………………….....9
Глава 3 Анализ результатов изменения объёма словарного запаса детей ………………. .11
Заключение ………………………………………………………………………………..……12
Библиографический список …………………………………………………………………...13
Приложения………………………………………………………………………………..…...14
ВВЕДЕНИЕ
Моя мама работает библиотекарем, мне стало интересно: читают ли мои сверстники книги северных писателей. Мама рассказала, что за книгами краеведческой тематики ребята обращаются, когда получают задания от учителя, а сами мало интересуются историей родного края. Мы предположили, что ребята читают немного книг по этой теме ещё и потому, что им не понятны некоторые, северные поморские слова. Тогда мы решили провести исследование, которое помогло бы подтвердить или опровергнуть наше предположение. Мы предложили ученикам 4 класса выполнить задание «Как вы понимаете данные слова? Напишите толкование известных вам слов» (Приложение 1:Анкета ) В ходе данного исследования выяснили, что, несмотря на то, что произведения краеведческой тематики изучаются на уроках литературного чтения в курсе «Морянка» в начальной школе, лексика краеведения остается учащимися мало познанной.
Гипотеза: Мы предположили, что в ходе изучения произведений северного писателя М. Попова ребята обогащают свой словарный запас диалектными словами (поморской лексикой).
Цель: Проследить возможность обогащения словарного запаса одноклассников в ходе изучения сказок М. Попова.
Задачи:
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Спобствовать обогащению словарного запаса
одноклассников диалектными словами, которые встречаются в произведениях М.Попова
3. Начать создавать словарь диалектных слов по сказкам М.Попова.
Предмет исследования: произведения М.Попова
Объект исследования: лексика, ограниченная в употреблении территориально.
Методы:
1.Анкетирование.
2. Чтение, беседа, анализ произведений М.Попова.
3. Анализ полученных результатов.
Планируемый результат: начало создания толкового словаря диалектных слов по произведениям М.Попова.
Актуальность исследования, на мой взгляд, обусловлена все возрастающим вниманием современного общества к национальной самобытности русской культуры и русского языка, в частности, к народным основам родного языка.
ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ В СКАЗКАХ М.ПОПОВА У УЧАЩИХСЯ 4 В КЛАССА МБОУ СОШ №24 - АНКЕТИРОВАНИЕ
Какие слова называются диалектными?
Мы еще в детском саду слушаем произведения, где встречаются слова «поморский край, поморы, сполохи и другие» Это слова, которые связывают нас с родной местностью, прежде всего местом, где начиналась наша жизнь, это все, что окружает и сопровождает нас с детства. В том числе и речь. Речь тех, кто вводил или вводит нас в сложный мир жизни. Своё исследование мы проводили на основе книг архангельского писателя Михаила Попова «Золотой ларец» и «Приключения на Двине, или Повесть о том, как юнга Петяша и гардемарин Федотка в Африку ходили».
Сказки М.Попова отличаются особой мелодикой северной речи и использованием диалектных слов, которые лучше знакомят читателей с бытом и нравами поморов. В своих произведениях писатели используют диалектные слова с целью показать колорит речи. Русские диалекты – это корни русского языка.
Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Так определяется это понятие в справочнике школьника по русскому языку. [6,58]
В словаре Ожегова С.И. даётся такое определение диалекта. Диалект – местная или социальная разновидность языка. Диалектизм – слово или оборот речи из какого-нибудь диалекта, употреблённые в литературном языке.[4,167].
В словаре Ушакова Д.Н. даётся другое описание диалекта. Диалект – местное наречие, говор. Диалектизм – слово, оборот речи, заимствованный литературным языком из кого-нибудь диалекта.[7,23]
Руководствуясь определениями из этих словарей, мы приходим к выводу: речь жителей той или иной местности называют диалектом.
Диалектизмы – это особенности диалектов, говоров, не соответствующие нормам литературного языка. Диалектизм – это диалектное вкрапление в русский литературный язык. В речи людей могут отражаться фонетические, словообразовательные, грамматические особенности диалекта.
Диалектизмы находятся вне литературного языка, но могут быть использованы в художественной литературе для создания местного колорита, для речевой характеристики персонажей. Понимают ли мои сверстники северные диалектные слова? Для того чтобы говорить конкретно, было проведено анкетирование ребят. Мы выбрали 15 слов из книги М.Попова «Приключения на Двине» и сборника сказок «Золотой ларец». Ребята должны были объяснить значение этих слов. Всего в анкетировании приняло участие 24 человека.
Мы проанализировали сколько диалектных слов из предложенных, ребята знают и распределили их на три уровня. Опрос показал следующие результаты:
Выше среднего – правильно объяснено 7 и больше слов (1 ребёнок)
Средний уровень – объяснено 5-6 слов (8 ребят)
Ниже среднего – объяснено 4 и меньше слов (15 ребят)
Наглядно результаты показаны в диаграмме 1 (Приложение 2).
Для объяснения смыслового значения были предложены следующие слова: бахвал, бадейка, втемяшилось, заводи, заструги, кочи, кумпол, матица, Морянка, паря, сполохи, торосы, туесок, угор, Шелоник (Приложение 1). В результате данного опроса я сделала следующие выводы:
- Дали толкование всех 15 слов в карточке – 0 чел.
- Дали толкование более 10 слов в карточке – 1 чел.
- Дали толкование от 5 до 10 слов в карточке – 8 чел.
- Дали толкование 1-4 словам – 15 чел.
- Сдали пустой бланк – 0 чел.
Таким образом, проведя анкетирование мы получили следующие результаты. Наглядно они показаны в диаграмме 2 (Приложение 2).
слово | Правильно определили смысл | Не смогли истолковать слово |
бахвал | - | 24 |
бадейка | 5 | 19 |
заводи | 1 | 23 |
кочи | - | 24 |
матица | 4 | 20 |
Морянка | 1 | 23 |
паря | 4 | 20 |
торосы | 1 | 23 |
Порадовали следующие ответы ребят: втемяшилось - понимают значение этого слова 14 человек, по кумполу – 21 ребёнок, сполохи – 9 детей, угор – 9 человек, Шелоник – 18 учеников, заструги – 8 детей. Наглядно они показаны в диаграмме 3 (Приложение 2). Проанализировав полученные данные, мы поняли, что носителей диалектной лексики становится всё меньше, говоры испытывают сильнейшее влияние книг, печати, радио, телевидения, поэтому мы решили познакомить ребят с творчеством М.Попова и помочь понять значение тех слов, которые ребятам были не известны, а также привлечь внимание к краеведческой литературе .
ГЛАВА 2 ЗНАКОМСТВО С БИОГРАФИЕЙ И ТВОРЧЕСТВОМ М.ПОПОВА
На уроках внеклассного чтения и библиоуроках мы с одноклассниками познакомились с биографией и творчеством нашего земляка.
Попов Михаил Константинович родился в 1947 году в деревне Пертоме, рядом с Онегой. Образование высшее. Работал на оборонном предприятии, в геологоразведке, был профессиональным рыбаком. Он лауреат многочисленных литературных премий. Михаил Попов известный детский писатель Севера. Он автор более 15 книг. Опубликовал ряд повестей и романов, несколько детских книг с собственными иллюстрациями.
Герои сказок Михаила Попова – мужественные, бесстрашные поморы, передавшие по наследству нынешним поколениям северян любовь к родной земле, к суровому, но прекрасному Поморью.
Тема природы, заботы о ней, проблемы поморских деревень и их жителей близки Михаилу Попову как человеку, рождённому в онежской деревне. «Золотая пора – детство, первые семь лет у меня прошли в онежской деревне Пертоме. Это мой кладезь, родник, источник моего скромного творчества. Из него всё и черпаю» - вспоминает о себе наш земляк – писатель. Судьба архангельской земли, её история и современность, сохранение окружающей природы волнует северного писателя.
Наибольший интерес среди учеников нашего класса вызвал сборник «Золотой ларец и другие сказки о Русском Севере». Начинается книга с развёрнутой присказки о Ветерке и Раковине, от имени которой и будут вестись истории. Автор в сказочной форме объясняет северные географические и этнографические понятия. Читатель в занимательной форме получает информацию о том, что такое коч, шелоник, торосы, и непременно захочет взглянуть на карту, чтобы убедиться, что есть остров Мудьюг, Соловецкие острова, Колгуев, Новая земля, что Двина действительно в устье распадается на рукава – Мурманский, Маймаксанский, Корабельный, Никольский и Пудожемский.
Эти сказки расширили представления ребят о родном северном крае, его истории и природе, а также пополнили словарный запас диалектной лексикой.
При чтении сказок М.Попова мы объяснили значение тех слов, которые вызвали затруднение при первом анкетировании и уделили особое внимание тем словам, которые первоначально были не понятны. Значение этих слов мы узнавали из словаря Мосеевой И.И. «Краткий словарь поморского языка», словаря – справочника для младших школьников «Архангельская область» под редакцией Э.И.Николаевой, а также в книге М.Попова «Приключения на Двине», в которой есть словарик поморских слов (Приложение 3).
Анализируя проведенную работу, мы пришли к выводу: русские диалекты - это корни русского языка. Изучены они далеко не в полной мере, поэтому необходимость собирать их, систематизировать и исследовать – актуальная задача. Для ее осуществления мы начали создавать свой словарь диалектных слов по произведениям М.Попова. Цель данного словаря – помочь читателям более полно понять и оценить особенности поморской лексики. (Приложение 3)
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЪЁМА СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ
Мы провели повторное анкетирование среди одноклассников (25человек). Оно показало, что ребята смогли объяснить значение большего количества диалектных слов, чем при первом анкетировании. Мы получили следующие уровни понимания слов детьми:
Ниже среднего – правильно объяснено 4 слова и меньше (1 человек);
Средний - правильно объяснено 5-6 слов (7 ребят);
Выше среднего - правильно объяснено 7 и больше слов (17 человек). Наглядно они показаны в диаграмме 3 (Приложение 2).
Таким образом, можно сказать, что у ребят обогатился словарный запас благодаря изучению северных сказок М.Попова.
При повторном анкетировании ответы ребят показали, что они поняли большее количество слов по сравнению с первым анкетированием. Из 25 человек 17 детей объяснили больше 7 слов и только 1 ребёнок смог правильно объяснить 4 слова. После проведённой работы большинство ребят правильно объяснили значение таких слов как матица – 17 детей, бадейка – 19 человек, бахвал – 14 ребят, кочи – 18 детей, угор – 19 одноклассников, паря – 18 детей, заводи – 9 ребят. Эти слова во время первого анкетирования вызвали затруднения. Но всё равно остались слова, которые дети объяснили с трудом: туесок – правильно объяснили только 3 человека, Морянка – 6 детей. Наглядно результаты показаны на диаграмме 4 (Приложение 2) . Диалектизмы помогают расширить знания традиционной крестьянской жизни, открывают новый взгляд на родную местность. Они воспитывают уважение к человеку труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы по теме исследования мы познакомили одноклассников с творчеством М.Попова и диалектными словами, которые встречаются в его произведениях.
При проведении исследования мы выполнили, поставленные задачи: изучили литературу по данной теме; способствовали обогащению словарного запаса одноклассников диалектными словами, что подтверждено результатами повторного анкетирования; начали составлять словарь диалектных слов по сказкам М.Попова (Приложение 3).
Исследование имеет практическую значимость, так как на настоящий момент не существует словаря диалектных слов М. Попова. Данная работа поможет в дальнейшем школьникам при изучении темы «Диалектные слова». Многие диалектные слова, рассмотренные в нашем исследовании, можно встретить и в книгах других северных писателей. Значит, зная слова из сказок М.Попова, ребята смогут понимать лексику других северных произведений. Надеемся, что одноклассники чаще будут обращаться к книгам северных писателей.
Мы подтвердили гипотезу, что в ходе изучения произведений северного писателя М. Попова ребята обогащают свой словарный запас диалектными словами (поморской лексикой). Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи исследовательской работы решены, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Можно продолжить работу в данном направлении: пополнять иллюстрированный толковый словарь непонятных слов и выражений из сказок М.Попова, в котором постараться дать толкование диалектных, просторечных, устаревших слов и выражений, географических названий, а также проиллюстрировать значения некоторых слов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Архангельская область: Словарь – справочник для младших школьников/ Науч. ред. Э.И.Николаева; Отв. ред. и сост. Е.В. Михайленко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: Поморский университет, 2005. – 130 с.
2. Бунина Л.И. Северные чародеи: современные детские писатели Архангельской области: рекомендательное библиографическое пособие. – Северодвинск, 2016. – 40 с.
3. Мосеев И.И. Поморьска говоря. Краткий словарь поморского языка / И.И. Мосеев. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2006. – 372 с.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред.Н.Ю.Шведовой. – Москва: Рус.язык, 1990. - 921 с.
4. Попов М.К. Золотой ларец / М.К. Попов. –Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2009. – 39 с.: ил.
5. Попов М.К. Приключения на Двине, или повесть о том, как гардемарин Федотка и юнга Петяша в Африку ходили/ М.К.Попов; худож. Сергей Дмитриев. - Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2014. – 40 с.: ил.
6 Русский язык: справочник школьника /под редакцией В. Славкина. - Москва: Филологическое общество «СЛОВО», 1995. -510 с.
7.Толковый словарь русского языка/ под ред.Д.Н.Ушакова.- Т.1. А –Кюрины. – Москва: ОГИЗ, 1935. – 1566 ст.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 АНКЕТА
Объясните значение выделенных слов из сказок Михаила Попова (нашего северного писателя)
1.Втемяшилось ему в голову - _________________________________
2.Хлопнул себя по кумполу - _____________________________________
3.Глянул он на сполохи - _________________________________________
4.Шёл он преодолевая заструги - __________________________________
5.Ларец покажется за торосами - __________________________________
6.Под матицу упирается - ________________________________________
7.Лёгкий Шелоник погонял парусники - ____________________________
8.Сыновья спроворили бадейку колодезной водицы - ________________
9.Подала туесок со снедью – _____________________________________
10.Потопит и твоя сестрица Морянка - _____________________________
11.Бахвал ты, братец - ___________________________________________
13.Кочи поморов ходили - _______________________________________
14.На угоре высился памятник -___________________________________
15.О, это паря, далеко-___________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Диаграммы
Диаграмма 1 Первоначальное анкетирование – уровни выполнения заданий …
Диаграмма 2 Первоначальное анкетирование - объяснение диалектных слов
Диаграмма 3 Повторное анкетирование – уровни выполнения заданий
Диаграмма 4 Повторное анкетирование - объяснение диалектных слов
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 СЛОВАРЬ ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ ИЗ СКАЗОК М. ПОПОВА
1.Бадейка - широкое, низкое, деревянное ведро. Бадейкой достают воду.
2.Бахвал - хвастун.
3.Втемяшилось - человек не успокоится, пока не выполнит то, что задумал.
4.Заводь – небольшой залив, часть водоёма(реки, озера) около берега с замедленным течением.
5.Заструга – наметённый ветром длинный и узкий снежный вал.
6.Коч – одномачтовое деревянное парусное судно.
7.Кумпол – голова.
8.Матица – деревянный брус под потолком в доме.
9.Морянка – резкий, довольно свежий ветер с моря.
10.Паря – парень, обращение к мужчине.
11.Сполохи – северное сияние.
12.Торос – ледяная глыба, которая образуется при сжатии льдов в морях.
13.Туесок (туес) – цилиндрическая посуда из бересты, с деревянным дном и крышкой.
14.Угор – 1)крутой, высокий берег; 2)вообще берег реки или моря.
15.Шелоник – юго-западный ветер на Белом море.
1.Бадейка - широкое, низкое, деревянное ведро. Бадейкой достают воду.
2.Бахвал - хвастун.
3.Втемяшилось - человек не успокоится, пока не выполнит то, что задумал.
4.Заводь – небольшой залив, часть водоёма (реки, озера) около берега с замедленным течением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)
«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...
Северный олень – уникальное животное - исследовательская работа
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРСИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ«МАЛЕНЬКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ Номинация: естественнонаучная Северный олень – уникальное животное Автор:Дудар...
Презентация исследовательской работы "Диалектные слова жителей д.Лямцы Онежского района Архангельской области"
Исследовательская работа выполнена по итогам занятий факультативного курса "Родничок"....
Урок -исследование "Жизнь и творчество северных писателей Л.Лапцуя и Р.Ругина"
Данный урок предназначен для обучающихся 4-5 классов базового уровня изучения предмета родная литература....
Исследовательская работа по литературному чтению «Дружба глазами детских писателей»
Проект по литературному чтению 3 класс УМК "Гармония"...
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Имена прилагательные в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Данная презентация поможет обучающимся 4 класса создать свой проект по произведению А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...
Проект Диалектные слова
Участие в проекте ребят из г. Дзержинск. (Ответ на письмо)...