Современный урок доклад
статья

Афанасенко Раиса Ивановна

Новые компетентностные подходы к современному уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sovremennyy_urok.docx151.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Современный урок как основа эффективного и качественного образования»

1.1.Информационный блок.

Последние 15–20 лет стали для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей и путей развития. Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями общества.

Ключевой характеристикой такого образования становиться не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Модернизация системы образования предполагает переход в компетентностное образование и здесь большую роль играет учитель.

В концепции школьного воспитания учитывается личностно – ориентированная модель подрастающего поколения, в которой создаются условия для полноценного развития личности, для проявления и развития творческих способностей ребенка. 

  • Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
  • Если посмотреть на современное состояние образования, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческих способностей личности ребенка. Актуальность и перспективность работы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность, готовит его к творческой познавательной и общественной деятельности.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать в учащихся умения, навыки, которые он сможет применить в различных жизненных ситуациях.

Сегодня на педсовете мы будем говорить о современном уроке. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

2. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

3. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

4.  Любой урок имеет потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут при вести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Традиционный урок –  как родной человек,  в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно. Так может и не стоит ничего менять?

Необходимость новых решений в стремительно меняющемся мире

Общество меняется стремительно, бросая всё новые вызовы.  Они уже оказывают влияние на нашу жизнь, и требуют принятия как глобальных, так и локальных решений. «Образование 2030» дополняет инициативу ООН «Цели устойчивого развития» (SDGs), ставя своей задачей обеспечение стабильности жизни через сотрудничество людей.

https://fioco.ru/Media/Default/Pictures/123.jpg

5. Возникает потребность в широком взгляде на образовательные результаты: индивидуальное и коллективное благополучие.

Образование играет важнейшую роль в развитии знаний, умений и личностных компетенций, которые позволят людям приносить пользу и получать блага от стабильного будущего. Учиться ставить чёткие цели, взаимодействовать с окружающими, находить новые возможности, предлагать разные решения проблем – все эти умения станут необходимыми в ближайшие годы. Образование должно не просто готовить молодых людей к взрослой жизни, оно должно давать учащимся всё, чтобы те становились активными, ответственными и вовлечёнными гражданами.

Образование будущего начинается сейчас

Дети, которые пошли в этом году в школу, ещё не догадываются, что благополучие нашего будущего, стабильность и процветание мира будет зависеть, в первую очередь, от них. Наша задача как учителей, как родителей, как неравнодушных лиц – подготовить их к этой ответственности, дать необходимые знания и компетенции. Выпускникам 2030 года предстоит осваивать профессии, которых пока не существует, технологии, которые ещё не изобретены,  решать проблемы,  которые невозможно предугадать.

Будущее уже бросает нам социальные, экономические и экологические вызовы через ускоряющиеся процессы глобализации и темпы развития технологий. Задача школы подготовить детей к использованию этих процессов во благо человечества. Чтобы понять, как сделать это наилучшим образом, ОЭСР запустила проект

«Будущее образования и навыков: Образование 2030».

 Его цель – помочь странам найти ответ на два вопроса:

Какие знания, умения и личностные характеристики понадобятся учащимся, чтобы привести мир к процветанию?

- Какие стандарты будут способствовать эффективному развитию этих знаний, умений и личностных характеристик?

6. В этот далеко идущий образовательный проект будут вовлечены, в первую очередь, лица, определяющие образовательную политику, эксперты, сообщества учителей и учащихся, а также все заинтересованные в нашем успешном будущем.

7.Самостоятельность учащихся: навигатор в сложном мире неопределённости

Для развития самостоятельности нужно не только принимать учащегося как индивидуума и личность, но и понимать многогранность его отношений с учителями, одноклассниками, семьёй, обществом – со всеми, кто оказывает влияние на учебный процесс. Концепция, лежащая в основе – взаимопомощь, ведущая учащихся по пути к образовательным успехам.

Два фактора помогают учащимся развивать самостоятельность:

Индивидуализированная образовательная среда, которая поддерживает интересы и мотивирует каждого отдельного учащегося, опирается на разнообразный образовательный опыт, формирует их собственные учебные проекты и поддерживает взаимодействие с другими учащимися.

- Создание устойчивой основы в виде базовой читательской и математической грамотности. Кроме того, в эпоху цифровизации умение работать в технологически насыщенной среде становится таким же важным фактором, как психическое или физическое здоровье.

Потребность в более широком спектре знаний, навыков и личностных характеристик

Участники «Образования 2030» разработали образовательный компас, отображающий, что помогает молодым людям ориентироваться в современном мире.

Современные педагогические технологии

Применяются следующие технологии:  

 Использование проектной методики

  Технология развития критического мышления

  Применение ИКТ

  Проблемное обучение

  Разноуровневое обучение

  Технология использования в обучении игровых методов: ролевых,

    деловых, и других видов обучающих игр  

 Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

  Здоровьесберегающие технологии

Практические педагоги не только много и успешно работают, но они хотят и многое изменить в своей деятельности, потому что прекрасно видят все ее недочеты. Испытывая колоссальную потребность в знаниях, судорожно пытаются разобраться в происходящем, зачастую изменяя то, что в изменении не нуждается. Методика проведения урока нарушается включением в его ткань огромного количества методов, приемов, о которых кто-то где-то слышал. Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников.

Меняется и сама позиция учителя. От «театра одного актера»,  где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъекты». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.

Педагогический анализ урока 

Мотивационно-ориентированный аспект

1. Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке? Какие педагогические приёмы для этого были использованы?

2. Насколько точно и доходчиво разъяснены целевые ориентиры учебного занятия? Стали ли они личностно значимыми для учеников? Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию и самостроительству?

Содержательный аспект 

1. Является ли отобранный учебный материал адекватным требованиям образовательной программы, цели, задачам и ведущим идеям урока?

2. Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся, установить взаимосвязь учебного материала с субъектным опытом учащегося? Насколько изучаемое является интересным и значимым для обучающихся?

3. Пытался ли учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе, выявить в нём наиболее важное и характерное, обнаружить и установить внутрипредметные и межпредметные связи?

 4. Очевидна ли практическая направленность учебного материала. Какое значение он имеет для формирования эмоционально-волевой сферы, ценностных отношений и творческих способностей учащегося?

 Организационный аспект 

1. Какие педагогические приёмы использовались для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся?

2. Применялись ли диалоговые формы общения в ходе учебного занятия?

3. Стимулировал ли учитель учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора вида занятия, формы и способов его выполнения?

4. Создавалась ли на уроке ситуация успеха для каждого учащегося? Чувствовалось ли проявление педагогом толерантности и доверия в учебном взаимодействии?

5. Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся? Оптимальна ли мера помощи учителя? Учитывались ли индивидуальный темп и стиль ученической деятельности учащихся?

6. Присущ ли домашним заданиям дифференцируемый характер? Обладали ли ученики реальным правом выбора домашнего задания?

7. Насколько соответствовали технологические приёмы и методы содержанию изучаемого на уроке учебного материала?

Оценочно-результативный аспект 

1. Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?

2. Способствовала ли оценочно-аналитическая деятельность учителя формированию положительной Я-концепции личности учащихся, выработке у обучающегося индивидуального стиля познания?

Начиная с 1 класса, мы учим детей работать в парах, затем в группах.

1.Условия совместной работы: (на примере басни «Лебедь, Щука и Рак»).

  1. Распределить обязанности.
  2. Договориться друг с другом.
  3. Не обижаться.

1.1. Обсудите с другом.

2. Анализ работы, рефлексия.

Нужно продолжить фразы, типа сегодня я понял…, я почувствовал…, сегодня меня удивило…, сегодня было интересно… и т.д.

3. Методы и приемы актуализация субъектного опыта учащихся на уроках литературного чтения

1) диагностика и самодиагностика, познание своего внутреннего «Я», изучение своего внутреннего состояния, исследование своего характера и т.д.

Сделать полученную информацию переживаемой лично, мобилизовать внутренний мотив, дать возможность почувствовать, увидеть, мысленно прикоснуться к тому, что изучается можно с помощью ассоциативных переживаний каждого отдельного ученика. На уроках литературы это чаще всего ход от слова к чувству. Литература – искусство слова. И то. Как это слово отзовется в каждом ученике, как каждый представляет себе услышанное или прочитанное зависит от личного индивидуального опыта ученика, от свойств его личности. Такие приемы я очень часто использую, они нравятся детям, не требуют дополнительной подготовки. Как правило, такая работа рождает на уроке огромное количество разнообразных эмоций, переживаний по поводу одного и того же образа. Ассоциации может вызвать слово, образ, выражение, музыка, звуковой ряд. Можно, наоборот, представить что-то в виде определенного образа. Это помогает изучить свое внутренне состояние в данный момент относительно темы урока и работы с текстом произведения.

б) вопросы могут быть сформулированы следующим образом:

-Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово…? («видите, слышите, чувствуете» соответствует основным сенсорным каналам восприятия – визуальному, аудиальному и кинестетическому, поэтому важно произнести все эти слова, т.к. в классе дети с разной ведущей репрезентативной системой).

- В виде какого образа ты можешь представить… (данную проблему произведения, ситуацию и т.д.).

Составляя ассоциативный ряд, дети обращаются к своим мыслям, чувствам, переживаниям, вспоминая свой индивидуальный жизненный опыт, используя свое видение ситуации. А это немаловажно, т.к. идет опора на внутренние мотивы ребенка, самооценка на основе применения индивидуальных эталонов. Кроме того, дети учатся отождествлять свои переживания и чувства с конкретными словами, управлять своими эмоциями.

2) Раскрась свои чувства.

Предлагается раскрасить свое состояние в данный момент, выявить, какого цвета чувства ты испытываешь к герою, ситуации, какого цвета сама ситуация, с каким цветом ассоциируется персонаж и т.д. Выполнять можно и устно, и письменно. Чаще всего в психологии так интерпретируют цвета: желтый – искренность, радость; оранжевый – счастье, дружелюбие, доброжелательность; зеленый – удовольствие, но и внимание, сосредоточение; синий – грусть, печаль, тоска; ярко-красный – гнев, раздражение; коричневый – чувство вины, сочувствие, сострадание; черный – страх, негатив; розовый – мечта, фантазия.

Вообще, цвет имеет большое воздействие на человека. Через цвет мы можем воспринимать среду или предмет, получая какое-то впечатление (легкость, тяжесть и т.д.) цвет подсознательно воздействует на нас и через ассоциации.

3) Мимическая гимнастика.

Детям предлагается продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жеста, т.е. выразить эмоциональное состояние без слов.

4) Ладони.

Обвести на листе бумаги свою ладонь и в каждом пальчике написать по одному качеству, которое понравилось / не понравилось в герое. Можно передавать по кругу. Можно обвести обе ладони, в левой писать негативные стороны, в правой – позитивные.

5) Самохарактеристика

На основе выводов, сделанных на уроке по поводу значимых качеств какого-то персонажа, личности выдающегося писателя, сформулированных на уроке жизненных установок, написать только те свои качества, которые присутствуют в вашем характере (дети напишут разные качества, т. к. каждый по-своему воспринял героя, ситуацию и т.д.). Затем можно по собранным характеристикам узнать, кто из одноклассников написал ту или иную характеристику. Данная методика помогает преодолеть внутренние комплексы, оценить себя с определенной точки зрения, развивает умение чувствовать другого человека, принимать, себя и других, а главное – сделать выводы урока личностно значимыми, актуализировав субъектный опыт каждого ученика.

6) Вершина.

На доске или у каждого в тетради нарисована скала с извилистой горной дорогой, ведущей от глубокой пропасти («плохой человек») к вершине («идеальный человек»). Точкой нужно отметить то место горы, на которой находится герой рассматриваемого произведения. Если позволяет эмоциональный настрой класса и психологические особенности детей этого класса, можно попросить отметить свое положение на скале относительно героя.

7) Какой я? – Какой герой?

Использование этого приема на уроке литературного чтения позволит, во-первых, выразить свое отношение к литературному персонажу, во-вторых, сравнить себя с героем, поставить себя на его место. Ученику выдается бланк:

Черты характера

Свойственно мне (+, -, ?)

Свойственно герою (+,-, ?)

Возможно, совпадений и не будет, но есть возможность проанализировать поведения героя с точки зрения своего опыта. Возможно, появится осознанная потребность изменить что-то в себе, в своем поведении, и, конечно, поможет в характеристике героя произведения и объяснении его поступков. В ходе этой методики, если использовать ее на разных уроках (список черт может варьироваться), проявляется как своеобразие каждого ученика, так и общие черты, объединяющие его с другими. Мне кажется, что каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок.

8) Примерь на себя качества персонажа и предложи решение проблемы.

9) - Где мы можем применять знания об имени числительном?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Современный урок - одно из условий перехода на ФГОС нового поколения"

Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов....

Доклад для выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".

Статья используется как дополнение к презентации "Современный урок - современный учитель"....

Доклад на тему Современный урок

Доклад на тему Современный урок...

Доклад на тему "Типы современного урока в системно - деятельностном обучении"

Презентация и на тему "Типы современного урока в системно - деятельностном обучении"...

Педагогический совет по теме: "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования". Доклад по теме: "Современный учитель"

В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества...

Современный урок доклад

Современный урок в начальной школе согласно требованиям ФГОС ...

Доклад"Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "

Доклад"Урок в начальной школе   в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "...