Современный урок доклад
методическая разработка

Морова Татьяна Павловна
Современный урок в начальной школе согласно требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Современный урок 58 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: "Современный урок в начальной школе

 согласно требованиям ФГОС"

       учителя начальных классов Моровой Татьяны Павловны.

Цель : Знакомство с основными требованиями, предъявляемыми к организации современного урока,  как основы эффективного  и качественного образования.

 

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора, эрудиции»

 Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

 С реализацией ФГОС второго поколения меняется не только и не столько содержание

образования, сколько процесс взаимодействия «учитель-ученик», где учащимся как

субъектам образовательного процесса, имеющим интеллектуальную автономность,

отводится активная позиция, и конечно же учителю – позиция консультанта-

фасилитатора. Слово «фасилитация» происходит от латинского корня, обозначающего

«помощь». Так отмечают особую позицию, которую занимает педагог, отказывающийся от роли эксперта – лектора, который излагает имеющийся материал, в пользу роли помощника, который создаёт условия для самореализации личности, побуждает к поиску истины, к решению проблем, к сбору новых данных.

Какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату, как для учеников, так и для учителя. Урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним

словом – актуальный.

Современный урок неразрывно связан с понятием деятельность, с деятельностным

подходом в обучении. Планируя современный урок  мы должны знать:Чему учить; ради чего учить; как учить .

  • на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия
  • на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества
  • на современном уроке  есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!

Три постулата заложены в основании новой технологии урока.
Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика».
Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка».
Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью , выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».

     Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

  «    Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил

этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

        Если ранее был распространён объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с возникшими изменениями ученик становится активным участником образовательного процесса. Одной из главных задач развивающего обучения становится включение младших школьников в учебную деятельность, в ходе, которого учащиеся не только осваивают новые виды деятельности, но и учатся работать в группе, парах,

взаимодействовать с учителем. На сегодняшний день обучение – процесс двусторонний. Учитель не «над детьми», не «рядом с детьми», а «вместе с детьми». Он и учащиеся на уроке выполняют одни и те же функции, одни и те же действия: Другими словами учитель и ученик взаимодействуют в интерактивном режиме.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные

действия (УУД). Я думаю, что каждый учитель понимает, успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности и без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. Меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями. Он идет рядом, создавая условия для развития творческого потенциала, а не только для овладения предметными знаниями!

Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Вместе с тем, мы все понимаем, что  урок  не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:

1. Появились образовательные стандарты  и  на их основе – обновленные программы  и  учебники, которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.

2. Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы города поставлена компьютерная техника,  и  педагоги активно учатся использовать компьютер на своих уроках. Информатизация  образования  оказывает значительное влияние на  современный   урок .

Обозначенная позиция позволяет сформулировать наиболее общие подходы к организации современного урока:

  • усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры;
  • практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний;
  •  направленность на развитие мышления, практических навыков;
  • расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни;
  • дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).  

Критерии эффективности современного урока

  • Обучение через открытие
  • Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
  • Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
  • Развитие личности
  • Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
  • Демократичность , открытость
  • Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.
  • Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
  • Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
  • Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  -  выведенное самостоятельно понятие.
  • Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. 

Требования, предъявляемые к современному уроку

  • урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием.
  • строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей преподавателя
  • должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности
  • нацелен на конкретные результаты
  •  должен иметь рациональную структуру и темп.
  • изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.
  • должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной .
  • большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.
  • существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.

Основные компоненты современного урока

1. Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока

Как подготовить современный урок?

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: четко определить и сформулировать для себя его тему; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно ; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3.Спланировать учебный материал.  Для этого надо: подобрать литературу по теме. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; рименение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям,упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал.Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:что контролировать;как контролировать;как использовать результаты контроля.При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Выданные рекомендации для учителей начальной школ помогут всем учителям, которые захотят изменить свой подход к проведению урока.  

Вывод: Можно долго спорить о том , каким должен быть урок . Неоспоримо одно : он должен быть одушевленным личностью учителя.

 

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н.Рыленков)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Современный урок - одно из условий перехода на ФГОС нового поколения"

Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов....

Доклад для выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".

Статья используется как дополнение к презентации "Современный урок - современный учитель"....

Доклад на тему Современный урок

Доклад на тему Современный урок...

Доклад на тему "Типы современного урока в системно - деятельностном обучении"

Презентация и на тему "Типы современного урока в системно - деятельностном обучении"...

Педагогический совет по теме: "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования". Доклад по теме: "Современный учитель"

В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества...

Доклад"Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "

Доклад"Урок в начальной школе   в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "...

Современный урок доклад

Новые компетентностные подходы к современному уроку...