Доклад на тему "Типы современного урока в системно - деятельностном обучении"
учебно-методический материал по теме

Глазкова Светлана Леонидовна

Презентация и на тему "Типы современного урока в системно - деятельностном обучении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_sovremennogo_uroka.rar2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Типы современного урока в системно – деятельностном обучении

Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому,

 и я научусь.

       

  Китайская пословица

В этой пословице заключается вся сеть деятельностного метода в обучении.

За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

Особую значимость приобретают в начальной школе личностно- ориентированные педагогические технологии.

Наибольшее распространение  получила «технология деятельностного метода обучения».  

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.

Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является   способность  ученика проектировать   предстоящую деятельность,  быть ее субъектом. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Технология деятельностного метода 

        Как человек учится чему-либо?

  1. Очевидно, что для того, чтобы учиться чему-либо, ученик должен дать себе соответствующую установку - поставить цель.
  2. Когда это может произойти? Когда ученик чего-то не знает или не умеет. Но это "знание о незнании" может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал, пробовал.
  3. Однако в его действиях возникло затруднение - иначе бы он все сделал до конца, и ему не надо было ставить перед собой никакую новую цель. Таким образом, мы получаем следующую последовательность шагов учебной деятельности.
  4. Но человек начинает что-то делать только тогда, когда у него возникаетмотивация к этому действию.
  5. Итак, наш ученик поставил перед собой цель что-то узнать. У него возникло затруднение. Как действовать дальше?

Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия:

  1. Исследование (анализ, в каком месте возникло затруднение)
  2. Критика (установить, по какой причине возникло затруднение)
  3. Проект (поставить перед собой цель и построить проект, в который   включается составление плана, определение способа и средств достижения цели).
  4. Завершается путь учения самоконтролем (сопоставление результата с целью) и самооценкой (определением: достигнута ли поставленная цель и в какой степени).

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

  1. уроки «открытия» нового знания;
  2. уроки рефлексии;
  3. уроки общеметодологической направленности;
  4. уроки развивающего контроля.

Урок открытия нового знания - основные цели:

1) расширение понятийной базы (предметной и надпредметной).

2) формирование  умения самостоятельно строить и применять новое знание.

Урок рефлексии - основные цели:

  1. Формирование умения применять изученные понятия, алгоритмы и т.д.

     2) формирование умения учащихся фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявлять их причину, строить и реализовывать проект выхода из затруднений.

Урок общеметодологической направленности - основные цели:

1) систематизация и обобщение учебного материала.

2) формирование умения систематизировать и обобщать изученное содержание.

Урок развивающего контроля - основные цели:

1) самоконтроль и контроль усвоения зунов.

2) формирование умения осуществлять контрольную функцию и рефлексию собственной детельности.

1. Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин)

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1. Знаю что значит уметь учиться (норма учебной деятельности)

2. Хочу учиться

3. Могу учиться (содержательные рамки)

4. Зачем мне надо учиться

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин) 

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

  1. Актуализация необходимых ЗУН
  2. Обобщение ЗУН
  3. Пробное учебное действие
  4. Фиксация затруднения

3. Выявление места и причины затруднения (3–4 мин) 

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

1. Перестаю действовать – начинаю думать.

2. Что я делал, какие знания  применял?

3.  Где возникло затруднение? (место)

4.  Почему оно возникло? (причина)

4. Построение проекта выхода из затруднения (4–6 мин)

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств     ее реализации.  

1.  Какое знание строю, чему учусь?  (цель проекта)

2.  Как строю и с помощью чего? (выбор способа и средств)

3.  План построения нового знания.

5. Реализация построенного проекта (5 – 8 мин)

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

1.  Реализация построенного проекта.

2. Фиксация нового знания в речи и знаково.(эталон)

6. Первичное закрепление с комментированием во
   внешней речи (4–5 мин)
 

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

1.  Решение типовых заданий на новое знание

2.  Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
   (3–5 мин)

Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

1.  Выполнение самостоятельной работы (решение типовых заданий)

2.  Самопроверка (по эталону для самопроверки)

3.  Коррекция ошибок

4.  Ситуация  успеха

8. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин)

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

1.  Границы применимости нового знания

2.  Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными

3.  Задания на повторение

4.  Задания на пропедевтику изучения последующих тем

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин)

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

1. Фиксация нового содержания

2. Рефлексия учебной деятельности (затруднение, цель, результат, как достигнут результат)

3. Самооценка деятельности на уроке

4. Домашнее задание

Преимущества деятельностного подхода

  1. У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;
  2. формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
  3. возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;
  4. может применяться при изучении любого предмета;
  5. органично сочетается с различными современными образовательными технологиями;
  6. обеспечивает включение детей в деятельность;
  7. создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения.

Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной системы: «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Гармония», «Школа России» и другие. Во всех системах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе индивидуальной, совместной, коллективной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные требования к уроку при системно-деятельностном подходе

Презентация для педагогов начальных классов, которые работают по ФГОС....

Мастер -класс "Реализация технологии системно-деятельностного обучения на уроке математики"

Задачи мастер-класса: рассмотреть применение образовательных технологий на разных этапах урокаоткрытия нового знания....

Мастер -класс "Реализация технологии системно-деятельностного обучения на уроке математики"

Задачи мастер-класса: рассмотреть применение образовательных технологий на разных этапах урокаоткрытия нового знания....

Доклад. "Современные требования к уроку при системно-деятельностном подходе"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 31 имени А.П. Жданова»     Доклад «СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ ПРИ СИ...

Доклад по теме «Современный урок как основа эффективного и качественного обучения»

laquo; Урок – это зеркало общей ипедагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатствапоказатель его кругозора, эрудиции»В.А. Сухомлинский В соответствии с ведомстве...