Программа для начального звена по родному(татарскому )языку
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Алия Бурганетдинова

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-4_tel.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Татарстан

МКУ «Отдел образования Исполнительного  комитета ......

муниципального района  Республики Татарстан

..... СШ

РАССМОТРЕНО

                    СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

            ШМО  гуманитарного цикла

_______       Протокол № 1  от  22.08.24г.

                                                                                                                                                                   

                                                         

Заместитель директора по УВР

 

_________

От  25.08.2024                                                                                                                

                 Директор    

_______

     Приказ  № от  28.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

“Родной (татарский )язык”

Для обучающихся 1-4 класс

на 2024-2025 учебный год

Составитель: ………

 учитель родного языка и литературы

….  квалификационной категории

..... 2024 – 2025 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (татарский) язык» (предметная область «Родной язык и литературное чтение
на родном языке») (далее соответственно - программа по родному (татарскому) языку, родной (татарский) язык, татарский язык) разработана для обучающихся,
слабо владеющих родным (татарским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (татарскому) языку.

 Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (татарского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания,
к определению планируемых результатов.

 Содержание обучения раскрывает содержательные линии,
которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.

Планируемые результаты освоения программы по родному (татарскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.

Выступая как родной, татарский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; основой самореализации личности, развития способности
к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Татарский язык является средством приобщения к духовному богатству культуры и литературы народа, одним из каналов социализации личности. Будучи основой развития мышления, предмет «Родной (татарский) язык» неразрывно связан и с другими школьными предметами, особенно - с предметом «Литературное чтение на родном (татарском) языке».

В результате изучения курса родного (татарского) языка обучающиеся
при получении начального общего образования научатся осознавать и использовать татарский язык как средство общения, познания мира и усвоения культуры татарского народа.

У обучающегося последовательно формируются эмоционально-ценностное отношение к родному языку, интерес к его изучению, желание умело
им пользоваться в разных ситуациях общения, правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания
и письменные тексты. Через воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку у обучающегося закладываются основы гражданской культуры личности.

 В содержании программы по родному (татарскому) языку выделяются следующие содержательные линии: обучение грамоте, систематический курс
и развитие речи.

 Изучение родного (татарского) языка направлено на достижение следующих целей:

развитие элементарной коммуникативной компетенции обучающихся
на доступном уровне в основных видах речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо;

воспитание и развитие личности, уважающей языковое наследие многонационального народа Российской Федерации.

Достижение поставленных целей реализации программы по родному (татарскому) языку предусматривает решение следующих задач:

развитие у обучающихся патриотических чувств по отношению к татарскому языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к родному языку;

развитие у обучающихся диалогической и монологической устной
и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой деятельности на татарском языке;

формирование первоначальных знаний о системе и структуре родного (татарского) языка: фонетике, орфоэпии, графике, орфографии, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи в зависимости от ситуации общения; умений составлять несложные письменные тексты-описания, тексты-повествования и рассуждения.

 Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (татарского) языка, - 250 часов: в 1 классе - 45 часов (1 час в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели),
в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

Содержание обучения в 1 классе.

1.Начальным этапом изучения родного (татарского) языка в 1 классе является учебный курс «Обучение грамоте». На учебный курс «Обучение грамоте» рекомендуется отводить 45 часов (2 часа в неделю: 1 час учебного предмета «Родной (татарский) язык» и 1 час учебного предмета «Литературное чтение
на родном (татарском) языке»). Продолжительность «Обучения грамоте» зависит
от уровня подготовки обучающихся и может составлять до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться до 10 недель
.

1.1. Развитие речи.

Понимание на слух аудиотекста, построенного на знакомом языковом материале и при самостоятельном чтении вслух.

Чтение по слогам слов и предложений. Участие в диалоге.  

1.2. Фонетика.

Буквы и звуки татарского алфавита (дополнительные 6 букв в татарском алфавите). Определение количества и последовательности звуков в слове. Различение гласных и согласных звуков, гласных - твёрдых и мягких, согласных - звонких и глухих, парных и непарных. Произношение и умение различать на слух специфичных гласных звуков татарского языка. Деление слов на слоги. Определение количества слогов. Слого-звуковой разбор слова.

1.3. Графика.

Различение звуков и букв: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Выработка связного и ритмичного написания букв. Правильное расположение букв и слов на строке. Основные элементы соединения букв в слове.

Татарский алфавит.

1.4. Чтение.

Правила гигиены чтения. Правильное, осознанное, достаточно беглое
и выразительное чтение текстов на татарском языке про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, посредством которых обучающийся выражает понимание смысла читаемого.

1.5. Письмо.

Правила гигиены письма. Записывание без искажений прописных букв
в начале предложения и в именах собственных. Записывание предложений
после предварительного слого-звукового разбора каждого слова. Записывание слов
и предложений по памяти.

6. Орфография и пунктуация.

Прописные и строчные буквы. Знаки препинания в конце предложения.

2. Систематический курс.

6.2.1. Общие сведения о языке.

Язык как основное средство человеческого общения. Распознавание устной
и письменной речи.

2.2. Фонетика.

Гласные и согласные звуки татарского языка. Твёрдые и мягкие гласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Специфичные звуки татарского языка [ә], [ө], [ү], [w], [ғ], [қ], [җ], [ң], [һ]. Звуковое значение букв е, ю, я.

Слог. Количество слогов в слове.

Ударение.

Татарский алфавит: правильное название букв, их последовательность.

2.3. Графика.

Звук и буква. Различение звуков и букв. Правильное употребление при письме букв, обозначающие специфичные звуки татарского языка.

2.4. Орфоэпия.

Правильное произношение специфичных гласных звуков татарского языка [ә], [ө], [ү].

Правильное произношение специфичных согласных звуков татарского языка [w], [ғ], [қ], [җ], [ң], [һ].

2.5. Лексика.

Слово как единица языка. Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление).

2.6. Морфология.

Умение различать слова, отвечающие на вопросы «кем?» («кто?») и «нәрсә?» («что?»).

2.7. Синтаксис.

Слово, предложение и текст.

2.8. Орфография и пунктуация.

Правильное оформление предложения на письме, выбор знака конца предложения. Использование прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных).

Применение изученных правил правописания: раздельное написание слов
в предложении, перенос слов на следующую строку, перенос слов с буквами ъ и ь
по слогам.

Присоединение к слову твёрдого или мягкого варианта аффиксов.

3. Развитие речи.

Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей).

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, на основе собственных игр, занятий.

 Содержание обучения во 2 классе

1. Систематический курс.

1.1. Фонетика, орфоэпия, графика.

Различение звуков и букв. Система гласных звуков татарского языка: специфичные гласные звуки. Согласные звуки в татарском языке: специфичные согласные звуки [w], [ғ], [қ], [җ], [ң], [һ]. Краткая характеристика гласных
и согласных звуков: гласный - согласный; гласный - твёрдый - мягкий; согласный звонкий - глухой, парный - непарный.

Татарский алфавит. Правописание букв татарского алфавита.

Соблюдение правильного ударения в словах.

Записывание слов в алфавитном порядке. Применение изученных правил правописания.

1.2. Лексика.

Слово, лексическое значение слова.

Синонимы. Антонимы.

1.3. Состав слова (морфемика).

Присоединение аффиксов к существительным.

1.4. Морфология.

Самостоятельные части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы «кем?» («кто?»), «нәрсә?» («что?»), употребление в речи. Имена собственные
и нарицательные. Категория числа существительных.

Имя прилагательное: общее значение, вопрос «нинди?» («какой?»), употребление в речи.

Глагол: общее значение, вопрос «нишли?» («что делает?»), употребление в речи, грамматические признаки - время, лицо, число. Настоящее время глагола изъявительного наклонения.

1.5. Синтаксис.

Слово и предложение. Составление предложения из заданных форм слов.

Виды предложений по цели высказывания.

1.6. Орфография и пунктуация.

Прописная буква в начале предложения и в именах собственных. Оформление предложения на письме, выбирая необходимые знаки препинания на конце предложения. Перенос слов со строки на строку.

2. Развитие речи.

Работа с текстом: выразительное чтение текста вслух, с соблюдением правильной интонации. Составление предложений для решения определенной речевой задачи. Составление текста-описания по картине. Работа с аудиотекстом.

Содержание обучения в 3 классе

1. Систематический курс.

1.1. Фонетика, орфоэпия, графика.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Использование алфавита
при работе со словарями, справочниками. Определение количества слогов в слове. Выделение в слове ударного слога.

1.2. Лексика.

Особенности слова как единицы лексического уровня языка. Наблюдение
за употреблением синонимов, антонимов и омонимов в речи.

Различение однозначных и многозначных слов, прямого и переносного значения слова.

1.3. Состав слова (морфемика).

Выделение корня слова (простые случаи). Образование новых слов
при помощи аффиксов.

       1.4. Морфология.

Имя существительное. Определение грамматических признаков имён существительных (число, падеж). Склонение имён существительных по падежам.

Местоимения. Личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного
и множественного числа.

Глагол. Грамматические признаки глагола настоящего времени изъявительного наклонения. Спряжение глаголов настоящего времени.

Имя прилагательное. Общее значение. Употребление в речи.

1.5. Синтаксис.

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Порядок слов
в предложении.

1.6. Орфография и пунктуация.

Нахождение и исправление орфографических и пунктуационных ошибок
на изученные правила.

2. Развитие речи.

Составление небольшого устного рассказа.

Понимание содержащуюся в прочитанном тексте информацию. Выражение собственного мнения, аргументируя его с учётом ситуации общения.

Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.

Содержание обучения в 4 классе

1. Систематический курс.

1.1. Фонетика, орфоэпия, графика.

Специфичные звуки татарского языка: [w], [ғ], [қ], [җ], [ң], [һ], [ә], [ө], [ү]. Закон сингармонизма в татарском языке.

1.2. Орфоэпия.

Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков. Ударение в словах в соответствии с нормами современного татарского литературного языка.

1.3. Лексика.

Собственно татарские слова и  заимствования в татарском языке.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

1.4. Состав слова (морфемика).

Морфемный состав слова.

Корень слова и аффиксы. Словообразующие и формообразующие аффиксы.

1.5. Морфология.

Устанавливание принадлежности слова к определенной части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков.

Имя существительное. Повторение грамматических категорий имён существительных (число, падеж).

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи имён прилагательных. Степени сравнения прилагательных.

Местоимение. Личные местоимения (повторение).

Указательные и вопросительные местоимения.

Числительное. Определение значения и употребления в речи числительных.

Количественные и порядковые числительные.

Глагол. Форма повелительного наклонения глагола.

Определение категории времени глагола изъявительного наклонения: настоящее, прошедшее и будущее.

Отрицательный аспект глаголов настоящего, прошедшего определённого
и будущего определённого времени. Спряжение глаголов в настоящем (повторение), прошедшем и будущем временах.

1.6. Синтаксис.

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (повторение). Второстепенные члены предложения (ознакомление).

1.7. Орфография и пунктуация.

Повторение правил правописания, изученных в 1-3 классах.

2. Развитие речи.

Соблюдение норм татарского литературного языка в собственной речи
и оценивание соблюдения этих норм в речи собеседников.

Составление диалогической и монологической речи с соблюдением орфоэпических и интонационных норм татарского языка.

Составление небольшого описания предмета, картинки, персонажа. Владение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного, интерпретации и преобразования текстов.

Планируемые результаты освоения программы по родному (татарскому) языку на уровне начального общего образования.

1. В результате изучения родного (татарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение родного (татарского) языка, являющегося частью истории
и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (татарского) языка в Российской Федерации
и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы
над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе родного (татарского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (татарского) языка).

2. В результате изучения родного (татарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания
для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (татарского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.

2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.

2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации
о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова,
о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

2.6У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых
и орфографических ошибок.

2.7У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

3Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

рассказывать о себе, друзьях;

соблюдать орфоэпические и интонационные нормы татарского языка
в устной и письменной речи;

читать целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося;

владеть начертанием письменных прописных и строчных букв;

правильно списывать слова и предложения;

писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм;

вырабатывать связное и ритмичное написание букв;

писать под диктовку слова, тексты объёмом не более 8 слов;

распознавать устную и письменную речь;

различать слово, предложение и текст;

применять изученные правила правописания: раздельное написание слов
в предложении;

писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных;

правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;

выделять в слове ударение;

произносить и различать на слух гласные звуки татарского языка;

различать гласные и согласные звуки; гласные - твёрдые и мягкие; согласные - звонкие и глухие;

определять количество и последовательность звуков в слове;

различать звуки и буквы: буква как знак звука;

определять количество слогов;

переносить слова на другую строку;

правильно читать специфичные гласные звуки татарского языка [ә], [ө], [ү];

правильно читать специфичные согласные звуки татарского языка [w], [ғ], [қ], [җ], [ң], [һ];

правильно употреблять при письме буквы, обозначающие специфичные звуки татарского языка;

определять функции букв е, ё, ю, я;

правильно называть буквы татарского алфавита, их последовательность;

использовать алфавит для упорядочения списка слов;

правильно присоединять к слову твёрдый или мягкий вариант аффиксов;

различать слова, отвечающие на вопросы «кем?» («кто?») и «нәрсә?» («что?»);

находить в предложении слова, отвечающие на вопрос «нишли?» («что делает?»);

вести диалог, расспрашивая собеседника, отвечая на его вопросы;

воспринимать на слух аудиотекст, построенный на знакомом языковом материале;

владеть техникой чтения, приёмами понимания прочитанного
и прослушанного текста.

4. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

составлять небольшое описание картины;

рассказывать о друзьях, любимых животных, каникулах;

понимать на слух речь учителя и одноклассников;

находить в тексте нужную информацию;

выразительно читать текст вслух, соблюдая правильную интонацию;

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объёмом не более 10 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 12 слов с учётом изученных правил правописания;

применять правила правописания и теоретический материал, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

находить в тексте слова с заданным звуком;

использовать различные словари татарского языка;

определять лексическое значение слова с помощью словаря;

выявлять в тексте случаи употребления элементарных синонимов
и антонимов;

распознавать самостоятельные части речи;

выделять среди имён существительных собственные и нарицательные;

определять число имён существительных;

различать имена существительные по вопросам «кем?» («кто?») и «нәрсә?» («что?»);

распознавать имена прилагательные, определять их роль в речи;

наблюдать за употреблением имён прилагательных в текстах;

различать глаголы среди других слов и в тексте;

распознавать глаголы настоящего времени изъявительного наклонения;

строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения);

соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;

анализировать уместность использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога.

5. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

строить устное диалогическое и монологическое высказывание;

разыгрывать готовые диалоги на изученные темы;

читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале с соблюдением правил произношения и интонирования;

кратко излагать содержание прочитанного (услышанного) текста, выражать своё отношение к прочитанному (услышанному), используя речевые средства родного языка;

устанавливать последовательность событий в тексте;

правильно списывать слова, предложения, текст объёмом не более 15 слов;

писать под диктовку текст объёмом не более 15 слов с учётом изученных правил правописания;

понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала;

использовать на письме разделительный ъ и ь знаки;

выделять в слове ударный слог;

выделять корень слова (простые случаи);

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

понимать особенности слова как единицы лексического уровня языка;

наблюдать за употреблением синонимов, антонимов и омонимов в речи;

подбирать синонимы к словам разных частей речи;

различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова;

определять слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

определять грамматические признаки имён существительных (число, падеж);

наблюдать за личными местоимениями; использовать личные местоимения для устранения повторов в тексте;

выявлять имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу;

наблюдать за ролью имён прилагательных в тексте-описании;

наблюдать за особенностями глагола как части речи;

определять спряжение глаголов настоящего времени изъявительного наклонения;

находить главные члены предложения - подлежащее и сказуемое;

писать сочинение по картине, используя выразительные средства языка;

соблюдать нормы татарского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.

6. Предметные результаты изучения родного (татарского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

читать про себя небольшие тексты и полностью понимать их содержание;

самостоятельно создавать небольшие устные и письменные тексты;

определять значение незнакомых слов по контексту;

правильно списывать текст объёмом не более 20 слов;

писать изложения и тексты под диктовку объёмом не более 20 слов с учётом изученных правил правописания;

применять в речи закон сингармонизма;

проводить фонетический анализ слова;

определять словарный состав татарского языка с точки зрения его происхождения;

распознавать русские заимствования в татарском языке;

определять порядок присоединения аффиксов в татарском языке;

различать словообразующие и формообразующие аффиксы;

образовывать новые слова при помощи аффиксов;

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

образовывать степени сравнения прилагательных;

использовать в речи личные местоимения;

использовать в речи вопросительные и указательные местоимения «кем» («кто»), «нәрсә» («что»), «кайда» («где»), «күпме» («сколько»), «бу» («это»), «теге» («тот»);

определять значение и употребление в речи порядковых и количественных числительных;

распознавать форму повелительного наклонения глагола;

определять категорию времени глагола изъявительного наклонения: настоящее, прошедшее и будущее;

образовывать отрицательный аспект глаголов настоящего, прошедшего
и будущего времени;

владеть техникой выступления с небольшими сообщениями перед знакомой аудиторией;

выражать собственное мнение, аргументируя его с учётом ситуации общения;

понимать цель письменного пересказа текста;

представлять на татарском языке свою страну и культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса по родному (татарскому) языку и литературному чтению

Рабочая программа по татарскому языку создана на основе: □ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; (утвержден приказом МО и Н РФ 06.10.2009 г. №373...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку и литературе 1 - 4 классы

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  средняя общеобразовательная школа  №4муниципального района  Мелеузовский районРеспублики БашкортостанРассмотреноНа заседани...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку 1 класс

Рабочая программа составлена к учебникам  "Татар теле"  и "Элифба"  Ф.А.Гафуровой, Л.Ш.Гайнетдиновой...

Конспект урока родного (татарского) языка в 4 классе по теме "Кимлек дәрәҗәсендәге сыйфатлар".

Башкортстан республикасының татар мәктәпләре өчен дәрес конспекты...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету «РОДНОЙ( татарский) ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» для 1 класса

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕпо предмету «РОДНОЙ ЯЗЫК(татарский) И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» для 1 класса...

КТП по родному татарскому языку и литературе

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по литературному чтению на родном (татарском) языке начального общего образования. Предмет - литературное чтение на родном языке. Класс - 1. Уч...

Рабочая программа по родному(татарскому)языку

Рабочая программа по родному(татарскому)языку для 1-4 классов...