Приемы и методы формирования самоконтроля обучающихся
статья

Данная статья рассказывает о приемах и методах формирования самоконтроля обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы и методы формирования самоконтроля обучающихся.

Начало школьного обучения и воспитания ребенка является существенным переломным моментом во всей его жизни. Внешние признаки этого переломного момента обнаруживаются в ее организации, в новых обязанностях ребенка как ученика.

В настоящие время на первый план выдвигается развивающая  функции обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей.

В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребенка. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов к развитию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной. Самоорганизация и саморегуляция учения обеспечиваются контрольной частью учебной деятельности и именно с формирования самоконтроля рационально начинать процесс постепенной передачи учащимся элементов деятельности для самостоятельного осуществления.

САМОКОНТРОЛЬ — одно из проявлений сознательной регуляции человеком собственного поведения и деятельности в интересах обеспечения соответствия их результатов поставленным целям, предъявляемым требованиям, правилам. Предназначение самоконтроля заключается как в предупреждении, так и в исправлении допущенных ошибок, неточных действий. Благодаря регулирующей функции самоконтроля человек способен реализовать предложенный кем-либо или самостоятельно принятый план деятельности.

Условия самоконтроля

1. установка учителя на его осуществление.

     В младшем школьном возрасте у ребят слабо развиты процессы саморегуляции и волевая сфера. Поэтому побуждение их к самоконтролю важно на всех этапах самостоятельной работы (ориентировочном, исполнительском, заключительном). 

2. целенаправленное формирование у школьников специальных навыков самоконтроля на разных учебных предметах.

Остановимся подробнее, что же в себя включает самоконтроль на разных этапах учебного процесса:

  1. обучать предварительному (подготовительному) самоконтролю,

который проводится до начала выполнения задания, то есть на ориентировочном этапе. Он необходим ученику для того, чтобы убедиться в верном понимании цели, учебной задачи, требований учителя. Ученику надо подсказать, что сделать это он может, задавая педагогу вопросы, уточняя у него условия задания и исходные данные, а также проверяя готовность своего рабочего места, средств  труда.

II. На исполнительском этапе самостоятельной деятельности, в процессе решения учебной задачи педагогу следует поощрять и "провоцировать" текущий (коррективный) самоконтроль учащихся. Специфическими действиями этого вида самоконтроля являются слежение, сравнение промежуточных результатов с заданным эталоном, выбор адекватных средств достижения цели и способов решения учебной задачи и др.

III. На заключительный (констатирующий) самоконтроль учащихся следует нацеливать после выполнения определенного вида деятельности, после самостоятельной работы.

Виды деятельности для формирования самоконтроля:

1. диалог (один из вариантов сотрудничества):

    - "Почему мы ошиблись?",

    - "Какой другой вариант решения мы могли бы с вами выбрать?",

    - "Что мы с вами делали, чтобы достичь запланированного результата?" и т.д.,

           ! Учитель поощряет учащихся  к активности, самостоятельности суждений, отслеживанию своих учебных действий и соотнесению их с поставленными задачами.

2. Прием "Докажите, что мое утверждение верно или неверно..."    

              ! поможет учителю побудить детей к самостоятельным выводам и умозаключениям.

3. Учебное комментирование написания текста (решения задачи, примера и т.д.) заключается в том, что во время фронтальной работы один из учащихся, выполняя практические действия, одновременно объясняет их, ссылаясь при этом на конкретное правило, закон, теорему.

       ! То есть, применяя знания, ученик  осуществляет непрерывный самоконтроль и, проговаривая вслух определенную информацию, побуждает к этому весь класс.

4. Необходимо предлагать учащимся задания, требующие не только действий "по правилу", по алгоритму, но и самостоятельности суждений, выводов, гибкости мышления, способности уйти от стереотипов.

5. Ребята побуждаются к поиску вариантов решения учебной задачи и включаются тем самым в поисковый и творческий уровень деятельности ("Предложи свои способы решения задачи...").

Например: предлагаю готовое решение какой-либо задачи, но оно является неправильным. Ошибки предлагается обнаружить ученикам;

привожу неполное решение задачи, а ученикам предлагаю завершить его;

для решения предлагается задача с неполными или избыточными данными, ученики должны обнаружить это;

предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.

7. Учащимся предлагается сделать самопроверку своих ответов, сопоставляя их с текстом учебника, хрестоматии, справочника и т.д., с эталоном ответа или решения задачи, перфокарты.

В другом случае учитель может использовать такой прием. Он только подчеркивает ошибки детей, а исправления делают сами ученики. После того, как дети исправляют свои ошибки, учитель каждому конкретно показывает, сколько ошибок они смогли бы избежать, если бы проверили себя. Такую работу лучше всего делать при проверке домашних тетрадей, когда дети имеют полную возможность использовать  печатный текст для самопроверки.

8. самостоятельное творческое задание, при выполнении которого деятельность учащегося строго не регламентируется. Однако учащимся предлагаются ориентировочные вопросы, которыми можно руководствоваться при выполнении задания.

9. Учащиеся побуждаются задавать вопросы одноклассникам, учителю. Это – полезный прием сотрудничества педагога и школьника, активизирующий весь класс. Он  помогает формировать адекватную самооценку.

10. Тестовые задания по предмету. Содержание тестовых вопросов может быть различным: требующие применения знаний; побуждающие к самостоятельным выводам и умозаключениям; побуждающие к спору и выдвижению контраргументов.

Важной стороной самоконтроля является его мотивация. В тех случаях, когда ученики правильно понимают необходимость применения самоконтроля, его эффективность гораздо выше, чем тогда, когда ученик прибегает к нему по принуждению. Следовательно, для хорошего самоконтроля не все равно, как он мотивирован проверяет ли себя ребенок потому, что этого от него требуют, или потому, что у него есть потребность в этом. Поэтому в деле воспитания у учащихся самоконтроля перед учителем также стоит задача — воспитать у них правильную мотивацию, которая заключается в понимании детьми самоконтроля, как необходимого элемента их учебной деятельности, который улучшает их знания. Такой мотивации самоконтроля учитель добивается путем разъяснения пользы самоконтроля на конкретном примере. Так, во время контрольной работы он внимательно следит, какие дети не отвлекаются, все время проверяют написанное. При раздаче работ ученикам учитель отмечает работы тех, которые систематически себя проверяли и исправили правильно некоторые свои ошибки, показывая другим учащимся, как можно себе помочь и добиться лучших успехов Учитель на примерах исправленных самими детьми работ наглядно показывает, как повышается качество работы при самопроверке.

Третье важное условие формирования самоконтроля:

использование в учебной работе планов

 Планирование учения :

    - побуждать учащихся к самостоятельности,

    -  обучать умению планировать умственные и практические действия при выполнении разнообразных заданий.

Составить план деятельности –

во-первых, выделить главные моменты в том, что ты собираешься делать;

во-вторых, наметить, в какой последовательности будешь их выполнять, то есть выделить этапы работы;

в-третьих, решить, какими способами и приемами будешь пользоваться;

в-четвертых, наметить, когда будет выполняться работа; сколько времени на нее будет затрачено, к какому сроку она должна быть сделана.

Пути применения типовых планов:

предложить ребятам к использованию готовые образцы типовых планов.

предлагается самим "открыть" общий способ действия

Четвёртое условие самоконтроля:

вовлечение школьников в разнообразные формы взаимопроверки:

Формы взаимопроверки:

взаимная проверка письменных ответов (целесообразна и удобна при проведении небольших проверочных самостоятельных работ на 5-7 минут, кратко оформляемых),

 - взаимопроверка (итоговых самостоятельных работ, устных ответов, 

 Очень  важным моментом в расширении сферы самоконтроля являются упражнения детей в проверке работ товарища. Контроль ребенка за работой товарища побуждает его быть более внимательным, систематически проверять каждый элемент работы, ничего не пропуская, повышает чувство ответственности. Такие упражнения приводят к тому, что ученик привыкает более внимательно присматриваться и к своей работе, обращать внимание на все те элементы, которые вызывают у него сомнения, т. е. производить более разностороннюю самопроверку.

Функции оценки:

определение актуального уровня знаний и его соответствия учебным требованиям;

непосредственная и опосредованная информация об успехе или неуспехе в данной ситуации;

выражение отношения к чему-либо.

Содержательная оценка –

это процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным эталоном для установления уровня и качества собственного продвижения в учении и определения задач для дальнейшего продвижения.

Содержательная оценка

Внешняя (ее осуществляет учитель (или другой ученик), и именно она, к сожалению, преобладает в современной школе.

Внутренняя (самооценка, то есть когда ее дает себе сам ученик), поскольку при этом для него раскрывается личностный смысл учения, по иному (с внутренних позиций) воспринимается цель и содержание образования.

Внешний контроль, его цели:

установление соответствия достигнутого учащимися уровня овладения знаниями принятым нормам -  ГОС,

выявление пробелов в знаниях и умениях учащихся,

научение учащихся приемам и методам взаимоконтроля и самоконтроля;

формирование у учеников потребности и привычки к самоконтролю.

Самооценка

оценка личностью своих возможностей, состояния, поступков и последствий своих действий.

Оценка, по словарю С.И. Ожегова "мнение о ценности, уровне или значении кого- или чего-нибудь", самооценка в том же издании определяется как "оценка самого себя, своих достижений и недостатков".

Самооценка заключается в

самоконтроле обучающегося,

его саморегуляции,

самостоятельной экспертизе собственной деятельности и

в самостимуляции.

Возможности самооценки

Самооценка важна при распределении собственных ресурсов.

Самооценка позволяет смотреть на себя со стороны, сравнивать свои качества с качествами других людей и выбирать на основании этих вычислений наиболее удачные действия.

Самооценка необходима при прогнозировании деятельности. Эта способность наиболее высокого порядка, требующая абстрактного мышления. В этом случае человек смотрит на всю ситуацию в целом, в которую включен он сам, как бы глазами третьего человека. Прогноз позволяет произвести расчет последствий до начала самого действия, чтобы учесть непредвиденные факторы.

 

Таким образом, повышение качества самоконтроля неразрывно связано с расширением знаний учащихся, а с другой стороны, оно само служит стимулом повышения качества знаний учащихся, расширения их умственного кругозора. Самоконтроль служит для них тем критерием, исходя из которого дети могут судить о качестве выполненного задания, о качестве усвоения знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов и методов формирования учебной мотивации, создания благоприятного психологического климата при организации работы на уроках в 1 классах.

В работе говорится о трудностях, с которыми встречаются ученики 1-х классов в период адаптации, раскрываются приемы и методы работы учителя по созданию психологического климата и формированию  уч...

Приемы и методы формирования самооценки учащихся

Приемы и методы выработки самооценки учащихся...

«Приемы и методы формирования связной речи в классе со сложной структурой дефекта». Выступление на педагогическом совете.

В статье затрагивается проблема особенностей познавательной сферы и речи у детей со сложной структурой дефекта. Раскрываются некоторые приёмы и методы формирования связной речи детей со сложной структ...

Приемы и методы формирования навыков решения задач на движение у школьников с интеллектуальным недоразвитием.

Эффективность и качество обучения математике определяется не только прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и всесторонним развитием учащихся, их логическим мышле...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Приемы и методы формирования учебной и познавательной мотивации у обучающихся на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)

В данной статье рассмотрены некоторые приёмы и методя для формирования мотивации у детей начальной школы....

Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе

В современном образовании есть необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах  и приемах обучения для формирования функционал...