"Бумажная сказка"
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МИЧУРИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗАВОРОНЕЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Терский филиал
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Бумажная сказка»
Возраст учащихся: 6-10 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень освоения: стартовый
Автор – составитель:
Иваненко Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования
Мичуринский район, 2023 г.
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | Терский филиал МБОУ Заворонежской СОШ Мичуринского района Тамбовской области |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажная сказка» |
3. Сведения об авторе: | |
Ф.И.О., должность | Иваненко Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования |
4. Сведения о программе: | |
Нормативная база | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от N 678-р). Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. N 196). Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»». Устав МБОУ Заворонежской СОШ Тамбовской области |
Область применения | Дополнительное образование |
Направленность | Художественная |
Вид программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа |
Уровень усвоения | Стартовый |
Возраст учащихся по программе | 6-10 лет |
Продолжительность обучения | 1 год |
Блок №1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажная сказка» художественной направленности, вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как работа с бумагой в нетрадиционной технике, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Уровень освоения программы: стартовый
Новизна программы
Универсальный характер бумаги позволяет детям получить навыки конструирования и пространственного мышления при создании декоративных поделок, начиная с самых простых поделок до более сложных, трудоемких изделий.
Работа с бумагой не только пополняет знания и умения учащихся, но и формирует творческую личность. Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с педагогом. Кроме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Актуальность программы обусловлена тем, что развитие художественно - творческих способностей детей всегда рассматривается как одна из актуальных задач образования. Эта актуальность обусловлена, прежде всего, тем, что традиционное обучение представляет собой в большей степени репродуктивный процесс передачи ребенку того, что создано человечеством в различных областях науки и культуры. Любая работа с бумагой: складывание, вырезание, скручивание - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе. Педагогическая целесообразность программы
Программа «Бумажная сказка» направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить учащихся к творчеству. Занятия с бумагой помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыки и умения художественного творчества.
Отличительные особенности программы
В общеразвивающей программе «Бумажная сказка» используется комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного искусства (оригами, аппликация, вырезание, плетение, художественное конструирование), опережающее знакомство с первоначальными знаниями по черчению, геометрии, математике.
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа стартового уровня «Бумажная сказка» рассчитана на обучение детей в возрасте от 6 до 10 лет, имеющих интерес к декоративно-прикладному творчеству и проявляющих художественные задатки.
Условия набора учащихся
Для обучения по программе «Бумажная сказка» принимаются все желающие без предварительного отбора.
Возрастно-психологические особенности учащихся
У детей 6-10 лет внимание становится устойчивым и произвольным. Дети способны рассуждать самостоятельно, конструируют по условиям, заданным взрослым, готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных видов бумаги. Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
В 6-10 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и позволяет создавать по шаблонам поделки из бумаги.
Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок из бумаги и картона.
Количество учащихся
Норма наполнения группы – 10-20 человек
Объем и срок освоения программы
Дополнительная общеразвивающая программа стартового уровня «Бумажная сказка » рассчитана на один год обучения в количестве 72 учебных часов.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Основной формой занятия являются комбинированное занятие (сочетание практического и теоретического занятий), а также выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий и проектов.
Формы и режим занятий: очная.
Основная форма | Образовательная задача, решаемая на занятиях | Методы |
1 | 2 | 3 |
1. Познавательное занятие | Передача информации. | Беседа, рассказ, доклад, прослушивание |
2. Практическое занятие по отработке определенного умения. | Обучение. Вырабатывать умение обращаться с предметами, инструментом, материалами. Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности. | Упражнения |
3. Самостоятельная деятельность детей | Поиск решения проблемы самостоятельно | Упражнения |
4. Творческие упражнения | Применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом | Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах |
5. Игровая форма | Создание ситуации занимательности | Короткая игра, игра-оболочка |
6. Конкурсы | Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельности | Игра |
7. Выставки | Массовая информация и наглядная информация, пропаганда творчества, оценка роста мастерства | Экспозиция |
8. Занятие – соревнования | Закрепление умений, знаний, навыков | Игра |
9. Занятие – деловая (ролевая) игра | Усиление мотивации учения, формирование познавательной деятельности, углубление и расширение знаний, перенос теоретического учебного материала в практическую деятельность | Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-презентация и т.д. |
10. Занятие - лекция | Формирование мотивации, установка на активное восприятие | |
11. Занятие - зачет | Подведение итогов, выявление осознанности знаний, повышение ответственности за результат своего труда | Индивидуальное или групповое занятие, собеседование. |
12. Интегрированное занятие | Развитие интереса учащихся к предмету | Собеседование, семинар, конференция, ролевая игра, обобщение материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет |
13. Модульное занятие | Способствует пооперационному усвоению материала, контроль знаний, умений, навыков, их коррекция | Самостоятельная деятельность |
Структура занятия
1. Введение в художественно-изобразительную задачу и формирование темы.
2. Теоретическая часть: работа с литературой, иллюстрациями, схемами поделок и будущих композиций, обсуждение с педагогом.
3. Практическая часть: самостоятельная работа учащихся по выполнению заданий, необходимых по проходимой теме. Педагог следит за правильным использованием оборудования, показывает приемы работы с различными видами бумаги, помогает разобраться в иллюстрациях, схемах.
4. Итоги занятия: обсуждение с учащимися их работы в режиме диалога, создание ситуации успеха.
Цель и задачи программы
Цель программы: всестороннее развитие художественно-творческих способностей учащихся в процессе овладения приемами техники работы с различной бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей возникновения бумаги;
- обучить приемам работы с бумагой различной фактуры, изготовление из нее разнообразных изделий;
- ознакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью бумажного конструирования;
- формировать умение работы с инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов.
Развивающие:
- развивать творческую активность учащихся, их самореализацию;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- развивать чувство цвета, пропорции, ритма;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер;
- формировать интерес к бумагопластике.
Воспитательные:
- формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность;
- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися;
- привить культуру труда.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ | Название раздела, тема | Всего часов | В том числе | Формы аттестации/ контроля | |
теория | практика | ||||
| Вводное занятие. Диагностика ЗУН | 2 | 1 | 1 | Начальная диагностика |
1. | Бумагопластика с использованием цветной бумаги. | 27 | 12 | 15 | |
Мир бумаги. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - | Тренинг - общение | |
Приемы работы с цветной бумагой. Тренировочные упражнения по формованию деталей. | 2 | - | 2 | Беседа с обсуждением выполненных заданий | |
Технология формования бумаги. «Волшебные полоски». | 1 | - | 1 | Анализ выполненных заданий. | |
Теоретические основы работы с бумажными полосками. | 1 | - | 1 | Экспресс-опрос | |
Фиксация различных форм из бумажных лент. | 2 | 1 | 1 | Выставка работ | |
Цыпленок из бумажных лент. | 2 | 1 | 1 | Выполнение работы по собственному эскизу,выставка работ | |
Мышка из бумажных лент. | 2 | 1 | 1 | Обсуждение выполненных работ |
Улитка из бумажных лент. | 2 | 1 | 1 | Выполнение творческого задания | |
Мы - фантазеры. | 2 | 1 | 1 | Выполнение зачетной работы по собственному эскизу, выставка работ | |
Новогодние игрушки из полос бумаги. | 2 | 1 | 1 | Выполнение творческого задания | |
Мозаичная аппликация. Способы изготовления деталей объемной аппликации. | 2 | 1 | 1 | Просмотр и обсуждение выполненных заданий | |
Аппликация «Кактус». | 2 | 1 | 1 | Обсуждение выполненных заданий | |
Аппликация «Божья коровка». | 2 | 1 | 1 | Выполнение зачетной работы по собственному эскизу, выставка работ | |
Аппликация «Бабочка». | 2 | 1 | 1 | Выполнение зачетной работы по собственному эскизу, выставка работ | |
Мы - фантазеры. | 2 | 1 | 1 | Выполнение зачетной работы по собственному эскизу, выставка работ | |
2. | Способы замятия бумаги для поделок. Поделки из мятой бумаги. | 41 | 12 | 29 | |
Инструменты и способы их использования. Технология выполнения деталей. | 3 | 1 | 2 | Экспресс – опрос | |
Игрушка «Зайка» | 4 | 1 | 3 | Обсуждение выполненных заданий | |
Аппликация «Осьминожка» | 4 | 1 | 3 | Обсуждение выполненных заданий | |
Аппликация «Рыбка» | 3 | 1 | 2 | Выставка работ | |
Аппликация «Цветик-семицветик» | 3 | 1 | 2 | Выставка работ | |
Аппликация «Ежик» | 3 | 1 | 2 | Ролевая игра, КТД, творческое задание | |
Мы - фантазеры. | 3 | 1 | 2 | Выполнение зачетной работы по собственному эскизу, выставка работ | |
Знакомство с техникой «Квиллинг». | 3 | 1 | 2 | Ролевая игра, творческое задание | |
Технология изготовления цветов в технике квиллинг. | 4 | 1 | 3 | Экспресс – опрос | |
Аппликация «Зеленый виноград» | 4 | 1 | 3 | Экспресс – опрос | |
Аппликация «Забавные зверушки» | 3 | 1 | 2 | Выставка работ | |
В некотором царстве, в бумажном государстве…Выполнение индивидуального творческого проекта. | 4 | 1 | 3 | Выполнение зачетной работы по собственному эскизу, выставка работ | |
Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | Итоговая диагностика | |
ИТОГО | 72 | 27 | 45 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Вводное занятие
Теория: Знакомство с содержанием программы. Беседа о природных материалах и способах их обработки. Правила техники безопасности, организации рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство со свойствами бумаги.
Практика: Диагностика первоначальных ЗУН. Тестирование на определение степени развития мелкой моторики. Подготовка материала к работе.
Раздел 1. Бумагопластика с использованием цветной бумаги.
Тема Мир бумаги. Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Теплые и холодные цвета. Изменение цвета в зависимости от освещения и удаления. Просмотр видеоматериала по теме. Тестовые задания по закреплению полученных знаний.
Тема Приемы работы с цветной бумагой. Тренировочные упражнения по формованию деталей.
Практика. Практические задания на выработку навыков работы с инструментами, необходимыми для обработки бумаги (линейка, карандаш, ножницы). Характерные особенности инструментов, правила их подбора, хранения и размещения на поверхности стола (беседа). Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Выполнение приемов формования бумажных деталей ножницами, карандашом. Тренировочные задания. Обсуждение выполненных заданий (беседа).
Тема Технология формования бумаги. «Волшебные полоски».
Практика. Техника безопасности при работе с инструментами. Теоретические основы работы с бумажными полосками. Способы нарезания полосок (трафарет, замеры). Фиксация различных форм из бумажных лент. Анализ выполненных работ.
Тема Теоретические основы работы с бумажными полосками. Практика. Изготовление деталей из бумажных полосок путем скручивания мягкой бумаги с клеем ПВА. Техника безопасности при выполнении задания.
Тема Фиксация различных форм из бумажных лент.
Теория. Искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения. Техника безопасности при выполнении задания.
Практика. Вырезание бумажных лент. Формование деталей из лент с использованием канцелярского ножа.
Тема Цыпленок из бумажных лент.
Теория. Алгоритм выполнения цыпленка из бумажных лент. Выбор шаблонов. Правила работы с режущими инструментами и красящими составами.
Практика. Изготовление животных, сказочных персонажей из бумажных лент путем скручивания мягкой бумаги с клеем ПВА. Выставка работ.
Тема Мышка из бумажных лент.
Теория. Основные этапы изготовления деталей. Подбор шаблонов.
Практика. Технология выполнения. Подбор цветовой гаммы. Обсуждение выполненных заданий.
Тема Улитка из бумажных лент.
Теория. Алгоритм выполнения улитки из бумажных лент. Выбор шаблонов. Правила работы с режущими инструментами и красящими составами.
Практика. Изготовление деталей из бумажных полосок путем скручивания мягкой бумаги с клеем ПВА. Техника безопасности при выполнении задания.
Тема Мы - фантазеры.
Теория. Алгоритм выполнения работы. Подбор цветовой гаммы. Выбор инструментов и материалов необходимых для выполнения работы.
Практика. Выполнение зачетной работы по собственному эскизу, выставка работ.
Тема Новогодние игрушки из полос бумаги.
Теория. Необходимые материалы и инструменты для изготовления игрушки. Приемы склеивания картона отделочной бумагой.
Практика. Изготовление деталей из бумажных полосок путем скручивания мягкой бумаги с клеем ПВА. Техника безопасности при выполнении задания.
Тема Мозаичная аппликация. Способы изготовления деталей объемной аппликации.
Теория. Мозаичная аппликация. Способы нарезания (нарывания) бумаги для аппликации. Собирание кусочков в единую композицию. Подбор элементов аппликации.
Практика. Способы нарезания (нарывания) бумаги для аппликации. Собирание кусочков в единую композицию. Техника безопасности при выполнении задания.
Тема Аппликация «Кактус».
Теория. Изготовление деталей. Собирание кусочков в единую композицию. Подбор элементов аппликации.
Практика. Аппликация «Кактус». Инструктаж по технике безопасности. Обсуждение выполненных заданий.
Тема Аппликация «Божья коровка».
Теория. Изготовление деталей. Подбор элементов аппликации.
Практика. Аппликация «Божья коровка». Инструктаж по технике безопасности. Обсуждение выполненных заданий.
Тема Аппликация «Бабочка».
Теория. Изготовление деталей. Подбор элементов аппликации.
Практика. Аппликация «Божья коровка». Инструктаж по технике безопасности. Обсуждение выполненных заданий.
Тема Мы - фантазеры.
Теория. Алгоритм выполнения работы. Подбор цветовой гаммы. Выбор инструментов и материалов необходимых для выполнения работы.
Практика. Выполнение зачетной работы по собственному эскизу, выставка работ.
Раздел 2. Способы замятия бумаги для поделок. Поделки из мятой бумаги.
Тема Инструменты и способы их использования. Технология выполнения деталей.
Теория. Знакомство с инструментами и их функцией. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Технология замятия бумаги. Экспресс – опрос.
Практика. Подбор шаблонов. Выполнение пробных заданий из бумаги.
Тема Игрушка «Зайка»
Теория. Алгоритм выполнения работы. Подбор цветовой гаммы. Выбор инструментов и материалов необходимых для выполнения работы.
Практика. Изготовление деталей способом замятия бумаги с использованием необходимых для работы инструментов и клеем ПВА. Техника безопасности при выполнении задания.
Тема Аппликация «Осьминожка».
Теория. Алгоритм выполнения работы. Подбор цветовой гаммы. Выбор инструментов и материалов необходимых для выполнения работы.
Практика. Изготовление деталей способом замятия бумаги с использованием необходимых для работы инструментов и клеем ПВА. Техника безопасности при выполнении задания.
Тема Аппликация «Рыбка»
Теория. Алгоритм выполнения работы. Подбор цветовой гаммы. Выбор инструментов и материалов необходимых для выполнения работы.
Практика. Изготовление деталей способом замятия бумаги с использованием необходимых для работы инструментов и клеем ПВА. Техника безопасности при выполнении задания.
Тема Аппликация «Цветик-семицветик».
Теория. Алгоритм выполнения работы. Подбор цветовой гаммы. Выбор инструментов и материалов необходимых для выполнения работы.
Практика. Изготовление деталей способом замятия бумаги с использованием необходимых для работы инструментов и клеем ПВА. Техника безопасности при выполнении задания.
Тема Аппликация «Ежик».
Теория. Алгоритм выполнения образца. Распределение заданий между учащимися. Выбор цветового решения в композиции.
Практика. Изготовление деталей способом замятия бумаги с использованием необходимых для работы инструментов и клеем ПВА. Техника безопасности при выполнении задания.
Тема Мы - фантазеры.
Теория. Алгоритм выполнения работы. Подбор цветовой гаммы. Выбор инструментов и материалов необходимых для выполнения работы.
Практика. Выполнение зачетной работы по собственному эскизу, выставка работ.
Тема Знакомство с техникой «Квиллинг».
Теория. Знакомство с техникой квиллинг. Алгоритм выполнения деталей. Выбор цветового решения. Распределение заданий между учащимися. Индивидуальный инструктаж по выполнению задания.
Практика. Ролевая игра. Заготовка деталей. Правила техники безопасности при работе с инструментами.
Тема Технология изготовления цветов в технике квиллинг.
Теория. Разновидности полевых цветов. Цветовая гамма. Технология выполнения цветов. Экспресс-опрос.
Практика. Подбор шаблонов. Изготовление лепестков для цветка. Формование деталей и склеивание. Сборка цветов и композиции.
Тема Аппликация «Зеленый виноград».
Теория. Разновидность винограда. Технология выполнения. Экспресс-опрос.
Практика. Подборка шаблонов. Приемы изготовления деталей. Сборка деталей. Правила техники безопасности при работе.
Тема Аппликация «Забавные зверушки».
Теория. Алгоритм выполнения работы. Подбор цветового решения. Индивидуальный инструктаж по выполнению задания.
Практика. Подборка шаблонов. Приемы изготовления деталей. Сборка деталей. Правила техники безопасности при работе. Выставка работ.
Тема В некотором царстве, в бумажном государстве…Выполнение индивидуального творческого проекта.
Теория. Алгоритм выполнения работы. Выбор цветового решения. Индивидуальный инструктаж по выполнению задания.
Практика. Подбор шаблонов. Приемы изготовления деталей. Сборка деталей. Правила техники безопасности при работе. Выставка работ.
Итоговое занятие
Теория. Выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся, полученных в ходе освоения программы второго года обучения. Определение уровня развития коммуникативных навыков учащихся.
Практика. Выполнение индивидуального задания. Выставка творческих работ учащихся. Подведение итогов.
Планируемые результаты обучения
По итогам реализации дополнительной общеразвивающей программы «Бумажная сказка» ожидаются следующие результаты:
Личностные:
- развитие навыков коммуникативного общения учащихся со сверстниками и педагогами;
- развитие мотивации познавательных интересов;
- развитие самооценки собственной творческой деятельности;
- творческое самоопределение и самоутверждение в процессе конкурсного движения и проектной деятельности;
- рост творческого мастерства;
- формирование творческого портфолио учащегося.
Предметные результаты
По окончании обучения по программе «Бумажная сказка»
Учащиеся должны знать:
- названия и назначения инструментов;
- свойства бумаги, техники работы с бумагой;
- технику безопасности.
Учащиеся должны уметь:
- правильно организовывать рабочее место;
- пользоваться инструментами;
- владеть приемами вырезания, плетения, сгибания, наклеивания;
- разработать несложные композиции для аппликации;
- сотрудничать со своими сверстниками.
Метапредметные
Учащиеся будут уметь:
- организовывать свое рабочее место;
- удерживать организованное поведение во время урока;
- понимать учебную задачу;
- осуществлять контроль выполненной работы по образцу;
- высказывать предположение по поводу способа действия;
- оценивать свою работу по совместно выбранным критериям под руководством педагога;
- уметь выражать свои мысли в устной форме;
- уметь слушать и понимать речь других;
- оказывать взаимопомощь в сотрудничестве под руководством педагога.
У учащихся будут развиты:
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Блок №2 «Комплекс организационно – педагогический условий»
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятий | Кол-во часов | Тема занятий | Место проведения | Форма контроля |
1 | теоретическое занятие | 1 | Вводное занятие. Диагностика ЗУН. | кабинет №9 | Беседа. Инструктаж по технике безопасности | |||
2 | практическое занятие | 1 | Вводное занятие. Диагностика ЗУН. | кабинет №9 | Тестирование | |||
3 | теоретическое занятие | 1 | Мир бумаги. Инструктаж по технике безопасности. | кабинет №9 | Беседа, подготовка презентаций изделий из бумаги | |||
4 | практическое занятие | 1 | Приемы работы с цветной бумагой. Тренировочные упражнения по формованию деталей. | кабинет №9 | Беседа с обсуждением выполненных заданий | |||
5 | практическое занятие | 1 | Приемы работы с цветной бумагой. Тренировочные упражнения по формованию деталей. | кабинет №9 | Беседа с обсуждением выполненных заданий | |||
6 | практическое занятие | 1 | Технология формования бумаги. «Волшебные полоски». | кабинет №9 | Анализ выполненных заданий, самоанализ | |||
7 | практическое занятие | 1 | Теоретические основы работы с бумажными полосками. | кабинет №9 | Экспресс-опрос | |||
8 | теоретическое занятие | 1 | Фиксация различных форм из бумажных лент. | кабинет №9 | Беседа с обсуждением выполненных заданий | |||
9 | практическое занятие | 1 | Фиксация различных форм из бумажных лент. | кабинет №9 | Выставка работ | |||
10 | теоретическое занятие | 1 | Цыпленок из бумажных лент. | кабинет №9 | Выполнение работ по эскизу | |||
11 | практическое занятие | 1 | Цыпленок из бумажных лент. | кабинет №9 | Творческая работа | |||
12 | теоретическое занятие | 1 | Мышка из бумажных лент. | кабинет №9 | Обсуждение выполненных работ | |||
13 | практическое занятие | 1 | Мышка из бумажных лент. | кабинет №9 | Творческая работа | |||
14 | теоретическое занятие | 1 | Улитка из бумажных лент. | кабинет №9 | Творческая работа | |||
15 | практическое занятие | 1 | Улитка из бумажных лент. | кабинет №9 | Выполнение творческого задания | |||
16 | теоретическое занятие | 1 | Мы – фантазеры. | кабинет №9 | Тренинг - общение | |||
17 | практическое занятие | 1 | Мы – фантазеры. | кабинет №9 | Творческая работа | |||
18 | теоретическое занятие | 1 | Новогодние игрушки из полос бумаги. | кабинет №9 | Выполнение творческого задания | |||
19 | практическое занятие | 1 | Новогодние игрушки из полос бумаги. | кабинет №9 | Выполнение творческого задания | |||
20 | теоретическое занятие | 1 | Мозаичная аппликация. Способы изготовления деталей объемной аппликации. | кабинет №9 | Тренинг - общение | |||
21 | практическое занятие | 1 | Мозаичная аппликация. Способы изготовления деталей объемной аппликации. | кабинет №9 | Творческая работа | |||
22 | теоретическое занятие | 1 | Аппликация «Кактус». | кабинет №9 | Обсуждение выполненных заданий | |||
23 | практическое занятие | 1 | Аппликация «Кактус». | кабинет №9 | Творческая работа | |||
24 | теоретическое занятие | 1 | Аппликация «Божья коровка» | кабинет №9 | Обсуждение выполненных заданий | |||
25 | практическое занятие | 1 | Аппликация «Божья коровка» | кабинет №9 | Творческая работа | |||
26 | теоретическое занятие | 1 | Аппликация «Бабочка» | кабинет №9 | Обсуждение выполненных заданий | |||
27 | практическое занятие | 1 | Аппликация «Бабочка» | кабинет №9 | Творческая работа | |||
28 | теоретическое занятие | 1 | Мы – фантазеры. | кабинет №9 | Выполнение зачетной работы по собственному эскизу, выставка работ | |||
29 | практическое занятие | 1 | Мы – фантазеры. | кабинет №9 | Творческая работа | |||
30 | теоретическое занятие | 1 | Инструменты и способы их использования. Технология вырезания деталей. | кабинет №9 | Экспресс – опрос | |||
31 | практическое занятие | 1 | Инструменты и способы их использования. Технология вырезания деталей. | кабинет №9 | Творческая работа | |||
32 | практическое занятие | 1 | Инструменты и способы их использования. Технология вырезания деталей. | кабинет №9 | Творческая работа | |||
33 | теоретическое занятие | 1 | Игрушка «Зайка» | кабинет №9 | Обсуждение выполненных заданий | |||
34 | практическое занятие | 1 | Игрушка «Зайка» | кабинет №9 | Обсуждение выполненных заданий | |||
35 | практическое занятие | 1 | Игрушка «Зайка» | кабинет №9 | Творческая работа | |||
36 | практическое занятие | 1 | Игрушка «Зайка» | кабинет №9 | Творческая работа | |||
37 | теоретическое занятие | 1 | Аппликация «Осьминожка» | кабинет №9 | Обсуждение выполненных заданий | |||
38 | практическое занятие | 1 | Аппликация «Осьминожка» | кабинет №9 | Творческая работа | |||
39 | практическое занятие | 1 | Аппликация «Осьминожка» | кабинет №9 | Творческая работа | |||
40 | практическое занятие | 1 | Аппликация «Осьминожка» | кабинет №9 | Творческая работа | |||
41 | теоретическое занятие | 1 | Аппликация «Рыбка» | кабинет №9 | Обсуждение выполненных заданий | |||
42 | практическое занятие | 1 | Аппликация «Рыбка» | кабинет №9 | Творческая работа | |||
43 | практическое занятие | 1 | Аппликация «Рыбка» | кабинет №9 | Творческая работа | |||
44 | теоретическое занятие | 1 | Аппликация «Цветик-семицветик» | кабинет №9 | Творческая работа | |||
45 | практическое занятие | 1 | Аппликация «Цветик-семицветик» | кабинет №9 | Творческая работа | |||
46 | практическое занятие | 1 | Аппликация «Цветик-семицветик» | кабинет №9 | Выставка работ | |||
47 | теоретическое занятие | 1 | Аппликация «Ежик» | кабинет №9 | Ролевая игра, КТД, творческое задание | |||
48 | практическое занятие | 1 | Аппликация «Ежик» | кабинет №9 | Творческая работа | |||
49 | практическое занятие | 1 | Аппликация «Ежик» | кабинет №9 | Творческая работа | |||
50 | теоретическое занятие | 1 | Мы - фантазеры. | кабинет №9 | Экспресс – опрос | |||
51 | практическое занятие | 1 | Мы - фантазеры. | кабинет №9 | Творческая работа | |||
52 | практическое занятие | 1 | Мы - фантазеры. | кабинет №9 | Творческая работа | |||
53 | теоретическое занятие | 1 | Знакомство с техникой «Квиллинг». | кабинет №9 | Ролевая игра, КТД, творческое задание | |||
54 | практическое занятие | 1 | Знакомство с техникой «Квиллинг». | кабинет №9 | Творческая работа | |||
55 | практическое занятие | 1 | Знакомство с техникой «Квиллинг». | кабинет №9 | Творческая работа | |||
56 | теоретическое занятие | 1 | Технология изготовления цветов в технике квиллинг. | кабинет №9 | Экспресс – опрос | |||
57 | практическое занятие | 1 | Технология изготовления цветов в технике квиллинг. | кабинет №9 | Творческая работа | |||
58 | практическое занятие | 1 | Технология изготовления цветов в технике квиллинг. | кабинет №9 | Творческая работа | |||
59 | практическое занятие | 1 | Технология изготовления цветов в технике квиллинг. | кабинет №9 | Творческая работа | |||
60 | теоретическое занятие | 1 | Аппликация «Зеленый виноград» | кабинет №9 | Экспресс – опрос | |||
61 | практическое занятие | 1 | Аппликация «Зеленый виноград» | кабинет №9 | Тренинг - общение | |||
62 | практическое занятие | 1 | Аппликация «Зеленый виноград» | кабинет №9 | Творческая работа | |||
63 | практическое занятие | 1 | Аппликация «Зеленый виноград» | кабинет №9 | Творческая работа | |||
64 | теоретическое занятие | 1 | Аппликация «Забавные зверушки» | кабинет №9 | Обсуждение выполненных заданий | |||
65 | практическое занятие | 1 | Аппликация «Забавные зверушки» | кабинет №9 | Творческая работа | |||
66 | практическое занятие | 1 | Аппликация «Забавные зверушки» | кабинет №9 | Выставка работ | |||
67 | теоретическое занятие | 1 | В некотором царстве, в бумажном государстве… Выполнение индивидуального творческого проекта. | кабинет №9 | Обсуждение выполненных заданий | |||
68 | практическое занятие | 1 | В некотором царстве, в бумажном государстве… Выполнение индивидуального творческого проекта. | кабинет №9 | Творческая работа | |||
69 | практическое занятие | 1 | В некотором царстве, в бумажном государстве… Выполнение индивидуального творческого проекта. | кабинет №9 | Творческая работа | |||
70 | практическое занятие | 1 | В некотором царстве, в бумажном государстве… Выполнение индивидуального творческого проекта. | кабинет №9 | Итоговая выставка работ | |||
71 | теоретическое занятие | 1 | Итоговое занятие | кабинет №9 | Выполнение зачетной работы по собственному эскизу, выставка работ | |||
72 | практическое занятие | 1 | Итоговое занятие | кабинет №9 | Итоговая диагностика |
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы
Сведения о помещении, в котором проводятся занятия
Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам, соответствующей возрастным особенностям детей 7-12 лет.
Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Оборудование: бумага разных видов (писчая, для рисования, для аппликации, оригами, гофрированная, ватман, картон), кисти, акварельные краски, гуашь, линейки, карандаши, шаблоны, материал для основы (ткань, плотный картон, тонкий картон), клей ПВА.
Материалы:
а) наглядные пособия, образцы работ, сделанные учащимися;
б) слайды, видео-аудио пособия;
в) иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного
искусства;
г) схемы, технологические карты;
д) индивидуальные карточки.
Инструменты:
Ножницы, кисточки, цветные карандаши, фломастеры, ватман, маркеры, бисер, ленты.
Электронно–программное обеспечение:
- экран, для показа видео и мультимедийных материалов, компьютер, колонки.
Специальные требования к одежде учащихся:
- нарукавники, фартук.
Технические средства:
- Интерактивная доска, принтер, компьютер.
Формы аттестации
Для оценки результативности учебных занятий по программе «Бумажная сказка» применяется:
текущий контроль, осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности, уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный). Формы проверки: собеседование, опрос, упражнения, просмотр работ;
промежуточный контроль – проводится в конце каждого учебного года. Формами промежуточного контроля являются тестирование по изученным темам, собеседование, защита проектов, выставка работ.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе являются:
- журнал посещаемости творческого объединения «Бумажная сказка»;
- поделки для экспозиций учебных работ в различных нетрадиционных техниках изготовления;
- приказы органов управления образования об итогах конкурсов изобразительного творчества учащихся;
- отзывы родителей о работе творческого объединения.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
- Оценка овладения обучающимися каждого вида техники работы с бумагой.
- Проведение выставок работ обучающихся.
- Участие районных и городских выставках, интернет - конкурсах.
- Организация выставок: выставки творческих работ.
Формы фиксации образовательных ресурсов программы являются:
- творческие работы, созданные учащимися за время освоения образовательной программы;
- грамоты и дипломы учащихся по результатам участия в ученических конкурсах художественного творчества на уровне учреждения и муниципалитета.
Оценочные материалы
При оценивании учебных достижений, учащихся по дополнительной общеразвивающей программе «Бумажная сказка» применяются следующие критерии:
-технические навыки;
-средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.);
-наличие замысла;
-проявление самостоятельности;
-оригинальность.
Оценочные материалы программы разработаны с учетом требований к стартовому уровню освоения учебного материала и представлены тестовыми заданиями (См.приложение ).
Методические материалы
№ | Название раздела, темы | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов | |||
Введение | Беседа, самостоятельная работа учащихся | Словесный, аналитический | Материалы и инструменты для занятий бумажной пластикой, инструкции по технике безопасности | Текущий контроль (наблюдение, собеседование) | ||||
1. | Подготовка к работе с бумагой | Беседа, демонстрация, практическая работа | Словесный, демонстрационно-наглядный, репродуктивный, аналитический, рефлексия | Бумага, ножницы, карандаши, картон, клей ПВА, кисточки | Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ) | |||
2. | Общая схема выполнения работы с бумагой | Беседа, демонстрация, практическая работа | Словесный, демонстрационно-наглядный, репродуктивный, аналитический, рефлексия | Бумага, ножницы, карандаши, картон, клей ПВА, кисточки | Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ) | |||
3. | Знакомство с видами техники работы с бумагой | Беседа, демонстрация, практическая работа | Словесный, демонстрационно-наглядный, репродуктивный, аналитический, рефлексия, творческий | Бумага, ножницы, карандаши, картон, клей ПВА, кисточки | Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ) | |||
4. | Оригами | Беседа, демонстрация, практическая работа | Демонстрационно-наглядный, репродуктивный, аналитический, рефлексия, творческий | Бумага, ножницы, карандаши, картон, клей ПВА, гуашь кисточки | Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ) | |||
5. | Аппликация | Беседа, демонстрация, практическая работа | Демонстрационно-наглядный, репродуктивный, аналитический, рефлексия, творческий | Бумага, ножницы, карандаши, картон, клей ПВА, гуашь кисточки | Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ) | |||
6. | Итоговые занятия | Самостоятельная работа | Творческо-репродуктивный, творческий | Готовые изделия, тесты, творческие проекты | Промежуточный контроль (тестирование, выставка) |
Список литературы
Список литературы для педагога
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. 100 лучших оригами для детей. - М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010.
2. Белошистая А.В. Бумажные фантазии. Лес. – М.: Просвещение, 2010.
3. Блисс Хелен. Бумага. - «Норинт», СПб, 2005.
4. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.
#1043;ибсон Р., Гайлер Д. Веселые игры. – М.: Росмэн, 2005.
#1044;юрлюкова О.А., Рябкова И.А. Художественно-творческая деятельность. Оригами. Волгоград, 2011.
#1050;алмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. – «Университет», Москва, 2005.
8. Малахова Е. Изготовление искусственных цветов. - Ростов на Дону: «Феникс», 2006.
9. Мейстер Н.Г. Бумажная пластика. - «Астрель», М., 2007.
10. Тарабарина И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2005.
Список литературы для детей
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. - «Аким», 2006.
2. Гончар В.В. Игрушки из бумаги. - «Аким», М., 2005.
3. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы.- «Скрипторий», М., 2007
4. Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты, «Мозаика-синтез» - М., 2006.
5. Мейстер М.Г. Лепим из бумаги. - «Академия, Ко», Ярославль, 2007.
6. Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие.- Астрель, СПб, 2005
7. Тарабарина И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2008.
8. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: Новая школа, 2011.
9. Чудина Ю.Ю. Квиллинг для всей семьи: от простого к сложному. М., Феникс, 2013.
Интернет-ресурсы:
3. - Сделай сам
4. Квиллинг-букет
5. Страна мастеров
6. Бумажный мир Mary
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОГРАМЫ
Тест №1«Бумага и ее свойства, работа с бумагой»
- Из чего делают бумагу?
А) из древесины
Б) из старых книг и газет
В) из железа
- Где впервые появилось искусство оригами?
А) в Китае
Б) в Японии
В) в России
- Бумага- это:
А) материал
Б) инструмент
В) приспособление
- Что означает тонкая основная линия в оригами?
А) контур заготовки
Б) линию сгиба
- Какие свойства бумаги ты знаешь?
А) хорошо рвется
Б) легко гладится
В) легко мнется
Г) режется
Д) хорошо впитывает воду
Е) влажная бумага становится прочной
- Какие виды бумаги ты знаешь?
А) наждачная
Б) писчая
В) шероховатая
Г) обёрточная
Д) толстая
Е) газетная
- Выбери инструменты при работе с бумагой:
А) ножницы
Б) игла
В) линейка
Г) карандаш
- Что нельзя делать при работе с ножницами?
А) держать ножницы острыми концами вниз
Б) оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями
В) передавать их закрытыми кольцами вперед
Г) пальцы левой руки держать близко к лезвию
Д) хранить ножницы после работы в футляре
- Для чего нужен шаблон?
а) чтобы получить много одинаковых деталей
б) чтобы получить одну деталь
- На какую сторону бумаги наносить клей?
А) лицевую
Б) изнаночную
- Для чего нужен подкладной лист?
А) для удобства
Б) чтобы не пачкать стол
- На деталь нанесли клей. Что нужно сделать раньше?
А) сразу приклеить деталь на основу
Б) подождать, пока деталь слегка пропитается клеем
- Чтобы выгнать излишки клея и пузырьки воздуха, ты кладешь сверху:
А) чистый лист бумаги
Б) Ладошку
В) тряпочку
- Какие виды разметки ты знаешь?
А) по щаблону
Б) сгибанием
В) сжиманием
Г) на глаз
Д) с помощью копировальной бумаги
- При разметке симметричных деталей применяют:
А) шаблон половины фигуры
Б) целую фигуру
- Чтобы вырезать симметричную фигуру, ты:
А) не разворачиваешь лист
Б) разворачиваешь лист
Оценивание теста:
14-16 баллов – «высокий уровень»
11-13 баллов – «средний уровень»
8-10 баллов – «низкий уровень»
Тест №2
Выбери правильный ответ из нескольких представленных вариантов на тестовые вопросы
1. Образец, по которому изготавливают изделия, одинаковые по форме и размеру:
а) шаблон
б) разметка
в) эскиз
2. Шаблон на материале необходимо размещать
а) по центру материала;
б) как можно ближе к краю материала;
в) так, как захочется, это значения не имеет.
3. Какие утверждения верны:
а) чтобы подготовить листья к работе высуши их на подоконник;
б) передавай ножницы кольцами вперед;
в) работай с пластилином на подкладной доске; г) после работы пересчитай иголки в игольнице;
д) при выполнении аппликации вырезай детали по одной и сразу их наклеивай.
4. Развёрнутая на плоскости поверхность детали или целого тела сложной формы:
а) развертка;
б) разметка;
в) композиция.
5. Закончи фразу «Мозаика — это…»
а) изображение, составленное из кусочков бумаги или других материалов;
б) вид аппликации;
в) игра.
6. Выбери инструменты при работе с бумагой:
а) ножницы;
б) линейка;
в) игла;
г) карандаш.
7. Что нельзя делать при работе с ножницами?
а) держать ножницы острыми концами вниз;
б) оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями;
в) передавать их закрытыми кольцами вперед;
г) пальцы левой руки держать близко к лезвию;
д) хранить ножницы после работы в футляре.
8. Как называется складывание частей изображения на листе бумаги?
а) эскиз;
б) композиция;
в) аппликация.
9. На какую сторону бумаги наносят клей?
а) лицевую;
б) изнаночную.
10. В каком порядке выполняют аппликацию?
____ вырежи;
____ разметь детали;
____ приклей.
11. Выбери инструменты для работы с пластилином:
а) стеки;
б) подкладная доска;
в) катушечные нитки.
12. Выбери правила безопасной работы с иглой и булавками:
а) храни в игольнице;
б) вкалывай в одежду;
в) не бери в рот;
г) не подноси близко к глазам.
13. Выбери, кто работает с тканью:
а) швея;
б) архитектор;
в) повар.
14. Продолжи пословицу: "Не боги горшки обжигают, а ... "
а) ... мастера;
б) ... печи;
в) ... солнце.
Оценивание теста: За правильный ответ из несколько представленных вариантов дается 1 балл.
Оценивание теста:
12- 14 баллов – «высокий уровень»
9 -11 баллов – «средний уровень»
6 - 8 баллов – «низкий уровень»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа творческого объединения "Бумажные кружева"
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение«средняя общеобразовательная школа №3 им. А.С. Пушкина» Принято на ШМО «__»__________20__год. Протокол №...
Конспект занятия "БУМАЖНАЯ СКАЗКА" мастер-класс по оригами для 1-2 классов
На основе данного авторского конспекта Громовой Н.А. был составлен мастер-класс по оригами для воспитателей ГПД на районный семинар-практикум по декоративно-прикладному творчеству, прошедшему в ГБОУ С...
Технологическая карта к "БУМАЖНОЙ СКАЗКЕ".
Технологическая карта к "БУМАЖНОЙ СКАЗКЕ" поможет вам лего и быстро понять, освоить данный материал и презентабельно его подать. ...
Презентация по бумажной пластике на тему: "Экзотическая рыбка из бумажной тарелки"
Бумажная пластика «Экзотическая рыбка из бумажной тарелки».Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей школьного и дошкольного возраста. Использование на занятиях нетрадиционные...
Образовательная программа художественного творчества «Бумажная сказка» для учащихся 1 класса
Данная программа подчинена целям – развитие тонкой моторики, освоение предметной деятельности, развитие познавательно-эстетической культуры школьников....
Конспект урока по теме: Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок
Образовательное учреждение: ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К. ГротаПредмет: ручной трудКласс: 2 «Г»Учитель: Павленко Полина АлександровнаТема урока: Изготовление компози...
«Снеговик из бумажных салфеток». Сминание бумажных салфеток в комочек и наклеивание на основу.
Урок подходит для детского сада и для коррекционной школы....