Образовательная программа художественного творчества «Бумажная сказка» для учащихся 1 класса
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Данная программа подчинена целям – развитие тонкой моторики, освоение предметной деятельности, развитие познавательно-эстетической культуры школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_bumazhnaya_skazka_popova_e._e.docx | 33.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Бумажная сказка»
Продолжительность освоения – 1 год.
Образовательная область – технология.
Форма организации образовательного процесса – индивидуально-групповая.
План:
- Объяснительная записка:
а) цель и назначение программы;
б) образовательные и воспитательные задачи.
- Характеристика учащихся, для которых предназначена программа.
- Содержание курса.
- Тематическое планирование.
- Средства обучения.
- Межпредметные связи.
- Предполагаемые результаты.
- Литература.
- Информационные ресурсы
- Объяснительная записка.
«Рука вышедший наружу мозг»,- писал Кант. Что он хотел этим сказать? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
В настоящее время у значительной части детей наблюдается слабость развития тонкой моторики, движения рук недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются задачам деятельности. Своевременная выработка у детей тонкой моторики обеспечивает быстрое и правильное развитие навыков чтения и письма.
Данная программа подчинена целям – развитие тонкой моторики, освоение предметной деятельности, развитие познавательно-эстетической культуры школьников.
- Характеристика учащихся,
для которых предназначена программа.
Программа студии предназначена для детей 1 класса. «Искусство складывания из бумаги» - это целая философия воспитания и образования. На занятиях важно учитывать пять компонентов: свободу, активность ученика, творчество, участие в жизни социума, мышечную активность.
На первом этапе первоклассникам необходимо демонстрировать сам процесс складывания бумаги, так как в этом возрасте немногие дети способны работать по схеме. По мере освоения приёмов работы по образцу, детей следует приучать работать по схеме.
Продолжительность программы 1 год. Она содержит разделы: оригами, вырезание из бумаги, бумажный театр.
- Содержание курса.
В разделе «Оригами» детям рассказывается об истории оригами, появлении на свет первой бумаги, производстве бумаги как об экологически чистом продукте. Из сгибов бумаги, которые делаются так просто и легко, начинают рождаться удивительные формы, которые развивают мелкую моторику, трудолюбие, терпение.
Вырезание из бумаги – область творчества совершенно особая. Ножницы способны создавать из бумаги изящные фигуры и тончайшие композиции. Фигурки здесь в основном складываются и лишь частично надрезаются на конечных стадиях работы, приобретая законченный вид. Данных раздел программы воспитывает у детей эстетические навыки, позволяет детям провести наблюдения по изучению свойств бумаги.
Раздел «Бумажный театр» позволяет детям не только смотреть представление, а самим быть артистами, мастерами.
4. Тематическое планирование.
Занятие 2 ч. в неделю, за год – 68 ч.
№ п/п | Тема занятия. | Кол-во часов |
1 | Инструктаж по технике безопасности при работе с бумагой, ножницами и клеем. | 2 ч |
Знакомство с историей возникновения оригами, свойствами бумаги, материалами для работы, условными знаками и приёмами складывания. Складывание базовых форм «квадрат» и «треугольник». | ||
2 | Начальная диагностика. | 2 ч |
Знакомство с терминами, используемыми в оригами. Выполнение классической модели «Пароход» (базовая форма «квадрат»). | ||
3 | Изучение свойств бумаги. | 2 ч |
Выполнение простой модели «Стаканчик» и модели с надрезом «Корзинка» (базовая форма «треугольник»). | ||
4 | Классическая модель «Ванька» (базовая форма «квадрат») с элементами надреза и дорисовки. | 2 ч |
Составление сказочных рассказов про «Ваньку». | ||
5 | Выполнение модели «Гномик» (базовая форма «квадрат») – надрез, дорисовка. | 2 ч |
Сочинение сказки про гномов. Просмотр м/ф «Гномик Вася». | ||
6 | Классическая модель «Рыбка» (базовая форма «квадрат»). | 2 ч |
Выполнение панно «В подводном царстве». | ||
7 | Изготовление аквариумной рыбки - скалярии. | 2 ч |
Оформление групповой работы «Аквариум». | ||
8 | Классическая модель «Кролик» (базовая форма – два «квадрата») – надрез, дорисовка. | 2 ч |
Подвижная игра «Зоопарк». | ||
9 | Выполнение модели «Бурёнка» из трёх квадратов. | 2 ч |
Слушание русской народной сказки «Крошечка – Ховрошечка». | ||
10 | Классическая модель «Жучка» (базовая форма – два «квадрата»). | 2 ч |
Составление рассказа «Сельский двор». | ||
11 | Изготовление «Птички на счастье» (базовая форма «квадрат»). | 2 ч |
Вариативное оформление птичек. | ||
12 | Складывание «гармошкой». | 2 ч |
Выполнение модели «Голубь мира» (вырезание по шаблону, складывание «гармошкой»). | ||
13 | Выполнение модели «Снежинка» (базовая форма «квадрат») – складывание, вырезание. | 2 ч |
Оформление классной комнаты. | ||
14 | Выполнение игрушек из конусов. | 2 ч |
Разучивание и показ сценки «Ёлка». | ||
15 | Изготовление игрушек-вертушек (Дед Мороз, Снегурочка). | 2 ч |
Изготовление игрушек-вертушек (лесные жители). | ||
16 | Коллективное сочинение новогодней пьесы. | 2 ч |
Инсценирование новогодней пьесы. | ||
17 | Изготовление игрушек из конусов (мышки). | 2 ч |
Слушание сказки С. Маршака «О глупом мышонке». | ||
18 | Изготовление (складывание, вырезание, склеивание) декораций для пьески – домик. | 2 ч |
Изготовление (складывание, вырезание, склеивание) декораций для пьески – деревья. | ||
19 | Инсценирование сказки «О глупом мышонке» (по С. Маршаку). | 2 ч |
Подвижные игры. | 2 ч | |
20 | Выполнение классической модели «Самолет» (складывание, надрез). | 2 ч |
Просмотр презентации «Летающие модели». | ||
21 | Выполнение модели «Самолёт» (складывание, вырезание). | 2 ч |
Соревнование «Надёжный самолёт». | ||
22 | Выполнение классической модели «Парашют» (базовая форма «квадрат»). | 2 ч |
Вырезание «Парашютиста». Сборка модели. | ||
23 | Изготовление цветов «Тюльпаны» (базовая форма «треугольник»). | 2 ч |
Разучивание стихов для поздравления мам и бабушек. | ||
24 | Изготовление цветов «Ирисы» (базовая форма «треугольник»). | 2 ч |
Изготовление различных цветов на основе базовой формы «треугольник». | ||
25 | Складывание модуля «Трилистник». | 2 ч |
Выполнение цветов «Подснежник» на основе модуля «Трилистник». | ||
26 | Выполнение различных «ваз» из бумаги. | 2 ч |
Сборка букетов. | ||
27 | Изготовление простой фигуры «Ракета» (базовая форма «квадрат») – складывание, надрез, наклеивание. | 2 ч |
Просмотр м/ф «Незнайка на Луне». | ||
28 | Выполнение объёмных звёзд (работа по шаблону). | 2 ч |
Подвижные игры. | ||
29 | Изготовление декоративного панно «Полёт к звёздам». | 2 ч |
Просмотр видеофильма «Первый полет к звездам». | ||
30 | Изготовление плоских игрушек и оформление «выдвижных» открыток к Дню победы. | 2 ч |
Разучивание стихов к празднику День победы. | ||
31 | Изготовление театральной коробки, декораций. | 2 ч |
Изготовление игрушек из конусов. | ||
32 | Разучивание пьесы «Приходите в гости!». | 2 ч |
Инсценирование пьесы перед родителями. | ||
33 | Подготовка работ к выставке. | 2 ч |
Подготовка работ к выставке. | ||
34 | Выставка работ учащихся. Презентация. | 2 ч |
Итоговая диагностика | ||
Итого: | 68 ч |
- Средства обучения.
а) Класс с удобными столами и достаточным количеством посадочных мест.
б) Бумага должна быть такая, которая рослее сгибания не образует трещин. Бумага должна быть чистой, не мятой. Лучше использовать белую и цветную бумагу для ксерокса или обычную бумагу для детского творчества.
в) Ножницы желательно иметь с закруглёнными концами и разработанными рычагами. При использовании ножниц соблюдать технику безопасности: не размахивать ими, при резании следить за положением левой руки, не работать ножницами с ослабленными шарнирами, класть ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край.
г) Клей должен отвечать следующим требованиям: быстро высыхать, не быть слишком жидким (чтобы бумага не размокала), не обесцвечивать краски, не оставлять пятен на бумаге. Лучше всего использовать клей ПВА (поливинилацетатный).
д) Фломастеры для дорисовки лучше всего с толстым стержнем на водной основе.
е) Проволока, для изготовления стеблей цветов, может быть разного диаметра, но обязательно мягкая (медная, алюминиевая).
ж) Салфетки для поддержания чистоты рук.
6. Межпредметные связи.
Занимаясь в студии «Бумажная сказка», первоклассники узнают историю оригами, кириками (вырезание), возникновения бумаги.
Художественное конструирование способствует развитию мелкой моторики, памяти, воображения.
Коллективно изготавливая игрушки и декорации, дети разыгрывают короткие пьесы, заучивают стихи. Прослеживается связь с литературным чтением.
7. Предполагаемые результаты.
К концу года обучения у детей развиваются мелкие мышцы пальцев рук (моторика), улучшается память, внимание, развивается речь, вырабатывается усидчивость, терпение. Работа в студии даёт возможность раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка, решает проблему межличностных отношений, помогает детям общаться, обсуждать интересные решения, критиковать. Каждая выполненная работа детей находит практическое применение.
8. Литература.
- Алексеевская Н. Домашний театр. М.: Лист, 2000.
- Афонькин С., Афонькина Е. Игрушки из бумаги. СПб.: Регата, Издательский Дом «Литера», 2000.
- Иванова Л. В. Цветы оригами для любимой мамы. М.: АСТ, 2007.
- Информационные ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация детского литературного творчества. Сочиняем сказки сами. Сказки о животных.
Презентация, иллюстрирует итоговый урок по теме "О братьх наших меньших". На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание сказки. В презентации приведены ...
Презентация детского литературного творчества. Сочиняем сказки сами. Сказка, раскрывающая смысл поговорки "остаться у разбитого корыта".
Презентация, иллюстрирует урок по теме "Сказка о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина. На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание сказки, раскрывающей смысл...
Конспект занятия "БУМАЖНАЯ СКАЗКА" мастер-класс по оригами для 1-2 классов
На основе данного авторского конспекта Громовой Н.А. был составлен мастер-класс по оригами для воспитателей ГПД на районный семинар-практикум по декоративно-прикладному творчеству, прошедшему в ГБОУ С...
Технологическая карта к "БУМАЖНОЙ СКАЗКЕ".
Технологическая карта к "БУМАЖНОЙ СКАЗКЕ" поможет вам лего и быстро понять, освоить данный материал и презентабельно его подать. ...
программа внеурочной деятельности Студии творчества "Бумажные фантазии
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»...
"Бумажная сказка"
Программа доп.образования...
- Мне нравится (1)