Образовательная программа художественного творчества «Бумажная сказка» для учащихся 1 класса
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

Попова Елена Евгеньевна

Данная программа подчинена целям – развитие тонкой моторики, освоение предметной деятельности, развитие познавательно-эстетической культуры школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_bumazhnaya_skazka_popova_e._e.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

     

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОНИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Утверждена

 методическим Советом,  

протокол №_____ от __________

директор __________________

                                    Л. Б. Чернышова

Образовательная программа

художественного творчества

«Бумажная сказка»

для учащихся 1 класса

                             Составитель:

 Попова Елена Евгеньевна, учитель начальных классов

Мановицкий филиал

2011

Программа внеурочной деятельности «Бумажная сказка»

Продолжительность освоения – 1 год.

Образовательная область – технология.

Форма организации образовательного процесса – индивидуально-групповая.

План:

  1. Объяснительная записка:

а) цель и назначение программы;

б) образовательные и воспитательные задачи.

  1. Характеристика учащихся, для которых предназначена программа.

  1. Содержание курса.

  1. Тематическое планирование.

  1. Средства обучения.

  1. Межпредметные связи.

  1. Предполагаемые результаты.

  1. Литература.  

  1. Информационные ресурсы

  1. Объяснительная записка.

   «Рука  вышедший наружу мозг»,- писал Кант. Что он хотел этим сказать?  Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

   В настоящее время у значительной части детей наблюдается слабость развития тонкой моторики, движения рук недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются задачам деятельности. Своевременная выработка у детей тонкой моторики обеспечивает быстрое и правильное развитие навыков чтения и письма.

   Данная программа подчинена целям – развитие тонкой моторики, освоение предметной деятельности, развитие познавательно-эстетической культуры школьников.

  1. Характеристика учащихся,

для которых предназначена программа.

   Программа студии предназначена для детей 1 класса. «Искусство складывания из бумаги» - это целая философия воспитания и образования. На занятиях важно учитывать пять компонентов: свободу, активность ученика, творчество, участие в жизни социума, мышечную активность.

   На первом этапе первоклассникам необходимо демонстрировать сам процесс складывания  бумаги, так как в этом возрасте немногие дети способны работать по схеме. По мере освоения приёмов работы по образцу, детей следует приучать работать по схеме.

   Продолжительность программы 1 год. Она содержит разделы: оригами, вырезание из бумаги, бумажный театр.

  1. Содержание курса.

В разделе «Оригами» детям рассказывается об истории оригами, появлении на свет первой бумаги, производстве бумаги как об экологически чистом продукте. Из сгибов бумаги, которые делаются так просто и легко, начинают рождаться удивительные формы, которые развивают мелкую моторику, трудолюбие, терпение.  

   Вырезание из бумаги – область творчества совершенно особая. Ножницы способны создавать из бумаги изящные фигуры и тончайшие композиции. Фигурки здесь в основном складываются и лишь частично надрезаются на конечных стадиях работы, приобретая законченный вид. Данных раздел программы воспитывает у детей эстетические навыки, позволяет детям провести наблюдения по изучению свойств бумаги.

   Раздел «Бумажный театр» позволяет детям не только смотреть представление, а самим быть артистами, мастерами.

4. Тематическое планирование.

Занятие   2   ч.    в    неделю,    за    год  –  68 ч.

п/п

Тема    занятия.

Кол-во часов

1

Инструктаж по технике безопасности при работе с бумагой, ножницами и клеем.

2 ч

Знакомство с историей возникновения оригами, свойствами бумаги, материалами для работы, условными знаками и приёмами складывания. Складывание базовых форм «квадрат» и «треугольник».  

2

Начальная диагностика.

2 ч

Знакомство с терминами, используемыми в оригами. Выполнение классической модели «Пароход» (базовая форма «квадрат»).

3

Изучение свойств бумаги.

2 ч

Выполнение простой модели «Стаканчик» и модели с надрезом «Корзинка» (базовая форма «треугольник»).

4

Классическая модель «Ванька» (базовая форма «квадрат») с элементами надреза и дорисовки.

2 ч

Составление сказочных рассказов про «Ваньку».

5

Выполнение модели «Гномик» (базовая форма «квадрат») – надрез, дорисовка.

2 ч

Сочинение сказки про гномов.  Просмотр м/ф «Гномик Вася».

6

Классическая модель «Рыбка» (базовая форма «квадрат»).

2 ч

Выполнение панно «В подводном царстве».

7

Изготовление аквариумной рыбки - скалярии.

2 ч

Оформление групповой работы «Аквариум».

8

Классическая модель «Кролик» (базовая форма – два «квадрата») – надрез, дорисовка.

2 ч

Подвижная игра «Зоопарк».

9

Выполнение модели «Бурёнка» из трёх квадратов.

2 ч

Слушание русской народной сказки «Крошечка – Ховрошечка».

10

Классическая модель «Жучка» (базовая форма – два «квадрата»).

2 ч

 Составление рассказа «Сельский двор».

11

Изготовление «Птички на счастье» (базовая форма «квадрат»).

2 ч

Вариативное оформление птичек.

12

Складывание «гармошкой».

2 ч

Выполнение модели «Голубь мира» (вырезание по шаблону, складывание «гармошкой»).

13

Выполнение модели «Снежинка» (базовая форма «квадрат») – складывание, вырезание.

2 ч

 Оформление классной комнаты.  

14

Выполнение игрушек из конусов.

2 ч

Разучивание и показ сценки «Ёлка».

15

Изготовление игрушек-вертушек (Дед Мороз, Снегурочка).

2 ч

Изготовление игрушек-вертушек (лесные жители).

16

Коллективное сочинение новогодней пьесы.

2 ч

Инсценирование  новогодней  пьесы.

17

Изготовление игрушек из конусов (мышки).

2 ч

Слушание сказки С. Маршака «О глупом мышонке».

18

Изготовление (складывание, вырезание, склеивание) декораций для пьески – домик.

2 ч

Изготовление (складывание, вырезание, склеивание) декораций для пьески – деревья.

19

Инсценирование сказки «О глупом мышонке» (по С. Маршаку).

2 ч

Подвижные игры.

2 ч

20

Выполнение классической модели «Самолет» (складывание, надрез).

2 ч

Просмотр презентации «Летающие модели».

21

Выполнение модели «Самолёт» (складывание, вырезание).

2 ч

 Соревнование «Надёжный самолёт».

22

Выполнение классической модели «Парашют» (базовая форма «квадрат»).

2 ч

Вырезание «Парашютиста». Сборка модели.

23

Изготовление цветов «Тюльпаны» (базовая форма «треугольник»).

2 ч

 Разучивание стихов для поздравления мам и бабушек.

24

Изготовление цветов «Ирисы» (базовая форма «треугольник»).

2 ч

Изготовление различных цветов на основе базовой формы «треугольник».

25

Складывание модуля «Трилистник».

2 ч

Выполнение цветов «Подснежник» на основе модуля «Трилистник».

26

Выполнение различных «ваз» из бумаги.

2 ч

Сборка букетов.

27

Изготовление простой фигуры  «Ракета» (базовая форма «квадрат») – складывание, надрез, наклеивание.  

2 ч

Просмотр м/ф «Незнайка на Луне».

28

Выполнение объёмных звёзд (работа по шаблону).

2 ч

Подвижные игры.

29

Изготовление декоративного панно «Полёт к звёздам».

2 ч

Просмотр видеофильма «Первый полет к звездам».

30

Изготовление плоских игрушек и оформление «выдвижных» открыток к Дню победы.

2 ч

Разучивание стихов к празднику День победы.

31

Изготовление театральной коробки, декораций.

2 ч

Изготовление  игрушек из конусов.

32

Разучивание пьесы «Приходите в гости!».

2 ч

Инсценирование пьесы перед родителями.

33

Подготовка работ к выставке.

2 ч

Подготовка работ к выставке.

34

Выставка работ учащихся.  Презентация.

2 ч

Итоговая диагностика

Итого:

68 ч

  1. Средства обучения.

а) Класс с удобными столами и достаточным количеством посадочных мест.

б) Бумага должна быть такая, которая рослее сгибания не образует трещин. Бумага должна быть чистой, не мятой. Лучше использовать белую и цветную бумагу для ксерокса или обычную бумагу для детского творчества.

в) Ножницы желательно иметь с закруглёнными концами и разработанными рычагами. При использовании ножниц соблюдать технику безопасности: не размахивать ими, при резании следить за положением левой руки, не работать ножницами с ослабленными шарнирами, класть ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край.

г) Клей должен отвечать следующим требованиям: быстро высыхать, не быть слишком жидким (чтобы бумага не размокала), не обесцвечивать краски, не оставлять пятен на бумаге. Лучше всего использовать клей ПВА (поливинилацетатный).

д) Фломастеры для дорисовки лучше всего с толстым стержнем на водной основе.

е) Проволока, для изготовления стеблей цветов, может быть  разного диаметра, но обязательно мягкая (медная, алюминиевая).

ж) Салфетки для поддержания чистоты рук.

6. Межпредметные связи. 

   Занимаясь в студии «Бумажная сказка», первоклассники узнают историю оригами, кириками (вырезание), возникновения бумаги.

   Художественное конструирование способствует развитию мелкой моторики, памяти, воображения.

   Коллективно изготавливая игрушки и декорации, дети разыгрывают короткие пьесы, заучивают стихи. Прослеживается связь с литературным чтением. 

7. Предполагаемые результаты.

   К концу года обучения у детей развиваются мелкие мышцы пальцев рук (моторика), улучшается память, внимание, развивается речь, вырабатывается усидчивость, терпение. Работа в студии даёт возможность раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка, решает проблему межличностных отношений, помогает детям общаться, обсуждать интересные решения, критиковать. Каждая выполненная работа детей находит практическое применение.

8.  Литература.

  1. Алексеевская Н. Домашний театр. М.: Лист, 2000.
  2. Афонькин С., Афонькина Е. Игрушки из бумаги. СПб.: Регата, Издательский Дом «Литера», 2000.
  3. Иванова Л. В. Цветы оригами для любимой мамы. М.: АСТ, 2007.  
  1. Информационные ресурсы

1.  http://sm6.stranamasterov.ru

  1. http://origamis.ru
  2. http://www/origami-chool.narod.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация детского литературного творчества. Сочиняем сказки сами. Сказки о животных.

Презентация, иллюстрирует итоговый урок по теме "О братьх наших меньших". На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание сказки.  В презентации приведены  ...

Презентация детского литературного творчества. Сочиняем сказки сами. Сказка, раскрывающая смысл поговорки "остаться у разбитого корыта".

Презентация, иллюстрирует  урок по теме "Сказка о рыбаке и рыбке"  А. С. Пушкина. На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание сказки, раскрывающей смысл...

Конспект занятия "БУМАЖНАЯ СКАЗКА" мастер-класс по оригами для 1-2 классов

На основе данного авторского конспекта Громовой Н.А. был составлен мастер-класс по оригами для воспитателей ГПД на районный семинар-практикум по декоративно-прикладному творчеству, прошедшему в ГБОУ С...

Технологическая карта к "БУМАЖНОЙ СКАЗКЕ".

Технологическая карта к "БУМАЖНОЙ СКАЗКЕ" поможет вам лего и быстро понять, освоить данный материал и презентабельно его подать. ...

программа внеурочной деятельности Студии творчества "Бумажные фантазии

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»

Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»...

"Бумажная сказка"

Программа доп.образования...