Рабочая программа с одарёнными детьми
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МБОУ «Удинская средняя общеобразовательная школа»
Программа работы с одаренными детьми учителя начальных классов
Машановой Надежды Алексеевны
2023- 2024 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарѐнных детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цели работы с одаренными детьми
- выявление одаренных детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
- развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
- проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.
Задачи программы:
- организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
- интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- организация проектной деятельности;
- забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
- Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Основные направления реализации программы:
- создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- - внедрение передовых образовательных технологий;
- - укрепление материально-технической базы;
- - нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- - повышение профессионального мастерства педагогов;
- - организация обмена опытом учителей, работающих с одарѐнными детьми;
- - научно-методическое и информационное обеспечение программы.
- мероприятия по работе с одарёнными детьми.
- предусматривается участие способных и одарѐнных детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Главные принципы реализации программы.
- Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего обучения.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися.
- объединения дополнительного образования;
- кружки по интересам;
- конкурсы и конференции;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах.
Методическая работа педагога:
- заниматься самообразованием;
- повышать профессиональное мастерство;
- посещать занятия других педагогов;
- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
- проводить открытые занятия;
- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
- проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями.
- Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
- Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
- Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- сформировать систему работы с одарѐнными детьми;
- создать условия для развития одарѐнности и таланта у детей в современных условиях;
- совершенствовать формы работы с одарѐнными и способными детьми;
- сформировать банк данных «Одарѐнные дети».
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся; После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Этапы реализации
I этап. Диагностический; мониторинг одарѐнности:
- Создание
- банка данных по одарѐнным детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- Организация
- системы дополнительного образования: творческие мастерские;
- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
- внеклассной работы по предмету.
II этап. Деятельностный:
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга учащихся.
Содержание программы
- Методические требования к организации и практической реализации программы
«Одарѐнные дети»
- Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
- Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
- Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
- Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
- Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
- Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, краевых всероссийских олимпиадах
- Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций
Контроль за выполнением программы.
- . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
- Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Диагностика одаренных детей | октябрь ежегодно |
2. | Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год | Август, ежегодно |
3. | Составление индивидуальной программы обучения:
| постоянно |
4. | Организация и проведение школьных олимпиад. | февраль ежегодно |
5. | Участие в муниципальных, республиканских, всероссийских олимпиадах | ежегодно |
6. | Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми | Ежегодно |
7. | Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. | Ежегодно |
Тематическое планирование занятий с одарѐнными учащимися (занятия проводятся во внеурочное время)
34 часа (1час в неделю)
№ | Учебный предмет | Тема занятия | Коли честв о часов | Дата проведен ия |
1 | Русский язык | Трудные случаи русского языка, олимпиадные задания | 1 | |
2 3 | Математика | Задания для подготовки к предметной олимпиаде по математике | 2 | |
4 | Литературное чтение | Интеллектуальная игра «Внимательный читатель» | 1 | |
5 | Окружающий мир | Составление презентаций | 1 |
6 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Словообразование» | 1 | |
7 | Математика | Решение задач | 1 | |
8 | Литературное чтение | Задания для подготовки к предметной олимпиаде по литературному чтению | 1 | |
9 | Окружающий мир | Задания для предметной олимпиады по окружающему миру | 1 | |
10 | Русский язык | олимпиадные задания | 1 | |
11 12 | Математика | Решение логических задач. | 2 | |
13 | Литературное чтение | Сочиняем сказку об озере «Могой» Хоринского района | 1 | |
14 | Окружающий мир | Задания для предметной олимпиады по окружающему миру | 1 | |
15 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Фонетика. Графика» | 1 | |
16 17 | Математика | Числовые головоломки. | 2 | |
18 | Литературное чтение | Предметная олимпиада по литературному чтению | 1 | |
19 | Окружающий мир | Предметная олимпиада по окружающему миру | 1 | |
20 21 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Орфография» | 2 | |
22 | Математика | Предметная олимпиада по математике. | 1 | |
23 | Русский язык | Предметная олимпиада по русскому языку. | 1 | |
24 | Окружающий мир | Интеллектуальная игра «Моя малая Родина». | 1 | |
25 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Синтаксис. Пунктуация» | 1 | |
26 | Математика | Занимательные головоломки | 1 | |
27 | Литературное чтение | Литературная викторина «Волшебный мир» | 1 | |
28 | Окружающий мир | Работа над проектом «Озеро Колпинное» | 1 |
29 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Морфология» | 1 | |
30 31 | Математика | Задания на логику | 2 | |
32 | Литературное чтение | Интеллектуальная игра «В мире литературы» | 1 | |
33 | Русский язык | Задания для предметной олимпиады по разделу «Состав слова. Словообразование». | 1 | |
34 | Окружающий мир | Викторина «В мире растений и животных Бурятии» . | 1 |
Литература
- Ляшко Л.Ю.
Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская// Одарѐнный ребенок. - 2011. - № 1. - С. 8-15.
Антонова И.Г.
Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.
Захарченко Т.В.
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей / Т. В. Захарченко// Одарѐнный ребенок. - 2011. - № 1. - С. 97-101. - Библиогр.: с. 101.
Вьюжек Т.
Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа с одарёнными детьми по русскому языку "Грамотей" 2-4 классы Составитель Захарова Т.А.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...
Рабочая программа с одаренными детьми
Рабочая программа с одаренными детьми начальной школы...
Рабочая программа с одаренными детьми
Рабочая программа с одаренными детьми...
рабочая программа с одаренными детьми
программа...
Рабочая программа с одаренными детьми в начальной школе.
Программа работы с одарёнными детьми разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и буде...
Рабочая программа с одаренными детьми 2 класс
Рабочая программа с одаренными детьми 2 класс...