Рабочая программа с одаренными детьми
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Работа с одаренными детьми.
1.Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
2.Цель программы :
Создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.
создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться и самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по предметам.
Задачи программы: выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
- формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
- стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
- развитие творческого и логического мышления учащихся.
3. Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно- правовых и инструктивно-методических документов:
- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
- основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика» -- 1-4 классы. Издательство
« Просвещение» 2011год;
Выбор данной авторской программы и учебного методического комплекса обусловлен основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Тамбовская СОШ
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом Окружающий мир, изобразительного искусства, литературного чтения, технологии. Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно - деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
4.Основные формы внеурочной образовательной деятельности
Форма | Задачи |
Ученическая конференция (исследовательская работа) |
|
Предметная неделя (декада) |
|
Кружки, студии, объединения |
|
5.Организация исследовательской работы учащихся в школе
Подготовительный этап:
| Формы: Урок. Внеклассная работа. Кружки эстетического цикла. Секции. |
Творческий этап: Совершенствование навыков научной организации труда.
| Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Школьные олимпиады. Кружки. Секции. |
6.Программа предусматривает работу по трем направлениям:
- работа на уроке;
- внеурочная деятельность;
- работа с родителями.
Главные принципы реализации программы.
-Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания.
-Гуманизм в межличностных отношениях.
-Научность и доступность.
-Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
-Применение принципов развивающего обучения.
-Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
7.Формы и методы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
Методы обучения. Для опережающего обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
- кооперативное обучение,
- мозговой штурм,
- групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
- говорить и слушать;
- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
- уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
- ослабить скрытые конфликты;
- выработать общее решение;
- повысить эффективность работы участников дискуссии;
- повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
- удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников. Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в группах. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Основные направления и содержание деятельности.
Дети изучают одни и те же темы, но учащиеся имеющие большие умения, способности получают задания более сложного уровня. На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;
- задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного уровня;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
9. Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны.
- тесты;
-конкурсные рисунки;
-проекты;
-контрольные работы;
- проверочные работы
-диктанты;
-викторины
-кроссворды
-отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в олимпиадах различного уровня;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Список рекомендованной литературы.
- Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1980.
- Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1990.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2002.
- Узорова О.В. контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2003
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
УМК « Школа России» по всем предметам. Издательство Москва. «Просвещение». 2012 год. |
Таблицы по предметам |
Технические средства |
Компьютер |
Экранно – звуковые пособия |
Презентации |
Оборудование класса |
Магнитная доска |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа с одаренными детьми в начальной школе.
Программа работы с одарёнными детьми разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и буде...

Рабочая программа с одаренными детьми
Программа работы с одарёнными детьми разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и буде...