Рабочая программа с одаренными детьми
рабочая программа

Телицына Инесса Зиновьевна

Рабочая программа с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_s_odaren_detmi_tiz.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

           МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЯЧКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Почтовый адрес: 346054, Ростовская область, Тарасовский район, сл. Дячкино, ул. Мира, 16

Телефон: (886386) 35-2-48, 35-2-08

Юридический адрес: : 346054, Ростовская область, Тарасовский район, сл. Дячкино,  ул. Мира, 16

Е-mail: dyachkino_sosch@mail.ru

Программа

с одаренными детьми

Учитель: Телицына И.З.

Квалификационная категория: первая

2019-2024г

Пояснительная записка

.

    Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.

Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для  того, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей.  Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления..

Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;
  • создание условий для  развития детей, одаренных в умственном отношении, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей; повышение качества их обучения, расширение возможностей их развития индивидуальных способностей;
  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
  •  проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

Задачи программы:

  • организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
  • выявление и  ориентация на развитие способностей одарённого ребёнка, основанная на его природных данных
  • организация проектной деятельности;
  • забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки; создание благоприятных условий
  • Использование( Изучение и применение) инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.

Задачи развития:

  • развитие личности  одарённых детей;
  • развитие учебной деятельности;
  • развитие творческой самостоятельности;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие рефлексивных умений;

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Описание модели работы с одаренными детьми

Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

  • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

  • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

  • мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Главные принципы реализации программы.

  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность и интегративность.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • объединения дополнительного образования; (групповые занятия);
  • предметные кружки
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;  
  • участие в олимпиадах;
  • исследовательская деятельность;

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;
  • повышать профессиональное мастерство;
  • посещать занятия других педагогов;
  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов ;
  • проводить открытые занятия;
  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями.

  • Проведение просветительской работы среди родителей через родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
  • Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
  • Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;
  • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
  • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
  • сформировать банк данных «Одарённые дети».

Мониторинг результативности работы с учащимися

  • педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
  • отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
  • отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);
  • отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.

Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Этапы реализации

I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:

1. Создание

- банка данных по одарённым детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка заданий повышенной сложности;

- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.

2. Организация

- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;

- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;

- внеклассной работы по предмету.

II этап. Деятельностный:

- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;

- активное использование в проектной деятельности.

III этап. Констатирующий.

- оформление портфолио;

- внедрение в практику рейтинга учащихся.

                                          Содержание программы

1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных, всероссийских  олимпиадах.
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

3.2.  Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

  • Поощрение одаренных детей

Публикация в СМИ;

— Стенд «Лучшие ученики школы»;

— Система поддержки талантливых и одаренных  детей на уровне муниципалитета.

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
на  2019 -2024гг.

Содержание работы

Сроки

Результат

1

 Изучение нормативных документов по  организации   работы с одарёнными детьми

Сентябрь

Изучение и реализация

2

Диагностика одаренных детей и составление списков учащихся

Октябрь
ежегодно

    Списки

3

Составление плана работы  на учебный год

Август, ежегодно

План

4

Составление  индивидуальной программы обучения:
- разработка планов индивидуальной работы с детьми;

- проведения занятий с детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы
- создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

постоянно


   План

5

Еженедельные индивидуальные и групповые занятия

  В т. г.

6

Организация и проведение школьных олимпиад

ежегодно

Участие

7

Участие в муниципальных олимпиадах.

 ежегодно

  
Участие

8

   Участие  во всероссийских  конкурсах:

  В т.г.

Сертификаты

9

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети».

Май,
ежегодно

10

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.

 Постоянно

11

Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми.

 Ежегодно
май

12

Распространение опыта работы с одаренными детьми.

2023-2024

Срок реализации программы – 4 года.

Литература


1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 2018
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 2017.
3. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2016
4. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 2015.
5. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 2015
6. 
Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 2018. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2018.
7. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа с одаренными детьми "Наши надежды"

Программа с одаренными детьми...

Рабочая программа с одаренными детьми

Рабочая программа с одаренными детьми начальной школы...

Рабочая программа с одаренными детьми в начальной школе.

Программа работы с одарёнными детьми  разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и буде...

Рабочая программа с одаренными детьми 2 класс

Рабочая программа с одаренными детьми 2 класс...

Рабочая программа с одаренными детьми

Программа работы с одарёнными детьми  разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и буде...