Рабочая программа с одаренными детьми
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЯЧКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Почтовый адрес: 346054, Ростовская область, Тарасовский район, сл. Дячкино, ул. Мира, 16
Телефон: (886386) 35-2-48, 35-2-08
Юридический адрес: : 346054, Ростовская область, Тарасовский район, сл. Дячкино, ул. Мира, 16
Е-mail: dyachkino_sosch@mail.ru
Программа
с одаренными детьми
Учитель: Телицына И.З.
Квалификационная категория: первая
2019-2024г
Пояснительная записка
.
Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.
Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления..
Цели работы с одаренными детьми
- выявление одаренных детей;
- создание условий для развития детей, одаренных в умственном отношении, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей; повышение качества их обучения, расширение возможностей их развития индивидуальных способностей;
- развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
- проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.
Задачи программы:
- организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
- выявление и ориентация на развитие способностей одарённого ребёнка, основанная на его природных данных
- организация проектной деятельности;
- забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки; создание благоприятных условий
- Использование( Изучение и применение) инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.
Задачи развития:
- развитие личности одарённых детей;
- развитие учебной деятельности;
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие рефлексивных умений;
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Описание модели работы с одаренными детьми
Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.
Основные направления реализации программы.
- создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
- методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
- мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Главные принципы реализации программы.
- Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность и интегративность.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего обучения.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися.
- объединения дополнительного образования; (групповые занятия);
- предметные кружки
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- исследовательская деятельность;
Методическая работа педагога:
- заниматься самообразованием;
- повышать профессиональное мастерство;
- посещать занятия других педагогов;
- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов ;
- проводить открытые занятия;
- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
- проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями.
- Проведение просветительской работы среди родителей через родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
- Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
- Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- сформировать систему работы с одарёнными детьми;
- создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
- совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
- сформировать банк данных «Одарённые дети».
Мониторинг результативности работы с учащимися
- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);
- отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Этапы реализации
I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:
1. Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация
- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;
- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
- внеклассной работы по предмету.
II этап. Деятельностный:
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга учащихся.
Содержание программы
1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных, всероссийских олимпиадах.
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.
3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
- Поощрение одаренных детей
— Публикация в СМИ;
— Стенд «Лучшие ученики школы»;
— Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета.
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
на 2019 -2024гг.
№ | Содержание работы | Сроки | Результат |
1 | Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми | Сентябрь | Изучение и реализация |
2 | Диагностика одаренных детей и составление списков учащихся | Октябрь | Списки |
3 | Составление плана работы на учебный год | Август, ежегодно | План |
4 | Составление индивидуальной программы обучения: - проведения занятий с детьми; | постоянно | План |
5 | Еженедельные индивидуальные и групповые занятия | В т. г. | |
6 | Организация и проведение школьных олимпиад | ежегодно | Участие |
7 | Участие в муниципальных олимпиадах. | ежегодно | |
8 | Участие во всероссийских конкурсах: | В т.г. | Сертификаты |
9 | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети». | Май, | |
10 | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми. | Постоянно | |
11 | Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми. | Ежегодно | |
12 | Распространение опыта работы с одаренными детьми. | 2023-2024 |
Срок реализации программы – 4 года.
Литература
1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 2018
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 2017.
3. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2016
4. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 2015.
5. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 2015
6. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 2018. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2018.
7. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа с одаренными детьми "Наши надежды"
Программа с одаренными детьми...
Программа с одаренными детьми "Немецкий с удовольствием"
Цель:- развитие навыков коммуникативного общения, творческой фантазии, инициативы в приобретении знаний. Задачи: - научить учащихся решать коммуникативные задачи (общаться в наиболее распростране...
Рабочая программа с одаренными детьми
Рабочая программа с одаренными детьми начальной школы...
рабочая программа с одаренными детьми
программа...
Рабочая программа с одаренными детьми в начальной школе.
Программа работы с одарёнными детьми разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и буде...
Рабочая программа с одаренными детьми 2 класс
Рабочая программа с одаренными детьми 2 класс...