Рабочая программа с одаренными детьми
рабочая программа на тему

Климова Светлана Алекандровна

Рабочая программа с одаренными детьми начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmaraboty_s_odarennymi_detmi_.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

  

«Согласовано»

Зам. УВР   ОСП Филиал  

МОУ  «СОШ с Идолга»

в д. Македоновка

Собянин С.С.

«_____»  ______________ 2016 г.

«Утверждаю»

Заведующий  ОСП Филиал  

МОУ  «СОШ с Идолга»

в д. Македоновка

Орлова Н.В

_________________________

«_____»  ______________ 2016 г.

Программа

работы

с одаренными    детьми

Составитель:

 Климова Светлана Александровна

учитель начальных классов

ОСПФ МОУ «СОШ с Идолга»  в д.Македоновка

 

2016-2017 уч. г.

Пояснительная записка.

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

 Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Задачи программы: 

  • выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
  • формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся;
  • развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.

Принципы работы педагога с одаренными детьми: 

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

2. Описание модели работы с одаренными детьми

 Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

  • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

  • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

  • мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

 Результаты по формированию УУД.

Личностные УУД.

Сформированные УУД: Основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России. Осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.

Умения:

  • Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;
  • Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.
  • Стремление к самосовершенствованию;
  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные УУД.

Сформированные УУД: Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.

Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты).

Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.

Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.

Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи.

Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.

Понимать значение работы над устранением ошибок.

Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.

Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях.

Различать способ и результат действия

 Познавательные УУД.

Сформированные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).

Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.

Грамотное построение устной и письменной речи.

Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.

Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.

Самостоятельно создавать алгоритм действий.

Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.

Устанавливать аналогии.

Владеть общим рядом приемом решения задач.

Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.

Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.

Использовать разные географические средства.

Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.

Коммуникативные УУД.

Сформированные УУД: Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Уметь формулировать свое мнение и позицию.

 Высказываться, убеждать, доказывать, уступать.

С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.

Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.

Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.

Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

Составлять внутренний план действий.

Понимать:

  • Возможность оснований оценки одного и того же предмета;
  • Относительность оценок или выборов других людей;
  • Мысли, чувства, стремления и желания окружающих

План работы с одарёнными детьми

п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.

в течение года

Учителя начальных классов

2.

Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности.

в течение года

Учителя начальных классов

3.

Создание банка данных по одарённым детям.

сентябрь, январь

Учителя начальных классов

4.

Проведение работы с родителями одарённых детей.

в течение года

Учителя начальных классов

5.

Проведение учёбы по изучению опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми.

в течение года

Учителя начальных классов

6.

Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам.

в течение года

Учителя начальных классов

7.

Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 2 - 3 классов.

ноябрь, декабрь

Учителя начальных классов

8.

Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок»

в течение года

Учителя начальных классов

9.

Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.

январь-апрель

Учителя начальных классов

10

Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.

в течение года

Библиотекарь

11

Контроль и организация сети занятий по интересам.

в течение года

12

Проведение предметных недель.

Октябрь- февраль

13

Обобщение опыта работы

учителей, работающих с

одаренными детьми.

Август, март ежегодно

Зам. по УВР,

14

Анализ и корректировка

результативности и выполнения

программы «Одаренные дети».

май

Администрация школы

Главные принципы реализации программы.

  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность и интегративность.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Основные направления и содержание деятельности.

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • объединения дополнительного образования;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы и конференции;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах.

Методическая работа педагога: 

  • заниматься самообразованием;
  • повышать профессиональное мастерство;
  • посещать занятия других педагогов;
  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
  • проводить открытые занятия;
  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями.

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении “Умники и умницы”, а именно: 2 кл. - КВН по русскому языку.

Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.

Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

4 кл. Интеллектуальный марафон.

Семейная игра “Кто хочет стать миллионером”.

Лекция “Развитие личности ребенка”. Общественный смотр знаний.

 

Результаты реализации Программы

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;
  • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
  • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
  • сформировать банк данных «Одарённые дети».

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и математике.

Мониторинг результативности работы с учащимися

  • педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
  • изучение структуры интеллекта;
  • отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
  • отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);
  • отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.

Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь: 

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

  • Список рекомендованной литературы.
  • 1. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2000.
  • 2. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.
  • 3. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1980.
  • 4. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1990.
  • 5. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2002.
  • 6. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов ОАО Издательство ―Лицей, 2003.
  • 7. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979.
  • 8. Занимательные задачи для маленьких. – М.: Омега, 1994.
  • 9. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  • 10. Узорова О.В. контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2003.
  • 11. Родионова Е.А. Олимпиада ―Интеллект. – М. : - Образование, 2002.
  • 12. Из материалов программы «Модель работы с одаренными детьми в начальной школе» авторы:Жукова Т.А., Кругова С.А., Игнатьева И.А., Толстова Н. А.Научный руководитель – кандидат пед.наук, доцент Кулагина Л.И.
  • 13. Интернет ресурсы:http://liuda-alekseeva.narod.ru/p13aa1.html, http://www.iaro.ru, http://www.school220.ru, http://www.zankov.ru,.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа с одаренными детьми "Наши надежды"

Программа с одаренными детьми...

Программа с одаренными детьми "Немецкий с удовольствием"

Цель:- развитие навыков коммуникативного общения, творческой фантазии, инициативы в приобретении знаний. Задачи: - научить учащихся решать коммуникативные задачи (общаться в наиболее распростране...

Рабочая программа с одаренными детьми

Рабочая программа с одаренными детьми...

Рабочая программа с одаренными детьми в начальной школе.

Программа работы с одарёнными детьми  разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и буде...

Рабочая программа с одаренными детьми 2 класс

Рабочая программа с одаренными детьми 2 класс...