Индивидуальный проект "Книжкин Дом" обучающейся 3 класса в рамках школьной научно-исследовательской конференции
опыты и эксперименты (3 класс)
Индивидуальный проект "Книжкин Дом" обучающейся 3 класса Гемберг Виктории в рамках школьной научно-исследовательской конференции (руководитель проекта Шляева С.В.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knizhkin_dom.docx | 102.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Щёлковская гимназия № 6»
городского округа Щёлково
Тема
Индивидуальный проект:
«Книжкин дом»
Выполнила: обучающаяся 3 «Ж» класса
Гемберг Виктория
Руководитель:
Шляева Светлана Валерьевна,
учитель начальных классов
г. Щелково
2022
Содержание
Введение…………………………………………………………………… | 3 | |
1. Теоретическая часть………………………………………………… 1.1 История возникновения книг в бумажном переплете…………….. 1.2 Основные элементы книги …………………….…………………… |
| 6 6 7
|
2. Исследовательская часть………………………………………… | 9 | |
2.1. Анкетирование ……………………………………………………... 2.2 Процесс создания своей книги……………………………………… 2.3. Сборник «Книжкин дом» …………………………………………… | 9 11 11
| |
Заключение……………………………………………………………… | 12 | |
Список литературы…………………..………………………………… | 13 |
Введение
«Книга – источник знаний. Книга – лучший подарок!» - так говорили, когда моя мама сама еще была школьницей.
Из маминого детства у нас и по сей день сохранись старые, добрые книжки. Это и «Колобок», и «Дюймовочка», ….
Как же приятно держать в руках бумажную, пахнущую старинной бумагой книгу. На ее пожелтевших страницах заложены прекрасные и самые настоящие эмоции и чувства людей, которые ее прочитали.
Да, сейчас активно продвигается идея "электронной книги". Безусловно, это удобно для современного человека. На мой взгляд книга на электронном носителе - сухая и бесчувственная.
К тому же образованному человеку просто необходим фундамент книжной литературы, домашней литературы!
Но как сохранить эти старые, потрепанные временем, книги? Некоторые из маминых книг рассыпались на отдельные листочки. Как дать им вторую «жизнь»? Рука не поднимается выбросить их, ведь мамины книжки напоминают ей о чем-то близком сердцу и очень важном.
Исследование в школе методом анкетирования показало, что у большинства семей дома имеются старые, детские книги в мягком переплете, которые настолько хрупкие в силу своего солидного «возраста», что в скором времени с ними придется расстаться.
Из вышесказанного можно выделить проблему: Дети учатся добру и познают мир через книги. С помощью книг личность развивается всесторонне. Сейчас почему-то меньше ценится печатная книга. Её тихонечко вытесняет электронная книга. К тому же из-за мягкого переплета детские книги быстрее изнашиваются, рвутся и подлежат на выброс, что лишает нас возможности сохранить их на долгую память для себя, взрослой.
Здесь хочется процитировать испанского писателя по фамилии Сафон: «У каждой книги есть душа. Душа того, кто ее написал, и души тех, кто читал ее и переживал ее, и мечтал над ней.» Получается, что речь идет о самом дорогом мне человеке – о маме и ее чувствах, эмоциях и воспоминаниях, избавиться от которых просто нельзя.
У меня возникли вопросы:
- Сохранили ли родители моих одноклассников свои детские книги?
- Что поможет вдохнуть в потрепанные книги новую жизнь?
Гипотеза: Я предположила, что если собрать многолетние, в мягком переплете книги, затем с помощью взрослых сшить (переплести) эти книги в один сборник, то это продлит их «жизнь», тем самым сохранит память о детстве своего хозяина для будущих поколений. Таким же способом я могу сберечь свои любимые детские книги и взять их с собою во «взрослость».
Результат своей работы я планирую показать моим одноклассникам. Предполагаю, что они сделают вывод не только о том, что с книгами надо обращаться аккуратно и бережно, но и о том, что хранить память, беречь память – наш нравственный долг перед собой и перед потомками, как утверждал академик Д.С. Лихачев.
Цели проекта:
- сберечь в хорошем состоянии многолетние, близкие сердцу, книги;
- собрать родные, но потрепанные книги, в один сборник, то есть найти этим книгам Дом;
- сохранить и передать память о владельце книг будущим поколениям.
Задачи проекта:
- Выяснить, удалось ли родителям сберечь свои любимые, детские книги до сегодняшнего дня, или что этому помешало;
- Собрать воедино сохранившиеся у родителей книги;
- Разработать алгоритм переплета книг в один сборник;
- Подготовить материалы и инструменты для домашнего переплета книг;
- Выполнить переплет старых любимых книг в один сборник;
- Придумать название получившемуся сборнику.
Объект исследования: книга.
Методы исследования:
- изучение и обобщение опыта,
- социологический опрос,
- наблюдение,
- сравнение,
- теоретический анализ и синтез,
- обобщение.
Этапы работы над проектом:
- Теоретическая часть проекта:
- сбор информации,
- обобщение, анализ собранной информации.
- Практическая часть проекта:
- анкетирование детей и родителей,
- сбор любимых детских книг,
- изготовление книги-сборника,
- подготовка презентации, доклада.
Вид проекта: социальный.
Практическая значимость проекта:
- сохранить, сберечь любимые, старые детские книги,
- овладеть навыками переплетного мастерства,
- привлечь внимание одноклассников к книгам и чтению,
- привлечь внимание одноклассников к важности сохранения и передачи памяти о чем-либо будущим поколениям.
Проектный продукт: сборник любимых, детских книг в твердом переплете «Книжкин дом».
1.Теоретическая часть.
1.1. История возникновения книг в бумажном переплете
Книга – сшитые в один переплет листы бумаги или пергамента. Такое определение дает нам Толковый словарь русского языка Владимира Даля.
Какое простое и короткое объяснение, а как много стоит за этим словом – КНИГА! Недаром в народе сложилось множество пословиц и поговорок о книге: «С книгой жить – век не тужить», «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «Книга мала, а ума придала» и т.д.
Были времена, когда не было ни букв, ни пера, но уже были гениальные писатели. Их произведения хранились не в книжных шкафах, а в памяти людей. Устная речь считалась единственным способом передачи знаний. Однако представителей древних цивилизаций не устраивал устный способ передачи информации. Да, народная память дает возможность достаточно долго помнить факты, легенды и рассказы, но данные искажаются, что потребовало надежных способов фиксации информации.
Исторические раскопки и открытия показывают, что история создания книги начинается с тех пор, когда первые люди оставляли информацию в виде надписей на камнях и стенах пещер. На них отражались впечатлениях людей от наблюдения окружающего мира.
Как только люди открывали для себя письменность, они тут же начинали использовать для письма любой подручный материал. Изначально они писали на коре дерева, на глиняных плиточках, на металлических листах (с момента появления металла). В Древнем Риме использовали глиняные таблички.
Материал был дешевым, но из-за размера табличек тексты на них были короткими. Поэтому крупные произведения записывали на нескольких табличках, 2-4 таблички скрепляли вместе и получался кодекс (книга) из нескольких «листов». Собрания табличек существовали при храмах и царских дворцах.
Древние египтяне изобрели более удобный писчий материал – папирус, который делали из особым образом обработанных стеблей папируса, росшего в изобилии по берегам Нила. До появления пергамента и бумаги именно этот материал в основном использовался для записей. Отдельные листы склеивали в длинную полосу, свиток. На таких свитках записывали религиозные тексты, сказки, поучения, легенды, летописи.
Пергамент стал новым этапом происхождения книги, ведь был мягким, прочным и удобным, по сравнению с берестой и папирусом. Пергамент – это специальным образом обработанная кожа скота. Недостатком этого материала была дороговизна, ведь для создания одной большой книги нужно было забить целое стадо животных. За это книги были дорогими в прямом и переносном смысле. По привычке пергамент хранили свитками. Но со временем начали сгибать в несколько раз, и образовывались своеобразные тетради.
На Руси изначально использовали для письма бересту, как дешевый и легкий материал. Изготавливали бересту с верхней части коры березы. Затем ее выпаривали в кипятке, благодаря чему она становилась гибкой и мягкой.
Со временем в Китае была изобретена бумага, которая позже распространилась через Индию в арабский мир, а оттуда в Европу. Так постепенно книга кардинально меняла свой образ, начиная напоминать знакомый нам формат.
В те времена, до появления печатной машинки, рукописи переписывались вручную. Над одной рукописью трудилось 5 мастеров. И уже в средневековье начали появляться общественные библиотеки. Тогда, для того чтобы книги не воровали, их приковывали к столам цепью. Вот откуда на древних книгах замки и тяжелые массивные защелки.
Трудоемкий процесс создания книги вручную не мог долго устраивать общество, и в результате длительной кропотливой работы, Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. И задача тех, кто занимался текстами, очень сильно упростилась, ведь теперь можно было печатать на машинке. Но тогда книги все равно были редкостью.
В середине 16 века в эпоху царствования Ивана Грозного книгопечатание проникает в Московское государство. В 1564 году в Москве Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем была завершена и вышла в свет первая русская печатная книга: «Апостол». Это событие принято считать датой начала книгопечатания на Руси.
1.2 Основные элементы книги
Нельзя приступать к переплетной работе, не зная, как устроена книга.
Начиная с древних рукописных книг и заканчивая современными подарочными книгами, элементы книги не изменились. Я расскажу лишь об основных.
Книжный блок – это один из основных скрепляющих элементов книг, в нем крепятся все книжные листы.
Самая внешняя часть книги – это суперобложка. Она присутствует не всегда, надевается на переплет или основную обложку и выполняет декоративную функцию, а также защищает переплет от загрязнений и повреждений. Суперобложка содержит информацию о книге.
Переплетные крышки книги «в твердой обложке» изготавливаются из плотного картона, снаружи оклеиваются тканью, покрываются различными пленками. Дорогие издания отделывают кожей и другими подобными материалами. А вот у книг «в мягкой обложке» переплетные крышки изготавливаются из бумаги, более плотной, чем бумага для книжного блока.
С левой стороны располагается корешок – это центральная часть книги, где скрепляются все страницы. Повреждения корешка приводят к утрате книжных листов.
Края переплета, как правило, выступают за границы книжного блока. Эти выступающие части называются кантами. Верхняя и нижняя часть корешка бывают украшены капталом – это соединительная тесьма, придающая переплету дополнительную прочность.
Специальную шелковую ленточку-закладку называют красиво – ляссе, ее нынче встретишь не часто.
Открыв переплетную крышку, мы обнаружим следующую часть книги – форзац. Это особенный элемент книги, представляющий собой плотный лист бумаги, одной стороной приклеенный к крышке. Он соединяет два важных компонента – книжный блок из листов непосредственно с переплетом. Форзаца в книге два. Один - вначале, второй - в конце. Иногда форзацы содержат художественное оформление.
Ну а что там, за форзацем?.. В большинстве современных книг за ним прячется титульный лист. Здесь размещается название книги, имя автора, год издания, название издательства и так далее. На обороте титульного листа размещают подробное описание и краткое содержание – аннотацию.
2. Исследовательская часть
2.1 Анкетирование
Я провела анкетирование в нашем классе среди ребят и родителей. Родителям было предложено ответить на следующие вопросы:
1.Были ли у Вас в детстве любимые книги?
А.) да, Б. ) нет.
2. какой был переплет у любимых книг ? (при выборе ответа «А» в 1 вопросе
А.) мягкий, Б.) твердый.
3. Сохранились ли до настоящего времени ваши детские книги (хотя бы одна книга)?
А.) да, Б.) нет.
4. Хотелось бы Вам сейчас подержать в руках свои детские книги, полистать, окунуться в свои детские годы, показать эти книги своим детям сейчас?
А. )да, Б. ) нет.
5. Как вы считаете, твердый переплет продлит книгам «жизнь», поможет сохранить их целыми?
А.) да. Б .) нет. В.) Затрудняюсь с ответом.
Детям было предложено ответить на следующие вопросы:
1.Есть ли у вас любимые книги?
А.) да, Б. ) нет.
2. Какой был переплет у большей части ваших любимых книг ? (при выборе ответа «А» в 1 вопросе)
А.) мягкий, Б.) твердый.
3. В каком состоянии находятся ваши книги?
А.) как новые Б.) выглядят потрепанными.
4. Хотелось бы Вам сейчас подержать в руках детские книги своих родителей, полистать, окунуться в их детские годы?
А. ) да, Б. ) нет. В) мне все равно.
5. Хотелось бы вам продлить своим любимым книгам «жизнь», сохранить их целыми, взять их с собой во взрослость ?
А.) да. Б .) нет. В.) Затрудняюсь с ответом.
Результаты анкетирования детей
Результаты анкетирования родителей
Проанализировав ответы, я еще раз убедилась в том, что моя тема очень актуальна.
2.2 Процесс создания своей книги
В качестве «спасательного круга» для старых, но до боли родных книг, я посчитала твердый переплет этих книг в один сборник. Книги будут собраны в одном месте и защищены твердыми переплетными крышками.
Переплести книгу одной мне было бы не под силу, в работе мне помогала мама. К тому необходимо соблюдать меры безопасности при работе с материалами.
Процесс создания сборника маминых детских книг включает несколько этапов:
1 этап – сбор книг. Книги надо сложить стопкой, в определенной последовательности - внизу должны быть книги самого большого формата, сверху – самого маленького.
2 этап – подготовка необходимых канцелярских принадлежностей и материалов:
лоскуток марли, картон, тесьма, лоскуток кожзама, самоклеящаяся бумага, клей, ножницы, линейка, нитки, иголка, наперсток, карандаш.
3 этап – непосредственно переплет книг в один сборник:
• расчерчиваем плотный окантовочный материал, пришиваем к каждой черте каждую книгу за разворот,
• изготавливаем каптальную ленту из лоскутка марли, приклеиваем ее к окантовочному материалу для лучшей фиксации к будущему корешку книги и форзацам, фиксируем ленточку-закладку (ляссе),
• изготавливаем переплетные крышки из плотного картона, форзацы из цветной бумаги и корешок книги из кожзама,
• приклеиваем марлевую основы книжного блока к форзацам, форзацы – к переплетным крышкам,
• изготавливаем обложку из самоклеящейся бумаги,
• оформляем обложку, придумываем название книге.
2.3 Сборник «Книжкин дом»
И вот, «Книжкин дом» готов, - сборник старых, но близких сердцу, маминых детских книг. Там и «Цветик-семицветик», и «Воробьишко», и «Огурцы» - самые любимые и все в одном «домике».
Заключение
В процессе работы над проектом я узнала, как выглядели первые книги, из каких элементов они состоят.
Сшивая листы книг иглой, проклеивая их, переходя каждый раз к следующему этапу создания сборника, я, конечно, сталкивалась с трудностями. Для меня эта работа оказалась сложной, но посильной.
За помощь говорю «Спасибо» моей маме. Я беру этот сборник в свою взрослость!
Это не ремонт книг, это не их реставрация! Я не подклеивала уголки листов, я не стирала наброски, сделанные карандашом, я не старалась очистить листы книг от пятен. Мне было важно сохранить потрепанные книги самого родного мне человека со всеми недостатками и в том виде, в котором они были у мамы в детстве. В этом, согласитесь, есть свой трепет.
Я считаю, у меня получилось сохранить ОБРАЗ книг и их ЭНЕРГЕТИКУ!
Список литературы
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. Т. 2: И – О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001 – 672 с.
2. Ирошников Ю.П., Ирошникова И.Г. Переплет и реставрация книг в домашних условиях – Москва: Издательство «Книга», 1991 – 128 с.
3. Павлов И.П. Ручной переплет: практическое пособие – М.: Высшая Школа, 1993 – 160 с.
4. Интернет-источник: Bookmix. Клуб любителей книг.
https://bookmix.ru/blogs/note.phtml?id=13440
5. Интернет-источник: Мастерская эксклюзивного переплета.
https://www.primelibrary.ru/encyclopedia-perepleta/kak-restavriruyut-i-remontiruyut-knigi/
6. Интернет-источник: ДедПодарил. Все о антиквариате и нумизматике. https://dedpodaril.com/interesno/restavraciya-knig.html
7. Интернет-источник. Букля. Разное.
https://buklya.com/daem-lyubimoj-knige-vtoruyu-zhizn-restavraciya-knigi-svoimi-rukami.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях
Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях...
Итоги школьной научно-исследовательской конференции школьников "Шаг в будущее"
Итоги школьной научно-исследовательской конференции школьников "Шаг в будущее"...
Итоги школьной научно-исследовательской конференции школьников "Шаг в будущее"
Итоги школьной научно-исследовательской конференции школьников "Шаг в будущее"...
Мастер-класс в рамках межрегиональной научно-практической конференции в г.Иваново «Современное воспитание: смыслы, цели, образы» «Применение воспитательных технологий в профессиональной деятельности логопеда с обучающимися с ОВЗ»
Мастер-класс: «Применение воспитательных технологий в профессиональной деятельности логопеда с обучающимися с ОВЗ» Цель мастер-класса: создание условий для ознакомления...
Открытый урок литературного чтения в 1 классе в рамках школьной методической недели по теме «Эффективные практики реализации технологии оценивания образовательных достижений, обучающихся при системно-деятельностном подходе»
Тема урока. «Что? Где? Когда? Почему?» Цель урока. На основе произведений Б.Заходера и Н.Сладкова обучать детей плавному выразительному чтению целыми словами, чтению по ролям....
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ (на ...
Индивидуальный проект "Один дома" обучающегося 4 класса Мамошина Александра в рамках школьной научно-исследовательской конференции (руководитель проекта Шляева С.В.)
Индивидуальный проект "Один дома" обучающегося 4 класса Мамошина Александра в рамках школьной научно-исследовательской конференции (руководитель проекта Шляева С.В.)...