Фомирование умений коммуникации в учебном процессе
материал

Таранова Чулпан Ильдаровна

В качестве средств формирования умений коммуникации школьников могут использоваться различные памятки, алгоритмы работы, вопросники для парной или групповой работы учащихся. Важно, что в парной работе формируются не только умения говорить и слушать. Умение читать с пониманием и умение излагать письменно также развиваются за счёт совместной деятельности с другими обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_umeniy_kommunikatsii_v_uchebnom_protsesse.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

      В качестве средств формирования умений коммуникации школьников могут использоваться: различные памятки, алгоритмы работы, вопросники, а также специальным образом оформленные учебные тексты и задания для парной или групповой работы учащихся.

Алгоритм изучения абзаца в паре

( по методике А.Г.Ривина)

  1. Прочитайте напарнику свой абзац. Вместе с напарником попытайтесь ответить на вопрос: «О чём говорится в абзаце?»
  2. Перечитайте абзац, объясняя значение каждого слова, словосочетания, предложения.
  3. Какова главная мысль абзаца?
  4. Сформируйте главную мысль абзаца одним предложением.
  5. Какими примерами (если они есть) подтверждается главная мысль абзаца?
  6. Попробуйте привести свои примеры к абзацу.
  7. Обсудите, согласны ли вы с мыслями автора. Если нет, то почему?
  8. Предложите 2-3 заголовка абзаца, отражающих его главную мысль.
  9. Выберите из предложенных заголовков один, наиболее точно и кратко отражающий главную мысль абзаца. Запишите его в тетрадь.

          Работая по данному алгоритму, ученик постепенно осваивает такой способ работы с абзацем. В дальнейшем, читая текст, он будет совершать перечисленные действия уже без алгоритма.

   

Алгоритм работы по методике взаимообмена заданиями

  1. Найди напарника.
  2. Объясни задание, запиши образец в тетради напарника

- прочитай напарнику задание из своей карточки;

-реши в тетради напарника пример №1 из своей карточки, объясняя решение.

  1. Проверь, как напарник понял объяснение:

- проследи, как твой напарник решает пример №2 из твоей карточки; проверь правильность выполнения задания №2.

  1. Смена ролей:

- поменяйтесь ролями; теперь твой напарник объяснит тебе задание своей карточки: работайте по пунктам 1-2.

 

  1. Смена напарника:

- обменяйтесь карточками; возьми карточку, которую объяснил тебе напарник;

- поблагодарите друг друга за работу и смените напарника.

Алгоритм работы в паре

по методике обучающего словарного диктанта

  1. Прочитай напарнику первое слово из своей карточки в соответствии с нормами произношения.
  2. Спроси, знакомо ли напарнику значение этого слова. Если нет -скажи, что оно означает.
  3. Выслушай, как напарник произнесёт слово по слогам орфографически. Если слово произнесено неправильно, поправь напарника. Добивайся, чтобы он проговорил слово верно.
  4. Проследи, как напарник записывает слово в тетрадь. Записывая, он  должен проговаривать его по слогам орфографически.
  5. Теперь поменяйтесь ролями. Твой напарник диктует тебе первое слово из своей карточки в соответствии с нормами произношения и т.д.
  6. Вновь поменяйтесь ролями. Поочерёдно продиктуйте друг другу все слова из своих карточек.
  7. Поблагодарите друг другу за работу и смените напарников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-организационных умений и навыков в процессе овладения грамотным письмом

Формирование учебно-организационных умений и навыков в процессе овладения грамотным письмомБелоненко С. А.МБОУ «Кисловская СОШ»Д. Кисловка В образовательном стандарте начального общего образовани...

Формирование знаний, умений и навыков в процессе освоения двигательных действий.

доклад, в котором излагается, что такое движение, знания,восприятие, запоминание,двигательное умение, двигательный навык, привычка, двигательная привычка, двигательное действие. Помогает быстрее сорен...

Внедрение технологии дополнительной коммуникации в образовательный процесс

Методическая разработка - презентация практического семинара по развитию навыков коммуникации у неговорящих детей с интеллектуальной недостаточностью....

Развитие коммуникативных умений в учебном процессе у младших школьников с ОВЗ.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе общения с внешним миром возникает целый комплекс проблем. Данная статья посвящена проблеме развития и формирования коммуникативных навыков у...

Диагностика общих умений коммуникации по читательской грамотности в начальной школе

Диагностика общих умений коммуникации по читательской грамотности...