Программа курса внеурочной деятельности "Хочу всё знать"
рабочая программа

Программа курса внеурочной деятельности "Хочу всё знать"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hochu_vsyo_znat.docx103.18 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»

  1. уровень ) на период освоения (4 года)

                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                               

  1. Планируемые результаты внеурочной деятельности Личностные, метапредметные результаты курса

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Личностные

Будут сформированы

  • способность оценивать поступки людей, с

точки зрения

общепринятых норм и ценностей: в

предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно

оценивать, как хорошие и плохие;

  • способность

объяснения, почему конкретные поступки можно оценивать как хорошие и плохие;

  • ориентация на нравственное

содержание и смысл

собственных поступков и поступков

окружающих;

-установка на здоровый образ жизни.

  • эстетические чувства-стыда, вины, совести, как

регуляторов морального поведения, способности оценивать жизненные

ситуации, поступки людей, с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в

предложенных ситуациях отмечать конкретные

поступки, которые можно оценивать, как хорошие и плохие;

  • ориентация на нравственное содержание и смысл

собственных поступков и поступков окружающих;

  • способность объяснения, почему конкретные поступки можно оценивать как хорошие и плохие;

-способность оценки учебной деятельности.

  • основы нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценивать как хорошие и плохие;
  • способности

самостоятельно определять и высказывать самые

простые и общие для всех людей правила поведения;

  • эстетические чувства нравственности

собственных позиции в предложенных ситуациях,

опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой

поступок совершить;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способами

решения новой задачи.

-ориентации направленные на внутренние позиции

школьника на уровне положительного отношения к школе;

-широкая мотивационная

основа учебной деятельности;

-ориентация на понимание причин успеха учебной

деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

-основы гражданской идентичности, своей

эстетической принадлежности в форме осознания «Я» как

члена семьи, представителя народа, гражданина России;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей

деятельности нормам поведения;

-чувство прекрасного и

эстетического чувства на основе мировой и

отечественной культуры.

Получит возможность для формирования

-эстетических чувств- стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения, способности оценивать жизненные ситуации,

поступки людей, с точки зрения

общепринятых норм и ценностей: в

предложенных

ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно

оценивать, как хорошие и плохие;

  • ориентации на нравственное

содержание и смысл

собственных поступков и поступков

окружающих;

  • способности

объяснения, почему конкретные поступки можно оценивать как хорошие и плохие;

-способность оценки учебной деятельности.

  • основ нравственных ценностей, почему

конкретные поступки можно оценивать как хорошие и

плохие;

  • способностей

самостоятельно определять и высказывать самые

простые и общие для всех людей правила поведения;

  • эстетических чувств нравственности

собственных позиции в

предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех

простые правила поведения, делать выбор, какой

поступок совершить;

-учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способами

решения новой задачи.

- ориентации направленной на внутренние позиции школьника на уровне

положительного

отношения к школе;

-широкой мотивационной основы учебной

деятельности;

-ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности, в том числе на самоанализ и

самоконтроль результата;

-основы гражданской идентичности, своей эстетической

принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя

народа, гражданина России;

-основы экологической культуры: принятие

ценности природного мира, готовность следовать в

своей деятельности нормам поведения;

-чувства прекрасного и

эстетического на основе мировой и отечественной культуры.

  • адекватного самостоятельного

определения и высказывания самых простых и общих для всех людей правил поведения;

  • позиции в предложенных

ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,

какой поступок совершить;

  • навыка общения с окружающими людьми,

оценивая правила поведения людей;

-внутренней позиции

обучающегося на уровне

положительного отношения к образовательной организации, понимание необходимости учения, выраженного в

преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-устойчивого учебно-

познавательного интереса к новым общим способом

решения;

-адекватного понимания причин успешности и неуспешности учебной деятельности;

-положительной адекватной дифференцированной

самооценки на основе критерия успешности;

-установки на здоровый образ жизни;

-осознанных устойчивых

эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой

жизни.

Регулятивные

Научится

  • определять цель

деятельности на занятии с помощью учителя;

  • обнаруживать и формулировать учебную проблему

совместно с учителем;

  • планировать

деятельность на занятии;

  • определять цель

деятельности на занятии с помощью учителя и

самостоятельно;

  • совместно с учителем обнаруживать и

формулировать учебную проблему;

  • планировать деятельность на занятии;
  • формулировать цель деятельности

самостоятельно после предварительного

обсуждения;

  • обнаруживать и

формулировать учебную проблему самостоятельно;

  • сверять свои действия с целью работая по плану, ,
  • формулировать самостоятельно цель деятельности;
  • обнаруживать и

формулировать учебную проблему самостоятельно;

  • составлять план решения проблемы совместно с

учителем и индивидуально;

  • работать по плану, сверять

  • использовать

необходимые средства работая по

предложенному плану,;

  • определять

успешность выполнения своего задания в

диалоге с учителем.

  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
  • работая по предложенному плану, использовать

необходимые средства;

  • определять успешность

выполнения своего задания в диалоге с учителем.

при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- вырабатывать критерии оценки в диалоге с

учителем и определять степень успешности

выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

свои действия с целью;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии

оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Получит возможность научиться

  • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и

самостоятельно;

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать

учебную проблему;

  • планировать деятельность на занятии;
  • высказывать свою версию, пытаться

предлагать способ её проверки;

  • работая по

предложенному плану, использовать

необходимые средства;

  • определять

успешность выполнения

  • формулировать цель деятельности самостоятельно после предварительного

обсуждения;

  • обнаруживать и формулировать учебную

проблему самостоятельно;

  • сверять свои действия с

целью работая по плану , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

  • вырабатывать критерии

оценки в диалоге с учителем и определять степень

успешности выполнения

своей работы и работы всех, исходя из имеющихся

критериев.

  • формулировать самостоятельно цель деятельности;
  • обнаруживать и формулировать учебную

проблему самостоятельно;

  • составлять план решения проблемы совместно с учителем и индивидуально;
  • работать по плану, сверять свои действия с целью;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять

степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

  • формулировать и решать учебную проблему как с

помощью учителя так и самостоятельно;

  • составлять план решения проблемы индивидуально;
  • работать по

предложенному плану самостоятельно;

-вырабатывать критерии

оценки и определять степень успешности выполнения индивидуальной работы,

исходя из имеющихся критериев.

своего задания в диалоге

с учителем.

Познавательные

Научится

  • делать

предварительный отбор источников

информации для решения задачи с

помощью учителя;

  • добывать новые знания в предложенных учителем словарях, энциклопедиях;
  • извлекать информацию,

представленную учителем;

  • перерабатывать информацию

представленную учителем.

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для

решения задачи в один шаг;

  • делать предварительный отбор источников

информации для решения задачи;

  • добывать новые знания в предложенных учителем словарях, энциклопедиях;
  • извлекать информацию, в предложенных учителем словарях, энциклопедиях;
  • перерабатывать информацию и делать выводы.
  • ориентироваться в своей системе знаний:

самостоятельно

предполагать, какая информация нужна для

решения задачи в один шаг;

  • отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди

предложенных учителем словарей, справочников, энциклопедий;

  • добывать новые знания. извлекать информацию;

-представляя в разных формах: текст, таблица,

схема, иллюстрация и т.д.

  • перерабатывать

информацию с помощью учителя и делать выводы;

-преобразовывать

информацию из одной

формы в другую, составлять простой план

  • ориентироваться в своей системе знаний:

самостоятельно выбирать, информацию необходимую для решения задачи в один шаг;

  • добывать необходимые для решения задачи источники информации среди словарей, справочников, энциклопедий;
  • добывать новые знания. извлекать информацию самостоятельно;

-представляя информацию самостоятельно в разных

формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и т.д.

  • перерабатывать информацию самостоятельно и делать

выводы;

  • составлять простой план научно-познавательного текста;

-преобразовывать

самостоятельно информацию из одной формы в другую.

Получит возможность

- ориентироваться в своей системе знаний:

понимать, что нужна

- ориентироваться в своей системе знаний:

самостоятельно

- ориентироваться в своей системе знаний:

самостоятельно выбирать,

- добывать необходимые для решения задачи источники

научиться

дополнительная

информация (знания) для решения задачи в один шаг;

  • делать

предварительный отбор источников информации для

решения задачи;

  • добывать новые знания в предложенных учителем словарях,

энциклопедиях;

  • извлекать информацию, в предложенных

учителем словарях, энциклопедиях;

  • перерабатывать информацию и делать выводы.

предполагать, какая информация нужна для

решения задачи в один шаг;

  • отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди

предложенных учителем словарей, справочников, энциклопедий;

  • добывать новые знания. извлекать информацию;

-представляя в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и т.д.

  • перерабатывать информацию с помощью учителя и делать выводы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять

простой план

информацию необходимую для решения задачи в один шаг;

  • добывать необходимые для решения задачи

источники информации среди словарей, справочников,

энциклопедий;

  • добывать новые знания. извлекать информацию самостоятельно;

-представляя информацию самостоятельно в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и т.д.

  • перерабатывать информацию

самостоятельно и делать выводы;

  • составлять простой план научно-познавательного

текста;

-преобразовывать самостоятельно информацию из одной формы в другую.

информации пользуясь электронными ресурсами;

  • обрабатывать полученную информацию;
  • предоставлять

самостоятельно добытую и обработанную информацию в виде таблиц, схем и т.д.;

  • представлять найденную информацию в устной и

письменной форме.

Коммуникативные

Научится

  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу на занятии и в жизни;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою

мысль в устной и письменной речи;

- высказывать свою точку зрения и пытаться её

обосновать, приводя аргументы;

  • доносить свою позицию до других с учётом своих жизненных речевых ситуаций;
  • высказывать свою точку

- договариваться

совместно о правилах общения и поведения и следовать им.

  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу на занятии и в жизни;
  • совместно договариваться о правилах общения и

поведения и следовать им;

  • учиться выполнять

различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку

зрения;

-договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе;

  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться

договариваться.

зрения и пытаться её

обосновать, приводя примеры из жизни;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым

изменить свою точку зрения;

-договариваться с людьми;

-сотрудничать в совместном решении задачи;

  • учиться уважительно

относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Получит возможность научиться

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу на занятии и в жизни;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • высказывать свою точку зрения и пытаться её

обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку

зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

-договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе;

  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
  • доносить свою позицию до других с учётом своих жизненных речевых

ситуаций;

  • высказывать свою точку зрения и пытаться её

обосновать, приводя примеры из жизни;

  • слушать других, пытаться принимать

другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

-договариваться с людьми;

-сотрудничать в совместном решении задачи;

  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться
  • отстаивать свою позицию с учётом жизненных речевых ситуаций;
  • обосновывать свою точку зрения, приводя примеры;
  • вести беседы, дискуссии, приходить к общему

решению;

  • уважительно с пониманием относиться к позиции других.

договариваться.

Предметные результаты:

Этап

реализации программы

1-й год

обучения (1класс)

2-й год

обучения (2 класс)

3-й год

обучения (3 класс)

4-й год

обучения (4 класс)

Научится:

– соблюдать требования

– соблюдать правила техники

– соблюдать требования

– соблюдать правила техники

техники безопасности во

безопасности во время

техники безопасности во

безопасности во время

время экскурсии,

экскурсии, прогулки на

время экскурсии, прогулки

экскурсии, прогулки на

прогулки на природу;

природу;

на природу;

природу;

– знать историю

– различать виды транспорта –

– знать

– работать с лентой времени,

развития транспорта,

индивидуального и

достопримечательности края,

определять принадлежность к

правила дорожного

пассажирского, соблюдать

основной быт, традиции и

определённому сословию по

движения;

правила поведения

праздники, памятники

одежде, укладу жизни,

– устройство жилища

на дорогах (дорожно-

архитектуры и истории,

предметам быта;

древних славян,

транспортные);

расположенные на изучаемой

– проводить занятия на

оформление домов и

– различать жилище, предметы

территории, исторические

выставке, в музее, на

материалов для их

быта по принадлежности к

события, происходящие

экспозиции, использовать

строительства,

определённому сословию;

здесь в определённый период

свойства музейных предметов

устройство деревенской

– объяснять значение

(тема «Наши предки»);

в качестве информационного

избы и назначение

изучаемых терминов, понятий

– изучать историю появления

источника;

хозяйственной утвари;

и правильно использовать их в

кукол, их роль в жизни

– изучать предметный мир не

  • применять значение

терминов: деревня, село, пустошь, селище, город, городище;

  • различать понятия: исторический источник (вещественный, письменный, устный), фоно- и видеозапись, наследие, памятник, музейный предмет, экс- позиция;
  • узнавать устройство музея, виды и свойства музейных предметов, их значимость;
  • иметь общие представления о

проекте: определение, особенности работы, виды проектов и их отличительные черты,

особенности групповой, поисковой,

исследовательской

работы, этапы работы над проектом (создание проектного продукта),

текстовой части проекта или при выступлении;

  • использовать знания из области

общеобразовательных дисциплин;

  • использовать музейные предметы в качестве источников информации по изучаемой теме;
  • определять вид проекта, отличать текущие повторяющиеся процессы (операции) от проектов,

определять последовательность действий в

ходе работы, то есть поэтапно решать проектные задачи;

  • применять основные понятия проектно-исследовательской

деятельности: цель, задачи, двухкомпонентная организация деятельности, дисциплина и

свобода выбора.

  • формулировать основные понятия проектно-

исследовательской

деятельности: цель, задачи,

человека (детей), использование на

театральной сцене, в оформлении зданий и помещений;

– распознавать виды, устройство музеев, их значимость;

вообще, а в связи с той местностью, где он находится;

  • различать понятия:

экспозиция, экспонат, копия, подлинник, коллекционер, собиратель;

  • объяснять значение слов: каталог, картотека;
  • использовать знания об особенностях проектно-

исследовательской работы и углублять эти знания путём создания проектов разной

тематики;

  • различать функции всех участников группового проекта на всех этапах

подготовки и осуществления работы по созданию

проектного продукта;

  • применять правила общения в группе при работе;
  • использовать методики исследовательской

работы и подготовки устного выступления;

  • применять способы создания

способы работы с источниками

информации и

обработка собранного материала, методы подготовки устного

выступления;

– формулировать основные понятия проектно-

исследовательской деятельности: цель, задачи,

двухкомпонентная организация

деятельности, дисциплина и свобода выбора.

двухкомпонентная организация деятельности, дисциплина и

свобода выбора.

  • выполнять исследования, наблюдать объект визуально, отмечать его особенности, местонахождение, создавать макеты проектного продукта;
  • показать полноту знаний по пройденной теме, применять полученные знания на

практике;

  • закреплять знания, полученные в ходе занятий, с помощью решения занимательных заданий, викторин, кроссвордов,

шарад, отгадывания загадок.

проектного продукта;

  • осуществлять методики

исследований (краеведческих);

  • различать основные понятия проектно-исследовательской деятельности: цель, задачи,

актуальность выбранной темы;

  • применять правила изготовления проектных

продуктов: макетов, пособий, презентаций.

  • добывать необходимые сведения в библиотеке, используя каталоги, картотеки;
  • определять

последовательность

выполняемых работ для всех участников проектной

деятельности;

  • использовать изученные методики исследований (в т.ч. и краеведческих) при работе на практике;
  • выполнять качественно свою часть работы, самостоятельно выбирать тему (подтему)

проекта, определять цели и

ставить задачи;

  • самостоятельно заниматься поиском, систематизацией и оформлением интересующей информации;
  • составлять отчёт о работе;
  • создавать презентации;
  • изготавливать макеты и пособия.

Получит возможность научиться:

  • соблюдать правила техники безопасности во время экскурсии,

прогулки на природу;

  • различать виды транспорта – индивидуального и пассажирского,

соблюдать правила поведения

на дорогах (дорожно- транспортные);

  • различать жилище, предметы быта по принадлежности к

определённому сословию;

  • объяснять значение
  • соблюдать требования техники безопасности во

время экскурсии, прогулки на природу;

  • знать

достопримечательности края, основной быт, традиции и

праздники, памятники

архитектуры и истории,

расположенные на изучаемой территории, исторические

события, происходящие здесь в определённый период (тема

«Наши предки»);

  • изучать историю появления кукол, их роль в жизни человека (детей), использование на

театральной сцене, в

  • соблюдать правила

техники безопасности во

время экскурсии, прогулки на природу;

  • работать с лентой времени, определять принадлежность к

определённому сословию по одежде, укладу жизни,

предметам быта;

  • проводить занятия на выставке, в музее, на

экспозиции, использовать свойства музейных

предметов в качестве информационного

источника;

  • изучать предметный мир
  • применять свои знания с помощью выполнения разнообразных заданий

по разрабатываемым темам («Школа», «Время»);

  • всё вышеперечисленное (за 2 года);

–выбирать аргументированно тему проекта на основе своих интересов по актуальному направлению;

  • выделять главную цель, ставить задачи для

достижения этой цели;

  • планировать

индивидуальную и совместную работу;

  • выполнять проект,

изучаемых терминов, понятий и правильно использовать их в

текстовой части проекта или при выступлении;

  • использовать знания из области

общеобразовательных дисциплин;

  • использовать

музейные предметы в качестве источников информации

по изучаемой теме;

  • определять вид

проекта, отличать текущие

повторяющиеся

процессы (операции) от проектов, определять

последовательность действий в

ходе работы, то есть поэтапно решать

проектные задачи;

  • применять основные понятия проектно-

оформлении зданий и помещений;

– распознавать виды, устройство музеев, их значимость;

не вообще, а в связи с той местностью, где он

находится;

  • различать понятия:

экспозиция, экспонат, копия, подлинник, коллекционер,

собиратель;

  • объяснять значение слов: каталог, картотека;
  • использовать знания об особенностях проектно-

исследовательской работы и углублять эти знания путём создания проектов разной

тематики;

  • различать функции всех участников группового

проекта на всех этапах

подготовки и осуществления работы по созданию

проектного продукта;

  • применять правила общения в группе при работе;
  • использовать методики исследовательской

работы и подготовки

устного выступления;

работать с различными

источниками информации; – показать свою информационную

компетентность (сбор, обработка, хранение,

передача);

  • проводить учебные исследования;
  • представлять их (через

презентации или проектный продукт) и оценивать качество выполненной

работы (аргументированно);

  • показывать через участие в конкурсах и олимпиадах, а

также на выставках, конференциях, фестивалях

свои достижения в проектной деятельности, в формировании универсальных учебных действий.

исследовательской деятельности: цель, задачи, двухкомпонентная организация

деятельности,

дисциплина и свобода выбора.

  • формулировать основные понятия проектно-

исследовательской деятельности: цель, задачи, двухкомпонентная организация

деятельности,

дисциплина и свобода выбора.

  • выполнять исследования,

наблюдать объект

визуально, отмечать его особенности, место-

нахождение, создавать макеты проектного

продукта;

  • показать полноту

  • применять способы создания проектного продукта;
  • осуществлять методики исследований

(краеведческих);

  • различать основные понятия проектно-

исследовательской

деятельности: цель, задачи, актуальность выбранной

темы;

  • применять правила изготовления проектных продуктов: макетов,

пособий, презентаций.

  • добывать необходимые сведения в библиотеке,

используя каталоги,

картотеки;– определять последовательность

выполняемых работ для всех участников проектной

деятельности;

  • использовать изученные методики исследований (в т.ч. и краеведческих) при

работе на практике;

знаний по пройденной теме, применять полученные знания на практике;

– закреплять знания, полученные в ходе занятий, с помощью решения

занимательных заданий, викторин, кроссвордов, шарад, отгадывания

загадок.

  • выполнять качественно свою часть работы, самостоятельно выбирать тему (подтему) проекта,

определять цели и ставить задачи;– самостоятельно заниматься поиском,

систематизацией и оформлением интересующей информации;

  • составлять отчёт о работе;– создавать

презентации;–

изготавливать макеты и пособия.

  1. Содержание  внеурочной деятельности с указанием форм её организации и видов деятельности
  1. класс

Тема 1. Что такое исследование? - 1ч

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Знать исследовательские способности, пути их развития.

Уметь находить значимые личностные качества исследователя. Тема 2-3. Как задавать вопросы? – 2 ч

Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.

Тема 4-5. Как выбрать тему исследования?

Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.

Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку). – 1ч.

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

Тема 7-8. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 2ч.

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч.

Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др. Тема 11-12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 2 ч.

Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.

Тема 13-14. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч. Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.

Тема 15-16. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы. – 2ч. Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.

Развивать умение правильно задавать вопросы.

Тема 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч. Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.

Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.- 1ч. Заочная экскурсия в прошлое.

Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.

Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы. Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.- 2ч.

Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге. Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 2ч.

Учиться строить схемы «Дерево Паук».

Тема 26-27. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч. Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».

Тема 28.Коллективная игра-исследование.- 1ч.

Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».

Тема 29-30. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. – 2ч. Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.

Тема 31-32. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.- 2ч. Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.

Тема 33. Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.

Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.

  1. класс

Тема 1. Что такое проектная работа? Формулирование темы - 1 ч.

Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы. Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.

Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».

Тема 4-5. Тема, предмет, объект проектирования – 2ч

Характеристика понятий: тема, предмет, объект проектирования. Обоснование актуальности выбора темы. Предмет, проблема, теме проектирования. Какими могут быть проекты.

Знать: как выбрать тему, предмет, объект проектирования.

Уметь: выбирать тему, предмет, объект, обосновывать актуальность темы.

Тема 6-7. Цели и задачи проектирования – 2ч.

Соответствие цели и задач теме проектирования . Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы проектирования.

Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь проектирования? Уметь: ставить цели и задачи.

Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

Тема 10-13. Организация проектной работы (практическое занятие) – 4ч.

Метод проектирования как путь решения задач. Знакомство с основными доступными детям методами: подумать

самостоятельно; посмотреть книги; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести

эксперимент.

Практические задания: тренировка в использовании методов проектирования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать:- методы проектирования ,

Уметь: использовать методы при решении задач, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию. Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.

Знакомство с наблюдением как методом проектирования . Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных проектированиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

Знать: - метод – наблюдение

Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.

Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч.

Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция

Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.

Тема 20. Экспресс- проектирование. «Какие коллекции собирают люди» -1ч. Поисковая деятельность по теме: «Какие коллекции собирают люди».

Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч. Выступления учащихся о своих коллекциях.

Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.

Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практическая работа.

Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование

Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента. Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.

Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия». Тема 25-27.Сбор материала - 3 ч.

Понятия: способ фиксации знаний,  поиск.

Что такое поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме проектирования, пользоваться способами фиксации материала. Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.

Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.

Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах проектирования и подготовиться к защите - 1 ч. Составление плана подготовки к защите проекта.

Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч. Сообщение, доклад.

Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др. Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.

Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микро группах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

Тема34. Подведение итогов работы - 1 ч. Анализ своей проектной деятельности.

  1. класс

Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.

Беседа о роли проектных работ в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем проектирования – 2ч.

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы. Памятка «Как выбрать тему». Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Тема 7-8. Формулирование цели, задач проектирования – 2ч.

Постановка цели по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами проектирования. Эксперимент познания в действии – 2ч.

Познакомить с методами и предметами проектирования . Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме – 2ч. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 2ч.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте. Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.

Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.

Составление плана работы. Требования к сообщению. Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч. Работа на компьютере – создание презентации.

Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч. Анализ своей проектной деятельности.

  1. класс

Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в проектной работе. Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».

Тема2-3. Культура мышления.

Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».

Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии. Тема6-7. Обсуждение и выбор тем проектов, актуализация проблемы.

Подбор интересующей темы из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы. Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблем.

Постановка цели, определение проблемы.

Тема 10-11. Предмет и объект проектирования .

Определение предмета и объекта их формулирование.

Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме проектирования – 1ч. Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч. Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч.

Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. Тема 17-18. Техника экспериментирования -2ч.

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч. Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.

Тема21-22. Правильное мышление и логика – 2ч. Задания на развитие мышления и логики.

Тема 23-24.  Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч.

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

Тема28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.

Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.

Составление плана выступления.

Тема32. Защита проектов перед одноклассниками – 1ч. Выступление с проектами перед одноклассниками.

Тема33. Выступление на школьной НПК – 1ч. Презентация проекта на школьной НПК.

Тема34. Итоговое занятие. Анализ проектирования деятельности – 1ч. Анализ деятельности. Выводы.

Формы организации и виды деятельности

Формы организации

Виды деятельности

Клуб

Конференция

Игра (деловая, ролевая, подвижная) Встреча

Концерт Спектакль

Экскурсия (музей, театр) Культпоход

Выставка (поделки, рисунки) Акция

Творческие работы Олимпиады

Библиотечный урок Проект

Дискуссии Конкурс

Игровая деятельность Познавательная деятельность

Проблемно – ценностное общение

Досугово – развлекательная деятельность Художественное творчество

Социальное творчество Трудовая деятельность

Краеведческая деятельность

Экспериментальная деятельность

Общественно-полезная деятельность

  1. Тематическое планирование
  1. класс - 33 часа

№ п\п

Тема

1

Что такое проектная задача?

2

Что такое  проект, проектная деятельность?

3

Как задавать вопросы?

4

Определение темы проектной задачи. Причины её возникновения.

5

Определение значимости предлагаемой темы для учащихся, лично для каждого.

6

Обучение работе с источниками информации (книги, энциклопедии, компакт-диски, сеть Интернет и др.).

7

Библиотечное занятие: «Учимся выбирать дополнительную литературу». Создание классного библиотечного уголка.

8

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками». Экскурсия в школьную библиотеку

9

Наблюдение как способ выявления проблем. Игра на развитие наблюдательности: «Поиск».

10

Развитие наблюдательности: «Игры с числами».

11

Понятие «индивидуальная проектная задача». Составление индивидуального плана (алгоритма).

12

Понятие «групповая проектная задача». Составление группового алгоритма проектной задачи.

13

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Знакомство с понятием «проблема».

14

Развитие умения видеть проблемы.

15

Работа в музее. Использование музея как источника знаний по выбранной теме.

16

Формулировка предположения (гипотезы). Выбор своих тем (подтем) для проектной задачи: «Азбука».

17

Развитие умений правильно задавать вопросы.

18

Выдвижение гипотез – умение правильно задавать вопросы.

19

Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности детей. Заочная экскурсия в прошлое.

20

Обоснованный выбор способа выполнения задания.

21

Мотивация выбора. Аргументирование.

22

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

23

Проведение самостоятельных проектов по теме: «Транспорт», «Виды транспорта».

24

Как делать схемы? Проект: «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения».

25

Учиться строить схемы «Дерево Паук».

26

Самостоятельные проекты – методика проведения.

27

Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».

28

Коллективная проектная задача. Игра: «Построим дом, чтоб жить в нём».

29

Проектная задача: Оформление альбома «Первые жилища людей».

30

Проектная задача: «Жилища древних славян».

31

Проектная задача: «Деревенская изба».

32

Проектная задача: «Устройство деревенской избы», «Хозяйственная утварь».

33

Презентация проектных задач и проектов учащимися. Классная проектная конференция.

  1. класс - 34 часа

№ п\п

Тема

1

Что такое проектная задача? Формулирование темы.

2

Как задавать вопросы? Игра: «Задай вопрос по правилам дорожного движения».

3

Как задавать вопросы? Создание банка идей.

4

Тема, предмет, объект проектной задачи. Групповая работа.

5

Тема, предмет, объект проектной задачи. Индивидуальная работа.

6

Цели и задачи проектной задачи. Групповая работа.

7

Цели и задачи проектной задачи. Индивидуальная работа.

8

Групповая работа: «Давайте вместе подумаем: Зачем нам нужен транспорт?».

9

Практическое задание: « Что произошло бы, если бы волшебник исполнил три желания каждого человека на Земле?»

10

Источники информации: литература, кинофильмы, Интернет.

11

Наблюдение и наблюдательность. Организация проектной работы по теме: «Зачем в доме вода и свет?»

12

Организация проектной работы по темам: «Комнатные растения».

13

Организация проектной работы по темам: «Такие разные жилища народов Руси».

14

Игровые формы работы: «Предметы вашего дома», «Назови все особенности предмета».

15

Наблюдение как способ выявления проблем. Постановка проблем: «Нарисуй в точности предмет».

16

Игровые формы работы: «Игры на Руси».

17

Наблюдение как способ выявления проблем. Постановка проблем по теме: «Почему традиции народов разные?»

18

Что такое коллекционирование? Кто такой коллекционер?

19

Коллекционирование. Что можно коллекционировать? Как быстро собрать коллекцию?

20

Поисковая деятельность: «Какие коллекции собирали люди на Руси»?

21

Проектная задача по теме: «Моя частная коллекция».

22

Проектная задача по теме: « Семейные коллекции».

23

Что такое эксперимент?

24

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

25

Сбор материала для проектной задачи: «Поздравительная открытка».

26

Сбор материала для проектной задачи: «Самодельная игрушка».

27

Сбор материала для проектной задачи: «Книжка-памятки».

28

Обобщение полученных данных. Групповая и индивидуальная работа.

29

Обобщение полученных данных. Практическая работа над проектной задачей.

30

Как подготовить результат проектной задачи.

31

Как подготовить сообщение по защите проекта. Составление алгоритма.

32

Подготовка к защите. (практическое занятие.)

33

Индивидуальная консультация.

34

Подведение итогов. Защита проектных задач.

  1. класс – 34 часа

№ п\п

Тема

1

Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь.

2

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем.

3

Памятка: «Как выбрать тему?»

4

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам).

5

Какими могут быть проекты?

6

Групповая работа. Виды проектов.

7

Формулирование цели, задач проектирования.

8

Постановка цели по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.

9

Планирование работы. Игра: «По местам».

10

Составление плана работы, над индивидуальными проектами по темам: «Мой дом», «Мой город», «Наш край»,

11

Знакомство с методами проектирования.

12

Знакомство с предметами проектирования.

13

Эксперимент познания в действии.

14

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию по теме: «Что мы знаем о быте наших предков?»

15

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

16

Работа в библиотеке с каталогами и литературой по теме: «Уклад жизни, быта наших предков».

17

Отбор и составление списка литературы по теме проекта.

18

Работа с ИКТ, поиск и отбор информации.

19

Анализ прочитанной литературы.

20

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта.

21

Правила составления списка используемой литературы.

22

Практическое занятие: «Жизнь наших предков».

23

Практическое занятие: «Куклы обереги». Изготовление кукол.

24

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

25

Мыслительный эксперимент: « Что можно сделать из куска бумаги?»

26

Анализ и синтез. Игра: « Найди памятники архитектуры, принадлежащие нашему городу».

27

Суждения, умозаключения, выводы.

28

Как сделать сообщение о результатах проектной работы.

29

Оформление работы. Выполнение рисунков, поделок по теме: «Одежда людей разных сословий».

30

Выставка работ.

31

Работа в компьютерном классе. Создание презентаций.

32

Оформление презентаций.

33

Мини конференция по итогам собственных проектов.

34

Анализ проектной деятельности.

  1. класс – 34 часа

№ п\п

Тема

1

Знания, умения и навыки, необходимые в проектной работе. Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».

2

Культура мышления.

3

Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».

4

Умение выявлять проблемы.

  Ассоциации и аналогии.

5

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.

6

Обсуждение и выбор тем проектов, актуализация проблемы.

7

Проекты по темам: «Лента времени», «Прошлое и настоящее», «Сословия людей и уклад жизни», «Уклад жизни людей и

предметы быта».

8

Целеполагание, актуализация проблемы.

9

Постановка цели, определение проблемы.

10

Предмет и объект исследования.

11

Определение предмета и объекта их формулирование.

12

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

13

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

14

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

15

Наблюдение и экспериментирование.

16

Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.

17

Техника экспериментирования.

18

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

19

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

20

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.

21

Правильное мышление и логика.

22

Задания на развитие мышления и логики.

23

Обработка и анализ всех полученных данных.

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

24

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

25

Обработка и анализ всех полученных данных.

26

Обработка и анализ всех полученных данных. Закрепление.

27

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

28

Выполнение презентации к проекту.

29

Подбор необходимых картинок.

30

Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.

31

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

32

Защита проектов перед одноклассниками.

33

Выступление на школьной научно-практической конференции.

34

Итоговое занятие. Анализ проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Хочу всё знать!"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности с учащимися 3 класса  по научно - познавательному направлению КРУЖОК «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ». Педагогическая целесообразность программы объясняе...

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Хочу знать"

Планирование содержит:-пояснительную записку;-содержание программы;-планирование уроков на год;-планируемые результаты изучения курса;-условия и ресурсы реализации программы;-учебно-методическую литер...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления "Хочу всё знать"

Общекультурное направление  внеурочной деятельности содержит 4 блока:1. «В мире прекрасного»2. «Путешествие по стране Этике»3. «Мастерская слова»4. «Раду...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» «Хочу всё знать» (общеинтеллектуальное направление)

    Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального паправления развития личности «Хочу все знать» для 1 класса составлена в соответствии с тр...