Программа курса внеурочной деятельности "Хочу всё знать"
рабочая программа
Программа курса внеурочной деятельности "Хочу всё знать"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hochu_vsyo_znat.docx | 103.18 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»
- уровень ) на период освоения (4 года)
- Планируемые результаты внеурочной деятельности Личностные, метапредметные результаты курса
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Личностные | ||||
Будут сформированы |
точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценивать, как хорошие и плохие;
объяснения, почему конкретные поступки можно оценивать как хорошие и плохие;
содержание и смысл собственных поступков и поступков окружающих; -установка на здоровый образ жизни. |
регуляторов морального поведения, способности оценивать жизненные ситуации, поступки людей, с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценивать, как хорошие и плохие;
собственных поступков и поступков окружающих;
-способность оценки учебной деятельности. |
самостоятельно определять и высказывать самые простые и общие для всех людей правила поведения;
собственных позиции в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить; -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способами решения новой задачи. | -ориентации направленные на внутренние позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; -широкая мотивационная основа учебной деятельности; -ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; -основы гражданской идентичности, своей эстетической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; -основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения; -чувство прекрасного и эстетического чувства на основе мировой и |
отечественной культуры. | ||||
Получит возможность для формирования | -эстетических чувств- стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения, способности оценивать жизненные ситуации, поступки людей, с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценивать, как хорошие и плохие;
содержание и смысл собственных поступков и поступков окружающих;
объяснения, почему конкретные поступки можно оценивать как хорошие и плохие; -способность оценки учебной деятельности. |
конкретные поступки можно оценивать как хорошие и плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые и общие для всех людей правила поведения;
собственных позиции в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить; -учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способами решения новой задачи. | - ориентации направленной на внутренние позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; -широкой мотивационной основы учебной деятельности; -ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; -основы гражданской идентичности, своей эстетической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; -основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения; -чувства прекрасного и эстетического на основе мировой и отечественной культуры. |
определения и высказывания самых простых и общих для всех людей правил поведения;
ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
оценивая правила поведения людей; -внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимание необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; -выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -устойчивого учебно- |
познавательного интереса к новым общим способом решения; -адекватного понимания причин успешности и неуспешности учебной деятельности; -положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности; -установки на здоровый образ жизни; -осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. | ||||
Регулятивные | ||||
Научится |
деятельности на занятии с помощью учителя;
совместно с учителем;
деятельность на занятии; |
деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
формулировать учебную проблему;
|
самостоятельно после предварительного обсуждения;
формулировать учебную проблему самостоятельно;
|
формулировать учебную проблему самостоятельно;
учителем и индивидуально;
|
необходимые средства работая по предложенному плану,;
успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. |
необходимые средства;
выполнения своего задания в диалоге с учителем. | при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | свои действия с целью; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | |
Получит возможность научиться |
самостоятельно;
учебную проблему;
предлагать способ её проверки;
предложенному плану, использовать необходимые средства;
успешность выполнения |
обсуждения;
проблему самостоятельно;
целью работая по плану , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. |
проблему самостоятельно;
степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. |
помощью учителя так и самостоятельно;
предложенному плану самостоятельно; -вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения индивидуальной работы, исходя из имеющихся критериев. |
своего задания в диалоге с учителем. | ||||
Познавательные | ||||
Научится |
предварительный отбор источников информации для решения задачи с помощью учителя;
представленную учителем;
представленную учителем. |
решения задачи в один шаг;
информации для решения задачи;
|
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг;
предложенных учителем словарей, справочников, энциклопедий;
-представляя в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и т.д.
информацию с помощью учителя и делать выводы; -преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять простой план |
самостоятельно выбирать, информацию необходимую для решения задачи в один шаг;
-представляя информацию самостоятельно в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и т.д.
выводы;
-преобразовывать самостоятельно информацию из одной формы в другую. |
Получит возможность | - ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна | - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно | - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно выбирать, | - добывать необходимые для решения задачи источники |
научиться | дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг;
предварительный отбор источников информации для решения задачи;
энциклопедиях;
учителем словарях, энциклопедиях;
| предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг;
предложенных учителем словарей, справочников, энциклопедий;
-представляя в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и т.д.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять простой план | информацию необходимую для решения задачи в один шаг;
источники информации среди словарей, справочников, энциклопедий;
-представляя информацию самостоятельно в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и т.д.
самостоятельно и делать выводы;
текста; -преобразовывать самостоятельно информацию из одной формы в другую. | информации пользуясь электронными ресурсами;
самостоятельно добытую и обработанную информацию в виде таблиц, схем и т.д.;
письменной форме. |
Коммуникативные | ||||
Научится |
| - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; | - высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; |
|
- договариваться совместно о правилах общения и поведения и следовать им. |
поведения и следовать им;
различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
зрения; -договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе;
договариваться. | зрения и пытаться её обосновать, приводя примеры из жизни;
изменить свою точку зрения; -договариваться с людьми; -сотрудничать в совместном решении задачи;
относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | |
Получит возможность научиться | -доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
|
обосновать, приводя аргументы;
зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; -договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе;
|
ситуаций;
обосновать, приводя примеры из жизни;
другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; -договариваться с людьми; -сотрудничать в совместном решении задачи;
|
решению;
|
договариваться. |
Предметные результаты:
Этап реализации программы | 1-й год обучения (1класс) | 2-й год обучения (2 класс) | 3-й год обучения (3 класс) | 4-й год обучения (4 класс) |
Научится: | ||||
– соблюдать требования | – соблюдать правила техники | – соблюдать требования | – соблюдать правила техники | |
техники безопасности во | безопасности во время | техники безопасности во | безопасности во время | |
время экскурсии, | экскурсии, прогулки на | время экскурсии, прогулки | экскурсии, прогулки на | |
прогулки на природу; | природу; | на природу; | природу; | |
– знать историю | – различать виды транспорта – | – знать | – работать с лентой времени, | |
развития транспорта, | индивидуального и | достопримечательности края, | определять принадлежность к | |
правила дорожного | пассажирского, соблюдать | основной быт, традиции и | определённому сословию по | |
движения; | правила поведения | праздники, памятники | одежде, укладу жизни, | |
– устройство жилища | на дорогах (дорожно- | архитектуры и истории, | предметам быта; | |
древних славян, | транспортные); | расположенные на изучаемой | – проводить занятия на | |
оформление домов и | – различать жилище, предметы | территории, исторические | выставке, в музее, на | |
материалов для их | быта по принадлежности к | события, происходящие | экспозиции, использовать | |
строительства, | определённому сословию; | здесь в определённый период | свойства музейных предметов | |
устройство деревенской | – объяснять значение | (тема «Наши предки»); | в качестве информационного | |
избы и назначение | изучаемых терминов, понятий | – изучать историю появления | источника; | |
хозяйственной утвари; | и правильно использовать их в | кукол, их роль в жизни | – изучать предметный мир не |
терминов: деревня, село, пустошь, селище, город, городище;
проекте: определение, особенности работы, виды проектов и их отличительные черты, особенности групповой, поисковой, исследовательской работы, этапы работы над проектом (создание проектного продукта), | текстовой части проекта или при выступлении;
общеобразовательных дисциплин;
определять последовательность действий в ходе работы, то есть поэтапно решать проектные задачи;
деятельности: цель, задачи, двухкомпонентная организация деятельности, дисциплина и свобода выбора.
исследовательской деятельности: цель, задачи, | человека (детей), использование на театральной сцене, в оформлении зданий и помещений; – распознавать виды, устройство музеев, их значимость; | вообще, а в связи с той местностью, где он находится;
экспозиция, экспонат, копия, подлинник, коллекционер, собиратель;
исследовательской работы и углублять эти знания путём создания проектов разной тематики;
подготовки и осуществления работы по созданию проектного продукта;
работы и подготовки устного выступления;
|
способы работы с источниками информации и обработка собранного материала, методы подготовки устного выступления; – формулировать основные понятия проектно- исследовательской деятельности: цель, задачи, двухкомпонентная организация деятельности, дисциплина и свобода выбора. | двухкомпонентная организация деятельности, дисциплина и свобода выбора.
практике;
шарад, отгадывания загадок. | проектного продукта;
исследований (краеведческих);
актуальность выбранной темы;
продуктов: макетов, пособий, презентаций.
последовательность выполняемых работ для всех участников проектной деятельности;
проекта, определять цели и |
ставить задачи;
| ||||
Получит возможность научиться: | ||||
прогулки на природу;
соблюдать правила поведения на дорогах (дорожно- транспортные);
определённому сословию;
|
время экскурсии, прогулки на природу;
достопримечательности края, основной быт, традиции и праздники, памятники архитектуры и истории, расположенные на изучаемой территории, исторические события, происходящие здесь в определённый период (тема «Наши предки»);
театральной сцене, в |
техники безопасности во время экскурсии, прогулки на природу;
определённому сословию по одежде, укладу жизни, предметам быта;
экспозиции, использовать свойства музейных предметов в качестве информационного источника;
|
по разрабатываемым темам («Школа», «Время»);
–выбирать аргументированно тему проекта на основе своих интересов по актуальному направлению;
достижения этой цели;
индивидуальную и совместную работу;
|
изучаемых терминов, понятий и правильно использовать их в текстовой части проекта или при выступлении;
общеобразовательных дисциплин;
музейные предметы в качестве источников информации по изучаемой теме;
проекта, отличать текущие повторяющиеся процессы (операции) от проектов, определять последовательность действий в ходе работы, то есть поэтапно решать проектные задачи;
| оформлении зданий и помещений; – распознавать виды, устройство музеев, их значимость; | не вообще, а в связи с той местностью, где он находится;
экспозиция, экспонат, копия, подлинник, коллекционер, собиратель;
исследовательской работы и углублять эти знания путём создания проектов разной тематики;
проекта на всех этапах подготовки и осуществления работы по созданию проектного продукта;
работы и подготовки устного выступления; | работать с различными источниками информации; – показать свою информационную компетентность (сбор, обработка, хранение, передача);
презентации или проектный продукт) и оценивать качество выполненной работы (аргументированно);
также на выставках, конференциях, фестивалях свои достижения в проектной деятельности, в формировании универсальных учебных действий. |
исследовательской деятельности: цель, задачи, двухкомпонентная организация деятельности, дисциплина и свобода выбора.
исследовательской деятельности: цель, задачи, двухкомпонентная организация деятельности, дисциплина и свобода выбора.
наблюдать объект визуально, отмечать его особенности, место- нахождение, создавать макеты проектного продукта;
|
(краеведческих);
исследовательской деятельности: цель, задачи, актуальность выбранной темы;
пособий, презентаций.
используя каталоги, картотеки;– определять последовательность выполняемых работ для всех участников проектной деятельности;
работе на практике; |
знаний по пройденной теме, применять полученные знания на практике; – закреплять знания, полученные в ходе занятий, с помощью решения занимательных заданий, викторин, кроссвордов, шарад, отгадывания загадок. |
определять цели и ставить задачи;– самостоятельно заниматься поиском, систематизацией и оформлением интересующей информации;
презентации;– изготавливать макеты и пособия. |
- Содержание внеурочной деятельности с указанием форм её организации и видов деятельности
- класс
Тема 1. Что такое исследование? - 1ч
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя. Тема 2-3. Как задавать вопросы? – 2 ч
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Тема 4-5. Как выбрать тему исследования?
Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.
Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку). – 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема 7-8. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. Тема 9-10. Наблюдение как способ выявления проблем. – 2ч.
Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др. Тема 11-12. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 2 ч.
Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема 13-14. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч. Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.
Тема 15-16. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы. – 2ч. Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.
Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 17-18. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч. Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.- 1ч. Заочная экскурсия в прошлое.
Тема 20-21. Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.
Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы. Тема 22-23. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.- 2ч.
Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге. Тема 24-25. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 2ч.
Учиться строить схемы «Дерево Паук».
Тема 26-27. Методика проведения самостоятельных исследований. – 2ч. Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».
Тема 28.Коллективная игра-исследование.- 1ч.
Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».
Тема 29-30. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. – 2ч. Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.
Тема 31-32. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.- 2ч. Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.
Тема 33. Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.
Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.
- класс
Тема 1. Что такое проектная работа? Формулирование темы - 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы. Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема 4-5. Тема, предмет, объект проектирования – 2ч
Характеристика понятий: тема, предмет, объект проектирования. Обоснование актуальности выбора темы. Предмет, проблема, теме проектирования. Какими могут быть проекты.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект проектирования.
Уметь: выбирать тему, предмет, объект, обосновывать актуальность темы.
Тема 6-7. Цели и задачи проектирования – 2ч.
Соответствие цели и задач теме проектирования . Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы проектирования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь проектирования? Уметь: ставить цели и задачи.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Тема 10-13. Организация проектной работы (практическое занятие) – 4ч.
Метод проектирования как путь решения задач. Знакомство с основными доступными детям методами: подумать
самостоятельно; посмотреть книги; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести
эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов проектирования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать:- методы проектирования ,
Уметь: использовать методы при решении задач, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию. Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.
Знакомство с наблюдением как методом проектирования . Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных проектированиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: - метод – наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема 20. Экспресс- проектирование. «Какие коллекции собирают люди» -1ч. Поисковая деятельность по теме: «Какие коллекции собирают люди».
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч. Выступления учащихся о своих коллекциях.
Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента. Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия». Тема 25-27.Сбор материала - 3 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, поиск.
Что такое поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме проектирования, пользоваться способами фиксации материала. Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах проектирования и подготовиться к защите - 1 ч. Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч. Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др. Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микро группах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Тема34. Подведение итогов работы - 1 ч. Анализ своей проектной деятельности.
- класс
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
Беседа о роли проектных работ в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем проектирования – 2ч.
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы. Памятка «Как выбрать тему». Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Тема 7-8. Формулирование цели, задач проектирования – 2ч.
Постановка цели по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами проектирования. Эксперимент познания в действии – 2ч.
Познакомить с методами и предметами проектирования . Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме – 2ч. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 2ч.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте. Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.
Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.
Составление плана работы. Требования к сообщению. Тема 29-30. Оформление работы – 1ч.
Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч. Работа на компьютере – создание презентации.
Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч. Анализ своей проектной деятельности.
- класс
Тема1. Знания, умения и навыки, необходимые в проектной работе. Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».
Тема2-3. Культура мышления.
Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».
Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии. Тема6-7. Обсуждение и выбор тем проектов, актуализация проблемы.
Подбор интересующей темы из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы. Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблем.
Постановка цели, определение проблемы.
Тема 10-11. Предмет и объект проектирования .
Определение предмета и объекта их формулирование.
Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме проектирования – 1ч. Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч. Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование -2ч.
Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. Тема 17-18. Техника экспериментирования -2ч.
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».
Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч. Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Тема21-22. Правильное мышление и логика – 2ч. Задания на развитие мышления и логики.
Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.
Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. Тема25-27. Что такое парадоксы -3ч.
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.
Тема28-30. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч.
Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.
Составление плана выступления.
Тема32. Защита проектов перед одноклассниками – 1ч. Выступление с проектами перед одноклассниками.
Тема33. Выступление на школьной НПК – 1ч. Презентация проекта на школьной НПК.
Тема34. Итоговое занятие. Анализ проектирования деятельности – 1ч. Анализ деятельности. Выводы.
Формы организации и виды деятельности
Формы организации | Виды деятельности |
Клуб Конференция Игра (деловая, ролевая, подвижная) Встреча Концерт Спектакль Экскурсия (музей, театр) Культпоход Выставка (поделки, рисунки) Акция Творческие работы Олимпиады Библиотечный урок Проект Дискуссии Конкурс | Игровая деятельность Познавательная деятельность Проблемно – ценностное общение Досугово – развлекательная деятельность Художественное творчество Социальное творчество Трудовая деятельность Краеведческая деятельность Экспериментальная деятельность Общественно-полезная деятельность |
- Тематическое планирование
- класс - 33 часа
№ п\п | Тема |
1 | Что такое проектная задача? |
2 | Что такое проект, проектная деятельность? |
3 | Как задавать вопросы? |
4 | Определение темы проектной задачи. Причины её возникновения. |
5 | Определение значимости предлагаемой темы для учащихся, лично для каждого. |
6 | Обучение работе с источниками информации (книги, энциклопедии, компакт-диски, сеть Интернет и др.). |
7 | Библиотечное занятие: «Учимся выбирать дополнительную литературу». Создание классного библиотечного уголка. |
8 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками». Экскурсия в школьную библиотеку |
9 | Наблюдение как способ выявления проблем. Игра на развитие наблюдательности: «Поиск». |
10 | Развитие наблюдательности: «Игры с числами». |
11 | Понятие «индивидуальная проектная задача». Составление индивидуального плана (алгоритма). |
12 | Понятие «групповая проектная задача». Составление группового алгоритма проектной задачи. |
13 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Знакомство с понятием «проблема». |
14 | Развитие умения видеть проблемы. |
15 | Работа в музее. Использование музея как источника знаний по выбранной теме. |
16 | Формулировка предположения (гипотезы). Выбор своих тем (подтем) для проектной задачи: «Азбука». |
17 | Развитие умений правильно задавать вопросы. |
18 | Выдвижение гипотез – умение правильно задавать вопросы. |
19 | Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности детей. Заочная экскурсия в прошлое. |
20 | Обоснованный выбор способа выполнения задания. |
21 | Мотивация выбора. Аргументирование. |
22 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? |
23 | Проведение самостоятельных проектов по теме: «Транспорт», «Виды транспорта». |
24 | Как делать схемы? Проект: «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения». |
25 | Учиться строить схемы «Дерево Паук». |
26 | Самостоятельные проекты – методика проведения. |
27 | Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово». |
28 | Коллективная проектная задача. Игра: «Построим дом, чтоб жить в нём». |
29 | Проектная задача: Оформление альбома «Первые жилища людей». |
30 | Проектная задача: «Жилища древних славян». |
31 | Проектная задача: «Деревенская изба». |
32 | Проектная задача: «Устройство деревенской избы», «Хозяйственная утварь». |
33 | Презентация проектных задач и проектов учащимися. Классная проектная конференция. |
- класс - 34 часа
№ п\п | Тема |
1 | Что такое проектная задача? Формулирование темы. |
2 | Как задавать вопросы? Игра: «Задай вопрос по правилам дорожного движения». |
3 | Как задавать вопросы? Создание банка идей. |
4 | Тема, предмет, объект проектной задачи. Групповая работа. |
5 | Тема, предмет, объект проектной задачи. Индивидуальная работа. |
6 | Цели и задачи проектной задачи. Групповая работа. |
7 | Цели и задачи проектной задачи. Индивидуальная работа. |
8 | Групповая работа: «Давайте вместе подумаем: Зачем нам нужен транспорт?». |
9 | Практическое задание: « Что произошло бы, если бы волшебник исполнил три желания каждого человека на Земле?» |
10 | Источники информации: литература, кинофильмы, Интернет. |
11 | Наблюдение и наблюдательность. Организация проектной работы по теме: «Зачем в доме вода и свет?» |
12 | Организация проектной работы по темам: «Комнатные растения». |
13 | Организация проектной работы по темам: «Такие разные жилища народов Руси». |
14 | Игровые формы работы: «Предметы вашего дома», «Назови все особенности предмета». |
15 | Наблюдение как способ выявления проблем. Постановка проблем: «Нарисуй в точности предмет». |
16 | Игровые формы работы: «Игры на Руси». |
17 | Наблюдение как способ выявления проблем. Постановка проблем по теме: «Почему традиции народов разные?» |
18 | Что такое коллекционирование? Кто такой коллекционер? |
19 | Коллекционирование. Что можно коллекционировать? Как быстро собрать коллекцию? |
20 | Поисковая деятельность: «Какие коллекции собирали люди на Руси»? |
21 | Проектная задача по теме: «Моя частная коллекция». |
22 | Проектная задача по теме: « Семейные коллекции». |
23 | Что такое эксперимент? |
24 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. |
25 | Сбор материала для проектной задачи: «Поздравительная открытка». |
26 | Сбор материала для проектной задачи: «Самодельная игрушка». |
27 | Сбор материала для проектной задачи: «Книжка-памятки». |
28 | Обобщение полученных данных. Групповая и индивидуальная работа. |
29 | Обобщение полученных данных. Практическая работа над проектной задачей. |
30 | Как подготовить результат проектной задачи. |
31 | Как подготовить сообщение по защите проекта. Составление алгоритма. |
32 | Подготовка к защите. (практическое занятие.) |
33 | Индивидуальная консультация. |
34 | Подведение итогов. Защита проектных задач. |
- класс – 34 часа
№ п\п | Тема |
1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. |
2 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем. |
3 | Памятка: «Как выбрать тему?» |
4 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам). |
5 | Какими могут быть проекты? |
6 | Групповая работа. Виды проектов. |
7 | Формулирование цели, задач проектирования. |
8 | Постановка цели по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. |
9 | Планирование работы. Игра: «По местам». |
10 | Составление плана работы, над индивидуальными проектами по темам: «Мой дом», «Мой город», «Наш край», |
11 | Знакомство с методами проектирования. |
12 | Знакомство с предметами проектирования. |
13 | Эксперимент познания в действии. |
14 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию по теме: «Что мы знаем о быте наших предков?» |
15 | Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. |
16 | Работа в библиотеке с каталогами и литературой по теме: «Уклад жизни, быта наших предков». |
17 | Отбор и составление списка литературы по теме проекта. |
18 | Работа с ИКТ, поиск и отбор информации. |
19 | Анализ прочитанной литературы. |
20 | Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. |
21 | Правила составления списка используемой литературы. |
22 | Практическое занятие: «Жизнь наших предков». |
23 | Практическое занятие: «Куклы обереги». Изготовление кукол. |
24 | Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. |
25 | Мыслительный эксперимент: « Что можно сделать из куска бумаги?» |
26 | Анализ и синтез. Игра: « Найди памятники архитектуры, принадлежащие нашему городу». |
27 | Суждения, умозаключения, выводы. |
28 | Как сделать сообщение о результатах проектной работы. |
29 | Оформление работы. Выполнение рисунков, поделок по теме: «Одежда людей разных сословий». |
30 | Выставка работ. |
31 | Работа в компьютерном классе. Создание презентаций. |
32 | Оформление презентаций. |
33 | Мини конференция по итогам собственных проектов. |
34 | Анализ проектной деятельности. |
- класс – 34 часа
№ п\п | Тема |
1 | Знания, умения и навыки, необходимые в проектной работе. Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». |
2 | Культура мышления. |
3 | Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ». |
4 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. |
5 | Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии. |
6 | Обсуждение и выбор тем проектов, актуализация проблемы. |
7 | Проекты по темам: «Лента времени», «Прошлое и настоящее», «Сословия людей и уклад жизни», «Уклад жизни людей и предметы быта». |
8 | Целеполагание, актуализация проблемы. |
9 | Постановка цели, определение проблемы. |
10 | Предмет и объект исследования. |
11 | Определение предмета и объекта их формулирование. |
12 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. |
13 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. |
14 | Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. |
15 | Наблюдение и экспериментирование. |
16 | Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. |
17 | Техника экспериментирования. |
18 | Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». |
19 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. |
20 | Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. |
21 | Правильное мышление и логика. |
22 | Задания на развитие мышления и логики. |
23 | Обработка и анализ всех полученных данных. Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. |
24 | Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах. |
25 | Обработка и анализ всех полученных данных. |
26 | Обработка и анализ всех полученных данных. Закрепление. |
27 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. |
28 | Выполнение презентации к проекту. |
29 | Подбор необходимых картинок. |
30 | Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. |
31 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. |
32 | Защита проектов перед одноклассниками. |
33 | Выступление на школьной научно-практической конференции. |
34 | Итоговое занятие. Анализ проектной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Хочу всё знать!"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности с учащимися 3 класса по научно - познавательному направлению КРУЖОК «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ». Педагогическая целесообразность программы объясняе...
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Хочу знать"
Планирование содержит:-пояснительную записку;-содержание программы;-планирование уроков на год;-планируемые результаты изучения курса;-условия и ресурсы реализации программы;-учебно-методическую литер...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления "Хочу всё знать"
Общекультурное направление внеурочной деятельности содержит 4 блока:1. «В мире прекрасного»2. «Путешествие по стране Этике»3. «Мастерская слова»4. «Раду...
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» «Хочу всё знать» (общеинтеллектуальное направление)
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального паправления развития личности «Хочу все знать» для 1 класса составлена в соответствии с тр...