Конспект внеурочной деятельности по обучению основам финансовой грамотности «История возникновения денег» 2 класс.
план-конспект занятия (2 класс)

Познакомить обучающихся с историей возникновения денег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_finansovoy_gramotnosti.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочной деятельности по обучению основам финансовой грамотности «История возникновения денег» 2 класс.

Автор работы: Дьяконова Наталья Анатольевна учитель начальных классов МКОУ СОШ им.генерал-лейтенанта В.Г.Асапова с.Калинино Малмыжский район Кировской обл.

Тип занятия: объяснение нового материала.

Цель: Познакомить обучающихся с историей возникновения денег.

Задачи:

Образовательные: знать значение термина «деньги»;уметь соотносить денежные средства со временами их использования.

Развивающие: развивать устойчивый позитивный интерес к истории возникновения денежных единиц, коммуникативные умения: корректное ведение диалога и участие в работе группы, приёмы совместной умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение.

Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно- игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.

Предметные

Предметные

Предметные: содействовать усвоению понятий «обмен»,«бартер»,«деньги»;

развивать представление о товарно-денежных отношениях; познакомить с историей появления и видами денег.

Метапредметные:

Регулятивные –умение точно выражать свои мысли, определять цель деятельности на занятии, определять успешность своего задания, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Познавательные- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, использовать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные- учиться работать в команде, приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать других.

Планируемые результаты

Предметные: содействовать усвоению понятий «обмен», «бартер»,«деньги»;развивать представление о товарно-денежных отношениях; познакомить с историей появления и видами денег.

Метапредметные

Регулятивные: определять цель с помощью учителя; оценивать результат своей деятельности; взаимодействовать со сверстниками во внеурочной деятельности;

Коммуникативные: принимать участие в работе группами, допускать существование различных точек зрения, строить понятные для партнера высказывания, использовать в общении правила вежливости.

Познавательные: устанавливать аналогии, производить сравнение, классификацию, строить сообщения в устной форме, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные: развитие любознательности, сообразительности при выполнении заданий; ответственности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; расширение кругозора обучающихся.

Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация.

Раздаточный материал: Образцы денежных купюр; монеты, деревянные палочки для выполнения рисунка на « монетках», пластилин.

Ход занятия

Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся, и подарим им свои улыбки.

Учитель: Я пришла сегодня на занятие не с пустыми руками. Принесла для вас отличный сюрприз. (Коробочка)

Учитель: Послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (трясу коробочку, дать детям потрясти)

Дети: (Слушают) Деньги, деньги!

Учитель: Надо проверить. (Открываю). И, правда, денежки.

Какие у нас тут деньги? И ракушка ещё есть.

Дети: Пять рублей, 10 рублей. 5 копеек.

Учитель: А вы когда-нибудь сталкивались в жизни с деньгами?

Дети: Да.

Учитель: А где вы сталкивались?

Дети: Ответы.

Учитель: Ребята, почему среди денег оказалась ракушка?

Дети: Ответы.

Учитель: Мне тоже интересно. Почему ракушка здесь? А как насчёт того, чтобы стать настоящими исследователями, больше узнать о деньгах и узнать, почему ракушка оказалась среди денег. Согласны?

Дети: Да.

Подходим к зоне «Древний мир»

Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на много-много лет назад. Представьте, люди живут в пещерах, занимаются охотой, рыболовством, земледелием. У них нет привычных для нас магазинов с необходимым и нужным товаром. А про слово « деньги» они вообще не слышали. Давайте с вами подумаем, как люди совершали покупки в те далекие времена, когда не было денег? Как люди обходились без них? (Высказывание детей).

(Слайд 1) Ребята, посмотрите, что же это за странные круги? Такие круги находились на острове Яп в Тихом океане.

-Может это круги –колечки для ожерелья великанши?

-Колеса от древней колесницы?

-А может быть это чьи -то пуговицы?

(Высказывания детей)

Кто догадался, что это? Правильно, это деньги .А еще вернее сказать- это деньжищи. И что удивительно, деньги были действительно такими огромными. Но не будем торопиться, а проследим историю возникновения денег с самого начала.

В конце урока мы попробуем ответить на три вопроса

1)Что?

(Что такое деньги?)

2)Какие?

(Какие они бывают?)

3)Откуда?

(Откуда они появились?)

Итак, представьте, что вы живете в те далекие времена, где люди охотятся на мамонтов, никаких денег у вас нет. Да они и не нужны. У вас все общее, вы живете в пещерах, еду получаете от природы, охотитесь и собираете плоды и ягоды. Но время идет, вы выбираетесь из пещер и стали жить отдельными племенами. Вы научились изготавливать копья и топоры, одежду, посуду, строить дома и делать еще много разных полезных вещей. Стали встречаться с людьми из других племен, т.е с соседями. И тут выясняется, что в соседнем племени люди очень хорошо научились ловить рыбу, а в другом племени начали делать отличные лук и стрелы. И вот представьте себе такую ситуацию:

Представь, Рома, что ты рыбак. Ты лучше всех умеешь ловить рыбу в реке. Ты поймал много рыбы и пошел кормить свою семью, а навстречу тебе идет Елисей их дальних мест. Вы друг друга не знаете. Он мастер по изготовлению оружия и как раз несет новенькие лук и стрелы. Ему понравилась твоя рыба, а тебе его лук.

Что вы тогда сделаете?

Правильно, Вы обменяетесь. Ты дашь ему рыбу, а он тебе лук и стрелы.

Игра «Обмен»

На столе сумочки, а в сумочках находятся продукты, которых у вас много. Возьмите, кому какая сумка нравится.

Вы должны договориться между собой постараться так произвести обмен, чтобы никому не было обидно. Например, у меня много яблок, а мне нужно молоко. Я договариваюсь с соседом, и если ему нужны яблоки то мы меняемся.

Учитель: Посмотрите, что получилось. Не имея денег, мы получили нужные продукты. Все получили желаемый продукт? Какие вы молодцы справились с задачей. Состоялся обмен.

Учитель: Ребята, как называются предметы, которыми обменивались люди? Дети: товар

Так люди стали обменивать что-то свое :вещи, еду и так далее на то, что им было нужно.

И вот однажды Рома опять идет домой уже с новым уловом и встречает опять Елисея. Елисей предлагает еще раз совершить обмен, но лук и стрелы у тебя уже есть. Зато тебе нужны новые сети для рыбы, которые плетет Алена в соседнем селении.

Что же остается делать Елисею?

((Высказывания детей)

(Бежать к Алене, предложить поменять лук на сети, потом поменять сети на рыбу)

Учитель: Но вот в чем вопрос. А вдруг Алене не нужны лук и стрелы, а нужны жилы для плетения сетей. Так можно и с голоду умереть. Такие непростые ситуации возникали довольно часто.

И тогда люди додумались использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называют ТОВАРНЫЕ ДЕНЬГИ.

Зона «Товарные деньги»

#1053;о у каждого народа были свои деньги. В Эфиопии (это такая страна в Африке)долгое время в качестве товаргых денег использовали плитки соли. Соль нужна была каждому, а достать ее было очень тяжело. Вот и договорились эфиопы считать эти плитки деньгами.(Слайд 2,3)

#1054;чень необычные деньги были на остове Санта-крус. Деньгами служили необычные красные перья.(Слайд 4)

3.А вот в Индии, тысячу лет назад, в качестве денег служили красивые яркие ракушки. (слайд 5)(Обращаем внимание, почему в сундучке лежала ракушка)

#1063;то же еще могло служить в качестве денег? (ответы детей)(слайд 6)

Во всех этих случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. Ребята, а вы знаете как называется обмен друг с другом различными предметами? Это БАРТЕР. Как вы думаете, чем обменивались между собой рыбаки и охотники? А ремесленники и сапожники?

(Высказывания детей)

Зона «Древняя Русь»

Учитель: Сейчас мы представим себя жителями Древней Руси и отправимся на ярмарку. В каждой группе будут купцы, ремесленники, охотники. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуем сейчас обменять собственный товар на необходимый.

1 группа- рыба,мясо,молоко.(Необходимо привезти зерно,муку,ложку)

2 группа-зерно,мука,репа.(Необходимо привезти рыбу,молоко,коромысло)

3 группа-горшок,коромысло,ложка.(Необходимо привезти мясо,зерно,репу)

Учитель:Понравилось ли вам на ярмарке в древней Руси?

-Кто не смог произвести обмен?

-Какие сложности возникли при обмене?

(Высказывание детей)

Учитель: Согласны ли вы с утверждением, что обменивать товары действительно было сложно? Удобны ли были такие товарные деньги? Нет конечно, кому то не нужна была рыба, кому то посуда, кому то шкурки зверей. Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

(Высказывания детей) Деньги.

Зона «Деньги-монеты»

Учитель: Как появились первые товарные деньги мы с вами разобрались, а что же было дальше? Люди стали искать товар, который ценился бы повсюду.

-Как вы думаете, они нашли такой товар?

(Высказывания детей)

Учитель: Лучше всего для этого подошли драгоценные металлы (золото и серебро).Почему именно они оказались очень удобным материалом для денег?

(Высказывания детей)

Учитель: Первые золотые и серебряные деньги были в виде слитков (слайд )– небольших кирпичиков самого разного размера и массы. Это было неудобно – их приходилось все время взвешивать. Поэтому слитки стали рубить на более мелкие кусочки. Их взвешивали и помечали клеймом с указанием веса, чтобы во время торговли не терять времени на взвешивание и не ошибиться.

Позже на эти золотые или серебряные кусочки стали наносить надписи и картинки – название страны или города, портрет короля или герб. Это и были первые монеты, которые со временем стали делать круглыми. (слайд 9)

Человечество менялось, менялись и монеты. Товаров становилось все больше, и нужно было все больше денег. А золота и серебра не так уж и много. К тому же монеты из этих драгоценных металлов дорогие, и покупать на них что-то дешевое, скажем яблоко или кружку молока, неудобно. Поэтому очень скоро люди стали делать монеты из более дешевых металлов и сплавов – меди, чугуна, бронзы. (слайд 10)

Так появились металлические деньги - МОНЕТКИ.

Кстати, когда монеты начали чеканить в Российской империи, то на монетах, выдавливали три, пять точек, так как население было неграмотным и не могло прочитать, какая это монетка.


-Ребята, а вы знаете, какая монета на Руси считалась самой мелкой драгоценной монетой?

(Высказывания детей)

-Это грош-монета в две копейки.(слайд 11)

С тех пор каких монет только не выпускали

-Была монета трансформер (слайд 12)

-Монета головоломка (слайд 13)

Монета –волчок(слайд 14)

Учитель: Мы с вами разобрались, что первые деньги были каменными. Узнали, что деньги существовали в виде монет разной формы, размера. Деньги могли быть квадратными, удлиненными, полукруглыми и, конечно же, круглыми. Их можно было носить на шее. Деньги изготавливали из драгоценных металлов - золота, серебра, делали медные, бронзовые монеты. И рисунок наносили на монетки, какой угодно. Но это были драгоценные металлы и люди стали чеканить деньги из металла.

Практическая работа. (работа за столами)

Учитель: Ребята, давайте и мы попробуем сделать монетки, как это делали в древности, будем мастерами. Берем палочки и по «металлу» (у нас с вами это пластилин) выдавливаем нужный рисунок. Это могут быть точки, или различные элементы.

Учитель: Вот и мы с вами изготовили монетки, на которые вы нанесли свой неповторимый узор. Вы просто молодцы, ребята, отлично справились с этим заданием.

Я предлагаю вам ваши работы поместить на стенд. Оформим выставку монет. Посмотрите на монеты друг друга. У всех они разные.

Рефлексия

Учитель: Ребята ,а как называется домик для денег?

(Высказывания детей)

Учитель: Я предлагаю положить в ваши кошельки монетки, которые расскажут о вашем настроении за этот урок. Если вы положите в кошелек серебряную монетку, значит вам было интересно и познавательно, а если вы положите денежку- ракушку, то урок был скучный и не интересный.

Ответить на вопросы начала урока.

Всем спасибо за работу.

Список использованной литературы:

1. Войтов А. Г. Деньги: учебное пособие. - М. 2002

2. Воронов Ю. П. Страницы истории денег. - Н. 1999

3. Дадченко А. История денег. - У. 2001

#1056;ахилин В. Деньги России - М. 2000

5. История возникновения денег. - 2002

6. Происхождение денег


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в 3 классе по внеурочной деятельности по курсу «Основы безопасной жизнедеятельности»

Календарно-тематическое планирование в 3 классе по внеурочной деятельности по курсу «Основы безопасной жизнедеятельности» Программа охватывает основные направления здоровьесберегающей деятельност...

Конспект внеурочной деятельности на тему: "Где найти витамины весной?", 2 класс.

Цель занятия: расширение знаний обучающихся об овощах как полезных продуктах, содержащих в себе питательные ценности; выделение содержание в них витаминов,  которых не хватает организму весной....

Программа внеурочной деятельности по курсу "Основы коммуникации". Направление: социальное

Программа коррекционного курса «Основы коммуникации» является частью АООП НОО обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, разработанной на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (ва...

Конспект внеурочной деятельности "Новогодний калейдоскоп" (Курс "Моя малая Родина) (2 класс)

Планируемые результаты:Личностные:-уметь планировать работу на уроке;-устанавливать связь между учебной деятельности и ее мотивов. Предметные: углублять и расширять знания учащихся о достопримечательн...

Конспект внеурочной деятельности "Музеи Челябинска" (Курс "Моя малая Родина”) (2 класс)

Личностные: -уметь планировать работу на уроке;-устанавливать связь между учебной деятельности и ее мотивов.Предметные: углублять и расширять знания учащихся о музеях Челябинска.Познавательные:Цель: з...

Конспект внеурочная деятельность "Поиск закономерностей. Учись решать – стараясь рассуждать." (3 класс)

Название курса: «Умники и Умницы»Цель: развитие познавательных процессов у детей: внимание, восприятие, воображение, логическое мышление.Планируемые результаты: Целенаправленно сосред...