Программа внеурочной деятельности "Юные финансисты"" 1-4 класс
рабочая программа (1 класс)

Понимать и правильно использовать экономические термины, иметь представление о роли денег в семье и обществе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunye_finansisty_1-4_kl.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сметанинская средняя школа

Смоленского района Смоленской области

«Рассмотрено»

на заседании экспертной группы

Председатель экспертной группы________________

Протокол № ______       от

«___»___________20____г.

«Принято»

на  заседании педагогического совета

Протокол № ______

от

«___»_________20____г.

«Утверждаю»

Директор школы

____________________

Мачульский С.И.

Приказ №______

от «___» _______20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

        внеурочной деятельности

       социального   направления

       «Юные финансисты»

         для обучающихся 1-4 класса

       срок реализации 4 года

Составитель: Гурская О.В.

учитель начальных классов

2021-2022 учебный год

Программа по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности «Юные финансисты» 1 — 4 классы

Учитель Гурская О.В.


Планируемые результаты.
Личностные результаты:
 осознание себя как члена семьи, общества и государства;
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
 развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
 понимать цели своих действий;
 составлять простые планы с помощью учителя
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 оценивать правильность выполнения действий;
 адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
 освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
 овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
 составлять текст в устной и письменной формах;
 слушать собеседника и вести диалог;
 признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
 излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
 понимать и правильно использовать экономические термины;
 иметь представление о роли денег в семье и обществе;
 уметь характеризовать виды и функции денег;
 знать источники доходов и направлений расходов семьи;
 уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
 определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
 проводить элементарные финансовые расчеты.
Содержание курса «Финансовая грамотность» отобрано с учетом возрастных особенностей обучающихся. Прочному усвоению содержания курса помогают сказочные персонажи, выполненные с помощью компьютерной анимации, периодически появляющиеся на занятиях в роли педагогов - экономистов:
Гном - Эконом (2 класс), друг-Бурундук и его компания (3–4 классы). Формированию самостоятельности и развитию творческих способностей детей при изучении данного курса способствует обязательное ведение рабочих тетрадей. Учитывая возрастные особенности детей, на уроках активно используется видеоматериал, мультимедийные презентации, наглядный материал, что, безусловно, способствует лучшему пониманию и закреплению полученных детьми знаний.


Содержание программы
(Первый год обучения)

Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ТНР.

1. Тема 1. Введение в экономику (1 час): Введение в экономику. Знакомство с понятием«экономика». Для чего нужна экономика;
2.
Тема 2. Потребности (2 часа): Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
3.
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (7 часов): Источники удовлетворения
потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности;
4.
Тема 4. Домашнее хозяйство (4 часа): Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет;
5.
Тема 5. Товары и услуги (6 часов): Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы;
6.
Тема 6. Деньги (8 часов): Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
7.
Тема 7. Маркетинг (4 часа): Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция;
8. Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (2 часа): Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.

Содержание программы
(2-ой год обучения)

1.Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа): Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика»;
2. Тема 2. Потребности (1 час): Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей;
3. Тема 3. Торговля (12 часов): Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
4. Тема 4. Графики (3 часа): Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»;
5. Тема 5. Деньги (4 часа): История денег. Деньги бумажные и металлические. ДеньгиРоссии и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки;
6. Тема 6. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками;
7. Тема 7. Экономические задачи (4 часа): Решаем задачи с экономическимсодержанием;
8. Тема 8. Аренда (1 час): Аренда. Что такое «аренда». История аренды;
9. Тема 9. Банки. Вклады (2 часа): Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России

Содержание программы
(3-ий год обучения)

1. Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час): Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
2.
Тема 2. Основы экономического развития (10 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
3.
Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа): Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
4.
Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки;
5.
Тема 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
6.
Тема 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
7.
Тема 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии;
8.
Тема 8. Налоги (2 часа): Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный);
9.
Тема 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;

10. Тема 10. Экономические задачи (5 часов): Решаем экономические задачи на нахождение прибыли;
11.
Тема 11. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.

Содержание программы
(4-ий год обучения)

1. Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час): Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
2.
Тема 2. Основы экономического развития (10 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
3.
Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа): Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
4.
Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки;
5.
Тема 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
6.
Тема 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
7.
Тема 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии;
8.
Тема 8. Налоги (2 часа): Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный);
9.
Тема 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;

10. Тема 10. Экономические задачи (5 часов): Решаем экономические задачи на нахождение прибыли;
11.
Тема 11. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.

Тематическое планирование

1класс.

№ п/п

Раздел, тема

Всего часов

Формирование УУД

1

Введение. Что изучает наука «экономика»

1

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

2

Давайте познакомимся: Гном – Эконом рассуждает о понятии «потребность»

1

3

Какие бывают потребности?

1

4

Личные потребности. Что нам необходимо в жизни?

1

5

Материальные, социальные, духовные потребности

1

6

Урок от Гнома-Эконома: все потребности важны, все потребности нужны

1

7-8

Источники удовлетворения потребностей

2

9

Урок от Гнома-Эконома: почему все потребности нельзя удовлетворить?

1

10-11

Домохозяйство и домашний труд.

Домашние обязанности в семье.

Бюджет семьи

2

12-13

Урок от Гнома – Эконома: труд и удовлетворение потребностей

2

14

Как товар попадает в магазин?

1

15

Где можно приобрести товары?

1

16

Зачем нужна реклама?

Реклама и упаковка

1

17-18

Уроки Гнома-Эконома: реклама - «двигатель торговли»

2

19-20

Зачем нужны деньги?

Как и где хранятся деньги?

2

21

Урок от Гнома-Эконома:

деньги и страны

1

22

Как появились деньги?

Первые деньги. Современные деньги.

1

23

Деньги и товары

1

24-25

Что такое доходы и расходы? Доходы и расходы моей семьи.

2

26

Роль денег в жизни человека

1

27

Урок от Гнома-Эконома: знакомимся с понятием «маркетинг» («рынок»)

1

28-29

Рынок. Обмен. Торговля

2

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

30

Продавец и покупатель

1

31

Конкуренция

1

32

Гном – Эконом проводит «Экономическое Поле Чудес»

1

33

Подводим итоги первого экономического года

1

                                                                      2 класс

№ п/п    

Раздел, тема

Всего часов

Формирование УУД

1-2

Давайте познакомимся: Бурундук и компания - наши друзья в изучении экономики. Экономика в жизни человека

2

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

3

Труд и удовлетворение потребностей

1

4

Когда и где возникла торговля?

1

5-6

Зачем современному обществу нужна торговля?

2

7-8

Как и где производятся товары?

2

9-11

Что такое цена товара? Почему цены на товары разные? От чего зависит цена товара?

3

12

Товары ежедневного потребления. Какие они?

1

13

Урок от Бурундука и компании: Товары, необходимые нам ежедневно

1

14

Качество товара и его себестоимость

1

15

Рынок. Проблема выбора качественного товара                

1

16

Отношения покупателя и продавца. Этикет

1

17-18

Что такое график? Виды графиков

2

19

Графики доходов и расходов

1

20

История денег. Деньги бумажные и металлические

21

Деньги России и мира

1

22

Почему каждый народ имеет свои деньги?

1

23

Что изображено на деньгах? Защита денег от подделки

1

24-25

Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании

2

26

Экономика и русский язык

1

27

Экономика в окружающем нас мире

1

28

«Мой первый экономический проект»

1

29

Экономические задачи

1

30-31

Решение задач с по темам «Цена», «Деньги», «Себестоимость товара»

2

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

32

Аренда. Что такое аренда? История аренды

1

33-34

Банки. Крупные банки нашей страны

1

                                                                        3 класс

                                                                      4 класс

№ п/п

Раздел, тема

Всего часов

Формирование УУД

1

Как появились деньги

1

Личностные

- Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.

- Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.-

-  Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.-

- Выделение нравственного содержания своих поступков

Коммуникативные

- Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения

- Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.

- Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество

- Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

- Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения

Регулятивные

- Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

- Умение адекватно оценивать свою деятельность

- Умение адекватно воспринимать оценку со стороны

- Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности

- Формирование основ оптимистического восприятия мира

- Формирование готовности к преодолению трудностей

2-3

История монет

1

4-6

Представление творческих работ

3

7

Бумажные деньги

1

8

Безналичные деньги

1

9-11

Представление результатов исследований

3

12-13

Валюты

2

14

Викторина по теме «Деньги»

1

15-16

Из чего складываются доходы в семье. Откуда в семье берутся деньги

2

17-18

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

2

19

Откуда в семье берутся деньги

1

20-21

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать.

2

22

На что семьи тратят деньги

1

23-24

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком,

чтобы он не пустовал

2

25-26

Как правильно планировать семейный бюджет

2

27-28

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

2

29-30

Какие деньги были раньше в России

2

31-32

Современные деньги России и других стран

2

33

Итоговая работа

1

34

Обзорный урок. Рефлексия

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра "Клуб фикси-финансистов"

Квест-игра "Клуб фикси-финансистов". Что же делать: копить или тратить? Пройди все финансовые испытания и найди ответ....

Внеурочная деятельность "Юный финансист"

Внеурочная деятельность "Юный финансист" 2-4 классы....

Внеклассное мероприятие "Юные финансисты"

Внеклассное мероприятие из курса "Финансовая грамотность". Познавательное, увлекательное с выполнением практических заданий....

Программа курса "Клуб юных финансистов"

Программа курса внеурочной деятельности на 1 год...

Квест - игра «Лесная школа Зайца-финансиста"

Финансовая грамотность младших школьников...

Юный финансист

На занятии обучающиеся познакомятся с денежными купюрами, монетами....