анализ работы учителя-дефектолога за 2023-2024 уч.год
материал

Сухомлина Елена Викторовна

анализ работы учителя-дефектолога за 2023-2024 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_def_24god_.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»

______________________________________________________________________________________________________

Аналитический отчет учителя - дефектолога

по итогам

коррекционно -  развивающей работы

 за 2023 - 2024 учебный год

Учитель-дефектолог

                                                                                          Сухомлина Е.В

     

 

В 2023-2024 учебном году коррекционно-развивающая работа была построена в соответствии с годовым планированием.

Цель:  своевременное оказание помощи обучающимся, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекция нарушений развития, консультирование родителей, учителей и воспитателей.

 В учебном году работа была построена в соответствии с обязанностями и правами, и осуществлялась по таким направлениям:

1. Диагностическое;

2. Коррекционно-развивающее;

3. Аналитическое;

4. Консультативно - просветительское;

5. Организационно-методическое.

                                          Диагностическое направление.

В процессе диагностического направления были исследованы особенности: познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, мелкой и общей моторики, общего кругозора детей раннего школьного возраста, развитие речи, математических представлений, навыки с чтения, русского языка, ориентировки в пространстве.

У всех обследуемых обучающихся выявилось    недоразвитием познавательных процессов.

После обследования и выявленных пробелах в знаниях были составлены программы     для развития у детей познавательных интересов.  

По данным дефектологического обследования, были составлены программы, расписание индивидуальной (6 обучающихся),  и групповой (3 подгруппы)  работы с обучающимися для проведения занятий коррекционно-развивающей направленности. Всего 14 обучающихся, воспитанников. 

1.        «Развитие познавательной деятельности»  1 класс  Солодкий М. (индивидуально).

2.        «Развитие познавательной деятельности»  1 класс  Цуканов С. (индивидуально).

3.        «Развитие познавательной деятельности»2  класс ( Киселева А. Казьмерова А.  Ставицкий И.,  (групповое).

4.        «Развитие познавательной деятельности» 2 а класс.  (II  вариант) (групповое) Гаркушина Е. ,

Талалаев М., Талалаев Д.

5.         3 класс «Развитие познавательной деятельности»  Шишкалов М. (индивидуально).

6.        3 класс «Развитие познавательной деятельности»  Дигонский С. (индивидуально).

7.        3 класс «Развитие познавательной деятельности»  Бережной Н. Гайворонская С.. (групповое).

8.         «Развитие познавательной деятельности» 4 класс   Бурчик Д.

 (индивидуально)

9.         «Развитие познавательной деятельности» 4 класс    Жарлицин В.

 (индивидуально).

 

В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая работа осуществлялась следующим образом:

I Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися, включала следующие направления:

  • развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;
  • развитие слухового восприятия и формирование произношения;
  • формирование ведущей деятельности возраста;
  • развитие умственной деятельности.

II. Групповая коррекционно-развивающая работа велась по следующим

направлениям:

  • ознакомление с окружающим миром
  • формирование   математических представлений
  • обучение чтению, русскому языку
  • формирование зрительного восприятия
  • развитие ориентировки в пространстве
  • развитие осязания и мелкой моторики
  • формирование социально-бытовой ориентировки

На каждого обучающегося, воспитанника было оформлено дефектологическое представление (протокол).

Коррекционно-педагогическое воздействие, реализующееся в форме групповой, было направлено на ликвидацию пробелов знаний, и ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка (в соответствии с программным содержанием).

     Усвоение программного материала детьми происходило в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом психического развития, в связи с чем использовались адекватные методы и приёмы обучения.

Коррекционно-развивающая работа индивидуальная осуществлялась по программе «Развитие познавательной деятельности». Данный курс развивающих занятий представляет собой комплекс специально подобранных заданий, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации, расширению общей осведомленности об окружающем мире. Также в работе использовалось множество настольных развивающих игр, направленных на развитие всех познавательных процессов.

 При проведении коррекционно – развивающих занятий использовались разнообразные у задания, которые помогают выработать графические навыки. Использовались в работе ЭОР:, программно-аппаратный комплекс для начальной школы Multikid; мультимедийный кабинет песочной терапии  (световой столик);      USB накопитель МЕРСИБО «Развитие познавательных действий» , презентации «Межполушарное взаимодействие», «Комплекс упражнений , объединяющий работу левого и правого полушарий в целостную систему»; электронные ресурсы: http://www.logoped-sfera.ru,http://www.logoped.ru/index.ht,https://www.igraemsa.ru/ детские развивающие игры на внимание и память, логику и мышление, различные раскраски, пазлы, ребусы, загадки, головоломки, а также многие другие.

интернет- сайты: «Теремок», «Логозаврия», «Мерсибо

Вывод: В каждом занятии были учтены индивидуальные потребности детей, а также обучающихся, которые занимаются в индивидуальной форме. Поэтому разделение на подгрупповые, индивидуальные занятия, осуществлялось с учетом ведущего нарушения у каждого ребенка, чтобы максимально добиться положительного результата. Занятия носили не только направленный характер, но и имели комплексные задачи, по развитию различных интеллектуальных, психических сфер воспитанника.

В рамках аналитического направления проводился анализ коррекционно - развивающей работы с обучающимися, воспитанниками оценкой его эффективности.

Программа коррекционного курса

«Коррекция пробелов в знаниях»

Ф. И. обучающихся

Положительная динамика

Минимальная

динамика

  1. Степан Ц

+

  1. Матвей С.

+

  1. Алена К.

+

  1. Анастасия К..

+

  1. Иван С.

+

  1. Максим .Т

+

  1. Денис. Т.

+

  1. Елизавета. Г

+

  1. Михаил Ш

+

  1. Николай Б

+

  1. Сергей Д.

+

  1. Светлана Г.

+

  1. Жарлицин В

+

  1. Бурчик Данил

+

По результатам итоговой диагностики 10  обучающихся   показали положительную динамику развития, 4  обучающихся  показали  минимальную динамику развития. Эффективность коррекционно-развивающей работы достигнута благодаря стабильному посещению  школьных занятий  и посещение коррекционных занятий,  

Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов,  и родителей, а также использование инновационных приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.

 

В рамках организационно-методического направления велась подготовка к заседаниям методических объединений, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организация обследования вновь прибывших обучающихся.

В течение года мною была оформлена следующая документация:

  1. Протоколы   обследуемых обучающихся
  2. Список обучающихся, зачисленных на индивидуальные, подгрупповые занятия к учителю-дефектологу.
  3. Список групп.
  4. Расписание коррекционных занятий.
  5. Рабочие программы по коррекционному курсу.
  6. Календарно-тематическое планирование

Общий вывод: Цель и задачи, поставленные в начале учебного года, были выполнены. Группа детей нуждающихся в помощи учителя-дефектолога была выявлена. Коррекционно-развивающая работа велась по необходимым для обучающихся направлениям. Для этого по данным первичного обследования дети были разделены на подгруппы и индивидуальные занятия, по ведущим нарушениям.  

Коррекционно-развивающие занятия максимально учитывали особенности и потребности детей, и носили комплексный характер. Но, учитывая результаты итоговой диагностики, еще стоит необходимость пересмотра используемых методик и приёмов работы с детьми.

Консультативно-просветительская, организационно-методическая работа велась в соответствии с должностными обязанностями, все запросы были выполнены.

На следующий учебный год стоит цель: выявление нарушений у вновь прибывших детей, и продолжение уже начатой коррекционно-развивающей работы с обучающимися. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с ними по устранению имеющихся пробелов в развитии ребёнка и его социальной адаптации. Повышение своего профессионального уровня. Пополнение кабинета играми и пособиями.

Учитель – дефектолог Сухомлина Е.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Анализ работы учителя-дефектолога

Анализ учителя –дефектолога по итогам коррекционно–развивающей работы. В течение  учебного года моя работа, как учителя – дефектолога подразумевала достижение следующе...

Перспективный план работы учителя-дефектолога 2023-2024

Перспективный план работы учителя-дефектолога на 2023-2024 учебный год....

План работы учителя-дефектолога на 2023-2024 учебный год

Диагностическая работа специального педагога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются...

Годовой план работы учителя - дефектолога на 2023 - 2024 учебный год"

Годовой план работы с родителями (законными представителями) учащихся посещающих индивидуальные, подгрупповые занятия учителя - дефектолога....

анализ работы учителя-дефектолога за 2022-2023 уч.год

Аналитический отчет учителя - дефектологапо итогамкоррекционно -  развивающей работы за 2022 - 2023 учебный год...