Коррекция девиантного поведения при помощи игр
материал

Алисова Наталия Алексеевна

Коррекция девиантного поведения при помощи игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alisova.srs_._igry_na_korrektsiyu_deviantnogo_povedeniya.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ ВО «ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Самостоятельная работа студента по дисциплине: «Основы инклюзивного образования в начальной школе»

на тему: «Игры на коррекцию девиантного поведения младших школьников»

Воронеж, 2022г.

Использование игр и игровых упражнений в работе с детьми с девиантным поведением.

Цель: коррекция девиантного поведения у детей младшего школьного возраста. 

Задачи:

- помочь детям справиться с агрессией и переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками;

- снизить эмоциональное напряжение;

- создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу «безопасности» в группе;

- перенести положительный опыт из группы в реальную школьную ситуацию;

- воспитать уверенность в себе;

- научить детей сотрудничать

Игры, способствующие снижению агрессии в поведении.

Цель: научить контролировать агрессию.

1.Игра «Спусти пар» (продолжительность -10 минут)

.Цель: работа с гневом и обидами, возникающими в отношениях между детьми.

Инструкция: сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется "Спусти пар". Играют в нее так:

Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь "спустить пар". Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: "У меня пока ничего не накипело и мне не нужно "спускать пар". Когда круг "спускания пара" завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу. А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: «Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты».

2. Игра «Датский бокс» (продолжительность -10 минут)

Цель: научить отстаивать интересы, сохраняя хорошие отношения с партнером.

Инструкция: Кто может рассказать мне о каком-нибудь своем хорошем споре? Как все проходило? Почему этот спор ты считаешь хорошим? О чем вы спорили? Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хоти никого обидеть. Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный - к его безымянному, ваш средний - к его среднему, ваш указательный – к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре «спорящие» всегда тем или иным образом зависят дуг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать новый раунд. После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение игры.

3. Игровое упражнение «Агрессивное поведение» (продолжительность - 10 минут).

Цель: разобраться в собственном агрессивном поведении и исследовать чужое. Материалы: Бумага и карандаш – каждому ребенку.

Инструкция: Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: "Да, он действительно агрессивный". Выпишите небольшой рецепт, следуя которому можно создать агрессивного ребенка. Например, пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д. (Затем попросите нескольких учеников продемонстрировать элементы такого поведения, а класс должен отгадывать, что именно они показывают.) А теперь подумайте, какие элементы агрессивного поведения встречаются здесь, в этом классе. Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызвать агрессию по отношению к себе? Возьми еще один лист бумаги, раздели его вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям в школе. После этого попросить учеников зачитать свои записи.

Анализ упражнения:

- Вы можете представить, что кто-нибудь из вас станет драчуном ?

- Бывают ли такие дети, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а каким-то другим способом?

- Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других?

- Как ведет себя жертва агрессии?

- Как бы ты описал свое собственное поведение?

Игры, направленные на формирование уверенности в себе.

Цель: научить верить в себя.

1.Игра «Ворвись в круг» (продолжительность - 10-12 минут).

Цель: проанализировать чувство отверженности.

Инструкция: Кто из вас бывал когда-нибудь в ситуации, когда другие дети не принимали его в свою игру? Что вы делали в таких случаях? Что происходит, если одного и того же ребенка постоянно не принимают в игру? Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один ребенок должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем. Будьте осторожны, чтобы никому не причинить боли. Дайте возможность как можно большему количеству детей собственными силами проникнуть в круг. Если ребенок оказывается не в состоянии сделать это, проследите, чтобы, он находился вне круга не более одной минуты. Дети должны пустить этого ребенка в круг, а кто-то другой выходит из него и продолжает игру.

2. Игровое упражнение «Достижение цели» (продолжительность 18 минут).

Цель: настроить на успех.

Инструкция: Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте, чего бы вы хотели достичь в этом году. Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов показать группе, чему вы хотите научиться. (2-3 минуты). После этого дать каждому ребенку 2 минуты, чтобы он показал собственную пантомиму. Остальные дети угадывают, что им хотели показать. В больших классах можно проводить эту игру, объединяя детей в подгруппы по 6-7 человек.

Анализ упражнения:

- Трудно ли тебе было выбрать важную цель?

- Как ты себя чувствовал, когда изображал ее?

- Веришь ли ты, что в течение года сможешь достичь этой цели? Что тебе нужно сделать для этого?

- Чему ты научился, узнав о том, к чему стремятся другие дети?

- Откуда ты берешь свои цели?

- Не слишком ли они глобальные? Или, может быть, слишком мелкие? Или как раз достижимые?

3. Игровое упражнение «Растянись!» (продолжительность - 8 минут).

Цель: научить раздвигать границы собственного образа «Я».

Инструкция: Сейчас вы можете научиться растягивать свое тело и дух. Встаньте где-нибудь на свободном месте и закройте глаза. Представьте, что у вас в руках кусок глины. Начните разминать его, чтобы он стал как можно более мягким. Возможно, вам понадобится для этого вся сила кистей рук и предплечий. (30 секунд.) Теперь откройте глаза. Покажите мне различные способы того, как вы можете растягивать этот комок размягченной глины. Вы можете крутить его между ладоней, чтобы он от этого вытягивался, можете его растянуть, можете защипывать края и сделать из них тонкие жгутики. Когда вы хотите растянуть свой комок глины другим способом, сначала снова скатайте его в мягкий шар (2-3 минуты). Это у вас хорошо получилось. Теперь положите комок перед собой на пол, встаньте ровно и прямо и снова закройте глаза. Представьте, что ваши ноги прочно прикреплены к полу. Теперь высоко-высоко задерите свои руки в небо, как будто вы хотите достать ими до звезд. Встаньте на цыпочки. Наклонитесь и прикоснитесь к полу. Как далеко от тела вы можете потянуться руками по полу в одну сторону, не сгибая колен? А теперь покажите мне, как далеко вы можете вытянуть руки позади спины? Представьте, что вы находитесь в большом стеклянном шаре, который окружает вас со всех сторон. Оставайтесь в середине этого шара и попытайтесь прикоснуться к нему изнутри кончиками пальцев и носками ног. Постарайтесь достать до всех точек этого шара. Если хотите, вы можете для этого вертеться на месте, но следите за тем чтобы вы всегда стояли точно в середине этого шара… (1-2 минуты.) Теперь остановитесь, пусть ваши глаза будут закрыты. Представьте, что ваше тело во все стороны немного расширилось и удлинилось. Представьте себе какую-нибудь новую интересную цель, которую вы хотели бы достичь. Может быть, вы хотели бы научиться играть в новую игру или играть на музыкальном инструменте. Представьте себе, как вы тянетесь к этой цели. Посмотрите, что вы делаете, чтобы дотянуться до нее. А теперь постарайтесь увидеть, как вы достигли этой цели и делаете при этом все, что хотите. Насладитесь тем, что смогли достичь эту цель. Порадуйтесь этой новой возможности (1-2 минуты.). А теперь немножко потрясите головой, откройте глаз и вернитесь на свои места.

Игры, направленные на снижение эмоционального напряжения.

Цель: научить добиваться успеха.

1. Игровое упражнение «Звучащая сила» (продолжительность - 2 минуты).

Цель: придать детям свежие силы, бодрое настроение и оптимизм.

Инструкция: 1. Энергия из звука «Аааааа» Я хочу помочь вам наполнить себя свежей. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. Но в этот раз выдохните со звуком. Пропойте во всеемя выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из ваас вытекают ощущение усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом «Ааааа» все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью… (1 минута) 2. Энергия из звука «Иииии» На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины «Скорой помощи». Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук «Иииии». Постарайтесь почувствовать, как ваша голова начинает дрожать от этого звука… А теперь на самом деле попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене, произнося его то ниже, то выше. Через некоторое время вы заметите, что тем самым сохранили свои силы… (30 секунд) В некоторых случаях можно использовать звуки «Аааа», «Оооо», «Ииии», «Уууу».

2. Игровое упражнение «Стряхни!» (1 минута).

Цель: стряхнуть все негативное, ненужное и мешающее.

Инструкция: Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас множество сил. Например, кому-нибудь из вас может придти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не умею рисовать и никогда не научусь этому». А кто-то может сказать себе: «В последнем диктанте я наделал кучу ошибок. В следующем я опять наделаю не меньше». Другой может подумать: «Все равно я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?» Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать, примерно, то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки. Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились. (Всего 30 – 60 секунд.)

3. Игровое упражнение «Взгляд в будущее» (17 минут).

Цель: поверить в «мечту жизни».

Материалы: Бумага, карандаш – каждому ребенку.

Инструкция: Вы когда-нибудь задумывались о том, что вы будете делать в этом году… через пять лет… через десять лет? С кем вы говорите о том, чего бы вы хотели достичь и что пережить в своей жизни? Я хотела бы, чтобы вы сейчас задействовали свою фантазию и представили, какой прекрасной станет ваша жизнь. Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Представь себе, что ты ночью лежишь в своей постели и видишь прекрасный сон. Ты видишь самого себя через пять лет… (15 секунд.) Обрати внимание, как ты выглядишь через пять лет; где ты живешь; что ты делаешь. (15 секунд.) Представь себе, что ты очень доволен своей жизнью. Ты еще продолжаешь ходить в школу или ты уже работаешь? За что именно ты отвечаешь? Что ты умеешь делать из того, чего не умеешь еще сейчас, когда ты еще ребенок и ходишь в школу? (30 секунд.) В течение некоторого времени подумай и постарайся понять, что тебе потребовалось сделать, чтобы достичь такого результата. Какие шаги ты для этого предпринял? (1 минута.) Теперь вернись обратно, в настоящее, и хорошо запомни все, что ты увидел и что узнал о самом себе. Потянись немного, напряги и расслабь все свои мускулы и открой глаза. Теперь возьми лист бумаги и опиши, что ты будешь делать через пять лет. Запиши, где ты будешь жить, во что будешь играть. Напиши, кто будет важен для тебя в твоей жизни. Опиши, как ты достиг всего этого. (15 минут.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй по коррекции девиантного поведения"

Цель проекта: изучение форм взаимодействия классного руководителя с семьёй покоррекции агрессивного поведения....

Презентация к проекту по теме:"Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй по коррекции девиантного поведения".

В презентации показаны цели и задачи проекта, разработан рабочий план и программа реализации проекта....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...

Профилактика и коррекция девиантного поведения.

Профилактические и коррекционные меры...

Профилактика и коррекция девиантного поведения у подростков

На сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубоко...

Коррекция девиантного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями

Данная работа посвящена исследованию феномена девиации и исследованию подходов для корректировки отклоняющегося поведения.Девиации — это отклонения от нормы поведения, принятой в данном обществе...