Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Художественный труд
рабочая программа

Гапонова Елена Михайловна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennyy_trud.docx40.95 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

Художественный труд

Общекультурное направление

для 3 класса на

2023 – 2024 учебный год.

Учитель: Гапонова Елена Михайловна, высшая категория

Количество часов всего 32 в неделю 1

Планирование составлено на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант).

Пояснительная записка

Программа «Художественный труд» представляет организацию внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению на начальной ступени общего образования по АООП (1–4 классы). Данная программа учитывает возрастные, психологические особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Художественный труд является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Содержание программы «Художественный труд» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, ручного труда, мир природы и человека, речевая практика) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Программа способствует:

-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

-созданию творческой атмосферы в группе обучающихсяв на основе взаимопонимания коллективной работы;

-знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

Цель программы:

1. Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

2. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Задачи:

-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.

-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

- Приобщать школьников к народному искусству;

-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Программа рассчитана на 34 часа (в расчете - 1 час в неделю) в 3 классе.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы следующие базовые учебные действия.

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Содержание программы «Художественный труд»

3 год обучения

На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.

  1. Введение: правила техники безопасности

#1042;водное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.

Основные декоративные элементы интерьера. Правила техники безопасности. ППБ.

  1. Пластилинография

#1055;ластилинография – как способ декорирования.

Декорирование предметов собственными силами. Материалы и инструменты.

#1060;оторамка.

Приемы пластилинографии, используемые при оформлении фоторамок. Анализ образцов. Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза.

Практическая часть. Рамка для детской фотографии – ягодка, цветочная, сердце. Работа с инструкцией. Определение порядка работы.

#1055;одсвечник.

Анализ образцов подсвечников из разных материалов. Форма и цветовое решение. Композиция. Подбор способов и приемов в изготовлении подсвечника.

Практическая часть.Эскиз. Композиция. Выбор техники исполнения.

#1042;аза.

Исторический экскурс. Вазы из венецианского стекла с применением технологии миллефиори. Ваза как подарок или часть интерьера.

Практическая часть. Освоение изученных приемов создания пластин в технике миллефиори. Оформление поверхности вазы (пластиковой тары) пластинами.

#1054;бъемно – пространственная композиция.

Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Анализ памятников и объектов исторической и современной архитектуры.

Практическая часть. Создание макетов с использованием геометрических фигур

#1054;бъемно – пространственная композиция «Сказочный город».

Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ сказочных замков. Техника их выполнения с использованием пластилина и бросового материала (пластиковая тара). Работа с инструкционной картой.

Практическая часть. Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и пластилина. Последовательное создание элементов композиции. Работа над композицией ведется от центра к периферии.

  1. Бумагопластика

#1063;то такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги.

Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры.

#1050;онструирование из бумажных полос.

Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Анализ готовых изделий.

Практическая часть.Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Лебедь, цветок, сердце и т. д.

#1041;азовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы.

Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).

Практическая часть.Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на основе конусов и цилиндров создание разных конструкций, изменяя основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь,

  1. Бисероплетение

#1058;ехника «французского» плетения (низания дугами).

Назначение и правила выполнения «французского плетения»

Практическая часть. Освоение изученных приёмов бисероплетения. Изготовление объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками).

#1041;исерные «растения» в горшочках.

Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы. Прикрепление элементов композиции к основе.

#1054;бъемные картины – панно, выполненные на проволоке.

Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

Практическая часть. Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

  1. Изготовление кукол

#1057;увенирная кукла.

Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.

#1054;берег. Символика оберегов. Домовенок

Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги. Материалы и инструменты.

Практическая часть. Домовенок. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ

#1050;укла – шкатулка

Беседа с демонстрацией образца. Материалы и инструменты.

Практическая часть. Кукла – шкатулка. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ

Тематическое планирование.

п/п

Название раздела

Кол-во

часов

Виды, формы

Содержание воспитательного потенциала урока.

1

Введение: правила техники безопасности

1

Беседа

2

Пластилинография – как способ декорирования

12

Беседы, просмотр тематических видеофильмов, компьютерных презентаций.

Творческие выставки

Развитие воображения и мышления, как одних из важнейших характеристик творческих способностей; развитие самостоятельного творческого мышления.

3

Бумагопластика

5

Беседы, просмотр тематических видеофильмов, компьютерных презентаций.

Творческие выставки

Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

4

Бисероплетение

6

Беседы, просмотр тематических видеофильмов, компьютерных презентаций.

Творческие выставки

Развитие воображения и мышления, как одних из важнейших характеристик творческих способностей; развитие самостоятельного творческого мышления.

5

Изготовление кукол

4

Беседы, просмотр тематических видеофильмов, компьютерных презентаций.

Творческие выставки

Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Календарно-тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

дата

I

Введение: правила техники безопасности

1

1

Вводное занятие

1

II

Пластилинография – как способ декорирования

12

1

Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.

1

2

Фоторамка

3

;

3

Подсвечник

2

;

4

Ваза

3

;;

5

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город»

3

;;

III

Бумагопластика

6

1

Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги

1

2

Конструирование из бумажных полос

3

;;

3

Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы

2

;

IV

Бисероплетение

9

1

Техника «французского» плетения

1

2

Бисерные «растения» в горшочках

4

;;;

3

Объемные картины – панно, выполненные на проволоке

4

;;;

V

Изготовление кукол

3

1

Сувенирная кукла.

1

;

2

Оберег. Символика оберегов. Домовенок

1

3

Кукла – шкатулка

1

Терминологический словарь

к программе «Художественный труд»

  • Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре.
  • Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.
  • Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.
  • Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства , рукоделия - создание украшений, художественных изделий из бисера , к которой , в отличие от других техник где он применяется ( ткачество с бисером , вязание с бисером , плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений , бисерной мозаики и вышивки бисером ) бисер является не только декоративным элементом , но и конструктивно-технологическим .
  • Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.
  • Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.
  • Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.
  • Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
  • Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.
  • Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.
  • Куклы-актёры — самостоятельный вид средств для изображения или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.
  • Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до рождения первого ребенка.
  • Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
  • Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
  • Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.
  • Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.
  • Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.
  • Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.
  • Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».
  • Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.
  • Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.
  • Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то.
  • Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.
  • Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.
  • Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыковпрактическойдеятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
  • Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире.
  • Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ" представлена для 3 класса и рассчитана на 68 часов....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Художественное слово» для 2 классов

Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность «Учусь учиться» для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность "Учусь учиться" для 1 класса....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 класса составлена на основе ФГОС НОО, пример...