Рабочая программа Основы финансовой грамотности 2-4 класс
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

Рабочая программа Основы финанансовой грамотности и КТП 2-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._r.pr_._osnovy_finansovoy_gramotnosti.docx43.63 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

Класс 2-4

Пояснительная записка

Программа «Основы финансовой грамотности» реализует социальное направление во внеурочной деятельности во 2-4 классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Курс «Основы финансовой грамотности» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, и представления информации и публичных выступлений.

Финансовая грамотность – это умение правильно распоряжаться своими финансами и избегать ошибок.

Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)

Формы проведения занятий: учебная дискуссия, деловая игра, учебная лаборатория, экскурсионная деятельность, практическая работа.

Содержание программы

2 класс

Тема 1. Экономика (2 часа)

Понятие «экономика». Экономика в жизни человека.

Тема 2. Потребности (1 час)

Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей.

Тема 3. Торговля (12 часов)

Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле. Решение задач

Тема 4. Графики (3 часа)

Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов». Решение задач при помощи графиков.

Тема 5. Деньги (5 часов)

История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки

Тема 6. Занимательная экономика (5 часов)

Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. «Мой первый экономический проект». Взаимодействие экономики с другими науками. Решение задач с экономическим содержанием.

Тема 7. Экономические задачи (3 часа)

Решаем задачи с экономическим содержанием. Решение задач по темам «Цена», «Деньги», «Себестоимость товара».

Тема 8. Аренда (1 час)

Аренда. Что такое «аренда». История аренда

Тема 9. Банки. Вклады (2 часа)

Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России.

3 класс

Тема 1. Основы экономического развития (10 часов)

Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Знакомство с понятием «кризис». Кризис в экономике, причины кризиса в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике

Тема 2. Реклама. Качество товара (4 часа)

Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;

Тема 3. Банки. Ценные бумаги (4 часа)

Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки

Тема 4. Штрафы (1 час)

Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы

Тема 5. Деловая этика (1 час)

Деловая этика. Этика и этикет. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;

Тема 6. История профессий (1 час)

Появление профессий. История профессий.

Тема 7. Налоги (2 часа)

Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный)

Тема 8. Международная торговля (2 часа)

Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт

Тема 9. Экономические задачи (5 часов)

Решаем экономические задачи на нахождение прибыли

Тема 10. Занимательная экономика (4 часов)

Занимательная наука – экономика. Решение задач. Викторина «Занимательная экономика».

4 класс

Тема 1. Как появились деньги и какими они бывают (13 часов)

Как появились деньги. История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Защита проектов «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница. Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Решение задач. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят деньги» Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги»

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (8 часов)

Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги. Подсчитываем доходы семьи. На что семьи тратят деньги. Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры. Как приумножить то, что имеешь. Как правильно планировать семейный бюджет. Решение экономических задач.

Тема 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (5 часов)

На что семья тратит деньги. Подсчитаем все расходы семьи. Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет. Правила составления семейного бюджета. Бюджет Российской Федерации.

Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (8 часов)

Как тратить с умом. Примерный бюджет школьника. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Решение задач. Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя»

Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

Личностные результаты:

У выпускника будут сформированы:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;

- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;

- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

Выпускник получит возможность для формирования:

- понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;

- положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

Выпускник научится:

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;

- производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;

- владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;

- оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.

Выпускник получит возможность научиться:

- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

- определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;

- составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

- осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;

- оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

- корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

- использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;

- корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.

Выпускник получит возможность научиться:

- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:

- осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

- слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;

- излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

- осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

- правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта); объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;

- объяснять проблемы, возникающие при обмене;

- приводить примеры товарных денег;

- объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; - понимать, что деньги зарабатываются трудом;

- описывать виды и функции денег;

- объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

- производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

- называть основные источники доходов;

- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

- называть основные направления расходов семьи;

- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; -• различать планируемые и непредвиденные расходы;

- считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;

- объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

- объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;

- называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;

- объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

Выпускник получит возможность научиться:

- описывать свойства товарных денег;

- сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

- понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);

- понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;

- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);

- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);

- планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

- объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.

Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны
знать:
- выделять физиологические и духовные потребности;
- виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;
- что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;
- что такое сделки и посредники; доля посредника;
- для чего нужен график; виды графиков;
- что такое аренда; виды аренды;
- крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.

Должны уметь:
- определять по формулам, чему равен доход и прибыль;
- чертить элементарные графики доходов и расходов;
- отличать настоящие деньги от фальшивых;
- решать простейшие экономические задачи.

Результаты 3-го года обучения:
К концу 3-го года обучения школьники должны
знать:
- что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
- что такое акционерное общество, как оно создается;
- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
- виды рекламы, правила рекламы;
- как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей местности;
- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.

Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
- чертить кривую развития экономики,
- определять вид ценной бумаги,
- составлять рекламный текст;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.

Результаты 4-го года обучения:
К концу 4-го года обучения школьники должны
знать:
– какие бывают потребности;
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги; их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;
– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
Учащиеся должны
уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;

– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.

Тематическое планирование

2 класс

№ п/п

Тема учебного занятия по программе

Дата планируемого проведения

Дата фактического проведения

Использование ЦОР на занятиях

1

Инструктаж по технике безопасности.

Понятие «экономика», для чего нужна экономика.

2

Экономика в жизни человека.

3

Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей.

4

Когда и где возникла торговля

5

Значение торговли.

6

Зачем современному обществу нужна торговля

7

Как и где производятся товары

8

Цена товара. Знакомство с понятием «цена».

9

Почему цены на товары разные

10

От чего зависит цена товара.

11

Товары ежедневного потребления. Какие они.

12

Урок-игра «Товары, необходимые нам ежедневно».

13

Качество товара и его себестоимость.

14

Рынок. Проблема выбора качественного товара.

15

Решение задач

16

Отношения покупателя и продавца. Этикет.

17

Что такое график. Виды графиков.

18

Решение задач при помощи графика

19

Графики доходов и расходов.

20

История денег. Деньги бумажные и металлические.

21

Деньги России и мира.

22

Почему каждый народ имеет свои деньги

23

Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки.

24

Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды

25

Экономика и русский язык.

26

Экономика в окружающем нас мире.

27

«Мой первый экономический проект».

28

Взаимодействие экономики с другими науками. Решение задач с экономическим содержанием

29

Экономические задачи.

30

Решение задач по темам «Цена», «Деньги», «Себестоимость товара».

31

Решение задач по темам «Цена», «Деньги», «Себестоимость товара». Закрепление

32

Аренда. Что такое аренда. История аренды.

33

Банки. Крупные банки нашей страны. Зачем люди вкладывают деньги в банк.

34

Обобщение изученного за год. Зачет

Формы представления результатов внеурочной деятельности

Представление результата обучающихся в рамках курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» происходит на заключительном занятии в форме зачета (творческой презентации)

Контроль обучения

Виды контроля

I

II

III

IV

год

Зачет

-

-

-

1

1

Тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Тема учебного занятия по программе

Дата планируемого проведения

Дата фактического проведения

Использование ЦОР на занятиях

1

Инструктаж по технике безопасности.

Что такое экономическое развитие

2

Экономика и основы экономического развития.

3

Коммерческая тайна. Тайна производства.

4

Акционерное общество.

5

Создание акционерного общества.

6

Акции. Ценные бумаги.

7

Знакомство с понятием «кризис». Кризис в экономике, причины кризиса в экономике.

8

Что такое «монополия». Кто такие «монополисты». Естественная и искусственная монополия.

9

Что такое «конкуренция»

10

Роль правительства в экономике.

11

Реклама и качество товара.

12

Что можно, а что нельзя рекламировать. Урок - практикум «Создание рекламы»

13

Урок-игра «Качественные и некачественные товары».

14

Штрих-коды на товарах: что они обозначают.

15

Банки. История вкладов. Виды вкладов.

16

Ценные бумаги. Назначение и виды ценных бумаг (общие черты и отличия).

17

Сбербанк – главный банк страны.

18

Функции сберегательной книжки

19

Штрафы. Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взымает штрафы.

20

Деловая этика. Этика и этикет. Правила делового этикета. Бизнес - этикет

21

Урок-игра «Все профессии важны, все профессии нужны». Появление профессий. История профессий.

22

Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги.

23

Налоги и их виды (транспортный, подоходный, имущественный)

24

Международная торговля. Зачем и чем страны торгуют друг с другом

25

Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт.

26

Что такое прибыль.

27

Экономические задачи «Нахождение прибыли».

28

Решение экономических задач по теме: «Деньги».

29

Решение экономических задач по теме: «Цена», «Выручка».

30

Решение экономических задач по теме: «Выручка».

31

Занимательная наука – экономика.

32

Решение экономических задач.

33

Викторина «Занимательная экономика».

34

Обобщение изученного за год. Зачет

Формы представления результатов внеурочной деятельности

Представление результата обучающихся в рамках курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» происходит на заключительном занятии в форме зачета (творческой презентации)

Контроль обучения

Виды контроля

I

II

III

IV

год

Зачет

-

-

-

1

1

Тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Тема учебного занятия по программе

Дата планируемого проведения

Дата фактического проведения

Использование ЦОР на занятиях

1

Инструктаж по технике безопасности. Как появились деньги.

2

История монет

3

Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ)

РЭШ

4

Защита проектов «Монеты Древней Руси»

5

Бумажные деньги

6

Безналичные деньги

7

Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница

8

Исследование «Деньги современности»

9

Валюты

10

Решение задач

11

Интерактивная викторина «Деньги»

12

Мини-исследование «Сколько стоят деньги»

13

Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги»

14

Откуда в семье берутся деньги

РЭШ

15

Как заработать деньги. Подсчитываем доходы семьи.

16

На что семьи тратят деньги

17

Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего

18

Чем занимаются банкиры

19

Как приумножить то, что имеешь

20

Как правильно планировать семейный бюджет

21

Решение экономических задач

22

На что семья тратит деньги

23

Подсчитаем все расходы семьи.

24

Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет.

25

Правила составления семейного бюджета. Учимся составлять семейный бюджет.

26

Бюджет Российской Федерации

27

Как тратить с умом. Примерный бюджет школьника.

28

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения

29

Если расходы превышают доходы, образуются долги

30

Товары и услуги. Решение задач

31

Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия»

32

Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта

33

Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя»

34

Обобщение изученного за год. Зачет

Формы представления результатов внеурочной деятельности

Представление результата обучающихся в рамках курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» происходит на заключительном занятии в форме зачета (творческой презентации)

Контроль обучения

Виды контроля

I

II

III

IV

год

Зачет

-

-

-

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по математике и основам финансовой грамотности в 4 классе

Тема: Повторение  пройденного материала. Площадь. Периметр.Цель: Создать условия для повторения изученных тем в разделе «Действия над числами и  величинами»Форма: Математический ...

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности для 2- 4 классов...

Рабочая программа по финансовой грамотности 4 класс

Программа "Финансовая грамотность" составлена на основе Учебной программы, 2-4 классы общеобразов.орг./ Ю.Н. Корлюгова(Дополнительное образование. Серия"Учимся разумному финансовому пов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 1-4 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ   1-4 классы...

Рабочая программа факультатива «Финансовая грамотность» 2 класс

Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся...

Рабочая программа по финансовой грамотности. 4 класс

Рабочая программа по финансовой грамотности. 4 класс...

Рабочая программа по финансовой грамотности 3-4 класс

Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности. Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является ча...