Рабочая программа факультатива «Финансовая грамотность» 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ФК | 50.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Фирстовская средняя общеобразовательная школа»
Большеуковского муниципального района Омской области
Принята на заседании
Педагогического совета
Утверждаю
Протокол №_______ от « »
__________ 2022 г.
Директор школы
___________ Н.Г.Жидкова
Рабочая программа
факультатива
«Финансовая грамотность» 2 класс
Автор-составитель: Касаткина А.А.,
учитель начальных классов
Фирстово - 2022
Пояснительная записка
Перечень нормативных документов
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённый приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 в редакции от 18.12.2012 (для 1-4 классов)
- СанПиН 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014 № 4);
- Устав.
УМК.
Программа факультатива соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности.
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально- экономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда.
Актуальность
Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение финансовой
самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:
- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;
- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Общая характеристика курса «Финансовая грамотность»
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов
«Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе. В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем
видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Место факультатива «Финансовая грамотность» в учебном плане
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю.
Срок реализации программы: 1 год
Планируемые результаты освоения курса «Финансовая грамотность»
Освоение программы курса «Финансовая грамотность» направлено на достижение следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные. Обучающийся научится:
- понимать цели своих действий;
- составлять простые планы с помощью учителя
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- оценивать правильность выполнения действий;
- адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
- освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные. Обучающийся научится:
- составлять текст в устной и письменной формах;
- слушать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
- понимать и правильно использовать экономические термины;
- иметь представление о роли денег в семье и обществе;
- уметь характеризовать виды и функции денег;
- знать источники доходов и направлений расходов семьи;
- уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
- определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
- проводить элементарные финансовые расчеты.
Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
2 класс (34 часа)
- Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)
Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление первых монет и о монетах разных государств.
Виды деятельности: игровая,познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
- Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)
Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
- Какие деньги были раньше в России (6 часов)
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
- Современные деньги России и других стран (11 часов)
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы
Тематическое планирование факультатива
«Финансовая грамотность»
2 КЛАСС (34 часа)
№ п\п | Наименование раздела, темы. | Количество часов |
1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов) | ||
1 | Вводное занятие. | 1 |
2 | Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность. | 1 |
3 | Покупка. | 1 |
4 | Монеты. Бумажные деньги. | 1 |
5-6 | Виды денег: наличные, безналичные | 2 |
7 | Деньги - средство обмена, а не благо | 1 |
8-9 | Виды денег. Выгода обмена | 2 |
2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов) | ||
10-11 | Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. | 2 |
12-13 | Номинал. Банкнота. Купюра. | 2 |
14 | Фальшивые деньги. Как их отличить. | 1 |
15 | Металлические и бумажные деньги. | 1 |
16-17 | Почему изготовление фальшивых денег является преступлением. | 2 |
3. Какие деньги были раньше в России (6 часов) | ||
18 | Какие деньги были раньше в России | 1 |
19 | «Меховые деньги». | 1 |
20 | Старинные деньги. Куны. Денга. | 1 |
21 | Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. | 1 |
22 | Ассигнация. | 1 |
23 | Происхождения денег. | 1 |
4. Современные деньги России и других стран (11 часов) | ||
24 | Современные деньги России и других стран | 1 |
25-26 | Банки. Деньги. Виды денег | 2 |
27 | Доллары. Евро. | 1 |
28-29 | Виды денег: наличные, безналичные, электронные. | 2 |
30 | Пластиковые карты. | 1 |
31 | Деньги - средство обмена, а не благо | 1 |
32 | Безналичный расчет. | 1 |
33 | Современные российские деньги. | 1 |
34 | Итоговое занятие. | 1 |
Итого: | 34 часа |
Список литературы
- Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»
- Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
- Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
- Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО.
– М., 2003.
- Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
- Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001
- Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в школе; № 2, 2005.
- Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита- пресс; 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по финансовой грамотности
Рабочая программа по финансовой грамотности для 2- 4 классов...
Рабочая программа по финансовой грамотности 4 класс
Программа "Финансовая грамотность" составлена на основе Учебной программы, 2-4 классы общеобразов.орг./ Ю.Н. Корлюгова(Дополнительное образование. Серия"Учимся разумному финансовому пов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 1-4 классы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 1-4 классы...
Рабочая программа факультатива «Читательская грамотность» 5-6 классы
Рабочая программафакультатива«Читательская грамотность»на 2022-2023 учебный год 5,6 классы...
Рабочая программа по финансовой грамотности. 4 класс
Рабочая программа по финансовой грамотности. 4 класс...
Рабочая программа по финансовой грамотности 3-4 класс
Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности. Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является ча...
Рабочая программа Основы финансовой грамотности 2-4 класс
Рабочая программа Основы финанансовой грамотности и КТП 2-4 класс...