Рабочая программа факультатива «Финансовая грамотность» 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Касаткина Алена Анатольевна

Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по ФК50.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Фирстовская средняя общеобразовательная школа»

Большеуковского муниципального района Омской области

                                                              Принята на заседании

                                                                  Педагогического совета

                                            Утверждаю

                                                                                     Протокол №_______ от  «      »    

                                                                                      __________  2022 г.

                                                                                      Директор школы

                                                                                       ___________ Н.Г.Жидкова

Рабочая программа

факультатива

«Финансовая грамотность» 2 класс

Автор-составитель: Касаткина А.А.,

                                                              учитель начальных классов

Фирстово - 2022

Пояснительная записка

Перечень нормативных документов

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённый приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 в редакции от 18.12.2012 (для 1-4 классов)
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014 № 4);
  • Устав.

УМК.

Программа факультатива соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности.

Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально- экономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.

На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда.

Актуальность

Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение финансовой

самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Задачи:

  • формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
  • формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
  • формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
  • формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;
  • формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
  • обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.

Основные содержательные линии курса:

  • деньги, их история, виды, функции;
  • семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Общая характеристика курса «Финансовая грамотность»

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Курс экономики        в начальной        школе носит        пропедевтический характер        и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов

«Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе. В процессе экономического образования учащиеся   получают   представления   о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем

видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

 Место факультатива «Финансовая грамотность» в   учебном плане

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 часа в неделю.

Срок реализации программы: 1 год

Планируемые результаты освоения курса «Финансовая грамотность»

Освоение        программы курса «Финансовая грамотность» направлено на достижение следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные. Обучающийся научится:

  • понимать цели своих действий;
  • составлять простые планы с помощью учителя
  • проявлять познавательную и творческую инициативу;
  • оценивать правильность выполнения действий;
  • адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные.

Обучающийся научится:

  • освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные. Обучающийся научится:

  • составлять текст в устной и письменной формах;
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные.

Обучающийся научится:

  • понимать и правильно использовать экономические термины;
  • иметь представление о роли денег в семье и обществе;
  • уметь характеризовать виды и функции денег;
  • знать источники доходов и направлений расходов семьи;
  • уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
  • определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
  • проводить элементарные финансовые расчеты.

Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

2 класс (34 часа)

  1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)

Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление первых монет и о монетах разных государств.

Виды деятельности: игровая,познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

  1. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)

Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

  1. Какие деньги были раньше в России (6 часов)

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».

Первые русские монеты.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

  1. Современные деньги России и других стран (11 часов)

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы

Тематическое планирование факультатива

«Финансовая грамотность»

2 КЛАСС (34 часа)

№ п\п

Наименование раздела, темы.

Количество часов

1. Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов)

1

Вводное занятие.

1

2

Товар. Деньги. Виды денег. Ликвидность.

1

3

Покупка.

1

4

Монеты. Бумажные деньги.

1

5-6

Виды денег: наличные, безналичные

2

7

Деньги - средство обмена, а не благо

1

8-9

Виды денег. Выгода обмена

2

2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов)

10-11

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс.

2

12-13

Номинал. Банкнота. Купюра.

2

14

Фальшивые деньги. Как их отличить.

1

15

Металлические и бумажные деньги.

1

16-17

Почему изготовление фальшивых денег

является преступлением.

2

3. Какие деньги были раньше в России (6 часов)

18

Какие деньги были раньше в России

1

19

«Меховые деньги».

1

20

Старинные деньги. Куны. Денга.

1

21

Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль.

Гривенник. Полтинник.

1

22

Ассигнация.

1

23

Происхождения денег.

1

4. Современные деньги России и других стран (11 часов)

24

Современные деньги России и других стран

1

25-26

Банки. Деньги. Виды денег

2

27

Доллары. Евро.

1

28-29

Виды денег: наличные, безналичные,

электронные.

2

30

Пластиковые карты.

1

31

Деньги - средство обмена, а не благо

1

32

Безналичный расчет.

1

33

Современные российские деньги.

1

34

Итоговое занятие.

1

Итого:

34 часа

Список литературы

  1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»
  2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
  3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
  4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО.

– М., 2003.

  1. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
  2. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001
  3. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в школе; № 2, 2005.
  4. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита- пресс; 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа по финансовой грамотности для 2- 4 классов...

Рабочая программа по финансовой грамотности 4 класс

Программа "Финансовая грамотность" составлена на основе Учебной программы, 2-4 классы общеобразов.орг./ Ю.Н. Корлюгова(Дополнительное образование. Серия"Учимся разумному финансовому пов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 1-4 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ   1-4 классы...

Рабочая программа факультатива «Читательская грамотность» 5-6 классы

Рабочая программафакультатива«Читательская грамотность»на 2022-2023 учебный год 5,6   классы...

Рабочая программа по финансовой грамотности. 4 класс

Рабочая программа по финансовой грамотности. 4 класс...

Рабочая программа по финансовой грамотности 3-4 класс

Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности, результативности. Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является ча...

Рабочая программа Основы финансовой грамотности 2-4 класс

Рабочая программа Основы финанансовой грамотности и КТП 2-4 класс...