«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников через групповую работу"
статья по русскому языку на тему

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика – актуальная задача образовательного процесса начальной  школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у  выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ № 2 р.п.Сенной Вольского района Саратовской области»

«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников через групповую  работу

Выступление учителя начальных классов Саяпиной Екатерины Николаевны

                   2016 год


Умение общаться - это залог безопасности и успеха как самого обучающегося, так и окружающего его общества, государства. Именно умение общаться вне зависимости от культуры, к которой принадлежит человек, позволяет ему удовлетворить основные потребности.

Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Отечественные ученые, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика – актуальная задача образовательного процесса начальной  школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у  выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, работать в группе.                                     

Цель групповой работы :  активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала 


Задачи групповой работы:

 1. Активизация познавательной деятельности

 2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности

3. Развитие умений успешного общения

4.Совершенствование межличностных отношений в классе 


ФУНКЦИИ ГРУППЫ 

- коммуникативная (направленная на создание и сплочение коллектива)

-личностно-ориентированная (направленная на самоорганизацию)

Групповая форма работы включает в себя следующие основные способы действий:

Желание учащегося вступать в контакт.

Умение организовывать общение.

Умение слушать и слышать собеседника.

Умение эмоционально сопереживать.

Проявление эмпатии.

Решение конфликтных ситуаций.

Знание норм и правил общения.

Для включения обучающихся в классе в групповые формы работы определён порядок действий:

-Освоение правил работы в группе на различных этапах.

-Изучение и формирование у учащихся навыков работы в группе.

-Механизмы оценивания работы в группе, различные их виды.

-Диагностирование первичных, промежуточных и итоговых результатов развития коммуникативной компетенции обучающихся при включении их в групповые формы работы.

1 этап. Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации – работа в парах. Дети учились общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполнял индивидуальные задания, а затем делились своим успехом с одноклассниками.

2 этап.   Парная работа. Первичным этапом включения детей в работу в группе было важно научить их работать в паре и правилам совместной коммуникации.

   

Правила  работы в паре: 

-Говорим шепотом.

-Работаем вместе.

-Договариваемся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.

В выступлении говорим от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили».

Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.

Оцениваем работу, благодарим  друг друга.

8 Приёмы работы в парах 1.Статическая пара

Формируется по желанию учащихся вне зависимости от уровня усвоения.

 Роли: учитель ученик

 Режимы: взаимообучение, взаимоконтроль (повышается речевая и мыслительная активность, формируются нравственные качества – взаимопомощь, товарищество) 1 2 

2. Динамическая пара (основа для коллективного способа обучения) Общее задание делится между членами микро- группы (4 человека). Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. 1 4 3 2 1 4 2 3 1 3 2 4 


 3 этап.   Групповая работа на уроке вводится вначале как игра, где дети учатся соблюдать основные правила данного вида работы.  

Обучающиеся  учатся:

- контролировать друг друга;

- выполнять определённые роли;

- уяснять способ действия и выделять задания    пошагово;

 - работать с книгой и карандашом в руке;

 - видеть ошибку свою, либо партнёра;

 - вступать в познавательный спор.

Формирование групп происходит разным способом, например, через игру «Молекула-моли», по симпатиям, счет по порядку (1, 2, 3…), «у кого есть братья, сестры, единственный ребенок в семье», «у кого есть кошки, собаки, те и другие», по временам года.

Деление случайным способом может быть таким: 1) Выбирают 4 лидеров–это грибники. Они идут по лесу и находят грибы (подосиновики, рыжики и т.д)-выбирают ребят. Набрали грибники полные корзины грибов. Им предлагается ситуация: Вы заблудились в лесу. Придумайте свой пароль по хлопанью ладошек». 2) Мореплаватели. Выходят 4 человека владельцы кораблей, Они выбирают капитана, помощника капитана, лоцмана, кока и др. Расходятся по группам и выполняют задания. Ситуации «но вот буря, что …..», «вы приплыли к необитаемому острову, что вы…».

Принципы выбора заданий  для групповой работы

19 

Поведение учителя во время групповой работы :

Учитель может:

 Контролировать ,организовывать ,оценивать работу ,участвовать в работе группы, предлагать участникам разные варианты решений ,выступать в роли наставника, исследователя или источника информации 

Виды групповой работы: «Мозговой штурм», «Продолжи…», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Зигзаг», «Мозаичная группа», «Пазлы».

18 Правила совместной работы

 1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего

 2) работать по алгоритму (плану)

3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца 4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности 

Плюсы и минусы групповой работы

Плюсы Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе

Минусы Групповой работе надо сначала научить Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный 


 Учителю на заметку :нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать, следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один,

 групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах,

нельзя требовать в классе абсолютной тишины,

 нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе 

В соответствии с современными требованиями к обучению, построению урока педагог продумывает место групповой работы на уроке. Как правило, это этапы – актуализации знаний, постановки учебной задачи, этап открытия нового знания, этап включения в систему знаний. Но нельзя пренебрегать и этапами мотивации ( социо-игровая педагогика Букатова «Эхо», «Да-нетка»,»Сломанный телефон» и рефлексии (содержания, деятельности, настроения ).

Необходимо отметить, что групповая работа при реализации проектов во внеурочной деятельности также  влияет на формирование коммуникативных компетенций младших школьников.

Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Однако необходимо учитывать ряд важных аспектов:

– результативность работы группы зависит от каждого её члена;

– учителю желательно наблюдать за работой каждого и сообщать учащимся о своих наблюдениях;

– за конечный результат отвечают все члены команды;

– целесообразно давать школьникам возможность самостоятельно оценивать свой вклад в работу всей команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фомирование коммуникативной компетенции младших школьников через реализацию музыкальных проектов

Выступление на конкурсе "Учитель года"  с докладом о методической работе .  В данной работе представлен материал по обобщению опыта работы по созданию музыкальных проектов - мюзиклов....

Речевые разминки - путь развития коммуникативной компетенции младших школьников.

В данном материале раскрывается актуальность проведения речевых разминок на уроках в начальной школе. Представлена структура,наиболее приемлемое время проведения разминки на уроке, разнообразие ...

«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»

«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»...

Развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка средствами игровой деятельности

Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным. путем чередов...

Актуальный педагогический опыт "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников через организацию групповых форм работы"

В статье описывается, что при организации групповой деятельности, педагог опирается на теорию коллективного (группового)  способа обучения, разработанную и обоснованную академиком В. К. Дьяченко....

Коммуникативно-речевые игры на логопедических занятиях как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников.

Коммуникативные игры, которые можно использовать на логопедических занятиях с младшими школьниками для развития коммуникативной компетенции....