Конспект занятия "Реки моего города"
план-конспект

1. Формировать представление о реках родного города.

2. Развивать внимание, память, связную речь, мелкую моторику рук.

3. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reki_moego_goroda.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Реки моего города»

Задачи:

1. Формировать представление о реках родного города.

2. Развивать внимание, память, связную речь, мелкую моторику рук.

3. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Оборудование: карта Республики Беларусь, бумажный кораблик, фотографии рек, иллюстрация загрязненной реки, запрещающие знаки, золотые и зеленые рыбки.

Ход занятия:

Организационная часть

Приветствие учащихся, установление эмоционального контакта, настроя на предстоящую деятельность.

Основная часть

Сообщение темы

(на доске карта Беларуси)

- На доске карта, на которой можно увидеть всю нашу страну Беларусь. На карте можно найти города, деревни, леса, дороги. Здесь можно найти и нашу малую Родину, наш город. Как называется наш город?

- Правильно (показ на карте города Орша). Посмотрите внимательно на карту. Какие цвета вы видите на ней? А что это за голубые и синие пятна и линии?

- Ребята, а вы знаете, чем река отличается от озера?

- Река – длинная как лента, начинается с маленького ручейка, течет и становится все больше и больше, а затем большим потоком затекает в море. Озеро напоминает чашу. В земле появляется большая яма, которая наполняется водой.

- Сегодня мы отправимся в путешествие по рекам нашего города. В плаванье мы отправимся вот на этом бумажном кораблике. Путь будет нелегкий. Справимся?

- Итак наш кораблик плывет по самой большой реке в нашем городе – это река Днепр.

- Кто знает, где рождается (начинается) наш Днепр?

- Днепр начинается на территории России, нашей страны-соседки. Река Днепр – одна из самых длинных рек, она протекает через нашу страну Беларусь в Украину и там впадает в Черное море. Днепр протекает через многие города, одним из таких городов является наш город Орша.

- Рассмотрим фотографию реки Днепр в нашем городе. Какая она?

- А теперь мы плывем по реке Оршица. Это небольшая река, которая впадает, несет свои воды в реку Днепр. Когда-то давно эта река называлась не Оршица, а Рша или Ржа. Она так называлась из-за цвета воды в реке, она была оранжевого оттенка, ржавая.

- Рассмотрим, как сейчас выглядит река Оршица. Какая она?

- На реке Оршица есть плотина. Она перегораживает реку и может закрываться и открываться для того, чтоб почистить дно реки, или чтобы поддержать уровень (высоту) воды. Эта плотина находится в центре нашего города.

- Отправляемся на третью реку. Наш кораблик приплыл на реку Адров. Эта река тоже маленькая и впадает в большой Днепр.

- Рассмотрим фотографию реки Адров. Какая она?

- Мы проплыли по всем рекам нашего города. Реки – это часть природы. Вода дает жизнь разным растениям, животным птицам. Отгадайте загадки и узнаете о животных и растениях рек.

Загадки:

1. Они не ходят, а плывут,

И в водоемах все живут,

И червячка на ужин просят,

И платье из чешуек носят. (рыба)

2. Сама ползет,

На себе свой дом везет. (улитка)

3. Он в воде плотину строит,

Хатку с бревнышек возводит.

Очень умный, но хитер.

Как зовут его? ... (бобер)

4. На волнах морей и рек

Ей не страшен ветра бег –

Крикнет ветру: «Покачай-ка!»

И поймает рыбку... (чайка)

5. Носик лопаткой,

Красные лапки,

Плавает, ныряет,

Крякать обожает! (утка)

6. Он высокий, бархатистый,

Если отцветёт – пушистый,

И растёт на речке,

В низеньком местечке.

Ты ответь скорей, малыш.

Что же здесь растёт? - … (камыш)

7. Она целый день в работе,

Лягушат ловит в болоте.

На ходулях, клюв, как сабля...

Кто скажите это? ... (цапля)

8. Крылышек две пары.

Круглые глаза.

Как большие фары!

Это... (стрекоза)

- Ребята, как вы думаете, реки и озера нужны человеку?

- Действительно, по воде перевозят грузы, люди по рекам переплывают из одного поселка в другой, из рек и озер ловят рыбу, пьют воду. Растениям тоже нужна чистая вода.

(рассматривание картинок с изображением грязных рек)

- Что же это такое? Какая вода в реке: чистая или грязная? Как вы думаете, кто мог это сделать? (человек)

- Загрязнение воды приводит к тому, что она становится непригодной для питья и жизни животных. Этого нельзя допустить! Ребята, как мы можем охранять наши реки?

- Посмотрите на доску. Что означают эти рисунки? (работа с запрещающими знаками, дети с помощью учителя делают выводы)

Течет река издалека

Течет река, течет река…
Как хорошо, когда река
И широка и глубока!
Над ней - пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей!
(Б.Заходер)

- Как нужно себя вести, чтобы наши реки оставались чистыми и красивыми?

Правила поведения на реке:

Не бросать в воду мусор.

Не оставлять мусор на берегу.

Не мыть в реке машины, мотоциклы, велосипеды (некоторые их части смазаны машинным маслом).

Беречь воду.

Оберегать растения – не рвать кувшинки и любые другие растения.

Оберегать животных – не ловить раков, моллюсков, стрекоз, черепах и других животных.

- Мы составили правила поведения на реках, а теперь сами попробуем нарисовать (раскрасить) знаки, которые показывают, как нужно себя вести.

Заключительная часть

Рефлексия

- На доске вы видите реку. Она чистая и красивая. Нам нужно заселить эту реку рыбками.

Если вам было интересно на уроке, вы запомнили правила поведения на реках и будете стараться их соблюдать – запустите в реку золотую рыбку.

Если у вас что-то не получилось, вы не хотите соблюдать правила поведения и стать друзьями природы – запустите зеленую рыбку.

Итог

- О чем мы говорили сегодня?

- По каким рекам нашего города мы путешествовали?

- Как мы можем сохранить наши реки чистыми?

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода! (Э.Огнецвет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающее занятие кружка "Краеведение" по теме "История моей семьи в истории моего города".

Работаю над разработкой программы и учебно-методического комплекса по краеведению. Хочу поделиться конспектом одного занятия.Это занятие было итоговым в ходе работы над проектом "Судьба моей семь...

Исследовательская работа обучающегося "История моего города в истории моей страны"

Данная исследовательская работа знакомит с историей города Ртищево....

"Вклад моего прадеда в историю моего города". (исследовательский реферат)

Я уверена, что для каждого человека самая близкая история – это жизнь его семьи. У каждой семьи своя собственная история. Вот и в моей семье была история, из которой я узнала о жизни моего праде...

Конспект занятия "Памятники моего города Тобольска"

знакомит учащихся с памятниками, установленными в честь знаменитых людей, проживавших в  городе Тобольске, а также с памятниками, посвященными сказочным персонажам, с их краткой историей и местоп...

Проект «Храмы моего города» (по организации поиска и сбора информации о храмах города Вышний Волочек)

Цель проекта: собрать материал о храмах города Вышний Волочек.Задачи проекта:1.Сбор материала о храмах.2.Повышение престижа у подрастающего поколения к значимости родного города.3.Развитие познаватель...