Проект «Храмы моего города» (по организации поиска и сбора информации о храмах города Вышний Волочек)
проект (4 класс)
Цель проекта: собрать материал о храмах города Вышний Волочек.
Задачи проекта:
1.Сбор материала о храмах.
2.Повышение престижа у подрастающего поколения к значимости родного города.
3.Развитие познавательного интереса обучающихся.
4.Развитие коммуникативных способностей обучающихся.
5.Выяснить историческое значение храмов (изучение документов, беседы с историками и т.д.).
6.Проанализировать и подвести итог работы (оформить презентацию с материалами о храмах).
Планируемый результат:
Главными итогами реализации проекта должно стать: Изготовление обучающимися проектного продукта (фотогалерея с материалами о храмах города Вышний Волочек) с дальнейшим использованием их в воспитательном процессе ОУ.
Позитивная тенденция к увеличению количества воспитанников, включенных в реализацию данного проекта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Вышневолоцкая школа-интернат №2»
Паспорт проекта
«Храмы моего города»
по организации поиска и сбора информации о храмах города Вышний Волочек
Подготовила и провела:
Воробьёва Елена Алексеевна
учитель начальных классов
Вышний Волочек, 2023 год
Паспорт проекта
Название проекта | Проект «Храмы моего города» (по организации поиска и сбора информации о храмах города Вышний Волочек) |
Название организации | государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Вышневолоцкая школа-интернат №2» |
Фактический адрес | Вышний Волочек, ул. Сиверсова д. 75 |
Авторский коллектив | Воробьёва Елена Алексеевна, учитель начальных классов. |
Срок реализации проекта | 2023г. |
Краткое изложение идеи проекта | Цель проекта: собрать материал о храмах города Вышний Волочек. Задачи проекта: 1.Сбор материала о храмах. 2.Повышение престижа у подрастающего поколения к значимости родного города. 3.Развитие познавательного интереса обучающихся. 4.Развитие коммуникативных способностей обучающихся. 5.Выяснить историческое значение храмов (изучение документов, беседы с историками и т.д.). 6.Проанализировать и подвести итог работы (оформить презентацию с материалами о храмах). Планируемый результат: Главными итогами реализации проекта должно стать: Изготовление обучающимися проектного продукта (фотогалерея с материалами о храмах города Вышний Волочек) с дальнейшим использованием их в воспитательном процессе ОУ. Позитивная тенденция к увеличению количества воспитанников, включенных в реализацию данного проекта. |
Актуальность выбранной темы проекта
Наши предки не могли себе представить жизнь без веры, без храма, который являлся для них в буквальном смысле вратами в мир небесный. Храм сопутствовал каждому православному человеку в течение всей его жизни: здесь регистрировались и рождение, и крещение, и упокоение.
Строительство любого города, села или завода сопровождалось возведением церкви. Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение.
Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана.
Храмы на Руси посвящались Христу Спасителю, Богородице или святым. По именованию храма часто получали названия русские города, селения, улицы, дороги.
Храм в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры. Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались скриптории (мастерские по переписке книг), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковно-приходские школы.
Храм всегда был не только местом служения, но и больницей, где излечивались духовные и телесные недуги, и школой, учившей наших прапрадедов не только читать и писать, но и молиться, верить, любить Бога и ближнего.
Актуальность Изучение истории России, культуры нашей страны неразрывно связано с изучением православных святынь, храмов и икон. Каждый из православных храмов имеет свою судьбу, свой неповторимый характер. Храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней красотой, и гармоничным звоном колоколов. В своей проектной работе мы попытались передать красоту православного храма.
В течение нескольких месяцев в ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №2» обучающимися 1 и 4 классов был собран материал о храмах города. Мы считаем, что нам необходимо продолжать начатую работу, которая, по нашему мнению, позволит:
- лучше узнать историю становления города;
- обратить внимание детей, подростков и обучающейся молодежи историческую роль Вышнего Волочка;
- развивать познавательный интерес у детей, подростков и обучающейся молодежи, формировать навыки исследовательской деятельности;
- развивать коммуникативные качества воспитанников при поиске и сборе информации.
Цель проекта: собрать материал о храмах города Вышний Волочек.
Задачи проекта:
1.Сбор материала о храмах.
2.Повышение престижа у подрастающего поколения к значимости родного города.
3.Развитие познавательного интереса обучающихся.
4.Развитие коммуникативных способностей обучающихся.
5.Выяснить историческое значение храмов (изучение документов, беседы с историками и т.д.).
6.Проанализировать и подвести итог работы (оформить презентацию с материалами о храмах).
Планируемый результат:
Главными итогами реализации проекта должно стать: Изготовление обучающимися проектного продукта (фотогалерея с материалами о храмах города Вышний Волочек) с дальнейшим использованием их в воспитательном процессе ОУ.
Позитивная тенденция к увеличению количества воспитанников, включенных в реализацию данного проекта.
Технология реализации проекта
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (январь 2023 г.)
- Осознания актуальности проблемы.
- Создание творческой группы.
Работа творческой группы над созданием проекта «Храмы моего города»:
Практический (февраль 2023 г.)
- Работа творческой группы обучающихся по поиску и сбору информации.
- Оформление проекта и фотогалереи «Храмы моего города».
Итогово-аналитический (март 2023 г.)
- Рефлексия.
- Обобщение работы по реализации проекта.
- Анализ деятельности всех участников проекта.
- Определение проблем, возникших в ходе осуществления проекта и перспективы их разрешения.
План основных мероприятий по реализации проекта:
Сроки | Мероприятия, направление, Деятельность | Ответственные | |
Подготовительный этап | |||
Январь 2023 г | 1.Создание творческой группы по разработке проекта.
3.Анализ имеющихся материалов в школьной библиотеке.
7.Формирование системы взаимодействия и координации действий участников проекта. | Обучающиеся 4 классов, Воробьёва Елена Алексеевна, учитель начальных классов. | |
Первый этап | |||
Январь -Февраль 2023 г. |
2. Работа в архивах, сбор информации в библиотеках, интернете. 3. Работа над созданием проектного продукта. 4.Презентация проекта для обучающихся школы. | Обучающиеся 4 классов, Воробьёва Елена Алексеевна, учитель начальных классов. | |
Второй этап | |||
Февраль 2023 г. |
| Воробьёва Елена Алексеевна, учитель начальных классов. | |
Третий этап | |||
Март 2023 г. |
| Обучающиеся 4 классов, Воробьёва Елена Алексеевна, учитель начальных классов. |
Ресурсное обеспечение. Виды ресурсов.
Информационные ресурсы: материал, собранный творческой группой учащихся, архивы, информация, полученная участниками проекта в ходе исследования в библиотеках и бесед с историками, Интернет – ресурсы.
Человеческие ресурсы: Педагоги и обучающиеся школы-интерната, работники библиотеки, архивные работники, историки, настоятели храмов.
Материально-технические ресурсы: кабинет информатики, медиа проекторы, методические материалы по составлению мультимедийных презентаций, по работе с программами Microsoft Office, Microsoft Office Power Point, цифровой фотоаппарат, домашние цифровые ресурсы.
Управление проектом
Организация управления проектом и контроль над ходом его реализации
Управление деятельностью всех участников проекта выполняет функции:
- информационно-аналитическую;
- планово-прогностическую;
- организационную;
- диагностическую.
Реализация проекта осуществляется через внеурочную работу, сотрудничество с библиотеками. Ответственными за реализацию проекта являются педагоги.
Риски проекта
Цели проекта могут быть частично недостигнуты под влиянием следующих рисков:
Риски проекта | Меры по преодолению |
Организационные: - несознательное отношение к выполнению заданий; - слабая организация отдельных воспитанников; - отсутствие архивных материалов. | Различные методы стимулирования: - создание положительной мотивации; - оказание методической помощи; - поиск дополнительных ресурсов; - беседы – разъяснения (руководителя проекта с членами семьи «О значимости данного проекта в воспитательной деятельности подрастающего поколения»). |
Социальная оценка проекта
Социальная оценка проекта может быть дана:
- семьями учащихся;
- педагогическим коллективом;
- другими представителями общественности.
Проект.
Когда-то Вышний Волочёк удивлял приезжих не только сходством с далёкой Венецией и нашей северной столицей, но и своими храмами, монастырями. В конце XIX - начале XX века город украшали шесть церквей, несколько часовен, а в близлежащих окрестностях действовали два монастыря – мужской и женский.
Сегодня в Вышнем Волочке сохранилась лишь одна церковная постройка XVIII века – Преображенский кладбищенский храм. Освящён он был к 1783 году (в разных источниках даты расходятся). Престол верхнего этажа посвящался Преображению Господню, нижний – пророку Илие.
Одной из главных достопримечательностей Вышнего Волочка считается Казанский женский монастырь. Свою летопись он ведёт с 1872 года. Сегодня монастырь возвращен к жизни. После долгих лет бездействия он вновь стал одним из важных духовных центров России.
Цель проекта: собрать материал о храмах города Вышний Волочек.
Задачи проекта:
1.Сбор материала о храмах.
2.Повышение престижа у подрастающего поколения к значимости родного города.
3.Развитие познавательного интереса обучающихся.
4.Развитие коммуникативных способностей обучающихся.
5.Выяснить историческое значение храмов (изучение документов, беседы с историками и т.д.).
6.Проанализировать и подвести итог работы (оформить презентацию с материалами о храмах).
Планируемый результат:
Главными итогами реализации проекта должно стать: Изготовление обучающимися проектного продукта (фотогалерея с материалами о храмах города Вышний Волочек) с дальнейшим использованием их в воспитательном процессе ОУ.
Позитивная тенденция к увеличению количества воспитанников, включенных в реализацию данного проекта.
Идут годы город меняет свой облик до неузнаваемости. Все рушится, а молодое поколение всё реже и реже интересуется своими предками и историей.
Кто же может рассказать нынешним мальчишкам и девчонкам о том, какой был город раньше, зачем возводили храмы?
Храм святителя Николая Чудотворца (Вышний Волочек) построен в 1883 году как Николо-Александровская часовня при Николо-Столпенской пустыни на средства купчихи Анны Яковлевны Жабинской. В 1886 году часовня была перестроена в церковь и освящена.
В настоящее время в храме регулярно проводятся богослужения по воскресным дням, а также в праздники, которые приходятся на другие дни седмицы; совершаются Таинства Крещения и Венчания, служатся заказные молебны, отпевания.
Храм Преображения Господня
Несмотря на значительные переделки и искажения, Преображенская церковь представляет интерес как наиболее ранняя сохранившаяся культовая постройка в городе. Расположена в центре кладбища, на вершине небольшого холма. Многие годы храм стоял разрушенным.
12 апреля 2017 года в день Святой Пасхи в Преображенском храме на Пятницком кладбище прошел первый в новейшей истории пасхальный крестный ход. На него собрались жители города, а так же участники возрождения храма. Последний крестный ход здесь был на Пасху 1946 г.
К началу июня завершены работы по покрытию шатра на храме. Это удалось сделать силами многочисленных благотворителей из Вышнего Волочка, Новосибирска и других городов России.
Александра Невского (памяти Казанского собора) часовня-памятник.
В сентябре 2014 года начались работы по изготовлению часовни-памятника на месте часовни Святого благоверного князя Александра Невского на пересечении Казанского проспекта Вышнего Волочка и Екатерининской улицы. 11 октября был залит фундамент для часовни. 22-ого октября первая часовня-памятник в честь Александра Невского поднялась аккурат между историческими местами колокольни Казанского собора и каменной Александро-Невской часовни. Освящение состоялось 4 ноября. Вышний Волочек - Александровская часовня
Около колокольни Казанского собора в 1867 г. поставили часовню Александра Невского в память о спасении Александра II при покушении 4 апреля 1866 г. Кирпичное восьмиугольное сооружение с пологой шатровой кровлей и главкой характерно для периода эклектики. Вход на северном фасаде выделялся перспективным порталом с полукруглым архивольтом. Четыре широкие грани, расположенные по странам света, завершались щипцовыми фронтонами с прямоугольным подвышением и главкой. Часовня была приписана к Казанскому собору в ограде которого и находилась, до наших дней не сохранилась.
Андронниковой Божией Матери собор Казанского монастыря
К концу XIX века Казанская обитель имела уже до 700 сестер и была вполне благоустроена. Только теплый храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери, существовавший еще при утверждении первоначальной обшины, хотя и расширенный впоследствии, стал теперь слишком мал и тесен для такой многочисленной обители. Поэтому в 1897 году м. Досифея и м. Макария просили у архиепископа Димитрия разрешения на постройку каменного трехпрестольного теплого храма с главным престолом в честь святыни обители - древней чудотворной иконы Божией Матери Андрониковой.
В конце 1990 года уцелевшие постройки и земли монастыря вернули Русской Православной Церкви и с этого момента началось возрождение Казанского монастыря.
За это время были восстановлены главы собора и проведен ремонт.
Богоявленская церковь (Богоявленский собор)
Словно благословляя своим присутствием древний водный путь, отражается в цнинских водах Богоявленский собор. Расположенный в самом центре Вышнего Волочка, в кольце, образованном быстротечной Цной и Обводным каналом, он и сам является как бы островком Небесного Царства на Вышневолоцкой земле.
Вышний Волочек - Веры, Надежды, Любви и матери их Софии часовня Казанского монастыря
Рядом с Казанским собором над могилой бложенной старицы Любушки (1912-1997) в 1999 году была освящена часовня во имя Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Здесь в 2000 году нашла упокоение другая старица М.И. Матукасова из Оптиной пустыни. Поклониться праху блаженных стариц сюда приезжает множество паломников со всей России.
Вышний Волочек - Ефрема Сирина и Неонилы надвратная церковь
Казанского монастыря
В 1883 - 1888 гг. Ефрем и Неонила Сивохины на собственные средства выстроили колокольню с часами и храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы.
Вышний Волочек - Ильи и Пантелеймона домовая церковь Казанского монастыря
Устройство больничного корпуса в обители составляло последнюю предсмертную заботу Е.Н. Сивохина. Здесь предполагалось помещать больных из монашествуюших и престарелых, неспособных по слабости сил к послушаниям.
Вышний Волочек - Казанский летний собор
Ядром планировки Вышнего Волочка в конце XIIV - начале XIIIV веков служила просторная площадь, по форме близкая квадрату и примерно соответствующая южной половине нынешней центральной площади города.
К сожалению, территория кладбища и места Казанского собора до сих пор используется под стоянку автомашин у здания суда, а на месте алтаря собора и соборной колокольни расположен памятник В.И. Ленину и капсула с посланием комсомольцев своим потомкам, которую надлежало вскрыть в 2000 году. Поклонный крест, установленный не на месте собора, а в стороне от него, ближе к торговым рядам почти не виден из-за кустов, которые обильно разрослись во внутреннем каре разрушающегося комплекса торговых рядов.
Вышний Волочек - Часовня-памятник отцам-основателям и архитекторам города
21 сентября 2017 год в день Рождества Пресвятой Богородицы в Вышнем Волочке состоялось знаменательное событие - открытие часовни-памятника отцам-основателям и архитекторам города. Уникальный памятник создан силами потомков жителей Вышнего Волочка.
Заключение.
В результате проведенной работы цель и задачи исследования, на наш взгляд, были достигнуты. Была собрана достаточная информация о храмах города. К сожалению, не обо всех сохранилась информация.
Мы поняли, что история родного города очень интересна. Жизнь православного человека неотрывно связан с храмом: от крещения до кончины. Наши предки среди трудов и житейских нужд глубоко чтили храм Божий, помня заповедь Спасителя: ищите Царства небесного и правды его, и это все приложится вам. Православный христианин чтит храм потому, что «место это свято».
Список литературы.
По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.
По материалам сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево.
По материалам странички Дениса Ивлева и групп в Контакте ТВЕРСКИЕ СВОДЫ и Православный Вышний Волочёк.
Анна РАЙКОВА. Вышневолоцкая Правда № 45. 12 ноября 2014 г.
По материалам официального сайта Тверской епархии.
РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2041. Л. 14-16; Генеральное соображение по Тверской губернии. Тверь. 1873. С. 89; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь. 1901. С. 201; Города Тверской области: Историко-архитектурные очерки (ХI-начало ХХ века / Редактор-составитель Г.К. Смирнов. СПб., 2000. Вып. 1. С. 131.
По материалам статьи Дениса Ивлева "История Русской Православной церкви в Вышнем Волочке. 1750-1840 гг." с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево, материалам изданий: Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002., Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013. и материалам сайта Тверские своды.
По материалам изданий: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерсива культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. Тверь, 1915.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по кубановедению: « Свято-Покровский храм города Апшеронска».
Цель:- Познакомить учащихся с историей возникновения Свято-Покровского Храма. Помочь осознать значимость материала, развивать творческие способности, умение выделять главное в познавательн...
Презентация к проетно-исследовательской работе "Что мы знаем о храмах города Каширы и Каширского района?"
Презентация для проектно-исследовательской работы "Что мы знаем о храмах города Каширы и Каширского района?"....
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/01/picture-36639-1733077347.jpg)
Храмы-памятники города Воронежа.
Небольшая презентация в которой показаны храмы Воронежа.К урокам ОПК в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/01/picture-134824-1351742855.jpg)
Социальный проект "Храм нашего города"
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное образование и воспитание школьников, которое направлено на усвоение нравственных ценностей, обеспечивающих общес...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/07/picture-863141-1481059355.jpg)
«Православные Храмы города Мурманска»
Актуальность внеурочной деятельности по курсу «Основ религиозных культур и светской этики» заключается в том, что она позволяет:- получить первоначальное...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/21/picture-611112-1426941834.jpg)
Проект по ОРКСЭ "Православные Храмы города Кубинки"
Познакомить учащихся с православными храмами своего города. Историей, внешним и внутренним устройством, церковным этикетом....