Календарно-тематическое планирование для учащихся с ЗПР,вариант 7.1, 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс)
КТП для учащихся 2 класса с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП 2 класс ЗПР | 38.17 КБ |
Дидактический материал к КТП 2 класс для ЗПР | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя –дефектолога по программе для детей с ЗПР, вариант 2 класс
Тематическое планирование
№ недели | Тема | Лексический материал |
I четверть | ||
1 неделя | Обследование уровня развития психических процессов. | |
2 неделя | Обследование уровня развития психических процессов. | |
3 неделя | Тема «Осень. Приметы осени» | Тема «Осень. Приметы осени» Наступление осени. Определение продолжительности дня и ночи. Сезонные изменения в природе. Определение того, что происходит с растениями. Поведение птиц и животных. Природные явления. Запомни и повтори: дождь, ветер, холодный ветер, листья, желтая трава, зелёные ёлки, земля, на землю. |
4 неделя | Тема «Осень. Приметы осени» | Тема «Осень. Приметы осени» Наступление осени. Определение продолжительности дня и ночи. Сезонные изменения в природе. Определение того, что происходит с растениями. Поведение птиц и животных. Природные явления. Запомни и повтори: дождь, ветер, холодный ветер, листья, желтая трава, зелёные ёлки, земля, на землю. |
5 неделя | Тема «Фрукты» | Тема «Фрукты» Названия фруктов. Определение того, где растут фрукты. Покажи апельсин (грушу, яблоко…). Вот лимон (виноград, слива…). Запоминание и воспроизведение ряда предметов. Определение единственного и множественного числа предметов. Словарный запас: яблоко – яблоки, груша – груши, апельсин, лимон, виноград, слива, фрукты, растут. |
6 неделя | Тема «Овощи» | Тема «Овощи» Названия овощей. Определение того, где и как растут овощи. Покажи помидор (огурец, морковь…). Вот картофель (свёкла, перец…). Запоминание и воспроизведение ряда предметов. Определение единственного и множественного числа предметов. Словарный запас: помидор – помидоры, огурец – огурцы, перец, морковь, свёкла, баклажан, овощи, растут. |
7 неделя | Тема "Дифференциация фрукты-овощи" | Тема «Овощи. Фрукты» Обобщение понятий – овощи, фрукты, огород, урожай, грядка, плодовые деревья, фруктовые деревья. Название овощей, фруктов. Особенности внешнего вида, цвет, форма, величины, вкусовые особенности и варианты употребления в пищу. Расширение словарного запаса. Развитие мышления (определение действий, функций и признаков предметов). Развитие памяти, воображения. Воспроизведение последовательности предметного ряда. |
II четверть | ||
8 неделя | Тема «Овощи. Фрукты» | Повторение. Тема «Овощи. Фрукты» Обобщение понятий – овощи, фрукты, огород, урожай, грядка, плодовые деревья, фруктовые деревья. Название овощей, фруктов. Особенности внешнего вида, цвет, форма, величины, вкусовые особенности и варианты употребления в пищу. Расширение словарного запаса. Развитие мышления (определение действий, функций и признаков предметов). Развитие памяти, воображения. Воспроизведение последовательности предметного ряда. |
9 неделя | Тема «Посуда» | Тема «Посуда» Обобщающее понятие «посуда». Названия предметов посуды и их назначение. Детали посуды. Классификация посуды (столовая, кухонная, чайная). Материал для изготовления посуды. Развитие мышления (определение действий, функций, назначения и признаков предметов посуды). Развитие памяти, воображения. Воспроизведение последовательности предметного ряда. |
10 неделя | Тема «Продукты» | Тема «Продукты» Обобщение и закрепление понятий «еда», «пища», «продукты». Классификация продуктов: молочные, мясные, рыбные, хлебобулочные, овощные, завтрак, обед, ужин, полдник – утром, днем, вечером. Развитие мышления (определение действий, функций, назначения и признаков продуктового ряда). Развитие внимания, памяти, воображения. Воспроизведение последовательности предметного ряда. |
11 неделя | Тема «Одежда» | Тема «Одежда» Обобщение и закрепление понятия «(предметы одежды», из классификация и назначение. Название предметов одежды, Детали одежды (воротник, карман, манжет, молния, пуговица) Одежда для мальчиков и девочек, сезонные различия одежды. Развитие мышления (определение действий, функций, назначения и признаков предметов одежды). Развитие памяти, воображения. Воспроизведение последовательности предметного ряда. |
12 неделя | Тема «Обувь» | Тема «Обувь» Обобщение и закрепление понятия «предметы обуви», из классификация и назначение. Название предметов обуви, Детали обуви (голенище, подошва, каблук, шнурки, молния, пряжки). Обувь для мальчиков и девочек, сезонные различия обуви. Развитие мышления (определение действий, функций, назначения и признаков предметов обуви). Развитие памяти, воображения. Воспроизведение последовательности предметного ряда. |
13 неделя | Тема «Домашние животные» | Тема «Домашние животные» Обобщение и закрепление понятия «домашние животные», корова, кошка, собака, … Особенности внешнего вида, величина, цвет шерсти, особенности частей тела повадки животных, способы передвижения. Названия детенышей животных, звукоподражание, название жилища. Развитие мышления (определение действий, особенностей внешнего вида и функций домашних животных). Развитие памяти, воображения. Воспроизведение последовательности предметного ряда. |
14 неделя | Тема «Домашние птицы» | Тема «Домашние птицы» Обобщающее понятие «домашние птицы», утка, курица, … Дифференцировать с домашними животными Особенности внешнего вида, величина, цвет перьев, особенности частей тела, повадки, способы передвижения. Названия детенышей, звукоподражание, название жилища. Развитие мышления (определение действий, особенностей внешнего вида и функций домашних птиц). Развитие памяти, воображения. Воспроизведение последовательности предметного ряда |
15 неделя | Тема «Зимующие птицы» | Тема «Зимующие птицы» Обобщение и закрепление понятий «зимующие птицы». Дифференциация зимующих птиц с домашними. Определение причин зимовки птиц. Развитие мышления (особенности внешнего вида, величина, цвет перьев, особенности частей тела, повадки, способы передвижения). Развитие памяти (названия детенышей, звукоподражание, название жилища). Забота о птицах в зимнее время (кормушки). Развитие воображения. |
III четверть | ||
16 неделя | Тема «Зима. Зимние забавы» | Тема «Зима. Зимние забавы» Повторение и закрепление знаний о временах года. Соседи зимы. Приметы зимы в погоде, в природе (живой, неживой). Расширение словарного запаса. Развитие мышления (приметы, признаки зимы, действия людей зимой, забавы и развлечения детей). Развитие памяти (названия месяцев, действий, сезонных примет, названий действий). Развитие воображения, пространственных представлений. |
17 неделя | Тема «Новый год» | Тема «Новый год» Расширение представлений о празднике, особенности и традиции праздника (дед Мороз, елка, Снегурочка, подарки, маски, костюмы, карнавал). Расширение словарного запаса (стихи, загадки). Развитие умения употреблять предлоги в, на, под, у. Развитие мышления (приметы, признаки (праздничный, нарядный, новогодний, веселый), действия (поздравлять, веселиться, дарить, танцевать)). Развитие памяти (названия праздника, забавы). Развитие воображения, пространственных представлений. |
18 неделя | Тема «Город» | Тема «Город» Обобщение и закрепление названия местности, в которой ребенок живёт (название города, посёлка, деревни, села и т.д.). Достопримечательности своей местности (улица, площадь, парк, школа, магазин, детский сад, больница, автобус, машина), признаки (чистый, красивый, молодой, современный, любимый, тихий). Название домашнего адреса (улица, дом, квартира). Профессии жителей города (нефтяник, строитель и т.д.). Места для отдыха, учебы. Транспорт города. Расширение словарного запаса (стихи о своем городе). Развитие пространственных представлений, ориентировки на местности. Развитие мышления. Развитие памяти (названия местности, домашнего адреса). Развитие воображения. |
19 неделя | Тема «Мой дом. Как строят дома» | Тема «Мой дом. Как строят дома» Расширение и обобщение понятий о том, кто строит дома, из чего и как их строят, где находится дом (в городе или в деревне), части дома, описание своего дома. Расширение словарного запаса (строители, стены, окна, фундамент, крыша, этажи, подъезды). Составление описательного рассказа о доме. Развитие пространственных представлений, ориентировки в своей квартире. Развитие мышления (признаки: высокий, низкий, одноэтажный, многоэтажный, деревянный, кирпичный, каменный, высотный, стеклянное….; действия: строить, красить, стеклить, белить, ремонтировать,…). Развитие памяти (названия предметов ежедневного обихода, домашнего адреса). Развитие воображения. |
20 неделя | Тема «Бытовые приборы» | Тема «Бытовые приборы» Обобщение и закрепление понятия «бытовые приборы». Классификация – бытовые приборы для кухни, гостиной, спальни, ванной, что служит питанием для приборов, где живет электричество, части электроприборов, Расширение словарного запаса (названия бытовых приборов в единственном и множественного числе). Развитие мышления (признаки: электрический, необходимый, нужный, сломанный…; действия: пылесосит, сверлит, гладить, показывает, играет, работает, светит, морозит, греет,…). Развитие памяти (названия бытовых приборов). Развитие воображения ( предназначение, функции бытовых приборов). |
21 неделя | Тема «Мебель» | Тема «Мебель» Обобщение и закрепление понятия «мебель». Назначение предметов мебели, материал для изготовления мебели. Место изготовления и продажи. Части мебели. Расширение словарного запаса (названия предметов мебели названия в единственном и множественного числе; образование уменьшительно-ласкательных существительных, относительных прилагательных, употребление предлогов на, около, под, из, из-под, из-за). Развитие мышления (признаки: деревянная, круглый, удобный, мягкий, уютный, высокий,…; действия: сидеть, лежать, отдыхать, заправлять, продавать покупать.…). Развитие памяти (названия предметов мебели). Развитие воображения (предназначение, функции предметов мебели). |
22 неделя | Тема «Дикие животные севера» | Тема «Дикие животные севера» Обобщение и закрепление понятия «дикие животные севера», место их проживания. Особенности внешнего вида, величина, цвет шерсти, особенности частей тела. повадки животных, способы передвижения. Названия детенышей животных, звукоподражание, название жилища. Расширение словарного запаса (названия животных и их частей тела (голова, хвост, …), север, льдина, ласты; признаки: пушистый, зубастый, белый, толстокожий...). Употребление предлогов в, с, под, около, на. Развитие мышления (отличительные признаки; действия: спит, бегает, плавает, охотится,…). Развитие памяти (названия животных севера). Развитие воображения. |
23 неделя | Тема «Дикие животные юга» | Тема «Дикие животные юга» Обобщение и закрепление понятия «дикие животные юга», место их проживания. Особенности внешнего вида, величина, цвет шерсти, особенности частей тела, повадки животных, способы передвижения. Названия детенышей животных, звукоподражание, название жилища. Расширение словарного запаса (названия животных и их частей тела (голова, хвост, …), юг, Африка, джунгли, хобот). Употребление предлогов в, с, под, около, на. Развитие мышления (отличительные признаки: пушистый, полосатый, ловкий, пятнистый, зубастый.; действия: спит, заготавливает, бегает, скачет,…). Развитие памяти (названия животных юга). Развитие воображения. |
24 неделя | Тема «Дикие животные леса» | Тема «Дикие животные леса» Обобщение и закрепление понятия «дикие животные леса», место их проживания. Особенности внешнего вида, величина, цвет шерсти, особенности частей тела, повадки животных, способы передвижения. Названия детенышей животных, звукоподражание, название жилища. Расширение словарного запаса (названия животных и их частей тела (голова, хвост, …). Употребление предлогов в, с, под, около, на. Развитие мышления (отличительные признаки: пушистый, косолапый, неуклюжий, зубастый; действия: : спит, заготавливает, бегает, …). Развитие памяти (названия животных леса). Развитие воображения. |
25 неделя | Повторение. Тема "Животные". | Повторение. Тема "Животные". Обобщение и закрепление понятия «дикие животные», место их проживания. Особенности внешнего вида, величина, цвет шерсти, особенности частей тела, повадки животных, способы передвижения. Названия детенышей животных, звукоподражание, название жилища. Расширение словарного запаса (названия животных и их частей тела (голова, хвост, …). Употребление предлогов в, с, под, около, на. Развитие мышления (отличительные признаки: пушистый, косолапый, неуклюжий, зубастый; действия: : спит, заготавливает, бегает, …). Развитие памяти (названия животных леса). Развитие воображения. |
IV четверть | ||
26 неделя | Тема «Весна» | Тема «Весна» Повторение времен года. Соседи весны. Приметы весны в погоде, в природе (живой, неживой). Весенние праздники. Расширение словарного запаса (названия животных и их частей тела (голова, хвост, …). Употребление предлогов в, с, под, около, на. Развитие мышления (признаки: весенней, теплый, приятный, ранний, солнечный, …; действия: : тает, бежит, журчит, цветет, прилетают, бегут, …). Развитие памяти (названия весенних месяцев). Развитие воображения. Дидактическая игра: «Назови наоборот», «Мало-много». |
27 неделя | Тема «Перелетные птицы» | Тема «Перелетные птицы» Обобщение и закрепление понятия «перелетные птицы». Развитие умения дифференцировать перелётных птиц с домашними, зимующими. Определение причин отлета и прилета птиц. Расширение словарного запаса (названия детенышей в единственном и множественном числе, звукоподражание, название жилища.…). Употребление предлогов с, под, около, на, в. Развитие памяти: названия птиц, птенцов и их частей тела; особенности внешнего вида, величина, цвет перьев, особенности частей тела, повадки, способы передвижения. Развитие внимания: Развитие мышления (признаки: перелетные, весенний; действия: летят, кричат, радуются, строят, …). |
28 неделя | Тема «Транспорт» | Тема «Транспорт» Обобщение и закрепление понятия «транспорт». Наименование транспорта. Классификация – наземный, водный, воздушный, подземный. Части транспорта, правила дорожного движения, правила поведения на дороге и в транспорте. Расширение словарного запаса (названия предметов по теме, профессии, части, (бензин, ток, пассажир), .…). Употребление предлогов из, по, около, через, в. Развитие памяти: названия, виды транспорта. Развитие внимания, мышления (признаки: грузовой, легковой, пассажирский, воздушный; действия: ехать, водить, делать, грузить, заводить , переходить, …). |
29 неделя | Тема «Транспорт» | Тема «Транспорт» Обобщение и закрепление понятия «транспорт». Наименование транспорта. Классификация – наземный, водный, воздушный, подземный. Части транспорта, правила дорожного движения, правила поведения на дороге и в транспорте. Расширение словарного запаса (названия предметов по теме, профессии, части, (бензин, ток, пассажир), .…). Употребление предлогов из, по, около, через, в. Развитие памяти: названия, виды транспорта. Развитие внимания, мышления (признаки: грузовой, легковой, пассажирский, воздушный; действия: ехать, водить, делать, грузить, заводить , переходить, …). |
30 неделя | Тема «Профессии» | Тема «Профессии» Обобщение и закрепление понятия «профессии». Названия профессий. Для чего они нужны? Кем хотите стать? Какие инструменты нужны для работы? Расширение словарного запаса (названия предметов по теме, профессии, части, (бензин, ток, пассажир), .…). Употребление предлогов из, по, около, через, в. Развитие памяти: названия профессий. Развитие внимания, мышления (признаки: работящие, заботливые, трудолюбивые, ленивые, добрые, смелые, старательные, аккуратные; действия: работают, строят, воспитывают, тушат, учат, лечат,…….). |
31 неделя | Тема «Насекомые» | Тема «Насекомые» Обобщение и закрепление понятия «насекомые». Названия насекомых. Особенности внешнего вида, величина, части тела, окраска, особенности передвижения, звукоподражания. Расширение словарного запаса (названия насекомых, частей тела). Употребление предлогов под, на, в. Развитие памяти: названия насекомых, их части тела; особенности внешнего вида, величина, цвет, строение, способы передвижения. Развитие внимания, мышления (признаки: полезный, вредный, красивый, маленький, легкий; действия: летает, жужжит, звенит, стрекочет, собирает, уничтожает, кусается…). |
32 неделя | Тема «Лето» | Тема «Лето» Обобщение и закрепление знаний по теме «лето». Названия месяцев. Повторение времен года. Соседи лета. Приметы лета в погоде, в природе (живой, неживой). Развитие памяти: названия летних месяцев, их очерёдность. Развитие внимания, мышления (признаки: летний, теплый, жаркий, солнечный, зеленый, цветущий; действия: цветет, пахнет, растет, жужжат, поют,…). |
33 неделя | Диагностика уровня развития познавательных процессов. | |
34 неделя | Диагностика уровня развития познавательных процессов. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание работы | |
Коррекционные задачи | Виды работ, игры и упражнения | |||
I четверть | ||||
1 неделя | Обследование уровня развития психических процессов. | Первичное обследование уровня развития внимания, памяти, мышления. | Индивидуальная диагностика | |
Обследование уровня развития психических процессов. | Первичное обследование уровня развития внимания, памяти, мышления. | Фиксирование результатов обследования. | ||
2 неделя | Диагностика уровня развития познавательных процессов. | Первичное обследование уровня развития познавательных процессов. | Индивидуальная диагностика | |
Диагностика уровня развития познавательных процессов. | Первичное обследование уровня развития познавательных процессов. | Фиксирование результатов обследования. | ||
3 неделя | Тема «Осень. Приметы осени». | Наступление осени. Определение продолжительности дня и ночи. Сезонные изменения в природе. Определение того, что происходит с растениями. Поведение птиц и животных. Природные явления. Запомни и повтори: дождь, ветер, холодный ветер, листья, желтая трава, зелёные ёлки, земля, на землю. | Дид. игра «Звуки природы осенью». | |
Ориентировка на листе бумаги и в пространстве. | Развитие пространственных представлений через умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги посредством закрепления понятий «вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади». |
| ||
4 неделя | Тема «Осень. Приметы осени». | Наступление осени. Определение продолжительности дня и ночи. Сезонные изменения в природе. Определение того, что происходит с растениями. Поведение птиц и животных. Природные явления. Запомни и повтори: дождь, ветер, холодный ветер, листья, желтая трава, зелёные ёлки, земля, на землю. | Дид. игра «Звуки природы осенью». | |
Рисование узоров, элементов букв и цифр. | Развитие навыка одновременно проводить вертикальные и наклонные линии. Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем узоров, элементов букв и цифр. |
| ||
5 неделя | Тема «Фрукты» | Названия фруктов. Определение того, где растут фрукты. Покажи апельсин (грушу, яблоко…). Вот лимон (виноград, слива…). Запоминание и воспроизведение ряда предметов. Определение единственного и множественного числа предметов. | Словарный запас: яблоко – яблоки, груша – груши, апельсин, лимон, виноград, слива, фрукты, растут. | |
Работа в прописях. | Развитие умения работать с формой буквы. Рисование фигур, букв и цифр в воздухе. Развитие памяти и зрительного внимания. Развитие слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов. |
| ||
6 неделя | Тема «Овощи» | Названия овощей. Определение того, где и как растут овощи. Покажи помидор (огурец, морковь…). Вот картофель (свёкла, перец…). Запоминание и воспроизведение ряда предметов. Определение единственного и множественного числа предметов. | Словарный запас: помидор – помидоры, огурец – огурцы, перец, морковь, свёкла, баклажан, овощи, растут. | |
Работа в прописях. | Формирование каллиграфического путём написания прописных и строчных букв, написания их в слоги. Развитие зрительной памяти и внимания путём написания графических диктантов (точечных). |
| ||
7 неделя | Тема «Овощи. Фрукты» Обобщение понятий – овощи, фрукты, огород, урожай, грядка, плодовые деревья, фруктовые деревья. Название овощей, фруктов. Особенности внешнего вида, цвет, форма, величины, вкусовые особенности и варианты употребления в пищу. Расширение словарного запаса. Развитие мышления (определение действий, функций и признаков предметов). Развитие памяти, воображения. Воспроизведение последовательности предметного ряда. | |||
Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. | Закрепление знаний алфавита. Упражнения в изменении смысла слов (прут-пруд и т.д.). Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда звуков и букв, расположенных в определенном порядке. |
| ||
II четверть | ||||
8 неделя | Тема «Овощи. Фрукты» | Обобщение понятий – овощи, фрукты, огород, урожай, грядка, плодовые деревья, фруктовые деревья. Название овощей, фруктов. Особенности внешнего вида, цвет, форма, величины, вкусовые особенности и варианты употребления в пищу. Расширение словарного запаса. Развитие мышления (определение действий, функций и признаков предметов). Развитие памяти, воображения. | Воспроизведение последовательности предметного ряда. | |
Обозначение звуков буквами. | Упражнять в умении обозначать звуки буквами. Формировать графические умения. Закрепление умения производить простой фонематический анализ конкретного слова. |
| ||
9 неделя | Тема «Посуда» | Обобщающее понятие «посуда». Названия предметов посуды и их назначение. Детали посуды. Классификация посуды (столовая, кухонная, чайная). Материал для изготовления посуды. Развитие мышления (определение действий, функций, назначения и признаков предметов посуды). Развитие памяти, воображения. | Воспроизведение последовательности предметного ряда. | |
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. | Формирование умения правильно находить заданную орфограмму, правильно подбирать проверочное слово. |
| ||
10 неделя | Тема «Продукты» | Обобщение и закрепление понятий «еда», «пища», «продукты». Классификация продуктов: молочные, мясные, рыбные, хлебобулочные, овощные, завтрак, обед, ужин, полдник – утром, днем, вечером. Развитие мышления (определение действий, функций, назначения и признаков продуктового ряда). Развитие внимания, памяти, воображения. | Воспроизведение последовательности предметного ряда. | |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы. | Упражнять в правописании парных согласных в корне слова. Развитие слухового внимания, зрительной памяти. |
| ||
11 неделя | Тема «Одежда» | Обобщение и закрепление понятия «(предметы одежды», из классификация и назначение. Название предметов одежды, Детали одежды (воротник, карман, манжет, молния, пуговица). Одежда для мальчиков и девочек, сезонные различия одежды. Развитие мышления (определение действий, функций, назначения и признаков предметов одежды). Развитие памяти, воображения. | Воспроизведение последовательности предметного ряда. | |
Упражнения в написании сочетаний ЧК, ЧН. | Упражнять в правописании сочетаний букв ЧК, ЧН. Развитие слухового внимания, зрительной памяти. Развитие умения правильно находить заданную орфограмму. |
| ||
12 неделя | Тема «Обувь» | Обобщение и закрепление понятия «предметы обуви», из классификация и назначение. Название предметов обуви, Детали обуви (голенище, подошва, каблук, шнурки, молния, пряжки). Обувь для мальчиков и девочек, сезонные различия обуви. Развитие мышления (определение действий, функций, назначения и признаков предметов обуви). Развитие памяти, воображения. | Воспроизведение последовательности предметного ряда. | |
Упражнения в написании орфограмм ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | Упражнять в правописании орфограмм ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Развитие слухового внимания, зрительной памяти. Развитие умения правильно находить заданную орфограмму. |
| ||
13 неделя | Тема «Домашние животные» | Обобщение и закрепление понятия «домашние животные», корова, кошка, собака, … Особенности внешнего вида, величина, цвет шерсти, особенности частей тела повадки животных, способы передвижения. Названия детенышей животных, звукоподражание, название жилища. Развитие мышления (определение действий, особенностей внешнего вида и функций домашних животных). Развитие памяти, воображения. | Воспроизведение последовательности предметного ряда. | |
Правописание собственных имён существительных. | Упражнять в правописании собственных имён существительных. Развитие умения раскладывать слова по группам, схемам. |
| ||
14 неделя | Тема «Домашние птицы» | Обобщающее понятие «домашние птицы», утка, курица, … Дифференцировать с домашними животными Особенности внешнего вида, величина, цвет перьев, особенности частей тела, повадки, способы передвижения. Названия детенышей, звукоподражание, название жилища. Развитие мышления (определение действий, особенностей внешнего вида и функций домашних птиц). Развитие памяти, воображения. | Воспроизведение последовательности предметного ряда. | |
Одушевлённые и неодушевлённые предметы. | Упражнять в определении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Развитие слуховой и зрительной памяти. Развитие умения выполнять последовательность действий по инструкции учителя-дефектолога, умения работать с карточкой. Коррекция и развитие психических процессов. |
| ||
15 неделя | Тема «Зимующие птицы» | Обобщение и закрепление понятий «зимующие птицы». Дифференциация зимующих птиц с домашними. Определение причин зимовки птиц. Развитие мышления (особенности внешнего вида, величина, цвет перьев, особенности частей тела, повадки, способы передвижения). Развитие памяти (названия детенышей, звукоподражание, название жилища). Забота о птицах в зимнее время (кормушки). Развитие воображения. | Изготовление кормушки для птиц. | |
Слова-признаки. | Упражнять в умении определять по вопросам слова, обозначающие признаки (прилагательные). Развитие умения раскладывать слова по группам, схемам. |
| ||
III четверть | ||||
16 неделя | Тема «Зима. Зимние забавы» | Повторение и закрепление знаний о временах года. Соседи зимы. Приметы зимы в погоде, в природе (живой, неживой). Расширение словарного запаса. Развитие мышления (приметы, признаки зимы, действия людей зимой, забавы и развлечения детей). Развитие памяти (названия месяцев, действий, сезонных примет, названий действий). Развитие воображения, пространственных представлений. | Рисование сюжетной картины «Зимние забавы». | |
Нумерация. Устный счёт. Состав чисел. | Развивать умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20, опираясь на знание состава чисел. Развитие вычислительных навыков, внимания, памяти, мышления. |
| ||
17 неделя | Тема «Новый год» | Расширение представлений о празднике, особенности и традиции праздника (дед Мороз, елка, Снегурочка, подарки, маски, костюмы, карнавал). Расширение словарного запаса (стихи, загадки). Развитие умения употреблять предлоги в, на, под, у. Развитие мышления (приметы, признаки (праздничный, нарядный, новогодний, веселый), действия (поздравлять, веселиться, дарить, танцевать)). Развитие памяти (названия праздника, забавы). Развитие воображения, пространственных представлений. | Закрепление понятий о традициях новогоднего праздника. | |
Сравнение числовых выражений. | Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа. Закрепление вычислительных навыков и навыков устного счёта, умения сравнивать числа. |
| ||
18 неделя | Тема «Город» | Обобщение и закрепление названия местности, в которой ребенок живёт (название города, посёлка, деревни, села и т.д.). Достопримечательности своей местности (улица, площадь, парк, школа, магазин, детский сад, больница, автобус, машина), признаки (чистый, красивый, молодой, современный, любимый, тихий). Название домашнего адреса (улица, дом, квартира). Профессии жителей города (нефтяник, строитель и т.д.). Места для отдыха, учебы. Транспорт города. Развитие пространственных представлений, ориентировки на местности. Развитие мышления. Развитие памяти (названия местности, домашнего адреса). Развитие воображения. | Расширение словарного запаса (стихи о своем городе). | |
Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел. | Развитие навыков устного счёта и решения примеров типа 36+2, 36+20. Развитие памяти, внимания, мышления посредством выполнения устных вычислений. Развитие умения анализировать заданное число, умения устанавливать отношение «часть-целое». | Дидактические игры «Устный счёт», «Домино». | ||
19 неделя | Тема «Мой дом. Как строят дома» | Расширение и обобщение понятий о том, кто строит дома, из чего и как их строят, где находится дом (в городе или в деревне), части дома, описание своего дома. Расширение словарного запаса (строители, стены, окна, фундамент, крыша, этажи, подъезды). Развитие пространственных представлений, ориентировки в своей квартире. Развитие мышления (признаки: высокий, низкий, одноэтажный, многоэтажный, деревянный, кирпичный, каменный, высотный, стеклянное….; действия: строить, красить, стеклить, белить, ремонтировать,…). Развитие памяти (названия предметов ежедневного обихода, домашнего адреса). Развитие воображения. | Составление описательного рассказа о доме. | |
Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел. | Развитие навыков устного счёта и решения примеров типа 26+7, 25+3, 25-3, 35-7. Развитие памяти, внимания, мышления посредством выполнения устных вычислений. Развитие умения анализировать заданное число, умения устанавливать отношение «часть-целое». | Дидактические игры «Устный счёт», «Домино». | ||
20 неделя | Тема «Бытовые приборы» | Обобщение и закрепление понятия «бытовые приборы». Классификация – бытовые приборы для кухни, гостиной, спальни, ванной, что служит питанием для приборов, где живет электричество, части электроприборов. Развитие мышления (признаки: электрический, необходимый, нужный, сломанный…; действия: пылесосит, сверлит, гладить, показывает, играет, работает, светит, морозит, греет,…). Развитие памяти (названия бытовых приборов). Развитие воображения ( предназначение, функции бытовых приборов). | Расширение словарного запаса (упражнения в назывании бытовых приборов в единственном и множественного числе). | |
Решение примеров изученных видов. | Развитие навыков устного счёта и решения примеров изученных видов. Развитие памяти, внимания, мышления посредством выполнения устных вычислений. Развитие умения анализировать заданное число, умения устанавливать отношение «часть-целое». Развитие умения обобщать, работать по заданному алгоритму. |
| ||
21 неделя | Тема «Мебель» | Обобщение и закрепление понятия «мебель». Назначение предметов мебели, материал для изготовления мебели. Место изготовления и продажи. Части мебели. Расширение словарного запаса (названия предметов мебели, употребление относительных прилагательных, предлогов на, около, под, из, из-под, из-за). Развитие мышления (признаки: деревянная, круглый, удобный, мягкий, уютный, высокий,…; действия: сидеть, лежать, отдыхать, заправлять, продавать покупать.…). Развитие памяти (названия предметов мебели). Развитие воображения (предназначение, функции предметов мебели). | Упражнения в назывании предметов мебели в единственном и множественного числе; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. | |
Сравнение числовых выражений. | Развитие умения работать по заданному алгоритму, внутреннему плану действий, находить ответы на заданные вопросы. Развитие внимания, логического мышления. Развитие вычислительных навыков. |
| ||
22 неделя | Тема «Дикие животные севера» | Обобщение и закрепление понятия «дикие животные севера», место их проживания. Особенности внешнего вида, величина, цвет шерсти, особенности частей тела. повадки животных, способы передвижения. Названия детенышей животных, звукоподражание, название жилища. Расширение словарного запаса (названия животных и их частей тела (голова, хвост, …), север, льдина, ласты; признаки: пушистый, зубастый, белый, толстокожий...). Употребление предлогов в, с, под, около, на. Развитие мышления (отличительные признаки; действия: спит, бегает, плавает, охотится,…). Развитие памяти (названия животных севера). Развитие воображения. | Рисование животных севера. Дид. игра «Узнай по описанию». | |
Решение примеров на сложение и вычитание. | Закрепление вычислительных навыков. Развитие мыслительных операций, математических представлений, навыков счёта. | Упражнения в решении примеров на сложение и вычитание. | ||
23 неделя | Тема «Дикие животные юга» | Обобщение и закрепление понятия «дикие животные юга», место их проживания. Особенности внешнего вида, величина, цвет шерсти, особенности частей тела, повадки животных, способы передвижения. Названия детенышей животных, звукоподражание, название жилища. Расширение словарного запаса (названия животных и их частей тела (голова, хвост, …), юг, Африка, джунгли, хобот). Употребление предлогов в, с, под, около, на. Развитие мышления (отличительные признаки: пушистый, полосатый, ловкий, пятнистый, зубастый.; действия: спит, заготавливает, бегает, скачет, …). Развитие памяти (названия животных юга). Развитие воображения. | Рисование животных юга. Дид. игра «Узнай по описанию». | |
Решение простых задач. | Развитие навыков решение простых задач. Развитие памяти, внимания, мышления посредством уменьшения и увеличения на несколько единиц. Развитие умения обобщать, работать по заданному алгоритму. |
| ||
24 неделя | Тема «Дикие животные леса» | Обобщение и закрепление понятия «дикие животные леса», место их проживания. Особенности внешнего вида, величина, цвет шерсти, особенности частей тела, повадки животных, способы передвижения. Названия детенышей животных, звукоподражание, название жилища. Расширение словарного запаса (названия животных и их частей тела (голова, хвост, …). Употребление предлогов в, с, под, около, на. Развитие мышления (отличительные признаки: пушистый, косолапый, неуклюжий, зубастый; действия: : спит, заготавливает, бегает, …). Развитие памяти (названия животных леса). Развитие воображения. | ||
Решение задач на одно-два действия. | Определение главной мысли и вопроса в задаче. Развитие мышления, внимания, счётных навыков. | Упражнения в решении задач на сложение и вычитание в одно-два действия. | ||
25 неделя | Повторение. Тема "Животные". Обобщение и закрепление понятия «дикие животные», место их проживания. Особенности внешнего вида, величина, цвет шерсти, особенности частей тела, повадки животных, способы передвижения. Названия детенышей животных, звукоподражание, название жилища. Расширение словарного запаса (названия животных и их частей тела (голова, хвост, …). Употребление предлогов в, с, под, около, на. Развитие мышления (отличительные признаки: пушистый, косолапый, неуклюжий, зубастый; действия: : спит, заготавливает, бегает, …). Развитие памяти (названия животных леса). Развитие воображения. | |||
Умножение и деление на две части. | Развитие навыков решения простых примеров на умножение и деление на 2. Развитие памяти, внимания, мышления посредством уменьшения и увеличения в 2 раза. Развитие умения делить и умножать, работать по заданному алгоритму. |
| ||
IV четверть | ||||
26 неделя | Тема «Весна» | Повторение времен года. Соседи весны. Приметы весны в погоде, в природе (живой, неживой). Весенние праздники. Расширение словарного запаса (названия животных и их частей тела (голова, хвост, …). Употребление предлогов в, с, под, около, на. Развитие мышления (признаки: весенней, теплый, приятный, ранний, солнечный, …; действия: : тает, бежит, журчит, цветет, прилетают, бегут, …). Развитие памяти (названия весенних месяцев). Развитие воображения. | Дидактическая игра: «Назови наоборот», «Мало-много». | |
Умножение и деление на три части. | Развитие навыков решения простых примеров на умножение и деление на 3. Развитие памяти, внимания, мышления посредством уменьшения и увеличения в 3 раза. Развитие умения делить и умножать, работать по заданному алгоритму. |
| ||
27 неделя | Тема «Перелетные птицы» | Обобщение и закрепление понятия «перелетные птицы». Развитие умения дифференцировать перелётных птиц с домашними, зимующими. Определение причин отлета и прилета птиц. Употребление предлогов с, под, около, на, в. Развитие памяти: названия птиц, птенцов и их частей тела; особенности внешнего вида, величина, цвет перьев, особенности частей тела, повадки, способы передвижения. Развитие внимания: Развитие мышления (признаки: перелетные, весенний; действия: летят, кричат, радуются, строят, …). | Расширение словарного запаса (названия детенышей в единственном и множественном числе, звукоподражание, название жилища.…). | |
Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок. | Развитие умения решать задачи с опорой на рисунок, умения составлять устное условие и действовать по заданному алгоритму. |
| ||
28 неделя | Тема «Транспорт» | Обобщение и закрепление понятия «транспорт». Наименование транспорта. Классификация – наземный, водный, воздушный, подземный. Части транспорта, правила дорожного движения, правила поведения на дороге и в транспорте. Расширение словарного запаса (названия предметов по теме, профессии, части, (бензин, ток, пассажир), .…). Употребление предлогов из, по, около, через, в. Развитие памяти: названия, виды транспорта. Развитие внимания, мышления (признаки: грузовой, легковой, пассажирский, воздушный; действия: ехать, водить, делать, грузить, заводить , переходить, …). | Зарисовка разных видов транспорта. | |
Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок. | Развитие умения решать задачи с опорой на рисунок, умения составлять устное условие и действовать по заданному алгоритму. |
| ||
29 неделя | Тема «Транспорт» | Обобщение и закрепление понятия «транспорт». Наименование транспорта. Классификация – наземный, водный, воздушный, подземный. Части транспорта, правила дорожного движения, правила поведения на дороге и в транспорте. Расширение словарного запаса (названия предметов по теме, профессии, части, (бензин, ток, пассажир), .…). Употребление предлогов из, по, около, через, в. Развитие памяти: названия, виды транспорта. Развитие внимания, мышления (признаки: грузовой, легковой, пассажирский, воздушный; действия: ехать, водить, делать, грузить, заводить , переходить, …). | Зарисовка разных видов транспорта. | |
Геометрические фигуры. | Закрепление знаний о геометрических фигурах, умения работать с ними. Развитие понятий о форме, цвете, величине предметов. Развитие зрительной памяти. |
| ||
30 неделя | Тема «Профессии» | Обобщение и закрепление понятия «профессии». Названия профессий. Для чего они нужны? Кем хотите стать? Какие инструменты нужны для работы? Расширение словарного запаса (названия предметов по теме, профессии, части, (бензин, ток, пассажир), .…). Употребление предлогов из, по, около, через, в. Развитие памяти: названия профессий. Развитие внимания, мышления (признаки: работящие, заботливые, трудолюбивые, ленивые, добрые, смелые, старательные, аккуратные; действия: работают, строят, воспитывают, тушат, учат, лечат,…….). | Рассматривание картинок. Складывание картинок, изображающих людей разных профессий, из частей. | |
Сходство предметов. | Сравнение предметов по форме, цвету, величине, назначению. Развитие словарного запаса, мыслительных процессов, зрительного внимания, памяти, речи. | Дидактические игры «Найди отличия», «Сравни». | ||
31 неделя | Тема «Насекомые» | Обобщение и закрепление понятия «насекомые». Названия насекомых. Особенности внешнего вида, величина, части тела, окраска, особенности передвижения, звукоподражания. Развитие памяти: названия насекомых, их части тела; особенности внешнего вида, величина, цвет, строение, способы передвижения. Развитие внимания, мышления (признаки: полезный, вредный, красивый, маленький, легкий; действия: летает, жужжит, звенит, стрекочет, собирает, уничтожает, кусается…). | Расширение словарного запаса (названия насекомых, частей тела). Употребление предлогов под, на, в. | |
Различие предметов. | Сравнение предметов по форме, цвету, величине, назначению. Развитие словарного запаса, мыслительных процессов, зрительного внимания, памяти, речи. | Дидактические игры «Найди отличия», «Сравни». | ||
32 неделя | Тема «Лето» | Обобщение и закрепление знаний по теме «лето». Названия месяцев. Повторение времен года. Соседи лета. Развитие памяти: названия летних месяцев, их очерёдность. Развитие внимания, мышления (признаки: летний, теплый, жаркий, солнечный, зеленый, цветущий; действия: цветет, пахнет, растет, жужжат, поют,…) | Приметы лета в погоде, в природе (живой, неживой). | |
Итоговая проверочная работа. | Оценить усвоение пройденных тем | Проверочные упражнения | ||
Диагностический этап (с 15 по 30 мая) | ||||
33 неделя | Обследование уровня развития психических процессов. | Вторичное обследование уровня развития внимания, памяти, мышления. | Индивидуальная диагностика | |
Обследование уровня развития психических процессов. | Обследование уровня развития внимания, памяти, мышления. Определение динамики развития за год. | Фиксирование результатов обследования | ||
34 неделя | Диагностика уровня развития познавательных процессов. | Вторичное обследование познавательных процессов. | Индивидуальная диагностика | |
Диагностика уровня развития познавательных процессов. | Вторичное обследование познавательных процессов. | Фиксирование результатов обследования |
Предварительный просмотр:
Дидактические материалы и учебные наглядные пособия
№1 «Что изменилось»
Цель: развитие зрительной памяти, наблюдательности, удержание словесного текста.
Вариант 1. Перед ребенком (в зависимости от возраста) на столе раскладываются от трех до двенадцати картинок, просят рассмотреть их и назвать. После этого предлагают закрыть глаза, затем меняют местоположение картинок, просят открыть глаза и сказать, что изменилось. Данный вариант игрового задания может проводиться с установкой на запоминание и без такой установки.
Вариант 2. Ребенку рассказывается история о том, как девочка принесла из леса много разных грибов (или ягод, цветов, шишек, листьев деревьев) и решила нарисовать их. В процессе рассказа выставляют картинки с изображением этих предметов, которые затем убирают. Ребенку дается лист чистой бумаги, карандаш и его просят по памяти нарисовать эти предметы
№2 «Запомни и воспроизведи»
Цель: формирование слуховой и кратковременной памяти, расширение объема памяти, способности удерживать инструкцию в процессе деятельности.
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Например, «4, 1, 8…»
«3, 2, 8, 5 …» ит. д.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят воспроизвести (от 5 до 10 слов).
Слова могут быть объединены тематически или по смыслу, а могут быть подобраны произвольно.
Вариант 3. Ребенку называют числа в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
Например, «6, 1, 8» - ребенок воспроизводит: «8, 1, 6».
«8, 3, 4, 6, 9» - «9, 6, 4, 3, 8».
Подобная работа может проводиться и со словами.
№3 «Цепочка действий»
Цель: развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции, формирование способности ребенка к установлению логических связей в процессе запоминания, обучение использованию приемов запоминания, развитие способность использовать эти приемы при воспроизведении. Коррекция концентрации и переключения внимания.
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, отнеси ее учителю в соседний класс и попроси, чтобы через урок ее нам вернули».
Эти и аналогичные задания направлены, прежде всего, на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить в различных вариантах регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является «потеря» условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия.
№4 «Игра в слова»
Цель: развитие памяти
Вариант 1: Внимание! Сокол, сито, сосна, старик, сарай, Снегурочка.
Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова.
Примечание. При решении этой задачи не надо требовать от ребенка сразу же правильного ответа. Не старайтесь подсказывать. Пусть ребенок подумает, сравнит слова, почувствует слово.
Задание 3. Если ты знаешь, как пишется буква С, то напиши ее.
Задание 4. Придумай слова, которые начинаются с буквы С.
Задание 5. Можешь ли ты вспомнить те слова, которые я просил тебя запомнить.
Повтори их!
Вариант 2: Облако, окно, огород, орех, окунь, осень, огонь.
Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова.
Задание 3. Если ты знаешь, как пишется буква О, то напиши ее.
Задание 4. Придумай слова, которые начинаются с буквы О.
Задание 5. Можешь ли ты вспомнить те слова, которые я просил тебя запомнить.
№5 «Нелепицы»
Цель: развитие познавательной деятельности, наглядно-образного мышления, умение оперировать образами.
При проведении упражнения каждому ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через некоторое время ребенку предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:
- стимулирующая: помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Подбадривать, показывать свое положительное отношение к его высказываниям, задавать вопросы, побуждающие к ответу: «Понравилась ли тебе картинка?», «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, правильно думаешь»;
- направляющая: если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задавайте прямые вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?»,
- обучающая: вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?», «А еще здесь есть что-нибудь необычное?».
№6 «Упражнение на простейшие умозаключения»
Цель: развитие умения сравнивать и делать элементарные умозаключения на основе двух предложенных посылок.
Для проведения предлагаются рисунки, содержащие разнообразные задания.
№7 «Назовем все предметы одним словом»
Цель: формирование операции обобщения
1. Рассматриваются самые разнообразные предметы, которые являются представителями одного класса или их изображения. Осуществляются описание и анализ каждого из них.
2. Предметы сравниваются между собой, выделяются общие и отличные признаки.
3. Привлекается внимание к общим существенным признакам предметов и сообщается, что именно на основе этих признаков предметы принадлежат к одному классу. Вводится новый обобщающий срок. ("Назовем все предметы одним словом".)
4. Рассматриваются дополнительные предметы, которые являются представителями этого и других классов. Ученики определяют, принадлежит ли предмет к классу, который изучается, или нет. Каждый ответ обосновывается с использованием выделенных существенных признаков.
5. Ученикам предлагают еще раз группу предметов назвать одним словом, назвать этим обобщающим сроком единичный предмет. К их сознанию придется, что тот же объект может иметь разные названия (конкретную видовую или обобщающую родовую) в зависимости от контекста.
6. Демонстрируются связки срока, который изучается, с другими понятиями. Например, выделенный класс предметов может принадлежать к более широкой группе и сам разделяться на подгруппы.
№ 8 «Обезьянки»
Вариант 1.
Цель: ориентировка в схеме собственного тела
Играющие становятся напротив друг друга. Ведущий показывает движение, сопровождая его словесным указанием. Наприменр, вытягивает вперед руку и говорит: «Правая». «Обезьянка» должна повторить движение той рукой, которую назвал водящий.
Вариант 2. Усложнение.
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Ведущий показывает движение неверной рукой (ногой, плечом), а игроки должны не сбиваться, следуя словесной инструкции.
№9 «Кого загадали»
Цель: усвоение или автоматизация понятий вперед-назад, справа-слева.
Для игры отберите несколько крупных, разных игрушек. Ребенка посадить на стульчик, а игрушки расположить вокруг него. Сказать ребенку, что загадали одну из них и ему нужно угадать, какую именно. Вы говорите: «Эта игрушка сидит за тобой (или перед тобой, справа от тебя и т.д.) Потом можно поменяться ролями. И уже ребенок будет вам сообщать «адрес» игрушки.
№10 «Что под ладошкой»
Цель: автоматизация понятий справа-слева
Материал: картонная табличка их 4 квадратов с яркой картинкой в каждом из них.
Попросите ребенка, чтобы он положил правую ладошку на правую часть таблички и рассказал, что нарисовано на правой стороне таблички.То же с левой ладошкой. Теперь ребенок пусть попробует сказать, что он видит, допустим, в правом верхнем углу таблички. Если ребенок уверенно справляется с заданиями, можно попробовать «ошибиться»: «Я вижу, что в левом нижнем углу нарисовано яблоко. А ты как думаешь?»
№11 «На параде»
Цель: усвоение или автоматизация понятий вперед-назад, справа-слева.
Материал: коллекция игрушек из шоколадных яиц, картонный кружочек.
В центре плоскости, отведенной для игры, кладут картонный кружочек - начальную точку отсчета. Генерал командует: «Зайчик встань передо мной! Лисёнок, встань справа от зайчика. Гномик, встань перед лисенком! Индеец, займи место за зайчиком» и т.д.
Усложнение: игра проводится на шахматной доске или на листе бумаги, расчерченном на крупные клетки.
№12 «Справа-слева»
Цель: автоматизация понятий справа-слева
Картинки или открытки, на которых изображены несколько детей или зверюшек. Ребенка просят ответить на вопрос: «Кто сидит справа от мишки? Назови всех, кто сидит левее зайчика» и т.д. То же упражнение можно провести с помощью игрушек, любых предметов, расположив их на столе.
№13 «Я робот»
Цель: ориентировка в пространстве и в собственном теле.
Просим ребенка представить, что он умный робот, который умеет точно выполнять команды своего конструктора. Учитель подает команды:
«Робот, сделай два шага вперед, поворот налево.
Руки за спину, один шаг назад.
Поворот налево, три шага вперед.
Руки вперед»
Молодец! А теперь ты, робот, попал в очень темную пещеру, в которой ничего не видно. Закрой глаза и продолжай работать с закрытыми глазами.
«Поворот направо, руки вниз.
2 шага назад, 2 поворота направо, 3 шага вперед.
Вот ты и оказался в нужном месте. Открой глаза.»
№14 «Где чей домик»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Ребенку предлагается рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если задание сложно для ребенка, тогда можно разрешить карандашом, но со временем необходимо отложить карандаш в сторону.
№15 «Найди отличия»
Цель: увеличение объема внимания, развитие наблюдательности
Ребенку предлагается взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так.
№16 «Раскрась вторую половинку»
Цель: развитие концентрации внимания
Ребенку предлагается несколько наполовину раскрашенных картинок. Ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д)
№17 «Цифровая таблица»
Цель: развитие произвольности внимания
Вариант 1.
Ребенку показывают таблицу с набором цифр от 1-9, которые располагаются в произвольном порядке. «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 9»
Вариант 2.
Таблица, в которой в случайном порядке написаны цифры. Ребенок должен найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (назвать).
№18 «Птица - не птица»
Цель: развитие внимания, расширение знаний об окружающем (птицы)
Взрослый читает стишки. Задача ребенка внимательно слушать и ,если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал- топать или хлопать. Обязательно спросить ребенка, что неправильно. Уточните: «А муха это кто?»
Прилетели птицы: Голуби, синицы, мухи и стрижи…
Прилетели птицы: Голуби ,синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, галки и стрижи, чайки и моржи…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, чибисы, чижи, сойки и ужи.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, чайки, пеликаны, майки и орланы, голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы…
№19 «Топ-хлоп»
Цель: развитие внимания, памяти
Учитель произносит фразы-понятия- правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное- топают.
например: «Летом всегда идет снег» «Картошку едят сырую» «Корова перелетная птица»
№20 «Разложи и расскажи»
Цель: Установление причинно-следственных связей , развитие связной речи.
Ребенок получает серию картинок. Его задача – подобрать в нужном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждой, составив таким образом целый рассказ.
«Про ежа», «Старушка», «Гнездо»
№21 «Один - много»
Цель: образование множественного числа имён сущ-х.
Воспитатель подбирает картинки, на которых изображены предметы в единственном числе. Ребенку предлагается назвать эти предметы во множественном числе, например: «Это конфета. А как сказать, если их несколько?» (это конфеты)
№22 «Чего не стало»
Цель: образование формы родительного падежа имен существительных муж.и жен. рода
На наборном полотне выставлено 5-10 картинок. Ребенку необходимо внимательно посмотреть на картинки и постараться их запомнить. Название картинок проговаривается. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог убирает одну из картинок, и спрашивает «Чего не стало» (не стало дивана и т.д.)
№23 «Чего не хватает?»
Цель: правильное употребление в речи родительного падежа существительного
Педагог кладет перед ребенком картинку, на которой изображен предмет без какой-либо части. И спрашивает у ребенка : Чего не хватает? (у машины не хватает колеса и т.п.)
№24 «Нет чего»
Цель: образование формы родительного падежа имён существительных
На наборном полотне выставлено 5-10 картинок. Ребенку необходимо внимательно посмотреть на картинки и постараться их запомнить. Название картинок проговаривается. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог убирает одну из картинок, и спрашивает : Нет чего? – кефира.
№25 «Какой, какая, какие»
Цель: подбор прилагательных к существительным
На наборном полотне размещены картинки. Дети отбирают картинки, и описывают предмет, который нарисован.
№26 «Один - много»
Цель: образование множественного числа имён существительных
Воспитатель подбирает картинки, на которых изображены предметы в единственном числе. Ребенку предлагается назвать эти предметы во множественном числе, например: «Это конфета. А как сказать, если их несколько?» (это конфеты)
№27 «Кто у кого»
Цель: обогащение словаря
Взрослый задает вопросы, показывая картинки с изображением домашних животных и их детенышей : как зовут детеныша коровы? (жеребенок) и т.д.
№28 «Скажи наоборот»
Цель: употребление слов-антонимов
Ребенку предлагается поиграть: «Давай с тобой будем спорить. Я тебе буду говорить что-нибудь, показывая на свою картинку, а ты — не соглашайся со мной. Посмотри на картинку рядом с моей и скажи, что ты видишь — другое». Можно играть, закрывая картинки друг от друга ладонью.
№29 «Чья морда и чей хвост»
Цель: использование в речи притяжательных прилагательных.
Перед ребенком раскладываются карточки с изображением морды/хвоста какого-либо животного. Ребенок должен определить и сказать чей хвост или чья морда изображена на картинке.
№30 «Назови ласково»
Цель: Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными значениями
Вариант 1. слова: санки, коляска, кольцо, подушка, кувшин, цветок.
Вариант 2. слова: скамейка, стул, стакан, миска, пуговица, шапка
№31 «Найди и вычеркни»
Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания
Взрослый предлагает задание: "Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову.»
№32 «Кто за кем»
Цель: развитие памяти
Перед ребенком раскладываются карточки с изображением зверят (или игрушки). Ребенок должен запомнить и воспроизвести по памяти кто за кем был в ряду.
№33 «Парочки»
Цель: развитие памяти и внимания
На столе раскладывается набор карточек из 5-10 парных картинок, лицевой стороной вниз. Играют несколько человек, по очереди открывая карточки , дети должны найти (вспомнить где видели) пару своей карточки. Выигрывает тот игрок, кто набирает больше всех парных карточек за игру.
№34 «Найди и вычеркни»
Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания
Взрослый предлагает задание: "Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову.»
№35 «Хлопни, если услышишь»
Цель: развитие устойчивости и переключения внимания
Взрослый дает установку на запоминание 3-4 слов. Далее ребенку зачитывается ряд слов и букв, в которых встречаются эти слова. Ребенок должен хлопнуть, когда их услышит.
№36 «Запомни и скажи правильно»
Цель: развитие мышления и внимания
Ребенку зачитывается предложение, в котором нарочно допущена нелепица. Ребенок должен исправить. Например: «в холодильнике варится суп»
№37 «Что было сначала, а что потом»
Цель: установление логических связей, развитие речи.
Ребенку предлагается серия картинок для установления их последовательности. Учитель может начать рассказ по первой картинке, ребенок должен продолжить по своим правильно разложенным картинкам.
№38 Упражнение на распределение внимания
Цель: выработать у ребенка умение выполнять два разных действия одновременно
Вариант 1. Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование.
Вариант 2. Ребенок одновременно рисует двумя руками: например кружки. В конце подсчитывается количество нарисованных кружков.
№39 «Правый глаз»
Цель: ориентировка в схеме собственного тела
Просим ребенка показать правую руку, ногу, правое плечо, правую коленку, правый локоть и т.д. Можно чередовать просьбы показать что-нибудь «правое» или «левое».
Усложнение: Сделай что-нибудь правой рукой или левой(сожми кулак, подними руку), подмигни правым (левым) глазом, пожми правым (левым) плечом и т.д.
Правой рукой коснуться левого уха и т.п.
С увеличение темпа словесных инструкций повышается сложность игры.
№ 40 «Перепутанные линии»
Цель: развитие зрительного внимания, его устойчивости
Взрослый объясняет задание: «Перед тобой ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца.»
№41 «Порисуем»
Цель: развитие зрительной памяти
Ребенку дается для изучения несколько простых рисунков. На изучение одного рисунка дается 5-10 секунд. После чего ребенок должен самостоятельно нарисовать то, что запомнил. Рисунки должны быть просты для зарисовки, и желательно цветные- тогда ребенку нужно будет воспроизвести и цвет.
№42 «Найди по схеме»
Цель: развитие пространственного мышления, восприятия. Перед ребенком кладется рисунок, на котором изображена схема пути, который он должен совершить, чтобы добраться до цели.
№43 «Простые аналогии»
Цель: развитие мышления
Взрослый объясняет задание: «вы видите два слова: сверху — «лошадь», снизу — «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок — детеныш лошади. А справа тоже сверху одно слово — «корова», а снизу — 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое так же относится к слову «корова», как слово «жеребенок» к слову «лошадь», то есть, чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет — «теленок». Значит, сначала нужно установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа»
№ 44 «Запомни и воспроизведи»
Цель: формирование слуховой и кратковременной памяти, расширение объема памяти, способности удерживать инструкцию в процессе деятельности.
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Например, «4, 1, 8…», «3, 2, 8, 5…» ит. д.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят воспроизвести (от 5 до 10 слов).
Слова могут быть объединены тематически или по смыслу, а могут быть подобраны произвольно.
Вариант 3. Ребенку называют числа в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
Например, «6, 1,8» - ребенок воспроизводит: «8, 1, 6».
«8, 3,4, 6, 9» - «9, 6, 4, 3,8».
Подобная работа может проводиться и со словами.
№45 «На что это похоже»
Цель: развитие визуализации и наглядно-образного мышления
Надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку.
№46 «Имена»
Цель: развитие слуховой памяти.
Ребенку называются имена: Элла, Виктор, Руслан, Надежда, Богдан, Вероника, Диана, Валентин, Петр, Игнатий, Феофания, Степан.
Он должен повторить те, которые запомнил, объяснить, как он их запоминал. Попробуйте разделить эти имена на классы, например: мужские и женские. Какие еще классы можно выделить?
№47 «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек»
Цель: развитие образного мышления
Дана фигура из 6 палочек. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата.
Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника»
Составить два разных квадрата из 7 палочек.
Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок.
№48 «Вспомни картинку»
Цель: развитие зрительной памяти
Детям показывают картинки, на которых изображены различные предметы. Дети стараются их запомнить. Картинки показываются с интервалом в две секунды. После того как показаны все картинки, ребенок называет то, что смог запомнить.
№49 «Классификация»
Цель: формирование умения классифицировать по определенному признаку.
Ребенку необходимо самостоятельно выбрать, каким образом можно разделить предлагаемые фигуры (предметы) на группы: «Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?
№50 «Найди закономерность»
Цель: формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.
«Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности»
«Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы в каждом ряду были представлены все виды снежинок»
№51 «Лишний»
Цель: формирование мыслительной операции исключение.
Ребенку предлагается рассмотреть картинки, и определить какая из них не подходит ко всем остальным. И объяснить почему.
№52 «Имена и настроения детей»
Цель: развитие внимания и памяти
Ребенок на картинке видит 6 лиц таких же, как он, детей. На изучение рисунка дается около 30 сек. По окончании изучения рисунка он должен рассказать о каждом из нарисованных ребят.
№53 «Систематизация»
Цель: развитие умения систематизировать слова по определенному признаку, развитие слухового внимания.
«Скажите, какие ягоды вы знаете? Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши»
Слова: капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.
Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам – два раза»
№54 «Орнамент»
Цель: развитие зрительного внимания
Ребенку предлагается рассмотреть изображение, в котором в шуме спрятаны буквы.
№55 «Вратарь»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.
Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Ребенок: «Вратарем зовусь не зря: мяч всегда поймаю я». Дефектолог: «Раз, два, три – справа (слева, прямо) мяч, смотри!»
№56 «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.
Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции дефектолога: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?»
Важно мяч удерживать на столе.
№57 «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве, закрепление употребления предлогов.
Дети выполняют задания по инструкции дефектолога: « В правую руку свой мячик возьми, Над головою его подними, И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руки смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется и ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, Да на живот – не запутаться б мне.»
№58 «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие слухового и двигательного внимания
Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары мячом справа и слева от себя. Справа – два, а слева – три. Справа трижды повтори. Справа – раз, а слева – два: не запутался едва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование для учащихся 1 класса.
В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является...
Календарно-тематическое планирование для учащихся 3 класса.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохране...
Календарно - тематическое планирование для учащегося 5 класса (II вариант), обучающегося по индивидуальной программе "СКОШ VIII вида".
Данный материал будет интересен учителям....
Календарно-тематическое планирование для учащихся 1-2 класса ФГОС НОО, Вариант 1.2
календарно-тематическое планирование для обучающихся с нарушением слуха. Включает в себя словарь, для слуховой работы...
Календарное тематическое планирование АООП по предметам 2кл. вариант 1.
Календарное тематическое планирование АООП по предметам 2кл. вариант 1....
Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий природный мир" 2-3 класс, "Окружающий социальный мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)
Календарно-тематическое планирование по предмету: "Окружающий мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)...
Календарно-тематическое планирование для учащихся с ЗПР,вариант 7.1, 4 класс
КТП 4 класс для ЗПР...