РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа (4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_4_klass_1ch_ind.docx | 47.65 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАРЫПОВСКАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено: Руководитель МО __________/____________ Протокол № 1 от 28.08.2024 г. | Утверждено: На заседании педагогического совета Протокол № 66 от 28.08.2024 г. | Утверждаю: Директор школы ___________С.В. Лохова Приказ № 108 от 02.09.2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с легкой умственной отсталосью (интеллектуальными нарушениями)
на 2024/25 учебный год
Педагог-психолог: Лукашова Олеся Валерьевна
Класс: 4
Всего часов в год: 34
Всего часов в неделю: 1
Согласовано:
Зам. директора по УР
___________/___________
г. Шарыпово, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий разработана в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой школы, утверждённой приказом № 108 от 02.09.2024 г.
Цель: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферах и личностных качеств у обучающихся 4 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
- развивать высшие психические функции (восприятия, мышления, памяти, свойств внимания, воображения);
- формировать положительную мотивацию к обучению;
- совершенствовать саморегуляцию и контроль действий;
- формировать позитивное отношение к своему «Я»;
- формировать чувство принадлежности к группе;
- формировать положительные межличностные взаимоотношения;
- развивать эмоциональные представления детей;
- учить детей преодолевать негативные переживания;
- формировать коммуникативные навыки;
- формировать учебную мотивацию и развивать познавательную деятельность.
Характерные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью:
- бедный запас знаний и представлений об окружающем мире;
- эмоциональная неустойчивость, недифференцированность эмоциональных реакций;
- неустойчивая работоспособность;
- снижение мотивации деятельности;
- длительность приёма и переработки сенсорной и перцептивной информации.
Обучающимся тяжело управлять эмоциями и понимать эмоциональный контекст ситуации. Эмоции не задерживаются надолго, легко меняется отношение к человеку, занятию, вещи.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор/Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника | Нормативный документ |
Примечание: учебник по коррекционно-развивающим занятиям для обучающихся 4 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не издан.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Учебно-методический материал:
- Левина А., Морозова О. Учимся ориентироваться в пространстве. М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2005.
- Ярославцева И.Б. «Мир чувств и эмоций». Познавательно-игровые занятия: методическое пособие для организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС ИЦ, 2023.
- Горбунова М.Ю. «Социальная психология». М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. 2001.
- Саенко Ю.В. Регуляция эмоций. М.: Речь, 2008.
- Басангова Б.М. Формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью. М.: Сфера, 2020.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2005.
2. Материально-техническое, дидактическое обеспечение:
- Компьютер
- Стол психолога-дефектолога АЛМА
- Презентации по темам программы
- Карточки по темам программы («Времена года», «Объемность времени», «Что ты знаешь о чувствах и эмоциях?», «Эмоциональные загадки» и т.д.)
- Сюжетные картинки по темам программы
- Дидактический материал по темам программы
- Набор для психолога «Инклюзив – 8»
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
| Личностные БУД: - сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; - сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; - сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - проявление готовности к самостоятельной жизни. Регулятивные БУД: - принимать учебную задачу занятия, воспроизводить её в ходе занятия по просьбе педагога и под его руководством; - планировать свои действия на отдельных этапах занятия с помощью педагога; - контролировать выполненные задания с опорой на план, данный педагогом; - оценивать результаты собственных учебных действий; - фиксировать по ходу занятия и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на занятии (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата; - анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал; - понимать правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.); - поступать в соответствии с общепринятыми нормами; высказывать свою точку зрения, в отношении той или иной ситуации; - самостоятельно делать выбор на основе представлений о нравственных нормах; - уметь высказывать своё предположение (версию) (он так поступил, потому что….); - уметь совместно с педагогом, давать эмоциональную оценку деятельности. (меня радует то, что…..); - учиться договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. (я делаю…., а ты….). |
Познавательные БУД: - ориентироваться на сенсорные эталоны; - узнавать предметы по заданным признакам; - практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; - давать полное описание объектов и явлений; - различать противоположно направленные действия и явления; - видеть временные рамки своей деятельности; - определять последовательность событий; - ориентироваться в пространстве; - целенаправленно выполнять действия по инструкции; - самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; - опосредовать свою деятельность речью; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, проигранные ситуации и информацию, полученную от педагога; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать, обобщать, делать простые выводы; - преобразовывать информацию (проигрывать ситуации) из одной формы в другую: моделировать ситуации и составлять их словесное описание; - определять последовательность событий в заданных ситуациях; - разыгрывать диалоги; - давать оценку поведению. | |
Коммуникативные БУД: - отвечать на вопросы педагога; - слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; - оценивать по предложенной педагогом шкале качество ответов; - признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться; - употреблять вежливые слова в случае неправоты. | |
| Учащийся научится: - основным координатам: вверх-вниз, впереди-позади, слева-справа; - различать пространственное расположение предметов; - узнавать и называть месяца каждого времени года и нумерацию каждого месяца; дни недели, части суток времен года; - понимать отношения: вчера-сегодня, завтра-послезавтра; - соотносить меру времени: сутки – неделя - месяц-год; секунда – минута – час; - повышать самооценку. У учащегося сформируются: - развитие, совершенствование и коррекция высших психических функций и познавательных процессов; - умения самостоятельно моделировать пространственные ситуации; - знания о чувствах и эмоциях; - умения анализировать собственное эмоциональное состояние; отгадывать эмоциональные загадки; контролировать агрессивное поведение, негативные эмоции; определять эмоции; преодолевать застенчивость, осознание своих положительных качеств; - эмоциональная сфера и создание положительного эмоционального настроя; - способности регуляции эмоционального состояния; - навыки самоконтроля в поведении; - умения и навыки по сохранению и укреплению психического здоровья учащихся на основе овладения ими способов саморегуляции; - представления о значении общения в жизни человека, основных правилах общения; о ценностях, существующих в среде окружающих их людей; - способности адекватно оценивать себя глазами других людей; - знания о понятии «конфликт»; - навыки бесконфликтного поведения. |
Содержание учебного курса
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них количество часов, отведенных на обследование |
1 | Диагностическое обследование | 6 | 6 |
2 | Развитие высших психических функций, познавательных процессов | 6 | |
3 | Восприятие пространства и времени | 6 | |
4 | Развитие эмоционально-волевой и личностной сферы деятельности | 6 | |
5 | Формирование навыков контроля и регуляции своей деятельности | 5 | |
6 | Формирование способов усвоения социального взаимодействия с людьми и окружающей действительностью | 5 | |
Всего | 34 | 6 |
Формы организации учебных занятий:
- Урок открытия нового знания
- Урок рефлексии
- Урок общеметодологической направленности
Виды учебной деятельности:
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
- Слушание объяснений учителя.
- Самостоятельная работа.
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- Наблюдение за демонстрациями учителя.
- Объяснение наблюдаемых явлений.
- Анализ проблемных ситуаций.
Виды деятельности с практической (опытной) основой:
- Работа с раздаточным материалом.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата проведения | Тема | Тип урока | Планируемый результат | Вид контроля /форма | ||||
По плану | По факту | ||||||||
Раздел 1. Диагностическое обследование. 2 часа | |||||||||
03.09 | Диагностическое обследование. | -получение объективных данных об умственном и психическом развитии. | Предварительный /индивидуальная | ||||||
10.09 | Диагностическое обследование. | Предварительный /индивидуальная | |||||||
Раздел 2. Развитие высших психических функций, познавательных процессов. 6 часов | |||||||||
17.09 | Развитие внимания. | Урок общеметодологической направленности | -развитие высших психических функций и познавательных процессов. | Текущий/ индивидуальная | |||||
24.09 | Развитие воображения. | Урок общеметодологической направленности | Текущий/ индивидуальная | ||||||
01.10 | Развитие памяти. | Урок общеметодологической направленности | Текущий/ индивидуальная | ||||||
08.10 | |||||||||
15.10 | Развитие мышления. | Урок общеметодологической направленности | Текущий/ индивидуальная | ||||||
22.10 | |||||||||
Раздел 3. Восприятие пространства и времени. 6 часов | |||||||||
05.11 | Моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате). | Урок общеметодологической направленности | -усвоение основных координатов: вверх-вниз, впереди-позади, слева-справа; -умение самостоятельно моделировать пространственные ситуации; -различение пространственного расположения предметов; -усвоение порядка следования дней недели, частей суток времен года; -узнавание и называние месяца каждого времени года и нумерацию каждого месяца; -понимание отношения: вчера-сегодня, завтра-послезавтра; -знать соотношение мер времени: сутки – неделя - месяц-год; секунда – минута - час. | Текущий/ индивидуальная | |||||
12.11 | Моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольном домике). | Урок общеметодологической направленности | Текущий/ индивидуальная | ||||||
19.11 | Ориентировка в помещении по словесной инструкции. | Урок общеметодологической направленности | Текущий/ индивидуальная | ||||||
26.11 | Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). | Урок общеметодологической направленности | Текущий/ индивидуальная | ||||||
03.12 | Длительность временных интервалов. | Урок общеметодологической направленности | Текущий/ индивидуальная | ||||||
10.12 | «Умные часы». | Урок общеметодологической направленности | Текущий/ индивидуальная | ||||||
17.12 | Диагностическое обследование. | -получение объективных данных об умственном и психическом развитии. | Промежуточный /индивидуальная | ||||||
24.12 | Диагностическое обследование. | Промежуточный /индивидуальная | |||||||
Раздел 4. Развитие эмоционально-волевой и личностной сферы деятельности. 6 часов | |||||||||
14.01 | «Что ты знаешь о чувствах и эмоциях?». | Урок открытия нового знания | -формирование знаний о чувствах и эмоциях; -умение анализировать собственное эмоциональное состояние; -умение отгадывать эмоциональные загадки; -развитие эмоциональной сферы и создание положительного эмоционального настроя; - развитие умения определять эмоции; -умение преодолевать застенчивость, осознание своих положительных качеств; -повышение самооценки. | Текущий/ индивидуальная | |||||
21.01 | «Эмоциональные загадки». | Урок общеметодологической направленности | Текущий/ индивидуальная | ||||||
28.01 | «Радуга настроений». | Урок общеметодологической направленности | Текущий/ индивидуальная | ||||||
04.02 | «Угадай эмоцию». | Урок общеметодологической направленности | Текущий/ индивидуальная | ||||||
11.02 | «Мои хорошие качества». | Урок общеметодологической направленности | Текущий/ индивидуальная | ||||||
18.02 | «Моя самооценка». | Урок общеметодологической направленности | Текущий/ индивидуальная | ||||||
Раздел 5. Формирование навыков контроля и регуляции своей деятельности. 5 часа | |||||||||
25.02 | «Регуляция эмоционального состояния». | Урок открытия нового знания | -развитие способностей регуляции эмоционального состояния; -умение контролировать агрессивное поведение; -способствование развитию у детей самоконтроля в поведении; -умение контролировать негативные эмоции; -формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья учащихся на основе овладения ими способов саморегуляции; -ознакомление со способами самоконтроля. | Текущий/ индивидуальная | |||||
04.03 | «Агрессия и как с ней бороться». | Урок открытия нового знания | Текущий/ индивидуальная | ||||||
11.03 | «Учись управлять собой». | Урок общеметодологической направленности | Текущий/ индивидуальная | ||||||
18.03 | «Эмоции под контролем». | Урок общеметодологической направленности | Текущий/ индивидуальная | ||||||
01.04 | Упражнения и игры на развитие контроля и регуляции. | Урок рефлексии | Текущий/ индивидуальная | ||||||
Раздел 6. Формирование способов усвоения социального взаимодействия с людьми и окружающей действительностью. 5 часов | |||||||||
08.04 | «Общение в жизни человека». | Урок открытия нового знания | -представление о значении общения в жизни человека, основных правилах общения; -формирование представлений о ценностях, существующих в среде окружающих их людей; -формирование способностей адекватно оценивать себя глазами других людей; - ознакомление с понятием «конфликт»; -отработка навыков бесконфликтного поведения. | Текущий/ индивидуальная | |||||
15.04 | «Я и мир вокруг меня». | Урок общеметодологической направленности | Текущий/ индивидуальная | ||||||
22.04 | «Я глазами других». | Урок общеметодологической направленности | Текущий/ индивидуальная | ||||||
29.04 | «Почему люди ссорятся? Споры и ссоры». | Урок общеметодологической направленности | Текущий/ индивидуальная | ||||||
06.05 | «Предотвращение конфликтов». | Урок общеметодологической направленности | Текущий/ индивидуальная | ||||||
Диагностическое обследование. 2 часа | |||||||||
13.05 | Диагностическое обследование. | -получение объективных данных об умственном и психическом развитии. | Итоговый / индивидуальная | ||||||
20.05 | Диагностическое обследование. | Итоговый / индивидуальная | |||||||
ИТОГО: 34 часа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по математике для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
АООП НОО для обучающихся с легкой умственной отсталостью( вариант1) содержит целевой раздел с планируемыми результатами и системой оценки достижений обучающихся планируемых результатов, содержательный...