РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа (4 класс)

Лукашова Олеся Валерьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_4_klass_1ch_ind.docx47.65 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАРЫПОВСКАЯ ШКОЛА»

Рассмотрено:

Руководитель МО

__________/____________

Протокол № 1

от  28.08.2024 г.

Утверждено:

На заседании педагогического совета

Протокол № 66

от 28.08.2024 г.

Утверждаю:

Директор школы

___________С.В. Лохова

Приказ № 108

от  02.09.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с легкой умственной отсталосью (интеллектуальными нарушениями)

на 2024/25 учебный год

Педагог-психолог: Лукашова Олеся Валерьевна                

Класс: 4                       

Всего часов в год:  34        

Всего часов в неделю:  1

Согласовано:

Зам. директора по УР

___________/___________

г. Шарыпово, 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий разработана в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой школы, утверждённой приказом  № 108 от 02.09.2024 г.

Цель: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферах и личностных качеств у обучающихся 4 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи:

- развивать высшие психические функции (восприятия, мышления, памяти, свойств внимания, воображения);

- формировать положительную мотивацию к обучению;

- совершенствовать саморегуляцию и контроль действий;

- формировать позитивное отношение к своему «Я»;

- формировать чувство принадлежности к группе;

- формировать положительные межличностные взаимоотношения;

- развивать эмоциональные представления детей;

- учить детей преодолевать негативные переживания;

- формировать коммуникативные навыки;

- формировать учебную мотивацию и развивать познавательную деятельность.

Характерные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью:

- бедный запас знаний и представлений об окружающем мире;

- эмоциональная неустойчивость, недифференцированность эмоциональных реакций;

- неустойчивая работоспособность;

- снижение мотивации деятельности;

- длительность приёма и переработки сенсорной и перцептивной информации.

Обучающимся тяжело управлять эмоциями и понимать эмоциональный контекст ситуации. Эмоции не задерживаются надолго, легко меняется отношение к человеку, занятию, вещи.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

Нормативный документ

 Примечание: учебник по коррекционно-развивающим занятиям для обучающихся 4 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  не издан.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Учебно-методический материал:

- Левина А., Морозова О. Учимся ориентироваться в пространстве. М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2005.

-  Ярославцева И.Б. «Мир чувств и эмоций». Познавательно-игровые занятия: методическое пособие для организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС ИЦ,  2023.

-  Горбунова М.Ю. «Социальная психология». М.:         ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры  и упражнения. 2001.

- Саенко Ю.В. Регуляция эмоций. М.: Речь, 2008.

- Басангова Б.М. Формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью. М.: Сфера, 2020.

- Стребелева Е.А.  Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2005.

  2.  Материально-техническое, дидактическое обеспечение:

- Компьютер

- Стол психолога-дефектолога АЛМА

- Презентации по темам программы

- Карточки по темам программы («Времена года», «Объемность времени», «Что ты знаешь о чувствах и эмоциях?», «Эмоциональные загадки» и т.д.)

- Сюжетные  картинки по темам программы

- Дидактический материал по темам программы

- Набор для психолога «Инклюзив – 8»

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

  1. Личностные

Личностные БУД:

- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- проявление готовности к самостоятельной жизни.

Регулятивные БУД:

- принимать учебную задачу занятия, воспроизводить её в ходе занятия по просьбе педагога и под его руководством;

- планировать свои действия на отдельных этапах занятия с помощью педагога;

- контролировать выполненные задания с опорой на план, данный педагогом;

- оценивать результаты собственных учебных действий;

- фиксировать по ходу занятия и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на занятии (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал;

- понимать правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.);

- поступать в соответствии с общепринятыми нормами;

высказывать свою точку зрения, в отношении  той или иной ситуации;

- самостоятельно делать выбор  на основе представлений о нравственных нормах;

- уметь высказывать своё предположение (версию) (он так поступил, потому что….);

- уметь совместно с педагогом, давать эмоциональную оценку  деятельности. (меня радует то, что…..);

- учиться договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. (я делаю…., а ты….).

Познавательные БУД:

- ориентироваться на сенсорные эталоны;

- узнавать предметы по заданным признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- давать полное описание объектов и явлений;

- различать противоположно направленные действия и явления;

- видеть временные рамки своей деятельности;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- целенаправленно выполнять действия по инструкции;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- опосредовать свою деятельность речью;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, проигранные ситуации  и информацию, полученную от педагога;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать, обобщать, делать простые выводы;

- преобразовывать информацию (проигрывать ситуации) из одной формы в другую: моделировать ситуации и составлять их словесное описание;

- определять последовательность событий в заданных ситуациях;

- разыгрывать диалоги;

- давать оценку поведению.

Коммуникативные БУД:

- отвечать на вопросы педагога;

- слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- оценивать по предложенной педагогом шкале качество ответов;

- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты.

  1. Предметные

Учащийся  научится:

- основным координатам: вверх-вниз, впереди-позади, слева-справа;

- различать пространственное расположение предметов;

- узнавать и называть месяца каждого времени года и нумерацию каждого месяца; дни недели, части суток времен года;

- понимать отношения: вчера-сегодня, завтра-послезавтра;

- соотносить меру времени: сутки – неделя - месяц-год;

секунда – минута – час;

- повышать самооценку.

У учащегося сформируются:

- развитие, совершенствование и коррекция высших психических функций и познавательных процессов;

- умения самостоятельно моделировать пространственные ситуации;

- знания о чувствах и эмоциях;

- умения анализировать собственное эмоциональное состояние; отгадывать эмоциональные загадки; контролировать агрессивное поведение, негативные эмоции; определять эмоции; преодолевать застенчивость, осознание своих положительных качеств;

- эмоциональная сфера и создание положительного эмоционального настроя;

- способности регуляции эмоционального состояния;

- навыки самоконтроля в поведении;

- умения и навыки по сохранению и укреплению психического здоровья учащихся на основе овладения ими способов саморегуляции;

- представления о значении общения в жизни человека, основных правилах общения; о ценностях, существующих в среде окружающих их людей;

- способности адекватно оценивать себя глазами других людей;

- знания о понятии «конфликт»;

- навыки бесконфликтного поведения.

Содержание учебного курса

п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

Из них количество часов, отведенных на обследование

1

Диагностическое обследование

6

6

2

Развитие высших психических функций,  познавательных процессов

6

3

Восприятие пространства и времени

6

4

Развитие эмоционально-волевой  и личностной сферы деятельности

6

5

Формирование навыков контроля и регуляции своей деятельности

5

6

Формирование способов усвоения социального взаимодействия с людьми и окружающей действительностью

5

Всего

34

6

Формы организации учебных занятий:

  • Урок открытия нового знания
  • Урок рефлексии
  • Урок общеметодологической направленности

Виды учебной деятельности:

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  • Слушание объяснений учителя.
  • Самостоятельная работа.
  • Выполнение заданий по разграничению понятий.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  • Наблюдение за демонстрациями учителя.
  • Объяснение наблюдаемых явлений.
  • Анализ проблемных ситуаций.

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

  • Работа с раздаточным материалом.

Календарно-тематическое планирование.

Дата проведения

Тема

Тип урока

Планируемый результат

Вид контроля /форма

По плану

По факту

Раздел 1. Диагностическое обследование. 2 часа

03.09

Диагностическое обследование.

-получение объективных данных об умственном и психическом развитии.

Предварительный /индивидуальная

10.09

Диагностическое обследование.

Предварительный /индивидуальная

Раздел 2. Развитие высших психических функций, познавательных процессов. 6 часов

17.09

Развитие внимания.

Урок общеметодологической направленности

-развитие высших психических функций и познавательных процессов.

Текущий/ индивидуальная

24.09

Развитие воображения.

Урок общеметодологической направленности

Текущий/ индивидуальная

01.10

Развитие памяти.

Урок общеметодологической направленности

Текущий/ индивидуальная

08.10

15.10

Развитие мышления.

Урок общеметодологической направленности

Текущий/ индивидуальная

22.10

Раздел 3. Восприятие пространства и времени. 6 часов

05.11

Моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате).

Урок общеметодологической направленности

-усвоение основных координатов: вверх-вниз, впереди-позади, слева-справа;

-умение самостоятельно моделировать пространственные ситуации;

-различение пространственного расположения предметов;

-усвоение порядка следования дней недели, частей суток времен года;

-узнавание и называние месяца каждого времени года и нумерацию каждого месяца;

-понимание отношения: вчера-сегодня, завтра-послезавтра;

-знать соотношение мер времени: сутки – неделя - месяц-год;

секунда – минута - час.

Текущий/ индивидуальная

12.11

Моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольном домике).

Урок общеметодологической направленности

Текущий/ индивидуальная

19.11

Ориентировка в помещении  по словесной инструкции.

Урок общеметодологической направленности

Текущий/ индивидуальная

26.11

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год).

Урок общеметодологической направленности

Текущий/ индивидуальная

03.12

Длительность временных интервалов.

Урок общеметодологической направленности

Текущий/ индивидуальная

10.12

 «Умные часы».

Урок общеметодологической направленности

Текущий/ индивидуальная

17.12

Диагностическое обследование.

-получение объективных данных об умственном и психическом развитии.

Промежуточный /индивидуальная

24.12

Диагностическое обследование.

Промежуточный /индивидуальная

Раздел 4. Развитие эмоционально-волевой и личностной сферы деятельности. 6 часов

14.01

«Что ты знаешь о чувствах и эмоциях?».

Урок открытия нового знания

-формирование знаний о чувствах и эмоциях;

-умение анализировать собственное эмоциональное состояние;

-умение отгадывать эмоциональные загадки;

-развитие эмоциональной сферы и создание положительного эмоционального настроя;

- развитие умения определять эмоции;

-умение преодолевать застенчивость, осознание своих положительных качеств;

-повышение самооценки.

Текущий/ индивидуальная

21.01

«Эмоциональные загадки».

Урок общеметодологической направленности

Текущий/ индивидуальная

28.01

«Радуга настроений».

Урок общеметодологической направленности

Текущий/ индивидуальная

04.02

«Угадай эмоцию».

Урок общеметодологической направленности

Текущий/ индивидуальная

11.02

«Мои хорошие качества».

Урок общеметодологической направленности

Текущий/ индивидуальная

18.02

 «Моя самооценка».

Урок общеметодологической направленности

Текущий/ индивидуальная

Раздел 5.  Формирование навыков контроля и регуляции своей деятельности. 5 часа

25.02

«Регуляция эмоционального состояния».

Урок открытия нового знания

-развитие способностей регуляции эмоционального состояния;

-умение контролировать агрессивное поведение;

-способствование развитию у детей самоконтроля в поведении;

-умение контролировать негативные эмоции;

-формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья учащихся на основе овладения ими способов саморегуляции;

-ознакомление со способами самоконтроля.

Текущий/ индивидуальная

04.03

«Агрессия и как с ней бороться».

Урок открытия нового знания

Текущий/ индивидуальная

11.03

«Учись управлять собой».

Урок общеметодологической направленности

Текущий/ индивидуальная

18.03

«Эмоции под контролем».

Урок общеметодологической направленности

Текущий/ индивидуальная

01.04

Упражнения и игры на развитие контроля и регуляции.

Урок рефлексии

Текущий/ индивидуальная

Раздел 6.  Формирование способов усвоения социального взаимодействия с людьми и окружающей действительностью. 5 часов

08.04

«Общение в жизни человека».

Урок открытия нового знания

-представление о значении общения в жизни человека, основных правилах общения;

-формирование представлений о ценностях, существующих в среде окружающих их людей;

-формирование способностей адекватно оценивать себя глазами других людей;

- ознакомление с понятием

«конфликт»;

-отработка навыков бесконфликтного поведения.

Текущий/ индивидуальная

15.04

«Я и мир вокруг меня».

Урок общеметодологической направленности

Текущий/ индивидуальная

22.04

«Я глазами других».

Урок общеметодологической направленности

Текущий/ индивидуальная

29.04

«Почему люди

ссорятся?

Споры и ссоры».

Урок общеметодологической направленности

Текущий/ индивидуальная

06.05

«Предотвращение конфликтов».

Урок общеметодологической направленности

Текущий/ индивидуальная

 Диагностическое обследование. 2 часа

13.05

Диагностическое обследование.

-получение объективных данных об умственном и психическом развитии.

Итоговый / индивидуальная

20.05

Диагностическое обследование.

Итоговый / индивидуальная

ИТОГО: 34 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для обучающихся 1 класса

    Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интелл...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по математике для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

АООП НОО для обучающихся с легкой умственной отсталостью( вариант1) содержит целевой раздел с планируемыми результатами и системой оценки достижений обучающихся планируемых результатов, содержательный...