Педагогическое эссе "Современное образование: надо ли оглядываться на прошлое?"
материал
Педагогическое эссе "Современное образование: надо ли оглядываться на прошлое?" Размышления учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогическое эссе "Современное образование: надо ли оглядываться на прошлое?" | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Современное образование:
надо ли оглядываться на прошлое?
Педагогическое эссе учителя начальных классов «Агломазовской основной школы» - филиала муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Малостуденецкая средняя школа» Мелехиной О. П.
Не оглядываясь в прошлое, невозможно понять
подлинный смысл настоящего и цели будущего.
Максим Горький
Ещё в школьном возрасте у меня возникло непреодолимое желание работать с детьми, желание стать учителем, которого любят и никогда не забывают. С огромным уважением и безграничной любовью вспоминаю свою первую учительницу и позже методиста Анохину Татьяну Дмитриевну. Когда передо мной встал вопрос, куда пойти учиться и какую профессию выбрать, я уверенно выбрала профессию учителя начальных классов, которую получила в Спасском педагогическом училище.
И вот далекий, да теперь уже далекий август 1991 года. Я еду в автобусе мимо желтых полей, мимо каких-то деревень, мимо лугов и оврагов, еду, чтобы стать учительницей в сельской школе.
Могла ли я тогда думать, что эта школа и это село навсегда войдут в мою жизнь, что здесь выйду замуж, что сначала моя дочь, а потом и мой сын пойдут в эту школу в первый класс?
Наверное, нет. Потому что я ехала, любовалась окрестностями и думала о детях, какие они? Смогу ли я научить их чему-нибудь, ведь я сама - вчерашняя студентка.
И вот первое сентября. Вся школа построилась на торжественную линейку. Всё шло по плану. И вдруг завуч объявила: «А теперь поздравьте своих учителей». Я увидела, как дети разных классов устремились ко мне. Ученики 1, 2, 3, 5, 8 классов вручали мне цветы. Я уже не могла их держать, отдала техслужащей, но их поток не прекращался. И я подумала, да, это моё, это то, чем я должна заниматься. Дети вселили в меня уверенность.
С тех пор прошло 26 лет, дети и школа навсегда вошли в мою жизнь. Но, как и тогда, передо мной встают вопросы: как надо обучать и воспитывать ребёнка? Что ждет меня впереди? Как побудить школьников к делам на радость и пользу своим близким, школе, стране?
Всем нам иногда хочется, чтобы появился волшебник, взмахнул своей палочкой и всё бы, что мы ни захотели, исполнилось! Но, к сожалению, волшебники бывают только в сказках... А в жизни, чтобы чего-нибудь достичь, надо приложить немало упорства, труда и усилий.
А может детей нужно просто любить? Просто, да не очень... Любовь к детям и умение строить образовательную и воспитательную работу, согласно современным педагогическим концепциям, нельзя разложить на разные части и выяснить, что весомее в деле обучения и воспитания, что окажет большее влияние на результат. Идти надо, я думаю, от реальных индивидуальных особенностей ребёнка, принимая и любя его таким, какой он есть.
Сегодня на наших глазах меняется страна, меняется и школа. С течением времени меняются требования, предъявляемые государством к личности учителя. Сегодня инновации ставят перед учителем задачу - не просто научить чему-то, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения знаний, их анализа и грамотного использования, дать возможность ученику раскрыть способности, подготовиться к жизни. Сегодняшний школьник прекрасно ориентируется в мире информатизации, что, несомненно, развивает его интеллект, но не будит его душу. И сегодня больше, чем когда бы то ни было, меня волнует внутренний мир ребенка. Поэтому я пытаюсь разбудить в каждом стремление работать над собой, никогда не теряю веры в своих учеников.
Современный учитель должен быть лидером во всех направлениях, должен владеть современными технологиями, уметь вести за собой коллектив, своими жизненными позициями подавать пример учащимся. Учить и воспитывать детей нового поколения – это сложно и интересно. Ведь удивить современного школьника очень непросто.
Современные образовательные технологии дают мне возможность реализовать свои творческие стремления при выборе форм и методов преподавания. Возраст учеников, их творческий потенциал заставляют меня находить всё новые и новые формы организации учебного и воспитательного процесса. Нужно только захотеть, загореться, почувствовать, что ты можешь зажечь своих учеников, и испытать счастье, когда увидишь свет в душе и глазах детей.
Надо ли оглядываться на прошлое? Ответ, на мой взгляд, не может быть однозначным. Прошлое пройдено, будущее ещё не изведано, надо жить настоящим. Жизнь не стоит на месте. Перед нами стоит задача найти себя в современном мире. Но, несомненно, опыт прошлых поколений нельзя забывать. Всё лучшее, полученное в прошлом, мы обязаны сохранить и передать будущему поколению. Без этого не может существовать ни один народ. Это касается и образования. Лучший опыт в воспитании и обучении детей, наработанный великими педагогами Яном Амосом Коменским, Антоном Семеновичем Макаренко, Василием Александровичем Сухомлинским и другими, мы должны сохранить в своей работе и уметь его применить в современной педагогической деятельности.
И в прошлом, и в настоящем главная задача школы – как можно полно раскрыть индивидуальные способности и возможности каждого из учащихся, подготовить их к самостоятельной жизни в непростом мире людей. На долю нынешних учеников выпало большое количество новшеств в современном образовании – это и ФГОС, несущие колоссальные перегрузки, и большое количество сложнейшей информации, которую нужно понять, запомнить и уметь применить на практике, и тесты по ЕГЭ. Как успеть всё запомнить и выучить? Но современные дети - молодцы! Они стараются использовать новое достижение науки – Интернет и быстро находят любую информацию, необходимую к уроку.
Применение новых образовательных технологий позволяет ученикам проявлять себя индивидуально или в группе, приложить свои знания, попробовать свои силы, показать достигнутый результат, приобрести навыки работы в команде и решить интересную проблему, зачастую сформулированную самими учениками.
Каждый учитель в настоящее время решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта. Ищет новые пути решения поставленных перед ним задач ФГОС, проявляя творческий подход к делу.
Новые образовательные технологии позволяют раскрыть индивидуальные особенности ребёнка. И дают ему возможность приложить свои знания и показать публично достигнутые результаты.
Я – сторонник принципа единства обучения, воспитания и изучения личности. Именно изучение – педагогическое и психологическое - исходная точка моей деятельности. Я тесно связываю умственное развитие с развитием чувств. Считаю, что нравственное чувство — барометр самосовершенствования человека. Поэтому, обращаю внимание детей на положительные примеры поведения, образцы высших человеческих побуждений, помогаю достигнуть успеха в построении себя как личности.
Обучение и воспитание человека — это, на мой взгляд, создание условий для свободного развития личности, способной строить жизнь, достойную человека.
Общество нуждается в человеке — гражданине вне зависимости от того, из какой среды он вышел и кем собирается стать. Самые крепкие, самые твёрдые убеждения человека те, которые он получает в детстве.
Поэтому наша задача: воспитать физически здоровое, духовно богатое, образованное поколение, которое может ориентироваться в традициях и культуре своего народа. Нужно формировать коллектив единомышленников, уважающих друг друга, всегда готовых прийти на помощь друг другу, умеющих выйти из конфликтной ситуации. Многие дети к моменту поступления в школу имеют различные отклонения от нормы в психическом и физическом развитии. Детям, которые пришли в школу с определёнными проблемами, не удаётся сразу адаптироваться, и у них появляется неадекватное поведение, формируются отрицательные черты характера. Как решить проблемы таких детей? Нужно быть внимательным к личности ребёнка и его интересам. Надо помочь ему раскрыть свою индивидуальность, талант, открыть перспективу для будущего развития, дать возможность самоутвердиться.
Важно, чтобы ребёнок не только получил знания, но и стал хорошим человеком, и я все силы отдаю этому. Ведь именно в нашей профессии дана возможность, в современном мире быть тем же учеником. Пока учитель обучает, он учится сам и остаётся интересным для своих учеников, которые, выйдя за порог школы, будут создавать новую, лучшую жизнь.
Выступая 1 сентября 2017 г. в Ярославле, Президент РФ Владимир Владимирович Путин предложил школьникам написать сочинения на тему «Россия, устремленная в будущее». 437 тысяч человек принимали участие.
Ребята предложили очень интересные идеи. Например, среди профессий будущего они назвали сити-фермеров, молекулярных диетологов, модераторов снов, дизайнеров эмоций, специалистов по роботоэтике. Полный сборник сочинений на 250(двухстах пятидесяти) листах. Советую всем прочитать. Вот отрывки из некоторых сочинений.
Максимова Елена, Московская область, 2005 г. р. описывает современную школу так: «Мы остановились у красивого двадцатиэтажного здания, как оказалось, это была школа. На входе мы приложили свои ладони к монитору, робот-охранник просканировал наши лица, стеклянные двери распахнулись, и мы прошли. Каждому предмету в школе был отведен отдельный этаж. Каждый этаж был оформлен в своем неповторимом стиле. Стены каждого этажа напоминали страницы интерактивных учебников: портреты, иллюстрации, карты, формулы. Каждый мог прикоснуться к стенам, и программа понимала, что ему повторить, ученик мог пролистать страницы и найти то, что ему нужно. Когда идешь по коридорам на урок, перед глазами оживает пройденный урок, это помогает вспомнить все, о чем говорили на занятии». Елена как бы подсказывает нам, что образование должно быть другим, доступным каждому в зависимости от способностей.
Николайченко Ксения, Республика Башкортостан, 2003 г. р., представила дневниковые записи: «2016 год — ввели электронный журнал, наконец-то дети не смогут безнаказанно прогуливать занятия. (Ага, можно помру от счастья прямо сейчас? — хмыкнула я. — Вот радость-то великая!) 2020 год — новейшая компьютерная программа объединяет все учебные заведения страны. Теперь вполне возможно виртуально присутствовать на лекции любого преподавателя России по выбору. (Тоже полезная штука. Но в первый год нововведения случались казусы. Я, например, как- то случайно умудрилась попасть на семинар по анатомии для студентов медицинского вуза… Брр… Неделю потом ходила под впечатлением). 2023 год — ещё один мощный прорыв в системе образования: программа «7D — виртуальные уроки с погружением». (Вот это нечто, скажу я вам! Видеть своими глазами поединок гладиаторов на арене древнего Колизея, слышать лязг мечей и копий на Куликовом поле, ощущать разлом ледяного покрова под собственными ногами на Чудском озере, в то время как на тебе доспехи средневекового рыцаря. О прогулках в Мезозой к древним ящерам я вообще молчу!»
Можем ли мы, учителя, стоять на месте, когда воображение наших детей ушло так далеко вперёд? Однозначно нет, мы не имеем такого права.
Поэтому завтра, как всегда, я приду, и буду учить и воспитывать детей, учиться сама, творить и побуждать к творчеству.
Я за всё расплачусь — посажу семена,
И ростки доброты воспрянут,
И проявится жизни моей цена
В том, как люди меня помянут.
2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оглядываясь в прошлое
Как мы провели мероприятие посвященное 70-летию Сталинградской битвы...
педагогическое эссе на тему: "Современное образование: надо ли оглядываться на прошлое."
Педагогическое эссе на тему: "Современное образование: надо ли оглядываться на прошлое."...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования учащегося с ОВЗ(образец)
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования учащегося с ОВЗ. Мой составленный образец на основании требований. ВНИМАНИЕ! при скачивании документа формат может сд...
Видеоролик "Вы то, что надо!" на конкурс "Педагогический дебют 2021"
Видеоролик "Вы то, что надо!" на конкурс "Педагогический дебют 2021"доступен по ссылке: Педагогический дебют / Облако Mail.ru...
Индивидуальная программа психолого – педагогического сопровождения образования ребёнка – инвалида
В помощь при разработке программ психолого-педагогического сопровождения...
Педагогический лекторий на тему: «Что надо знать родителям, если их ребенок пошел в 4 класс»
лекторий для родителей 4-х классов...