Календарно тематическое планирование учителя-дефектолога для детей с ОВЗ
календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ачинская школа № 3»
Рассмотрено на заседании МС __________________ Эксперт______________ ___________/__________ Протокол № _____ от «_____»_____________202_г | Согласовано Заместитель директора по учебной работе _________/ «____»_____________202_г | Утверждаю Директор школы _________/И.Л. Шадрина Приказ № ________от «______»________202_г |
Рабочая программа
учителя-дефектолога
(индивидуальная)
Класс 2 В
Учитель Тарушко Олеся Николаевна
Количество часов по программе 51
Ачинск 2023-2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………….3
Содержание программы………………………………………………7
Календарно-тематическое планирование……………………………8
Материально-техническое оснащение………………………………12
Пояснительная записка
Актуальность программы: программа предназначена для детей с ОВЗ, обучающихся 2 классов, на 2023-2024 учебный год.
По результатам психолого-медико-педагогического обследования учащаяся имеет особенности в развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Таким образом, учащаяся является ребёнком с ограниченными возможностями здоровья в соответствие со ст. 2. гл. I. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Программа составлена на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Учащейся рекомендована адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ, вариант 2.2
Цель программы: развитие у обучающейся школьно-значимых умений и навыков, а также приёмов умственной деятельности (сравнение, анализ и синтез)
Содержание программы направлено на решение следующих задач:
- Закрепить учебные навыки: чтения, письма, счёта;
- Обогатить словарный запас при ознакомлении учащегося с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами, развитие связной речи;
- Устранить затруднения в мыслительных операциях;
- Развивать пространственную ориентировку;
- Развивать произвольную деятельность.
При реализации данной программы соблюдаются следующие принципы:
принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии.
принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
принцип комплексности программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ОУ и родителей школьников.
принцип доступности предполагает построение обучения младших школьников на уровне их реальных познавательных возможностей
принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.
Тип занятий: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная.
Методы обучения: словесные (устное изложение, объяснение, беседа), наглядные (показ, видеоматериалы, иллюстрации, показ приемов исполнения, работа по образцу), практические (тренировочные упражнения) и другие.
Технологии обучения:
Технология проблемного обучения
Игровые технологии.
Информационно-коммуникативные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 минут (1,5 часа на одного учащегося). В первой и во второй половине дня.
Структура занятия
1.Подготовительный этап
2.Основной этап
3.Разминка
4. Логические поисковые задания
5.«Веселая переменка»
6.«Нестандартные задачи»
7.Заключительный этап
Формирование УУД у обучающихся
Личностными результатами являются:
- правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
- умения анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
- умение налаживать контакт с людьми;
- умение соблюдать правила игры и дисциплину;
- умение правильно взаимодействовать с партнерами по команде;
- способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
- принятие установки на здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
- навык доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
- навык выполнять различные роли;
- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение задавать вопросы;
- использование речи для регуляции своего действия;
- умение адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Предметными результатами являются умения:
- целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;
- дорисовывать незаконченные изображения;
- группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;
- составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;
- конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
- определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
- зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;
- классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
- различать запахи и вкусовые качества, называть их;
- сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;
- действовать по звуковому сигналу;
- адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;
- выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
- определять время по часам.
Планируемые результаты
-определяет разницу между предметами по форме, величине, цвету;
-различает основные цвета и их оттенки;
-конструирует предметы из геометрических фигур;
-узнаёт предмет по части;
-находит различия у двух сходных сюжетных картинок;
-соотносит времена года с названиями месяцев;
-ведёт беседу с педагогом, аргументировать свой ответ;
-правильно и осознанно читает вслух слова, предложения, короткие тексты;
-списывает прочитанные и разобранные слова и предложения с рукописного и печатного текста;
-определяет количество слогов в слове по количеству гласных, делит слова на слоги, переносит части слова при письме;
-называет предметы и явления, сравнивает и классифицирует;
-называет числа в прямом и обратном порядке в пределах программного материала;
-выполняет устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах программного материала;
-сравнивает числа в пределах программного материала;
-составляет и решает задачи;
-сравнивает предмет по величине, цвету, форме;
-выражает словами местонахождение предмета в пространстве относительно себя, других предметов, на плоскости;
Система оценки
Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме:
- первичной (входящей) аттестации;
- текущего мониторинга;
- промежуточной аттестации за учебный год.
Промежуточная аттестация осуществляется на индивидуальных занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своем развитии и на основе которого составляется дефектологическое заключение на ребёнка и программа на подгруппу детей. Возможны корректировки программ в течение учебного года на основе выявленных особенностей. Первичная аттестация проводится в первые две недели сентября (с 01.09 по 15.09), промежуточная - в последние две недели мая (с 15.05 по 24.05) в форме практических заданий.
Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдений за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности (1 раз в полугодие), а также их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для педагогов, работающих на классах.
Критерии оценки результатов диагностики
Условные обозначения | Динамика | |
0 баллов | Отсутствие фиксируемой динамики (не выполняет задание) | Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения коррекционных целей и задач: Нечувствительность обучающегося к новому опыту; невозможность применения новых знаний в незнакомой ситуации |
1 балл | незначительная динамика (выполняет задание с помощью) | Необходима помощь, подсказка, сопряженные действия |
2 балла | значительная динамика (выполняет задание самостоятельно) | Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции: - полное освоение, применение опыта в новых ситуациях; - применение опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности. |
Характеристика на Вику К.
Дефектологическое обследование в начало учебного года показало, что у учащейся сниженный темп работы, работоспособность низкая. В схеме тела и ближайшем пространстве ученица ориентируется на низком уровне, понимание предлогов слабо сформировано, испытывает трудности при дифференцировании признаков времен года, навык числовой последовательности сформирован в пределах 10, не осуществляет прямой и обратный порядок, не называет «соседей» числа. Вычислительный навык сформирован недостаточно, может допускать ошибки по невнимательности, при определении состава числа испытывает значительные трудности. Навык решения задач слабо сформирован, более сложные задачи с помощью учителя требуется направляющая, обучающая помощь. Навык каллиграфического письма сформирован недостаточно, навык орфографического письма под диктовку сформирован слабо, медленный темп письма, ученица может допускать орфографические ошибки, пропуски и замены букв. При списывании текста допускает орфографические ошибки. Темп чтения средний, техника чтения в пределах возрастной нормы. Навыки работы с текстом сформированы недостаточно, понимание прочитанного доступно, затрудняется при выделении главной мысли, затрудняется озаглавить текст и разделить его на смысловые части. Учебная мотивация на среднем уровне, самостоятельную работу осуществляет самостоятельно и с помощью учителя, способность к волевому усилию сформирована недостаточно, самоконтроль осуществляет на среднем уровне.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов |
I четверть | 12 | |
1 | Первичная (входящая) аттестация | 3 |
2 | Социально-коммуникативное развитие | 3 |
3 | Ознакомление с окружающим миром | 2 |
4 | Развитие речи | 2 |
5 | Формирование математических представлений | 2 |
II четверть | 11 | |
1 | Социально-коммуникативное развитие | 2 |
2 | Ознакомление с окружающим миром | 3 |
3 | Развитие речи | 3 |
4 | Формирование математических представлений | 3 |
III четверть | 14 | |
1 | Социально-коммуникативное развитие | 3 |
2 | Ознакомление с окружающим миром | 3 |
3 | Развитие речи | 4 |
4 | Формирование математических представлений | 4 |
14 | ||
1 | Социально-коммуникативное развитие | 2 |
2 | Ознакомление с окружающим миром | 3 |
3 | Развитие речи | 3 |
4 | Формирование математических представлений | 3 |
5 | Промежуточная аттестация | 1 |
6 | Итоговая аттестация | 2 |
Итого: | 51 |
Содержание программы
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Назови себя», «Назови ласково», «Волшебный стул», «Волшебная палочка», «Замри», «Ручеёк», «Магазин вежливых слов», «Про кого я говорю», «Опиши друга», «Вот какая мама», «Что изменилось?», «Подарок на всех».
Ознакомление с окружающим миром
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие. Определение времени по часам.
Развитие речи
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание). Графический диктант по показу.
Формирование математических представлений
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначение словом. Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали
–машина, дом…). Различение основных частей хорошо знакомых предметов.
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).
Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”, “Продолжи закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора,
Противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).
Календарно-тематическое планирование
2 в класс (1.5 часа в неделю).
№ | Тема занятия | Дата | |
По плану | По факту | ||
I четверть 12 часов | |||
1 | Первичная (входящая) аттестация | 4.09 6.09 | |
2 | Первичная (входящая) аттестация | 08.09 11.09 | |
3 | Первичная (входящая) аттестация | 13.09 15.09 | |
4 | Отношение «столько же». Счет предметов Сравнение групп предметов. Игра «Разомнем кулачки». Сюжетно-ролевые игры: «Назови себя», | 18.09 20.09 | |
5 | Отношение столько же. Счет предметов Сравнение групп предметов. Игра «Этот пальчик…» | 22.09 25.09 | |
6 | Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) Игра «Найди лишнее» | 27.09 29.09 | |
7 | Взаимное расположение предметов в пространстве Направления движения: сверху вниз, снизу-вверх, справа налево, слева направо Игра «Сказка про язычок». Моя семья | 02.10 04.10 | |
8 | Слово. Предложение. «Зрительный диктант» «Волшебная палочка», «Замри», «Ручеёк», | 06.10 09.10 | |
9 | Составление и запись предложений, схем. Игра «Что ты видишь?» | 11.10 13.10 | |
10 | Сравнение групп предметов: «столько же», «больше на…», «меньше на …». Сравнение групп предметов. Игра «Запомни цвета» | 16.10 18.10 | |
11 | Числа 1 и 2. Письмо цифры 2. Игра «Волшебный мешочек» | 20.10 23.10 | |
12 | Слог. «Волшебный мешочек» | 25.10 27.10 | |
II четверть 11 часов | |||
13 | Деление слов на слоги. Игра «Запомни картинки» | 08.11 10.11 | |
14 | Ударение. «Игра Запомни картинки» | 13.11 15.11 | |
15 | Число 3. Письмо цифры 3. Сравнение. Игра «Запоминание предметов» | 17.11 20.11 | |
16 | Число 4. Письмо цифры 4. Игра «Порядок предметов». | 22.11 24.11 | |
17 | Составление предложений по сюжетным картинкам Игра «Шнуровки» | 27.11 29.11 | |
18 | Составление предложений по сюжетным картинкам | 01.12 04.12 | |
19 | Составление предложений по сюжетным картинкам Игра «Шнуровки» | 06.12 08.12 | |
20 | Число 5. Игра «Зверь по клетке» | 11.12 13.12 | |
21 | Соотношение цифры с числом Игра «Порядок картинок». | 15.12 18.12 | |
22 | Точка. Игра «Лица людей». | 20.12 22.12 | |
23 | Чтение словосочетаний, предложений, работа с предметными картинками Игра «Угадай, какой формы?» | 25.12 27.12 | |
III четверть 14 часов | |||
24 | Чтение словосочетаний, предложений, работа с предметными картинками | 29.12 10.01 | |
25 | Линия: кривая, прямая. Игра «Угадай, какого цвета?» Опиши друга», «Вот какая мама», | 12.01 15.01 | |
26 | Отрезок. Игра «Что больше(меньше)?» «Что изменилось?», «Подарок на всех». | 17.01 19.01 | |
27 | Решение простых задач на основе счёта предметов. Игра «Опиши предмет» Составление рассказа «Зимние забавы». | 22.01 24.01 | |
28 | Составление предложений по схеме КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО? КОМУ? Игра «Куда улетел шар?» | 26.01 29.01 | |
29 | Составление предложений по схеме КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО? КОМУ? Игра «Определение расположения предмета». | 31.01 02.02 | |
30 | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 6. Игра «Спрячь зайца» | 05.02 07.02 | |
31 | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 6. Игра Сказка «Колобок». | 09.02 12.02 | |
32 | Составление предложений по схеме КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО? КУДА? Игра «Дорисуй девятое». | 14.02 16.02 | |
33 | Составление предложений по схеме КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО? КУДА? Игра «Дорисуй девятое». | 19.02 21.02 | |
34 | Ответы на вопросы по сюжетным картинкам ЧТО ДЕЛАЕТ? КУДА? -ГДЕ? | 26.02 28.02 | |
35 | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 7. Состав чисел 8 и 9; соотношение цифр и количество предметов Игра «Волшебный мешочек» | 01.03 04.03 | |
36 | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 7. Состав чисел 8 и 9; соотношение цифр и количество предметов Игра «Волшебный мешочек» | 06.03 11.03 | |
37 | Число 10. Запись цифры 10. Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел Игра «Дорисуй девятое». | 13.03 15.03 | |
38 | КАКОЙ? + ЧТО? Составление предложений из словосочетаний. КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Изменение слов по родовому признаку. Игра «Графический диктант» | 18.03 20.03 | |
IV четверть 14 часов | |||
39 | КАКОЙ? + ЧТО? Составление предложений из словосочетаний. КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Изменение слов по родовому признаку. Игра «Сходство и различие». | 22.03 01.04 | |
40 | Числа от 1 до 10. Закрепление. Составление числовых выражений рисункам. Последовательность натуральных чисел от 1 до 10 Игра «Исключи лишнее». | 03.04 05.04 | |
41 | Числа от 1 до 10. Закрепление. Составление числовых выражений рисункам. Последовательность натуральных чисел от 1 до 10 Игра «Исключи лишнее». | 08.04 10.04 | |
42 | Он. Она. Оно. Ответы на вопросы, дописывание предложений Игра «Графический диктант» | 12.04 15.04 | |
43 | Он. Она. Оно. Ответы на вопросы, списывание, дополнение предложений Игра «Графический диктант» «Игра Дорисуй девятое». | 17.04 19.04 | |
44 | Он. Она. Оно. Ответы на вопросы, списывание, дополнение предложений Игра «Снежный ком» | 22.04 24.04 | |
45 | Единицы измерения длины. Сантиметр. Игра «Снежный ком» | 26.04 27.04 | |
46 | Единицы измерения длины. Сантиметр. Игра «Снежный ком» | 03.05 06.05 | |
47 | Увеличение и уменьшение чисел. Понятия «увеличить на…, уменьшить на…». Слагаемые. Сумма. Игра «Дорисуй девятое». | 08.05 13.05 | |
48 | Увеличение и уменьшение чисел. Понятия «увеличить на…, уменьшить на…». Слагаемые. Сумма. Игра «Дорисуй девятое». | 15.05 17.05 | |
49 | Промежуточная аттестация | 20.05 22.05 | |
50 | Итоговая аттестация | 24.05 27.05 | |
51 | Итоговая аттестация | -- -- |
Материально-техническое оснащение
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
2.В.Б.Сухова «Учись считать» приложение к учебнику «Математика» для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, Москва, «Просвещение», 2000г.
3.Л.И.Тигранова «Наблюдаем, угадываем, сравниваем», для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, Москва, «Просвещение», 2002г
4. Печатные пособия
5.Набор таблиц «Наблюдай, сравнивай, считай.
6.Наборы счётного материала.
7.Карточки.
8.Сюжетные картинки.
9.Таблички со словами.
10.Игровые коррекционно-развивающие пособия,
11.Дидактические игры, наборы сюжетных картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование 1 класс для детей с ОВЗ II вид 2 отделение.
Содержит рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 1-го класса( слабослышащие)...
Календарно-тематическое планирование по «Математике» для детей с ОВЗ 7 вид 2 класс
Календарно-тематическое планирование по «Математике» для детей с ОВЗ 7 вид 2 класс...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 3 класс для детей с ОВЗ 2.2
Адаптированные программы составленны в соответствии с методическими рекомендациями и индивидуальными возможностями детей, которым рекомендованно обучение по программе 2.2...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 3 класс для детей с ОВЗ 2.2
Адаптированные программы составленны в соответствии с методическими рекомендациями и индивидуальными возможностями детей, которым рекомендованно обучение по программе 2.2...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 3 класс для детей с ОВЗ 2.2
Адаптированные рабочие программы соответствуют методическим рекомендациям и умственным способностям обучающихся, которым рекомендовано обучение по программе 2.2...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 3 класс для детей с ОВЗ 2.2
Адаптированные рабочие программы соответствуют методическим рекомендациям и умственным способностям обучающихся, которым рекомендовано обучение по программе 2.2...
Календарно - тематическое планирование по математике для детей с ОВЗ 2 класс VII вид
Календарно - тематическое планирование по математике для детей с ОВЗ 2 класс VII вид...