Коррекционно-развивающий курс "Развитие мелкой моторики"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Курс разработан на четыре учебных года для развития мелкой моторики у слабовидящего ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Курс разработан на четыре учебных года для развития мелкой моторики у слабовидящего ребёнка. | 56.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования и науки Администрации г.Нягани
МАОУ г.Нягани "Гимназия"
УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ г.Нягани "Гимназия" ________________________ Фрицлер А.А. Приказ №484 от «31» августа 2023г. |
Коррекционно – развивающий курс
«Развитие мелкой моторики»
срок реализации: 4года
Составитель:
учитель начальных классов
МАОУ г.Нягани «Гимназия»
Смирнова Г.Н.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Развитие осязания и мелкой моторики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих детей. Представляет собой рабочую программу, адаптированную для обучения слабовидящих детей с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей. (Вариант 4.1).
Цель: формирование у слабовидящих обучающихся умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук и обучение приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
В процессе обучения реализуются следующие задачи:
- обогащение чувственного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений;
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- формирование общих представлений о строении руки и возможностях ее использования в процессе освоения и познания окружающего мира;
- развитие мелких точных скоординированных движений рук и пальцев для совершенствования обследовательских действий;
- развитие пространственной ориентировки;
- формирование культуры осязательного обследования.
Общая характеристика коррекционного курса
В результате изучения курса «Развитие мелкой моторики» у слепых и обучающихся с остаточным зрением будут развиваться мелкие точные скоординированные движения рук и пальцев.
Обучающиеся овладеют осязательными навыками, различными способами осязательного обследования. У них будет формироваться культура осязательного обследования, развиваться кожная чувствительность. Они овладеют тактильно - осязательными приемами обследования сенсорных эталонов, предметов окружающего мира различной степени сложности. У них будет развиваться мышечно-суставное чувство и мелкая моторика при выполнении предметно-практических действий на общеобразовательных уроках, а также во внеклассной деятельности.
Описание места.
МАОУ г.Нягани «Гимназия». Частота занятий - раз в неделю, форма организации – индивидуальное занятия.
Описание ценностных ориентиров.
Программа состоит из следующих разделов:
- роль осязания в жизнедеятельности слабовидящего;
- формирование представлений о строении и возможностях рук;
- формирование представлений об осязательных признаках и фактуре предметов;
- формирование навыков осязательного обследования сенсорных эталонов;
- формирование представлений о величине предметов;
- развитие навыков осязательного восприятия предметов простой и сложной формы;
- развитие навыков ориентировки на микроплоскости с помощью осязания.
Роль осязания в жизнедеятельности слабовидящего.
Роль осязания в жизнедеятельности человека, познании окружающего мира, отдельных предметов и явлений.
Значение использования осязательных навыков в различных видах учебной и внеклассной деятельности, приемов и способов осязательного восприятия для освоения предметно-пространственной среды.
Формирование представлений о строении и возможностях рук.
Знания о строении и возможностях руки как средства познания окружающего мира, расширения границ познавательных возможностей. Виды движений верхних конечностей и способы их о развития.
Совершенствование мелких точных координированных действий с предметами, необходимыми в учебной деятельности, в быту.
Приемы и упражнения развития осязания и мелкой моторики, приемы и способы тактильно-осязательного восприятия предметно-пространственной среды.
Развитие ритмичности движений.
Формирование рациональных обследовательских действий.
Формирование представлений об осязательных признаках и фактуре предметов.
Сенсорные эталоны осязательных признаков (твердость, мягкость, температура, гладкость и т.д.). Дифференцировка осязательных признаков и свойств предметов. Сравнение осязательных признаков и свойств предметов.
Фактура поверхности. Виды фактур. Дифференцировка и классификация предметов окружающего мира по их признакам, свойствам и фактуре.
Приемы сравнения, сходства и различия объектов по их свойствам, признакам и фактуре.
Восприятие фактуры предметов на рельефно - графических пособиях.
Формирование навыков осязательного обследования сенсорных эталонов.
Выделение сенсорных эталонов формы. Культура осязания. Алгоритм осязательного обследования эталонов формы.
Осязательное обследование формы объемных, плоскостных сенсорных эталонов, чтение их изображений, выполненных различными видами рельефа.
Взаимосвязь сенсорного эталона и его графического изображения.
Распознавание и называние геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг).
Распознавание и называние геометрических тел (шар, куб, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус).
Приемы сравнения и классификации предметов по форме.
Формирование представлений о величине предметов.
Осязательное обследование предметов разной величины. Обследование величины предметов с использованием осязательных ориентиров (ладонь, пальцы и т.д.).
Дифференцировка осязательных признаков величины предметов. Сравнение осязательных признаков величины.
Приемы сравнения, сходства и различия объектов по величине. Сравнение предметов
по их габаритным размерам: длине, ширине, высоте; владение способами наложения и
приложения.
Развитие навыков осязательного восприятия предметов простой и сложной формы.
Алгоритм осязательного обследования предметов простой формы.
Осязательное обследование предметов простой формы, соотнесение их с сенсорными эталонами. Соотнесение реальных объектов простой формы с их рельефными изображениями.
Алгоритм осязательного обследования предметов сложной формы.
Осязательное обследование предметов сложной формы, соотнесение их конструкции с сенсорными эталонами. Соотнесение реальных объектов сложной формы с их рельефными изображениями.
Выделение геометрических форм в рельефных рисунках, в моделях и натуральных предметах.
Обследование группы предметов, сравнение их по форме, величине и положении в пространстве.
Развитие навыков ориентировки на микроплоскости с помощью осязания.
Использование осязания в процессе ориентировки в окружающем мире. Ориентировка в микропространстве, на микроплоскости (на рабочем месте, на плоскости стола, в учебнике, в тетради).
Развитие осязательных навыков ориентировки на микроплоскости в предметнопрактической деятельности.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, коррекционный курс «Развитие осязания и мелкой моторики» направлен на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта, предметнопрактической деятельности;
- овладение навыками осязательного обследования;
- развитие мелкой моторики;
- развитие учебно-познавательной деятельности в процессе осязания;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) на основе тактильно-осязательного способа восприятия;
- составление целого из частей в результате изучения объектов в предметно-практической деятельности;
- развитие двигательной сферы и координации движений.
Метапредметные результаты
- установление связи между целью деятельностью по развитию осязания и мелкой моторики, мотивом, результатом предметно-практической деятельности;
- планирование, регулирование, контроль и оценка осязательных действий;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели в условиях осязательной деятельности;
- формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки алгоритма осязательных действий;
- контроль результата осязательных действий с заданным образцом с целью обнаружения отклонений и отличий;
- умение вносить в ранее освоенные осязательные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата;
- саморегуляция как способность мобилизации сил к волевому усилию в преодолении препятствий на пути осязательного познания мира;
- выбор наиболее эффективных и оптимальных способов решения осязательной задачи;
- контроль и оценка результатов тактильно-осязательного восприятия;
- алгоритмизация осязательных действий как компенсаторный способ достижения результата деятельности.
Предметные результаты :
Роль осязания в жизнедеятельности слабовидящего:
- понимать значение осязания для развития познания окружающего мира, отдельных предметов и явлений;
- понимать значение осязания для развития активности и любознательности;
Формирование представлений о строении и возможностях рук:
- выполнять различные движения кистями и пальцами рук;
- совершать мелкие точные координированные движения с предметами необходимыми в быту и в учебной деятельности;
- выполнять рациональные обследовательские действия;
- владеть приемами и способами тактильно-осязательного восприятия для освоения предметно-пространственной среды.
Формирование навыков осязательного обследования сенсорных эталонов:
- осязательно обследовать форму сенсорных эталонов (объемных, плоскостных);
- распознавать и называть геометрические фигуры и геометрические тела;
Формирование представлений об осязательных признаках и фактуре предметов:
- распознавать и выделять предметы по их основным осязательным признакам и свойствам, а также по характеру поверхности;
- способам дифференцировки предметов окружающего мира по их признакам, свойствам и фактуре.
Формирование представлений о величине предметов:
- осязательно обследовать и сравнивать предметы разной величины;
- выполнять обследование величины предметов с использованием осязательных ориентиров (ладонь, пальцы и т.д.).
Развитие навыков осязательного восприятия предметов простой и сложной формы:
- осязательно обследовать предметы простой формы, соотносить их с сенсорными эталонами;
- осязательно обследовать предметы сложной формы, соотносить их структуру с сенсорными эталонами;
Развитие навыков ориентировки на микроплоскости с помощью осязания:
- посредством осязания выделять стороны, границы, середину микроплоскости (лист, стол), при помощи осязательных приемов находить середину горизонтали/вертикали, соотносить параллельность сторон;
- ориентироваться в микропространстве (на индивидуальном фланелеграфе, на столе, на листе бумаги, в тетради, в книге);
- пользоваться тифлотехническими приборами.
Содержание коррекционного курса.
1 | Коррекционно – развивающая область по «Развитие осязания и мелкой моторики» |
Программа рассчитана:
1 класс | Количество часов в году | 33 |
2 класс | Количество часов в году | 34 |
3 класс | Количество часов в году | 34 |
4 класс | Количество часов в году | 34 |
Календарно – тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Раздела программ | Основные виды учебной деятельности | Количество часов |
Роль осязания в жизнедеятельности слабовидящего | Понимание значения осязания для развития познания окружающего мира, отдельных предметов и явлений. | 1 | |
Формирование представлений о строении и возможностях рук | Выполнение комплекса упражнений для рук. | 1 | |
Составление целого из частей. | 1 | ||
Шнуровка, плетение, завязывание бантов, узелков. | 1 | ||
Лепка, аппликация, поделки из природного материала. | 1 | ||
Штриховка, обводка и обкалывание по контуру трафарета. | 2 | ||
Графические диктанты | 2 | ||
Формирование представлений об осязательных признаках и фактуре предметов | Автоматизация навыков полного и последовательного обследования предметов. | 2 | |
Дифференцировка и классификация предметов окружающего мира по их признакам, свойствам и фактуре. | 2 | ||
Формирование навыков осязательного обследования сенсорных эталонов | Выделение сенсорных эталонов. | 1 | |
Распознавание и называние геометрических фигур. | 2 | ||
Распознавание и называние геометрических тел. | 1 | ||
Сравнение и группировка предметов по осязательным признакам. | 1 | ||
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам. | 1 | ||
Формирование представлений о величине предметов | Осязательное обследование предметов разной величины. | 1 | |
Сравнение предметов по их габаритным размерам: длине, ширине, высоте. | 1 | ||
Обследование величины предметов с использованием осязательных ориентиров. | 1 | ||
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов. | 1 | ||
Развитие навыков осязательного восприятия предметов простой и сложной формы | Соотнесение реальных объектов простой формы с их рельефными изображениями. | 1 | |
Соотнесение реальных объектов сложной формы с их рельефными изображениями. | 1 | ||
Конструирование из геометрических фигур | 1 | ||
Конструирование предметов сложных форм. | 1 | ||
Развитие навыков ориентировки на микроплоскости с помощью осязания | Ориентировка в микропространстве, на микроплоскости (на рабочем месте, на плоскости стола, в учебнике, в тетради). | 3 | |
Моделирование пространственных ситуаций. | 3 | ||
Итого: | 33 |
Календарно – тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Раздела программ | Основные виды учебной деятельности | Количество часов |
Роль осязания в жизнедеятельности слабовидящего | Понимание значения осязания для развития познания окружающего мира, отдельных предметов и явлений. | 1 | |
Формирование представлений о строении и возможностях рук | Выполнение комплекса упражнений для рук. | 1 | |
Составление целого из частей. | 1 | ||
Шнуровка, плетение, завязывание бантов, узелков. | 3 | ||
Лепка, аппликация, поделки из природного материала. | 1 | ||
Штриховка, обводка и обкалывание по контуру трафарета. | 2 | ||
Графические диктанты | 3 | ||
Формирование представлений об осязательных признаках и фактуре предметов | Автоматизация навыков полного и последовательного обследования предметов. | 2 | |
Дифференцировка и классификация предметов окружающего мира по их признакам, свойствам и фактуре. | 3 | ||
Формирование навыков осязательного обследования сенсорных эталонов | Выделение сенсорных эталонов. | 1 | |
Распознавание и называние геометрических фигур. | 2 | ||
Распознавание и называние геометрических тел. | 1 | ||
Сравнение и группировка предметов по осязательным признакам. | 1 | ||
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам. | 1 | ||
Формирование представлений о величине предметов | Осязательное обследование предметов разной величины. | 1 | |
Сравнение предметов по их габаритным размерам: длине, ширине, высоте. | 1 | ||
Обследование величины предметов с использованием осязательных ориентиров. | 1 | ||
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов. | 1 | ||
Развитие навыков осязательного восприятия предметов простой и сложной формы | Соотнесение реальных объектов простой формы с их рельефными изображениями. | 1 | |
Соотнесение реальных объектов сложной формы с их рельефными изображениями. | 1 | ||
Конструирование из геометрических фигур | 1 | ||
Конструирование предметов сложных форм. | 1 | ||
Развитие навыков ориентировки на микроплоскости с помощью осязания | Ориентировка в микропространстве, на микроплоскости (на рабочем месте, на плоскости стола, в учебнике, в тетради). | 2 | |
Моделирование пространственных ситуаций. | 1 | ||
Итого: | 34 |
Календарно – тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
Самомассаж рук | 1 | |
Осязательное обследование различных предметов и их точечных изображений | 2 | |
Сортировка мелких предметов (горох, фасоль, гречка, бусинки, пуговицы) по форме, величине и материалу. Работа с ними | 3 | |
Чтение рельефных изображений: приемы обследования рельефного рисунка и соотнесение его с реальным предметом или его моделью | 2 | |
Занятия лепкой (работа с пластилином) | 4 | |
Работа с палочками | 1 | |
Работа с бумагой | 5 | |
Конструирование | 4 | |
Рисование | 1 | |
Занятие с нитями разной структуры. Выполнение различных плетений. | 2 | |
Работа с ватой, тканью | 1 | |
Работа с природным материалом | 1 | |
Повторение написание цифр и букв, знаков по Брайлю. Написание целых слов и предложений на приборе. | 3 | |
Работа с прочим материалом (гофрированный картон, яичный скорлупа, заварка, проволока) | 1 | |
Пальчиковые и речевые игры. Игры с мячом. | 3 | |
Итого: | 34 |
Календарно – тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
Самомассаж рук | 1 | |
Осязательное обследование различных предметов и их точечных изображений | 2 | |
Восприятие формы и величины; конструирование предметов | 4 | |
Чтение рельефных изображений: приемы обследования рельефного рисунка и соотнесение его с реальным предметом или его моделью | 2 | |
Занятия лепкой (работа с пластилином) | 2 | |
Упражнения для развития мышц руки (выполняются сидя за столом) | 1 | |
Работа с бумагой, палочками | 2 | |
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) | 4 | |
Повторение написание цифр и букв, знаков по Брайлю. | 4 | |
Рисование по точечному контуру, раскрашивание | 3 | |
Занятие с нитями разной структуры. Выполнение различных плетений. | 2 | |
Работа с природным материалом, тканью, ватой | 3 | |
Работа с прочим материалом. | 1 | |
Пальчиковые и речевые игры. Игры с мячом. | 3 | |
Итого: | 34 |
Календарно – тематическое планирование по коррекционно-развивающему курсу «Развитие мелкой моторики»
1 класс
№ п/п | Раздела программ | Основные виды учебной деятельности | Количество часов | Дата по плану | Факт | Примечание | |
Роль осязания в жизнедеятельности слабовидящего | 1. | Понимание значения осязания для развития познания окружающего мира, отдельных предметов и явлений. | 1 | 01.09.2023 | 01.09.2023 | ||
Формирование представлений о строении и возможностях рук | 2 | Выполнение комплекса упражнений для рук. | 1 | 08.09.2023 | 08.09.2023 | ||
3 | Составление целого из частей. | 1 | 15.09.2023 | 15.09.2023 | |||
4 | Шнуровка, плетение, завязывание бантов, узелков. | 1 | 22.09.2023 | 22.09.2023 | |||
5 | Лепка, аппликация, поделки из природного материала. | 1 | 29.09.2023 | 29.09.2023 | |||
6 | Штриховка, обводка и обкалывание по контуру трафарета. | 1 | 06.10.2023 | 06.10.2023 | |||
7 | Штриховка, обводка и обкалывание по контуру трафарета. | 1 | 13.10.2023 | 13.10.2023 | |||
8 | Графические диктанты | 1 | 20.10.2023 | 20.10.2023 | |||
9 | Графические диктанты | 1 | 27.10.2023 | 27.10.2023 | |||
Формирование представлений об осязательных признаках и фактуре предметов | 10 | Автоматизация навыков полного и последовательного обследования предметов. | 1 | 10.11.2023 | |||
11 | Автоматизация навыков полного и последовательного обследования предметов. | 1 | 17.11.2023 | ||||
12 | Дифференцировка и классификация предметов окружающего мира по их признакам, свойствам и фактуре. | 1 | 24.11.2023 | ||||
13 | Дифференцировка и классификация предметов окружающего мира по их признакам, свойствам и фактуре. | 1 | 01.12.2023 | ||||
Формирование навыков осязательного обследования сенсорных эталонов | 14 | Выделение сенсорных эталонов. | 1 | 08.12.2023 | |||
15 | Распознавание и называние геометрических фигур. | 1 | 15.12.2023 | ||||
16 | Распознавание и называние геометрических фигур. | 1 | 22.12.2023 | ||||
17 | Распознавание и называние геометрических тел. | 1 | 29.12.2023 | ||||
18 | Сравнение и группировка предметов по осязательным признакам. | 1 | 12.01.2024 | ||||
19 | Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам. | 1 | 19.01.2024 | ||||
Формирование представлений о величине предметов | 20 | Осязательное обследование предметов разной величины. | 1 | 26.01.2024 | |||
21 | Сравнение предметов по их габаритным размерам: длине, ширине, высоте. | 1 | 02.02.2024 | ||||
22 | Обследование величины предметов с использованием осязательных ориентиров. | 1 | 09.02.2024 | ||||
23 | Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов. | 1 | 16.03.2024 | ||||
Развитие навыков осязательного восприятия предметов простой и сложной формы | 24 | Соотнесение реальных объектов простой формы с их рельефными изображениями. | 1 | 01.03.2024 | |||
25 | Соотнесение реальных объектов сложной формы с их рельефными изображениями. | 1 | 15.03.2024 | ||||
26 | Конструирование из геометрических фигур | 1 | 22.03.2024 | ||||
27 | Конструирование предметов сложных форм. | 1 | 05.04.2024 | ||||
Развитие навыков ориентировки на микроплоскости с помощью осязания | 28 | Ориентировка в микропространстве, на микроплоскости (на рабочем месте, на плоскости стола, в учебнике, в тетради). | 1 | 12.04.2024 | |||
29 | Ориентировка в микропространстве, на микроплоскости (на рабочем месте, на плоскости стола, в учебнике, в тетради). | 1 | 19.04.2024 | ||||
30 | Ориентировка в микропространстве, на микроплоскости (на рабочем месте, на плоскости стола, в учебнике, в тетради). | 1 | 26.04.2024 | ||||
31 | Моделирование пространственных ситуаций. | 1 | 03.05.2024 | ||||
32 | Моделирование пространственных ситуаций. | 1 | 10.05.2024 | ||||
33 | Моделирование пространственных ситуаций. | 1 | 16.05.2024 | ||||
Итого: | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-развивающей работы по совершенствованию мелкой моторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В данной методической разработке расматривается система комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у школьников с интеллектуально...
Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »
Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....
Коррекционно-развивающее занятие для оптимизации уровня развития мелкой моторики детей «Волшебные пальчики»
развитие мелкой моторики...
Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики рук у детей с ДЦП
Статья для консультации родителй, учитилей начальной школы, логопедов, учителей музыки и физкультуры...
Коррекционно-развивающее занятие с группой обучающихся первого класса на развитие мелкой моторики «Помощники королевича Елисея»
Программное содержание:Закрепить знания сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».Совершенствовать умение держать ручку, карандаш, фломастер.Развитие умения произв...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по развитию и коррекции мелкой моторики рук обучающихся 1 класса «Волшебный водопад»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. В связи с этим разработан, апробирован и утвержден Федеральный...
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...