ЗАНЯТИЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ "Учимся общаться с окружающими".
план-конспект занятия (3 класс)

Цель: научить детей правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.

Задачи:

  • создавать адекватный эмоциональный фон общения, доброжелательность отношений;
  • способствовать сплочению классного коллектива;
  • создавать условия для актуализации и закрепления знаний о правилах общения с окружающими, а так же для развития творческих способностей обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) школа-интернат №1 Купинского района Новосибирской области

(МБОУ Купинская школа-интернат №1)

ЗАНЯТИЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

"Учимся общаться с окружающими".

                                                                   

  Автор - составитель:

Готовщик Алина Сергеевна

                                                                                      Учитель начальных классов

г. Купино

Форма проведения мероприятия: беседа с элементами игровой и проектной деятельности.

Цель: научить детей правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.

Задачи:

  • создавать адекватный эмоциональный фон общения, доброжелательность отношений;
  • способствовать сплочению классного коллектива;
  • создавать условия для актуализации и закрепления знаний о правилах общения с окружающими, а так же для развития творческих способностей обучающихся.

Планируемый результат:

  • Личностный: обучающиеся учатся проявлять доброжелательность, уважительное отношение к одноклассникам; соблюдать этические нормы общения с окружающими; 
  • Метапредметный: обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками); регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, производят оценку результатов работы, коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся); познавательные УУД (самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывание в устной форме; анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений, производят классификацию; развивают критическое мышление); 
  • Предметный: обучающиеся знакомятся с понятием «общение» и его значением для человека; умеют общаться и соблюдают этические нормы общения.

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие, воспитание через творчество.

Принципы обучения: принцип психологической комфортности, принцип деятельности, принцип последовательности, принцип творчества.

Методы воспитания:

  • методы взаимодействия и накопления социального опыта (временная работа в группах, игра, педагогическое требование);
  • метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа, рассказ);
  • методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование игровых форм);
  • метод формирования ответственности (предъявление педагогического требования, формирования понимания личностной значимости, оперативный контроль);
  • метод развития психических функций (создание проблемной ситуации, творческое задание, игровые действия);
  • метод контроля и диагностики (анализ продукта детской деятельности).

Методы обучения:

  • методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием, игровыми формами обучения, формирование готовности к восприятию, выстраивание игрового сюжета);
  • методы получения знаний (объяснение, беседа, демонстрация, упражнения);
  • метод выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения, игровые виды деятельности).

Дидактические средства: 

  • демонстрационные: компьютерная презентация, мягкая игрушка, макет солнца.
  • индивидуальные: лист бумаги, фломастер, ручка, карточки с заданиями. 

Список литературы: 

1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
2. А. Я. Данилюк. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
3. Программа развития универсальных учебных действий на ступени начального общего образовании. А.Г. Асмолов.

План классного часа:

1.Организационный этап. (Игра «Встреча взглядами»).

2.Мотивационно-целевой этап (игровой тренинг: рисуем в парах).

3.Основной этап:

3.1. Упражнение- игра «Инсценировка «Встреча»; 

3.2. Игровая инсценировка «Приветственные жесты в разных странах»;

3.3.Упражнение- игра: «Дарите комплименты»;

3.4.Упражнение- тренинг «Подели на группы».
4. Рефлексия (Проектная деятельность «Солнышко», дидактическая 
игра « Закончите предложения», подвижная игра «Салют») .

Ход классного часа

  1. Организационный этап.

Задача: активизировать внимание детей, создать настрой на работу.

Методы и приемы: беседа; педагогическое требование, стимулирование занимательным содержанием, игровыми формами обучения.

(дети в классе, стоят у шкафов, не садятся)


Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня у нас несколько необычный классный час. Тему его вы определите сами, но немного позднее.

А вначале нашего классного часа я  хочу подарить вам свою улыбку, чтобы она помогла нам общаться тепло, открыто, дружелюбно….

 -А теперь, я предлагаю вам, подарить друг другу свои улыбки.

Игра «Встреча взглядами».

Цель игры:

  • Создание комфортных микрогрупп для дальнейшей, продуктивной работы на классном часе».

Ход игры:

Учитель: Опустите глаза. Сейчас, когда вы поднимите глаза, постарайтесь встретиться взглядом с одним человеком, улыбнитесь ему. Пройдите с ним за парту туда, где вашей паре будет удобно.

(дети в свободном порядке рассаживаются за партами)

Учитель: Присаживайтесь! Давайте еще раз улыбнемся друг другу и пожмём руку соседу по парте.

  1. Мотивационно-целевой этап.

Задача: мотивировать обучающихся на классный час, создать условия для определения темы и постановки целей классного часа.

Методы и приемы: беседа; формирование готовности к восприятию, упражнение, демонстрация, метод контроля и диагностики, метод взаимодействия.


Учитель: Я долго думала, с чего бы начать. И решила, начнём вот с чего… Возьмите в руки 1 карандаш . Попробуйте вместе с соседом по парте нарисовать дерево. Но нарисовать его надо держа вдвоём один карандаш и, не произнося, ни слова. Кому не понятно?


(игровой тренинг: дети в парах рисуют дерево)

Учитель: Удалось ли вам это сделать хорошо? 
Обучающиеся: не у всех получилось.
Учитель: Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?
Обучающиеся: трудно, т.к. нельзя было обсудить и договориться.

Учитель: А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным и правильным?
Обучающиеся: Надо было сначала обсудить, что будем рисовать и как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом.
Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Обучающиеся:  как надо общаться.

Открыть 1 слайд с темой классного часа: «Учимся общаться».

Учитель: Все верно. Ребята, а для чего нам нужно общение? 
Обучающиеся: Общение нужно для того, чтобы уметь договариваться.
Учитель: А все ли умеют правильно общаться и договариваться?

 (ответ об-ся).
Учитель: А что значит по вашему мнению правильно общаться?

 (ответ об-ся).

Учитель: Вы одинаково общаетесь со взрослыми и со сверстниками, какие существуют различия? 

 Обучающиеся: Употребляем разные слова приветствия (привет, здравствуйте, обращение на «вы» и «ты».)
Учитель:
 Правильно, а как выдумаете какую цель мы поставим сегодня на классном часе?

Обучающиеся: научиться правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.

Учитель: Молодцы, все верно. Цель нашего классного часа: «Научиться правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом».

Открыть 2 слайд с целью классного часа: «Научиться правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом».


3. Основная часть (этап).

Задачи: развивать умение составлять целое из частей, развивать умение сотрудничать со сверстниками; воспитывать у обучающихся ответственное отношение к процессу общения,актуализировать и закрепить имеющиеся знания об общении,

Методы и приемы: рассказ, демонстрация, формирование готовности к восприятию, методы формирования социального опыта (игры, упражнение, инсценировки); методы осмысления своего социального опыта (беседа, рассказ); методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование игровых форм);оперативный контроль; работа в группах; метод развития познавательного интереса (объяснение, беседа); методы получения знаний (объяснение, беседа).


Учитель: Ребята, как вы понимаете значение слова «общение»?
Обучающиеся: Это разговоры, беседы и т.д.
Учитель: В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова общению дается такое определение : Общение - это взаимные отношения, деловая или дружеская связь.

Открыть 3 слайд с определением: Общение - это взаимные отношения, деловая или дружеская связь.

Учитель: Скажите, а с чего же начинается общение? 
Обучающиеся: С приветствия или знакомства.
Учитель: Назовите фразы приветствия, которые вы знаете?
Обучающиеся: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! 

Открыть 4слайд: Список приветственных фраз: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! 

Учитель: А как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? 
Обучающиеся: До свидания! До завтра!

Открыть 5 слайд: Список прощальных фраз: До свидания! До завтра!

Учитель: Молодцы! Какое правило общения можно вывести из этого?
Обучающиеся: Не забывай вежливо здороваться, прощаться, извиняться.

Открыть 6 слайд: Основное правило общения: «Не забывай вежливо здороваться, прощаться, извиняться».

(Игровой тренинг - инсценировка «Встреча»)

Цель:

  • Показать в игровой ситуации основные правила общения;
  • повышение внутригруппового доверия, умение работать в группах.

Ход игры:

Учитель: Сейчас я предлагаю поработать в группах. Группу будет составлять один ряд в классе. Ваша задача продумать и обсудить предложенную мной ситуацию, выбрать актеров и в течение 3 минут отрепетировать коротенькую сценку с использованием вежливых фраз, а потом показать ее всему классу. Ситуации я вам сейчас раздам.

(раздаются на листочках каждой группе)
1 ряд – ученик встречается с директором школы в магазине.
2 ряд – мальчик пришел к другу в гости, но дверь открыла его мама.
3 ряд – Девочка встретилась со своей подругой на улице.

Учитель: Давайте посмотрим на ваши инсценировки, догадались вы о какой ситуации идет речь, кто с кем встретился и пообщался? По каким элементам вы это поняли? (приветственные и прощальные фразы, обращение по имени, обращение на «вы» или на «ты», употребление места встречи, места знакомства и т.д.)

(одна группа показывает, две другие отвечают)

Учитель: Молодцы! Присаживаемся на свои места.
Учитель: Как мы увидели из инсценировок, важным элементом в общении, кроме приветственных и прощальных слов, являются жесты и мимика. Вы знаете что это такое?
Жесты – это движения руками, а мимика – выражение лица.

Открыть 7 слайд: Жесты – это движения руками,

а мимика – выражение лица.

Учитель: Покажите мне какой-нибудь жест. (машут рукой приветствуя и прощаясь).

Учитель: Изобразите мне мимику огорченияа радости. (дети показывают)
Учитель: А что делает человек, когда видит друга? 
Обучающиеся: Тоже улыбается. 
Учитель: А вы умеете улыбаться?  Давайте проверим: улыбнитесь соседу справа, соседу слева, тому, кто сидит за вами. Замечательно! Какие у всех красивые улыбки! Когда люди улыбаются, они становятся красивы. Китайцы говорят: “Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин”. Какой из этой фразы сделаем вывод?
Обучающиеся: Нужно улыбаться собеседнику, использовать дружественную мимику и приветственные жесты!
Учитель: А вы знаете какими жестами пользуются люди в разных уголках планеты при встрече друг с другом? А хотите узнать?

(Игровая инсценировка «Приветственные жесты в разных странах», выходят 6 пар детей, встают у доски, показывают и рассказывают)

1 пара детей: В Японии при встрече словесное приветствие сопровождается церемониальным поклоном.
2 пара детей: Иранцы при встрече пожимают друг другу руки, затем прикладывают правую руку к сердцу — знак приветствия и глубокого уважения.
3 пара детей: В Новой Зеландии маори приветствуют друг друга, потираясь носами.
4 пара детей: Эскимосы в знак приветствия ударяют знакомого кулаком по голове и плечам.
5 пара детей: Французы целуют друг друга в щеку.
6 пара детей: Самоанцы обнюхивают друг друга.
Учитель: Ребята, а покажите как вы (европейцы) встречаетесь с друзьями, какими жестами и мимикой вы обмениваетесь?

(пары изображают дружескую встречу)

Учитель: Какой жест приветствия, из какой страны, вам особенно понравился?
Учитель: А теперь, давайте немного отдохнем и поиграем

(Подвижная игра на развитие навыков общения «Поздороваемся»)

Цель:

  • развитие толерантности: : все мы разные, но рады друг другу.
  • создание доброжелательной атмосферы;
  • повышение внутригруппового доверия;

Ход игры:

Учитель: Все встаньте из- за парт. И давайте представим себе, что мы попали в разные страны и даже на другие планеты. И вы превратились совсем в других людей с другой культурой и манерой общения и соответственно с другими правилами приветствия.

Итак:

1 ряд- это папуасы, которые здороваются, потершись носами.

2 ряд- инопланетяне, которые здороваясь, подпрыгиваете на двух ногах.

3 ряд- Вы, японцы, и здороваетесь полупоклоном.

Запомнили, давайте дружно поздороваемся друг с другом.

А теперь немного усложним ситуацию:

1 ряд- Вы, папуасы, здороваетесь, потершись носами, сидя на корточках .

2 ряд- Вы, инопланетяне, здороваетесь, подпрыгивая и наклонившись вперед.

3 ряд- Вы, японцы, здороваетесь полупоклоном, прыгая на одной ноге.

Учитель: А теперь пусть каждый еще раз поздоровается с соседом в ряду!

Учитель:  Успокаивайтесь, занимайте свои места, мы продолжаем наш мастер- класс по общению.


Учитель: Ребята, скажите, вы любите получать подарки? А какие?
(ответ об-ся)

Учитель: А бывают ли подарки в другом виде, например, выраженные словами.

(ответ об-ся)

Учитель: Да, конечно. Подарки могут быть в виде комплиментов.
Комплимент – это любезные, приятные слова. 
Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.

Ученица рассказывает стихотворение:

Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже

Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.

И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я  взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…

Учитель: Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Может, стоит просто улыбнуться?!

Открыть 8 слайд: Комплимент – это любезные, приятные слова. 

(Игра: «Комплименты»)

Цель:

  • создание доброжелательной атмосферы;
  • повышение внутригруппового доверия.

Ход игры:

Учитель: А теперь мы с вами сыграем в игру «Комплименты». Для этого нам нужно встать в проходы между партами.

(дети встают в проходы между рядами)

Сейчас мы будем передавать друг другу игрушку и говорить комплимент. Я начинаю. 
Учитель: Какое настроение у вас стало после комплиментов? Кому приятнее, тому, кто говорит или тому, кому говорят? Всем! Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?
Какой мы сделаем вывод? 
Обучающиеся: Нужно дарить комплименты, чтобы было приятно.

Учитель: Присаживайтесь за парты!

(дети занимают свои места за партами)


Учитель: А мы двигаемся дальше. Ребята, скажите, можно ли перебивать человека, когда он говорит?
Обучающиеся: Нет нельзя.
Учитель: А если что-то очень важно хочется сказать? 
Обучающиеся: Нельзя или только в особых случаях, попросив у собеседника извинения.
Учитель: Итак, какое правило можно сформулировать из выше сказанного? 
Обучающиеся: Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его до конца, а потом обратиться к нему.

Открыть 9 слайд: Правило общения:  Не перебивай говорящего. Внимательно выслушай его до конца, а потом обратись к нему.


(Упражнение «Подели на группы»)


Учитель: Для полноценного общения, ребята, мы должны знать не только эти правила, но и помнить, что общаться нам помогают простые человеческие качества.

Ребята, сейчас я раздам вам листочки, на которых написаны человеческие качества, вам нужно подумать и разделить их на две группы: качества которые помогают и которые мешают общению. Над нужными качествами поставьте «+», над плохими качествами в общении поставьте «-«. Кому не понятно что мы сейчас делаем? 
(раздаются карточки каждому ученику со словами: доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, зависть, скупость, искренность, лживость, порядочность, эгоизм, честность.)
Учитель: Давайте проверим: зачитайте слова первой группы, которые помогают общению.
Обучающиеся: доброта, открытость, внимание, душевность, интересность, искренность, порядочность и честность.
Учитель: Какие качества мешают общению?
Обучающиеся: подозрительность, грубость, зависть, скупость, лживость, эгоизм. 
Учитель: Итак, давайте подведем итог, чтобы общение у нас было полноценным. Какими качествами надо пользоваться.

Обучающиеся: (Зачитывают еще раз положительные качества).

Открыть 10 слайд: Качества которые помогают и которые мешают общению: Доброта, открытость, внимание, душевность, интересность, искренность, порядочность и честность. // Подозрительность, грубость, зависть, скупость, лживость, эгоизм. 

Учитель: Задумайтесь, все ли эти качества достаточно развиты у вас?
Значит, чтобы общаться нужно, развивать в себе хорошие качества. 

  1. Рефлексия.

Задача: создать условия для развития творческих способностей обучающихся и умения строить речевые высказывания в письменной форме, обучать начальной проектной деятельности; создать условия для самооценки обучающимися деятельности на классном часе.

Методы и приемы: Метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа), методы формирования социального опыта (игра); метод развития психических функций (творческое задание);приём незаконченное предложение.


Учитель: Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой?
Обучающиеся: научиться правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.

Открыть 11 слайд: Цель классного часа - научиться правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.

Учитель: Мы достигли этой цели?

Обучающиеся: Да.

(Игровая проектная деятельность)

Учитель: Давайте вспомним еще раз все правила общения и создадим вот такое солнышко, на лучах которого будут написаны правила дружбы. Каждая команда сейчас получает свой лучик и красивым подчерком и крупными буквами записывает правила дружбы, которые сегодня узнали на классном часе. 
Первый ряд, какие правила запишет?  (
Не забывай вежливо здороваться, прощаться, извиняться, Дарить собеседнику комплименты).

Второй? (
Не перебивай говорящего. Внимательно выслушай его до конца, а потом обратись к нему, При встрече использовать приветственные жесты и улыбку)


Третий ряд? 
( Чтобы общаться нужно, развивать в себе хорошие качества и избавляться от плохих)

Учитель: Ребята, какие же вы молодцы! Посмотрите, какое замечательное солнце общения у нас с вами получилось!

(Ребята вывешивают лучики к солнышку на доске, на экране открывается готовое. Сверяем, так ли все получилось?

Открыть 12 слайд: солнце с правилами общения)

Учитель: А у нас с вами получилось пообщаться?

Обучающиеся: (ответ)
Учитель: Что вы получили от этого занятия? Какие выводы вы сделали для себя?

Обучающиеся: (ответ)

Учитель: А сейчас давайте сыграем в игру « Закончите предложения».

На классном часе было интересно…

На классном часе было трудно…

После классного часа я научился

Учитель: Давайте в заключение нашего мероприятия, продуктивного сегодняшнего и дальнейшего общения в нашем классе, проведём праздничный салют.

(подвижная игра «Салют»)

Учитель: На слово «красный» - хлопают все ученики. На слово «жёлтый» - хлопают гости . И на слово «Зелёный» - хлопаем все дружно. Итак:

«Красный» - хлопают дети.

«Жёлтый» - хлопают   гости.

«Зелёный» - хлопают все вместе.

Учитель: На этом наш классный час подошёл к концу. Давайте встанем и скажем друг другу слова, так необходимые для качественного общения с окружающими и с друзьями: «Всем спасибо за работу и за хорошее настроение! До свидания!»

http://zheleznovfoto.ru/wp-content/uploads/2015/01/036_Skolniki_36.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе через применение активных методов обучения.

Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в течение всего периода обучения в начальной школе.В процессе обучения пр...

Занятие с обучающимися начальной школы "Дружба"

Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводите...

Мастеркласс "Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы через применение технологии самооценки на уроках музыки.

    В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Систе...

Внеурочное занятие с обучающимися начальной школы Тема «Дружба»

Занятие направлено на приобретение знаний о дружбе и правилах дружбы, формирование позитивного отношения к таким ценностям, как дружба, умение дружить, беречь дружбу и друзей....

Методическая разработка занятия для обучающихся начальной школы с ОВЗ на тему: "Стихи детям «Мир детства Агнии Барто»

Технологическая картавнеклассного занятия : Стихи детям «Мир детства Агнии Барто» ______ для обучающихся  П1 Б класса ...

Использование компьютерных интерактивных игр на логопедических занятиях с обучающимися начальных классов с общим недоразвитием речи

Один из важных показателей готовности ребёнка к школе является речевое развитие. Однако оно не всегда соответствует возрастным нормам школьника. Поэтому в начальной школе возникает необходимость логоп...

Использование компьютерных интерактивных игр на логопедических занятиях с обучающимися начальных классов с общим недоразвитием речи

Один из важных показателей готовности ребёнка к школе является речевое развитие. Однако оно не всегда соответствует возрастным нормам школьника....