ЗАНЯТИЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ "Учимся общаться с окружающими".
план-конспект занятия (3 класс)
Цель: научить детей правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.
Задачи:
- создавать адекватный эмоциональный фон общения, доброжелательность отношений;
- способствовать сплочению классного коллектива;
- создавать условия для актуализации и закрепления знаний о правилах общения с окружающими, а так же для развития творческих способностей обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) школа-интернат №1 Купинского района Новосибирской области
(МБОУ Купинская школа-интернат №1)
ЗАНЯТИЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
"Учимся общаться с окружающими".
Автор - составитель:
Готовщик Алина Сергеевна
Учитель начальных классов
г. Купино
Форма проведения мероприятия: беседа с элементами игровой и проектной деятельности.
Цель: научить детей правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.
Задачи:
- создавать адекватный эмоциональный фон общения, доброжелательность отношений;
- способствовать сплочению классного коллектива;
- создавать условия для актуализации и закрепления знаний о правилах общения с окружающими, а так же для развития творческих способностей обучающихся.
Планируемый результат:
- Личностный: обучающиеся учатся проявлять доброжелательность, уважительное отношение к одноклассникам; соблюдать этические нормы общения с окружающими;
- Метапредметный: обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками); регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, производят оценку результатов работы, коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся); познавательные УУД (самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывание в устной форме; анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений, производят классификацию; развивают критическое мышление);
- Предметный: обучающиеся знакомятся с понятием «общение» и его значением для человека; умеют общаться и соблюдают этические нормы общения.
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие, воспитание через творчество.
Принципы обучения: принцип психологической комфортности, принцип деятельности, принцип последовательности, принцип творчества.
Методы воспитания:
- методы взаимодействия и накопления социального опыта (временная работа в группах, игра, педагогическое требование);
- метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа, рассказ);
- методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование игровых форм);
- метод формирования ответственности (предъявление педагогического требования, формирования понимания личностной значимости, оперативный контроль);
- метод развития психических функций (создание проблемной ситуации, творческое задание, игровые действия);
- метод контроля и диагностики (анализ продукта детской деятельности).
Методы обучения:
- методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием, игровыми формами обучения, формирование готовности к восприятию, выстраивание игрового сюжета);
- методы получения знаний (объяснение, беседа, демонстрация, упражнения);
- метод выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения, игровые виды деятельности).
Дидактические средства:
- демонстрационные: компьютерная презентация, мягкая игрушка, макет солнца.
- индивидуальные: лист бумаги, фломастер, ручка, карточки с заданиями.
Список литературы:
1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
2. А. Я. Данилюк. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
3. Программа развития универсальных учебных действий на ступени начального общего образовании. А.Г. Асмолов.
План классного часа:
1.Организационный этап. (Игра «Встреча взглядами»).
2.Мотивационно-целевой этап (игровой тренинг: рисуем в парах).
3.Основной этап:
3.1. Упражнение- игра «Инсценировка «Встреча»;
3.2. Игровая инсценировка «Приветственные жесты в разных странах»;
3.3.Упражнение- игра: «Дарите комплименты»;
3.4.Упражнение- тренинг «Подели на группы».
4. Рефлексия (Проектная деятельность «Солнышко», дидактическая игра « Закончите предложения», подвижная игра «Салют») .
Ход классного часа
- Организационный этап.
Задача: активизировать внимание детей, создать настрой на работу.
Методы и приемы: беседа; педагогическое требование, стимулирование занимательным содержанием, игровыми формами обучения.
(дети в классе, стоят у шкафов, не садятся)
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня у нас несколько необычный классный час. Тему его вы определите сами, но немного позднее.
А вначале нашего классного часа я хочу подарить вам свою улыбку, чтобы она помогла нам общаться тепло, открыто, дружелюбно….
-А теперь, я предлагаю вам, подарить друг другу свои улыбки.
Игра «Встреча взглядами».
Цель игры:
- Создание комфортных микрогрупп для дальнейшей, продуктивной работы на классном часе».
Ход игры:
Учитель: Опустите глаза. Сейчас, когда вы поднимите глаза, постарайтесь встретиться взглядом с одним человеком, улыбнитесь ему. Пройдите с ним за парту туда, где вашей паре будет удобно.
(дети в свободном порядке рассаживаются за партами)
Учитель: Присаживайтесь! Давайте еще раз улыбнемся друг другу и пожмём руку соседу по парте.
- Мотивационно-целевой этап.
Задача: мотивировать обучающихся на классный час, создать условия для определения темы и постановки целей классного часа.
Методы и приемы: беседа; формирование готовности к восприятию, упражнение, демонстрация, метод контроля и диагностики, метод взаимодействия.
Учитель: Я долго думала, с чего бы начать. И решила, начнём вот с чего… Возьмите в руки 1 карандаш . Попробуйте вместе с соседом по парте нарисовать дерево. Но нарисовать его надо держа вдвоём один карандаш и, не произнося, ни слова. Кому не понятно?
(игровой тренинг: дети в парах рисуют дерево)
Учитель: Удалось ли вам это сделать хорошо?
Обучающиеся: не у всех получилось.
Учитель: Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?
Обучающиеся: трудно, т.к. нельзя было обсудить и договориться.
Учитель: А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным и правильным?
Обучающиеся: Надо было сначала обсудить, что будем рисовать и как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом.
Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Обучающиеся: как надо общаться.
Открыть 1 слайд с темой классного часа: «Учимся общаться».
Учитель: Все верно. Ребята, а для чего нам нужно общение?
Обучающиеся: Общение нужно для того, чтобы уметь договариваться.
Учитель: А все ли умеют правильно общаться и договариваться?
(ответ об-ся).
Учитель: А что значит по вашему мнению правильно общаться?
(ответ об-ся).
Учитель: Вы одинаково общаетесь со взрослыми и со сверстниками, какие существуют различия?
Обучающиеся: Употребляем разные слова приветствия (привет, здравствуйте, обращение на «вы» и «ты».)
Учитель: Правильно, а как выдумаете какую цель мы поставим сегодня на классном часе?
Обучающиеся: научиться правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.
Учитель: Молодцы, все верно. Цель нашего классного часа: «Научиться правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом».
Открыть 2 слайд с целью классного часа: «Научиться правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом».
3. Основная часть (этап).
Задачи: развивать умение составлять целое из частей, развивать умение сотрудничать со сверстниками; воспитывать у обучающихся ответственное отношение к процессу общения,актуализировать и закрепить имеющиеся знания об общении,
Методы и приемы: рассказ, демонстрация, формирование готовности к восприятию, методы формирования социального опыта (игры, упражнение, инсценировки); методы осмысления своего социального опыта (беседа, рассказ); методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование игровых форм);оперативный контроль; работа в группах; метод развития познавательного интереса (объяснение, беседа); методы получения знаний (объяснение, беседа).
Учитель: Ребята, как вы понимаете значение слова «общение»?
Обучающиеся: Это разговоры, беседы и т.д.
Учитель: В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова общению дается такое определение : Общение - это взаимные отношения, деловая или дружеская связь.
Открыть 3 слайд с определением: Общение - это взаимные отношения, деловая или дружеская связь.
Учитель: Скажите, а с чего же начинается общение?
Обучающиеся: С приветствия или знакомства.
Учитель: Назовите фразы приветствия, которые вы знаете?
Обучающиеся: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день!
Открыть 4слайд: Список приветственных фраз: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день!
Учитель: А как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?
Обучающиеся: До свидания! До завтра!
Открыть 5 слайд: Список прощальных фраз: До свидания! До завтра!
Учитель: Молодцы! Какое правило общения можно вывести из этого?
Обучающиеся: Не забывай вежливо здороваться, прощаться, извиняться.
Открыть 6 слайд: Основное правило общения: «Не забывай вежливо здороваться, прощаться, извиняться».
(Игровой тренинг - инсценировка «Встреча»)
Цель:
- Показать в игровой ситуации основные правила общения;
- повышение внутригруппового доверия, умение работать в группах.
Ход игры:
Учитель: Сейчас я предлагаю поработать в группах. Группу будет составлять один ряд в классе. Ваша задача продумать и обсудить предложенную мной ситуацию, выбрать актеров и в течение 3 минут отрепетировать коротенькую сценку с использованием вежливых фраз, а потом показать ее всему классу. Ситуации я вам сейчас раздам.
(раздаются на листочках каждой группе)
1 ряд – ученик встречается с директором школы в магазине.
2 ряд – мальчик пришел к другу в гости, но дверь открыла его мама.
3 ряд – Девочка встретилась со своей подругой на улице.
Учитель: Давайте посмотрим на ваши инсценировки, догадались вы о какой ситуации идет речь, кто с кем встретился и пообщался? По каким элементам вы это поняли? (приветственные и прощальные фразы, обращение по имени, обращение на «вы» или на «ты», употребление места встречи, места знакомства и т.д.)
(одна группа показывает, две другие отвечают)
Учитель: Молодцы! Присаживаемся на свои места.
Учитель: Как мы увидели из инсценировок, важным элементом в общении, кроме приветственных и прощальных слов, являются жесты и мимика. Вы знаете что это такое?
Жесты – это движения руками, а мимика – выражение лица.
Открыть 7 слайд: Жесты – это движения руками,
а мимика – выражение лица.
Учитель: Покажите мне какой-нибудь жест. (машут рукой приветствуя и прощаясь).
Учитель: Изобразите мне мимику огорчения, а радости. (дети показывают)
Учитель: А что делает человек, когда видит друга?
Обучающиеся: Тоже улыбается.
Учитель: А вы умеете улыбаться? Давайте проверим: улыбнитесь соседу справа, соседу слева, тому, кто сидит за вами. Замечательно! Какие у всех красивые улыбки! Когда люди улыбаются, они становятся красивы. Китайцы говорят: “Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин”. Какой из этой фразы сделаем вывод?
Обучающиеся: Нужно улыбаться собеседнику, использовать дружественную мимику и приветственные жесты!
Учитель: А вы знаете какими жестами пользуются люди в разных уголках планеты при встрече друг с другом? А хотите узнать?
(Игровая инсценировка «Приветственные жесты в разных странах», выходят 6 пар детей, встают у доски, показывают и рассказывают)
1 пара детей: В Японии при встрече словесное приветствие сопровождается церемониальным поклоном.
2 пара детей: Иранцы при встрече пожимают друг другу руки, затем прикладывают правую руку к сердцу — знак приветствия и глубокого уважения.
3 пара детей: В Новой Зеландии маори приветствуют друг друга, потираясь носами.
4 пара детей: Эскимосы в знак приветствия ударяют знакомого кулаком по голове и плечам.
5 пара детей: Французы целуют друг друга в щеку.
6 пара детей: Самоанцы обнюхивают друг друга.
Учитель: Ребята, а покажите как вы (европейцы) встречаетесь с друзьями, какими жестами и мимикой вы обмениваетесь?
(пары изображают дружескую встречу)
Учитель: Какой жест приветствия, из какой страны, вам особенно понравился?
Учитель: А теперь, давайте немного отдохнем и поиграем
(Подвижная игра на развитие навыков общения «Поздороваемся»)
Цель:
- развитие толерантности: : все мы разные, но рады друг другу.
- создание доброжелательной атмосферы;
- повышение внутригруппового доверия;
Ход игры:
Учитель: Все встаньте из- за парт. И давайте представим себе, что мы попали в разные страны и даже на другие планеты. И вы превратились совсем в других людей с другой культурой и манерой общения и соответственно с другими правилами приветствия.
Итак:
1 ряд- это папуасы, которые здороваются, потершись носами.
2 ряд- инопланетяне, которые здороваясь, подпрыгиваете на двух ногах.
3 ряд- Вы, японцы, и здороваетесь полупоклоном.
Запомнили, давайте дружно поздороваемся друг с другом.
А теперь немного усложним ситуацию:
1 ряд- Вы, папуасы, здороваетесь, потершись носами, сидя на корточках .
2 ряд- Вы, инопланетяне, здороваетесь, подпрыгивая и наклонившись вперед.
3 ряд- Вы, японцы, здороваетесь полупоклоном, прыгая на одной ноге.
Учитель: А теперь пусть каждый еще раз поздоровается с соседом в ряду!
Учитель: Успокаивайтесь, занимайте свои места, мы продолжаем наш мастер- класс по общению.
Учитель: Ребята, скажите, вы любите получать подарки? А какие?
(ответ об-ся)
Учитель: А бывают ли подарки в другом виде, например, выраженные словами.
(ответ об-ся)
Учитель: Да, конечно. Подарки могут быть в виде комплиментов.
Комплимент – это любезные, приятные слова. Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.
Ученица рассказывает стихотворение:
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
Учитель: Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Может, стоит просто улыбнуться?!
Открыть 8 слайд: Комплимент – это любезные, приятные слова.
(Игра: «Комплименты»)
Цель:
- создание доброжелательной атмосферы;
- повышение внутригруппового доверия.
Ход игры:
Учитель: А теперь мы с вами сыграем в игру «Комплименты». Для этого нам нужно встать в проходы между партами.
(дети встают в проходы между рядами)
Сейчас мы будем передавать друг другу игрушку и говорить комплимент. Я начинаю.
Учитель: Какое настроение у вас стало после комплиментов? Кому приятнее, тому, кто говорит или тому, кому говорят? Всем! Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?
Какой мы сделаем вывод?
Обучающиеся: Нужно дарить комплименты, чтобы было приятно.
Учитель: Присаживайтесь за парты!
(дети занимают свои места за партами)
Учитель: А мы двигаемся дальше. Ребята, скажите, можно ли перебивать человека, когда он говорит?
Обучающиеся: Нет нельзя.
Учитель: А если что-то очень важно хочется сказать?
Обучающиеся: Нельзя или только в особых случаях, попросив у собеседника извинения.
Учитель: Итак, какое правило можно сформулировать из выше сказанного?
Обучающиеся: Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его до конца, а потом обратиться к нему.
Открыть 9 слайд: Правило общения: Не перебивай говорящего. Внимательно выслушай его до конца, а потом обратись к нему.
(Упражнение «Подели на группы»)
Учитель: Для полноценного общения, ребята, мы должны знать не только эти правила, но и помнить, что общаться нам помогают простые человеческие качества.
Ребята, сейчас я раздам вам листочки, на которых написаны человеческие качества, вам нужно подумать и разделить их на две группы: качества которые помогают и которые мешают общению. Над нужными качествами поставьте «+», над плохими качествами в общении поставьте «-«. Кому не понятно что мы сейчас делаем?
(раздаются карточки каждому ученику со словами: доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, зависть, скупость, искренность, лживость, порядочность, эгоизм, честность.)
Учитель: Давайте проверим: зачитайте слова первой группы, которые помогают общению.
Обучающиеся: доброта, открытость, внимание, душевность, интересность, искренность, порядочность и честность.
Учитель: Какие качества мешают общению?
Обучающиеся: подозрительность, грубость, зависть, скупость, лживость, эгоизм.
Учитель: Итак, давайте подведем итог, чтобы общение у нас было полноценным. Какими качествами надо пользоваться.
Обучающиеся: (Зачитывают еще раз положительные качества).
Открыть 10 слайд: Качества которые помогают и которые мешают общению: Доброта, открытость, внимание, душевность, интересность, искренность, порядочность и честность. // Подозрительность, грубость, зависть, скупость, лживость, эгоизм.
Учитель: Задумайтесь, все ли эти качества достаточно развиты у вас?
Значит, чтобы общаться нужно, развивать в себе хорошие качества.
- Рефлексия.
Задача: создать условия для развития творческих способностей обучающихся и умения строить речевые высказывания в письменной форме, обучать начальной проектной деятельности; создать условия для самооценки обучающимися деятельности на классном часе.
Методы и приемы: Метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа), методы формирования социального опыта (игра); метод развития психических функций (творческое задание);приём незаконченное предложение.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой?
Обучающиеся: научиться правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.
Открыть 11 слайд: Цель классного часа - научиться правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.
Учитель: Мы достигли этой цели?
Обучающиеся: Да.
(Игровая проектная деятельность)
Учитель: Давайте вспомним еще раз все правила общения и создадим вот такое солнышко, на лучах которого будут написаны правила дружбы. Каждая команда сейчас получает свой лучик и красивым подчерком и крупными буквами записывает правила дружбы, которые сегодня узнали на классном часе.
Первый ряд, какие правила запишет? (Не забывай вежливо здороваться, прощаться, извиняться, Дарить собеседнику комплименты).
Второй? (Не перебивай говорящего. Внимательно выслушай его до конца, а потом обратись к нему, При встрече использовать приветственные жесты и улыбку)
Третий ряд? ( Чтобы общаться нужно, развивать в себе хорошие качества и избавляться от плохих)
Учитель: Ребята, какие же вы молодцы! Посмотрите, какое замечательное солнце общения у нас с вами получилось!
(Ребята вывешивают лучики к солнышку на доске, на экране открывается готовое. Сверяем, так ли все получилось?
Открыть 12 слайд: солнце с правилами общения)
Учитель: А у нас с вами получилось пообщаться?
Обучающиеся: (ответ)
Учитель: Что вы получили от этого занятия? Какие выводы вы сделали для себя?
Обучающиеся: (ответ)
Учитель: А сейчас давайте сыграем в игру « Закончите предложения».
На классном часе было интересно…
На классном часе было трудно…
После классного часа я научился…
Учитель: Давайте в заключение нашего мероприятия, продуктивного сегодняшнего и дальнейшего общения в нашем классе, проведём праздничный салют.
(подвижная игра «Салют»)
Учитель: На слово «красный» - хлопают все ученики. На слово «жёлтый» - хлопают гости . И на слово «Зелёный» - хлопаем все дружно. Итак:
«Красный» - хлопают дети.
«Жёлтый» - хлопают гости.
«Зелёный» - хлопают все вместе.
Учитель: На этом наш классный час подошёл к концу. Давайте встанем и скажем друг другу слова, так необходимые для качественного общения с окружающими и с друзьями: «Всем спасибо за работу и за хорошее настроение! До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе через применение активных методов обучения.
Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в течение всего периода обучения в начальной школе.В процессе обучения пр...
Занятие с обучающимися начальной школы "Дружба"
Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводите...
Мастеркласс "Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы через применение технологии самооценки на уроках музыки.
В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Систе...
Внеурочное занятие с обучающимися начальной школы Тема «Дружба»
Занятие направлено на приобретение знаний о дружбе и правилах дружбы, формирование позитивного отношения к таким ценностям, как дружба, умение дружить, беречь дружбу и друзей....
Методическая разработка занятия для обучающихся начальной школы с ОВЗ на тему: "Стихи детям «Мир детства Агнии Барто»
Технологическая картавнеклассного занятия : Стихи детям «Мир детства Агнии Барто» ______ для обучающихся П1 Б класса ...
Использование компьютерных интерактивных игр на логопедических занятиях с обучающимися начальных классов с общим недоразвитием речи
Один из важных показателей готовности ребёнка к школе является речевое развитие. Однако оно не всегда соответствует возрастным нормам школьника. Поэтому в начальной школе возникает необходимость логоп...
Использование компьютерных интерактивных игр на логопедических занятиях с обучающимися начальных классов с общим недоразвитием речи
Один из важных показателей готовности ребёнка к школе является речевое развитие. Однако оно не всегда соответствует возрастным нормам школьника....