Квесты как одна из форм активного обучения на уроках и во внеурочной деятельности
методическая разработка
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №5 городского округа город Михайловка
Волгоградской области»
Мастер-класс
«Квесты как одна из форм активного обучения на уроках и во внеурочной деятельности»
Подготовила:
Егорова Ирина Николаевна
учитель начальных классов
г. Михайловка, 2024
Цель: внедрение современных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс начального образования.
Задачи:
- Способствовать активизации имеющихся у педагогов теоретических знаний, практических умений и навыков.
- Привлечь внимание педагогов к рассматриваемому вопросу, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать.
- Содействовать творческому поиску, а также созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов.
Ход мастер-класса
I. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на своём мастер-классе, тема которого «Квесты как одна из форм активного обучения на уроках и во внеурочной деятельности». (Слайд 1)
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский (Слайд 2)
На сегодняшний день в начальной школе к современному уроку предъявляется множество требований. Одно из главных – вовлечение ученика в активную познавательную деятельность.
В связи с этим мне представляется актуальным и перспективным использование возможностей квестов в начальных классах и обобщение их развивающего потенциала для младших школьников на урочных и внеурочных занятиях.
Коллеги, а как Вы считаете, что же такое квест? Ваши предположения.
Квест (англ. Quest – поиски, Adventure - приключение) – это поиск, приключенческая игра, требующая от участников решения умственных задач для продвижения по сюжету и достижения поставленной цели. (Слайд 3)
Квест является игровой педагогической технологией, т.е. игровой формой взаимодействия педагога и учащихся.
Сейчас мы с Вами попробуем сформулировать определение, что же такое квест-технология? На Ваших столах карточка с деформированным определением квест-технологии. Попробуйте вставить пропущенные слова, чтобы получилось определение данного понятия. (Слайд 4, 1 мин)
Итак, что же у Вас получилось. (Слайд 5 )
Квест – технология - игровая технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила и реализуется с целью актуализации у обучающихся знаний и умений по заданной теме.
Какие же решаются образовательные задачи при применении квест-технологий (Слайд 6):
- Вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно и в команде.
- Развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения обучающихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельно работать с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.
- Воспитание личной ответственности за выполнение задания.
Классификация квестов
по форме проведения (Слайд 7):
Линейные, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут.
Штурмовые, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.
Кольцевые представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
II. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ УРОКОВ.
Не так давно в своей педагогической деятельности я стала использовать квест-технологию. Причиной тому послужило пассивное участие некоторых детей в образовательном процессе, дети просто отсиживались на уроках. Встал вопрос: как вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс. Моей педагогической находкой стала данная технология.
Чаще всего в своей деятельности применяю линейные квесты.
Для составления маршрута я использую разные варианты. (Слайд 8)
Маршрутный лист (в нем могут быть просто написаны станции и их положение, а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответом на которое является то место, куда вы должны следовать);
«Волшебный клубок» - записочки с названием места, куда нужно отправиться, прикрепляются к клубку ниток по одной. Дети постепенно раскручивают клубок, переходя от станции к станции;
«Карта» - схематическое изображение маршрута;
«Волшебный экран» - ноутбук и экран, на котором расположены последовательно фотографии мест, по которым должны пройти участники.
По форме работы обычно использую групповые квесты (деление класса на 4-5 групп), например, с помощью волшебной шляпы, коробочки, сундучка, когда дети выбирают из нее номер команды или фигурки определенного цвета, тематики и т.д. Такая форма помогает сплотить коллектив, развивать коммуникативные УУД.
Среди команды учеников выбираю капитанов, которым раздаются маршрутные, оценочные листы. Они помогают следить за дисциплиной в своих командах, могут помогать распределять задания, оценивать своих одноклассников. В квестах можно также одним из заданий сделать конкурс капитанов (обычно последний). Далее следует актуализация знаний. Чаще всего я использую легенду, загадку, детектив, поиск «сокровищ», спасение персонажа и т.д. Какой-то персонаж заблудились в лесу, им нужно помочь выбраться, самим составить карту или найти спрятанное сокровище по уже заданной.
После этого начинается работа с маршрутными листами или схемами, картами (в зависимости от сценария). Решение заданий не только поможет герою, но даст возможность детям проявить себя и получить оценку. Оценка может ставиться общая на всю группу или на каждого участника.
В конце урока подвожу итоги, делаю рефлексию. Продолжением урока может стать проектная деятельность. Например, после проведения квеста по теме: «Мир животных» по окружающему миру можно создать книжечку о животных, проживающих в нашей области с рисунками, их описанием.
Мною были разработаны и проведены следующие квесты (Слайд 9)
1) по литературному чтению «В гостях у сказки», 2 класс. Ребята с интересом и легкостью выполняли различные задания от сказочных персонажей; экспериментировали, разрешали проблемные ситуации. Все это способствовало развитию поисковой активности детей, стремлению к новизне.
2) по окружающему миру «Природные зоны России», 4 класс
(Слайд 10);
3) на классных часах (Слайд 11)
Квест «В поисках сюрпризов от Золотой Осени» носил не только соревновательный характер. Проходя этап за этапом, дети учились ориентироваться по плану-карте, развивали двигательную активность, а также познавательный интерес к природным явлениям, развлечениям и играм осенью.
(Слайд 12)
Квест - игра «По тропинкам здоровья» была проведена с целью пропаганды здорового образа жизни
Квест-игра «10 записок безопасности ПДД». Дети занимались решением проблемных ситуаций, связанных с правилами дорожного движения, выполняли задания, тем самым развивали познавательную активность; формировали навыки личной безопасности; обучались адекватным действиям на улицах города.
(Слайд 13)
3) по математике в конце 3 четверти квест-игру «В поисках сокровищ», целью которой было обощение и систематизация знаний табличных случаев умножения и деления.
III. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА.
А сейчас я предлагаю Вам принять участие в данном квесте, что позволит наглядно познакомиться с квест-технологией.
Тема урока-квеста: «Табличные случаи умножения и деления».
Цель урока: закрепление знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления, решение задач и уравнений на основе знаний таблиц умножения и деления.
Целевая аудитория: обучающиеся 2 класса.
Время проведения: 1 урок (40 минут)
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма работы обчающихся: групповая работа (5-6 человек в группе).
Необходимое техническое оборудование: компьютер, раздаточный материал.
Ход урока-квеста
1. Введение. Эмоциональный настрой на успех.
2. Завязка. Мотивация учебной деятельности.
Постановка цели (готовая или зашифровать, написав цель с помощью свечи, молока и т.д). Легенда.
Сейчас мы отправимся в далекое плавание по морям и океанам знаний в поисках сокровищ. (Слайд 14)
Деление на команды.
Название корабля (КОНВЕРТ №1).
(Слайд 15)
Каждая команда откроет конверт №1, где зашифровано название корабля. Решив примеры, вы получите коды и узнаете название.
3. Основная часть.
Мы находимся в порту, отсюда начнется наше путешествие. Нам нужно добраться до «Острова сокровищ» и найти клад (цель квеста).
Скажите, готовы ли вы к путешествию? Не совсем! Чтобы отправиться в дальнее плавание вам необходимо иметь карту (маршрутный лист). Вручаю каждой команде карту, и теперь мы отправляемся в плавание. Приготовьтесь! На кораблях поднимаются паруса!
1 локация «Остров Вычислений» (Слайды 16-17)
Дует холодный ветер. Наш корабль взял курс, посмотрите на карту. Куда? (На остров Вычислений).
Коллеги, морские звездочки создали вам препятствие. Они заняли в числовых выражениях места математических знаков. Нам необходимо вместо звездочек вставить пропущенные знаки арифметических действий. (Возьмите конверт под №2 и выполните задание, время выполнения – 1 мин).
2 5 7 = 17
16 2 0 = 8
Вы справились с заданием, молодцы! Отправляемся дальше.
2 локация «Мыс Задачный» (Слайды 18 – 19)
Впереди у нас что? (Мыс Задачный). В бинокли видим рыболовецкое судно. Они подают нам знак SOS! Мы должны им помочь. Рыбаки просят решить задачи. (Задания вы найдете в конверте №3)
Задача
Один рыбак поймал 18 кг рыбы, а второй в 3 раза меньше. Сколько всего рыбы наловили рыбаки?
3 локация «Остров Уравнений» (Слайды 20 -21)
Нас встречают дельфины и указывают на остров Уравнений. (Задание в конверте №4).
27 : Х=9 Х : 4=7
4. Кульминация.
4 локация «Остров Сокровищ» (Слайд 22)
Остров по курсу какой-то удивительный. Так это же остров Сокровищ!
Посмотрите, на острове какие-то следы. Интересно куда они ведут? Чтобы пройти нам этими следами нужно назвать произведения таблицы умножения на 4.
5. Финал.
(Слайд 23)
Следы привели нас к сундуку с сокровищами. Открываем. И здесь для каждого буклет по теме нашего мастер-класса, который, я надеюсь, поможет Вам в создании и проведении квеста в урочной и внеурочной деятельности.
IV. МОДЕЛИРОВАНИЕ.
(Слайды 24 – 25)
Коллеги, у вас на столах алгоритм создания и проведения квеста. Я предлагаю попробовать составить фрагмент квеста ко Дню космонавтики, ведь сегодня 12 апреля, опираясь на данный алгоритм.
Алгоритм создания и проведения квеста
1. Определить цели и задачи квест-игры.
2. Определить целевую аудиторию (педагоги, дети, родители), ресурсы, выбрать место проведения игры.
3. Определить количество команд.
4. Разработать легенду игры, ее формат и правила, написать сценарий (конспект).
5. Рассчитать количество организаторов и помощников.
6. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.
7. Подготовить задания, раздаточный материал, необходимое снаряжение и реквизит для квест-игры.
8. Проведение игры.
9. Обобщение и презентация результатов квест-игры.
10. Провести анализ полученных результатов.
V. РЕФЛЕКСИЯ.
(Слайд 26)
Квест-технология универсальна. Это может быть веб-формат или живой формат, которые можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. На основе КВЕСТА можно построить целый урок или только его определенный этап. С помощью КВЕСТА можно решать разные задачи: проверить полученные ранее знания или провести контроль их усвоения, объяснить новый материал и систематизировать прошедший. КВЕСТЫ развивают внимание и умение мыслить логически, учат принимать решения в нестандартных ситуациях и работать в команде.
Коллеги, а сейчас я попрошу вас отразить свои впечатления о мастер-классе, продолжив морскую тематику квеста.
Перед Вами карта с изображением эмоциональных "островов":
о. Просветления, о.Недоумения, о.Тревоги, о.Ожидания, о.Воодушевления. У каждого из Вас кораблик, я прошу его пришвартовать к тому острову, который отражает Ваше эмоциональное состояние после мероприятия, и сказать несколько слов о нём.
Например: «Мое состояние после данного мастер-класса характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями».
«Я пришвартую свой кораблик между островами Ожидания и Просветления».
Подводя итог своего мастер-класса, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей.
Спасибо за внимание, уважаемые коллеги!
Приложение №1 Задания для квеста
Локация 1
20 | 37 | 9 | 10 | 1 |
4 | 25 | 56 | 38 |
28 | 8 | 20 | 6 |
7 | 9 | 17 | 8 |
3 | 70 | 30 | 1 | 69 |
Локация 2
2 5 7 = 17 | 16 2 0 = 8 |
37 6 3 = 39 | 27 3 4 = 5 |
12 2 6 = 24 |
Локация 3
Решите задачу. Один рыбак поймал 18 кг рыбы, а второй в 3 раза меньше.Сколько всего рыбы наловили рыбаки? |
Локация 4
27 : Х = 9 | Х : 4 = 7 | Х ∙ 2 = 14 |
3 ∙ Х = 18 | 4 ∙ Х = 36 |
Приложение №2
Оценочный лист квеста «В поисках сокровищ»
Команда «___________________»
№ | Локации | Выполнили (+), не выполнили (-) | Затруднения при выполнении задания |
1 | «Название корабля» | ||
2 | «Остров Вычислений» | ||
3 | «Мыс Задачный» | ||
4 | «Остров Уравнений» | ||
5 | «Остров Сокровищ» |
Оценка учителя-наставника: _____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, кажды...
Методическая разработка "Формы активного обучения младших школьников»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Воспитывать будущего победителя, который не прячется от жизни, а идёт навстречу к ней, воспитывать волю к жизни, вкус к добру и любви»...
Метод проектов, как одна из форм продуктивного обучения в современных условиях
Методические рекомендации для учителейначальных классов и учителей математики...
Активные формы и методы развития личности школьника во внеурочной деятельности
Активные формы и методы развития личности школьникаво внеурочной деятельности...
Использование активных методов обучения на уроке и во внеурочной деятельности
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:1 Пассив...
Использование технологии проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности
В данной статье описывается собственный опыт использования технологии проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности....
Статья "Использование технологии проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"
С введением ФГОС в школах важное место в обучении детей заняла проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности. Это сложный процесс, но увлекательн...