Использование активных методов обучения на уроке и во внеурочной деятельности
опыты и эксперименты
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1 Пассивные методы;
2 Интерактивные методы.
3 Активные методы;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 142.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гнездовская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Выступление на тему:
«Использование активных методов обучения
на уроках и во внеурочной деятельности »
Подготовила:
учитель начальных классов
Опалева Светлана Семеновна
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1 Пассивные методы;
2 Интерактивные методы.
3 Активные методы;
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей..
Интерактивный метод . Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» —
действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихсяв процессе обучения.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку и др.
Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока. Они помогают развить мотивацию к обучению, учат учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, а также развивают коммуникативные навыки.
Активные методы обучения подразделяются на:
- методы начала урока;
- методы выяснения целей, ожиданий, опасений;
- методы презентации учебного материала;
- методы организации самостоятельной работы;
- методы релаксации;
- методы подведения итогов.
Остановлюсь на некоторых из них подробнее.
Методы начала урока;
Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание на уроке и на занятиях во внеурочной деятельности благоприятного психологического климата. Поэтому каждый урок и занятие я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. Для этого использую Рифмованное начало урока,например:
Сядьте ровно,
Ножки вместе,
Ручки полочкой на стол.
Начинаем разговор!
Вот прозвенел звонок,
Пораначинатьурок
Постарайтесь всё понять,
много нового узнать.
Эпиграф к уроку.
Пословицы, поговорки.
- Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости. В.О.Ключевский.
- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.
- Грамоте учится – всегда пригодиться.
- Делу время, потехе час.
- Больше знай, меньше болтай.
- Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.
- Умную речь хорошо и слушать.
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Ученье лучше богатства.
Для развития мотивации обучения использую создание ситуации успеха.
В начале урока на занятиях во внеурочной деятельности это могут быть притчи, мультипликационные ролики главная идея которых заключается в том, чтобы дети поверили в свои силы на каждом этапе урока.
Как вы понимаете основную мысль текста\ролика?
Как она нам поможет на уроке?
1) Очень важны активные методы выяснения целей, ожиданий, опасений. Такой метод, как «Фруктовый сад» позволяет учителю лучше понять каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Метод заключаются в следующем. Учащимся раздаются вырезанные из бумаги яблоки (ожидания) и лимоны (опасения) и предлагается попробовать определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, чего опасаются, записать и прикрепить на определенное дерево: яблоня и лимонное дерево. После выполнения подводятся итоги выяснения ожиданий и опасений.
2)Использовать таблицу ЗХУ(Знаю, Хочу узнать, Узнал) учащийся заполняет каждую графу ,в течении всего урока. Тем самым у учащихся развивается интерес к углубленному изучению материала.
3) В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. На этапе внедрения и осмысления можно использовать активный метод критического мышления «Кластер». Слово «кластер» в переводе означает «пучок». Это графический прием систематизации материала в виде «грозди». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.
КОРЗИНА ИДЕЙ
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.
ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ
Используется для формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.
1 этап - учитель предлагает учащимся высказать предположения по какой-либо теме.
2 этап - учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.
На доске предположения учащихся визуализируются по предложенной схеме, где:
- ствол дерева – тема,
- ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено),
- листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
5) На этапе обобщения знаний можно использовать приём синквейн.
Синквейн - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строчек. Правила написания синквейна таковы: на первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке необходимо написать два прилагательных, раскрывающих тему.
На третьей строке записываются три глагола, описывающих действие, относящееся к теме синквейна.
На четвёртой строке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение, выражающее его отношение к теме синквейна.
Последняя строчка – это слово – синоним, относительно темы синквейна.
Пример использования этого метода на уроке русского языка при изучении «словарных слов»:
Овощи.
Вкусные, зрелые.
Созрели, выросли, убрали.
Осенью собрали большой урожай овощей.
Урожай.
Также синквейн удобно использовать на уроках литературного чтения для составления характеристики героя.
Илья Муромец
Могучий,храбрый.
Ехал,сражался,победил.
Всем людям радость дарил
Герой!
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке и во внеурочной деятельности. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.
Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы.
«Снежинки»
Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие-легкие – это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки…. (пауза – поглаживание детей). Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в эту комнату. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.
«Порхание бабочки»
Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы – легкие бабочки с большими красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие – это крылья бабочки. И тело ваше тоже стало легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки…. (пауза – поглаживание детей). Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в эту комнату. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.
Активные методы подведения итогов: «Ромашка», «Мудрый совет»,
« Итоговый круг», игра «Вопрос – ответ».
«Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.
«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые:
еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.
«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
На этапе подведения итогов нужно вернуться к «Фруктовому саду». Необходимо выяснить, оправдались ли детские надежды и опасения?
Также на этапе рефлексии можно использовать приём синквейн.
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому - не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Рефлексия Мастер - класса. Метод «Светофор».
Материал: карточки красного, зеленого и желтого цвета, на каждого участника. Участники выбирают карточку того цвета, который, по их мнению соответствует их оценки семинара.
Зеленый – позитивно, желтый – нейтрально, красный – негативно.
Компьютерные технологии позволяют мне создать благоприятные условия на различных этапах урока и во внеурочной деятельности. При изучении нового материала и на занятиях внеурочной деятельности компьютер помогает выдвигать проблему, организовывать поисково-исследовательскую деятельность. Обучающиеся наблюдают, классифицируют учебный материал, сами приходят к выводам, участвуют в поисковой деятельности, находят новое.
Активные методы обучения – это, прежде всего успех. Успех ваших учеников-ваш успех.
В одной известной притче говорится: Учитель - ты будешь бессмертен, потому что продолжишь свою жизнь в своих учениках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках и внеурочной деятельности по кубановедению»
Краснодарский край Апшеронский районг. Апшеронск «Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках ...
Использование активных методов обучения на уроках технологии в начальной школе.
Данная презентация раскрывает использование активных методов обучения на уроке технологии в 1 кл....
Использование активных методов обучения на уроках в 1 классе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД Урок обучения грамоте по образовательной системе УМК «Перспективная начальная школа» организован в соответствии с тре...
Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...
Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе
Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В статье рассматриваются некоторые методы активного обучения и способы их применения в начальной школе на уроках английского языка. Ключевые слова: активные методы обучения, мотивация, творческая зада...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕА-АЛИЗАЦИИ ФГОС
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕААЛИЗАЦИИ ФГОС...