Формирование познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
статья по теме
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации? В данной статье вы найдёте ответы на эти вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_poznavatelnoy_aktivnosti_uchashchihsya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Назарова Е.П., Аранцева Л.В.
МБОУ «СОШ №11» г. Старый Оскол
«Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идёшь» гласит вьетнамская пословица. Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития у детей познавательных интересов и активности. Школьники единодушны во мнении: когда учиться интересно - учиться легко, учиться хочется.
Возбуждению интереса способствуют условия, обеспечивающие ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результатов своих усилий.
Для развития учебно-познавательного интереса, как на уроках, так и во внеклассной деятельности, существует множество различных методов и приёмов. В своё время В.А. Сухомлинский обращал внимание педагогов на то, чтобы «чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, в котором ребенок жил до школы, не был закрыт для него дверью класса». Ребенок только в том случае полюбит школу, свой класс, если учитель сохранит для него те радости, которые окружали его раньше. Таким образом, занимательный материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка и в школьном учебном процессе.
Использование занимательного материала на уроках и во внеклассной деятельности помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, их внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, а также снимает утомление. Вместе с тем важно, чтобы учитель не превращал занимательность в развлечение, чтобы он заранее планировал, где, как и с какой целью следует привлечь средства занимательности на уроке. Учителя начальных классов чаще всего используют такой занимательный материал, как загадки, игры, экологические сказки, кроссворды и ребусы, информацию из Книги рекордов Гиннеса или из рубрики «Знаете ли вы?» Например, по теме «Вода в природе» (окружающий мир) можно предложить следующую любопытную информацию:
- Самая крупная дождевая капля составила 9,4 мм в диаметре. Такой крупный дождь наблюдали в США 17 августа 1953 года.
- Самый продолжительный дождь шёл в Индии 12 месяцев- c l Августа 1860 года по 31 Июля 1861 года.
В формировании учебно-познавательного интереса велика также роль познавательных заданий и вопросов. Особенность этого приёма в том, что задание формулируется таким образом, чтобы ответ не лежал на поверхности. Ребёнок должен самостоятельно добыть нужную информацию. Еще Ж. – Ж. Руссо заметил, что среди многих тропинок к знанию самая важная и самая короткая та, что позволяет получать знания с затруднениями.
Приведу пример: 1. Некоторые птицы вместе с кормом заглатывают речной песок или мелкие камни. Объясните, зачем они едят такие несъедобные вещи?
2. Это дерево очень любит воду, его рыхлая пористая древесина впитывает её как губка. Среди этих деревьев немало долгожителей и великанов. Про него говорят «растёт корнями вверх». Обезьяны просто обожают его плоды, за что люди также называют его «обезьяний хлеб». Угадайте что за чудо-дерево.
Одним из самых важных средств активизации познавательных интересов детей является игра. Считаю, что именно игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету. Система дидактических игр может быть применена в рамках разных методов обучения.
Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности.
Ценность игры заключается в том, что её можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности («Час математического досуга», КВН, «Сражение знатоков», «Умники и умницы»), а также во время занятий в группе продленного дня.
Все описанные выше методы, формы и виды работ по формированию познавательной активности школьников используются учителями многие десятилетия. Появление новых учебников, основанных на идее личностно-ориентированного обучения, заставило учителей переосмыслить свою работу на уроках. Проблемная технология обучения привела к возникновению иных отношений между учителем и учеником, при которых учителю отводится роль режиссера, а ученики выступают полноправными соучастниками своего обучения.
Однако, по мнению А.А. Вахрушева, автора одного из таких учебников, учителя, увлекаясь новыми технологиями, перестали использовать огромный опыт, накопленный талантливыми отечественными методистами. А ведь множество этих приёмов активизации познавательного интереса могут широко применяться на уроках по любой технологии, но особенно важны в рамках проблемного диалога.
Ценность современного урока определяется его направленностью на формирование у школьников учебной самостоятельности, способности расширять свои знания, умения по собственной инициативе.
В словаре СИ. Ожегова «инициатива» определяется как «внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость».
В школе, которая, казалось бы, прямо предназначена для выращивания детской познавательной инициативы, ей часто не находится места.
В настоящее время проблема привлечения учебной инициативы в практику школы не только поставлена, но и активно решается. Применение метода проектов в педагогической деятельности учителя позволяет развить познавательные способности и познавательные процессы личности. Ученики вместе со своими наставниками и родителями занимаются различными видами исследовательской деятельности.
Немалую роль могут сыграть в обучении младших школьников новые информационные технологии. Уместное использование материалов электронных энциклопедий, мультимедийных альбомов, тематических изданий в начальной школе во многом помогает закрыть брешь практического отсутствия необходимой поддержки изучения устных предметов соответствующими средствами обучения и способствует развитию познавательной активности.
Т.о., разумное сочетание традиционных и современных методов, форм, видов и средств обучения, а также применение новых информационных технологий способствует формированию познавательной активности младших школьников, как на уроках, так и во внеклассной деятельности.
Учеба должна вызывать радость познания, понимание того, что каждый урок чем-то его обогатит, откроет для него что-то новое. А учитель должен идти в школу, чтобы увидеть светящиеся глаза счастливых детей, черпать в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что сегодня сможешь подарить им радость... радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам.
ЛИТЕРАТУРА:
- Абдульменова 3.3. Игра - способ развития пытливости и любознательности. // Начальная школа №11,2003.С.29,
- Волина В.В. Праздник Букваря. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
- Жердеева М.В., Кочеткова.Л.Д. Привитие учащимся интереса к учебным занятиям.// Начальная школа №3, 1995. С. 8.
- Ивакина Г.Н. Формирование познавательного интереса к предмету. // Начальная школа №12, 2005 С. 25.
- Мартынов И.И. Учеба может быть радостной. // Начальная школа №4, 2005 С.40.
- Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с третьеклассниками. – Ярославль: Академия развития, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательной активности учащихся на уроках информатики как инструмент успешного комплексного обучения учащихся школы I ступени.
Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овлад...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "
Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...
Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка и математики.
Сущность опыта заключается в создании условий для активизации умственной деятельности, развития заложенных природой творческих способностей, созн...
Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка и математики.
Сущность опыта заключается в создании условий для активизации умственной деятельности, развития заложенных природой творческих способностей, сознательного и прочного усвоения знаний учащихся....
Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...
Статья "Личностно-ориентированный подход при формировании познавательной активности учащихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС"
Статья о проблемах познавательной активности, способах и методах активизации учебной деятельности учащихся....
Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе
В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не тол...