ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «УльтраКонструирование» (базовый уровень)
рабочая программа (1, 2, 3 класс)

Марамыгина Елена Анатольевна

Актуальность программы обусловлена интегрированным подходом к получению теоретических знаний в процессе практической работы. Дополнительная общеразвивающая программа «УльтраКонструирование» позволяет не только обучить ребенка основам моделирования и конструирования, но и подготовить учащихся к планированию и начальному пониманию основ проектирования разноуровневых технических проектов, что в дальнейшем позволит осуществить осознанный выбор вида деятельности в техническом творчестве (радиотехника, авиамоделирование, робототехника).

Новизна программы заключается в развитии познавательной мотивации у детей младшего  школьного возраста к техническим видам деятельности, что оказывает влияние на формирование начальных  допрофессиональных компетенций, влияющих в дальнейшем на выбор рода занятий в их будущей жизнедеятельности.

 Отличительная особенность программы: интеграция разных техник декоративно-прикладного искусства и технического творчества (аппликация, оригами, бумагопластика, конструирование, моделирование).  Применение информационно – коммуникативных технологий при сборке моделей и макетов, проведение экспериментов по исследованию различных материалов способствуют достижению таких метапредметных результатов как владение навыками познавательной, основам проектной деятельности, умение принимать новые технические решения, работать с технической литературой и документацией, интернет -  ресурсами. Это способствует готовности учащегося к самостоятельному поиску методов познания. Изучение различных сторон окружающей действительности, достижение межпредметных результатов по математике, геометрии, черчении и окружающего мира, в процессе интеграции с которыми совершенствуются и закрепляются базовые общеучебные умения и навыки учащихся в области начального технического моделирования и конструирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ultrakonstruirovanie_2022.docx87.61 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

 Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ ДО

«Центр детского творчества»

_________________ Л.В. Орлова

Приказ № 147 от 01.06.2022г.

РАССМОТРЕНО:

на заседании Педагогического совета

Протокол № 7 от 31.05.2022г.

Председатель ПС

                                           

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 технической направленности

«УльтраКонструирование»

(базовый уровень)

Возраст учащихся: 7-9 лет

Срок реализации программы: 1 год

                                                                                                Автор программы:

                                                                                                Марамыгина Елена Анатольевна,

                                                                                        педагог дополнительного образования

г. Надым, 2022

              СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………..........................................................................2

2.Учебный план………………………………………………………………………………………...8

3.Содержание программы......................................................................................................................9

4.Методическое обеспечение………………………………………………………………………….13

5.Список литературы ………………………………………………………………………………….16

6.Глоссарий………………………………….………………………………………………………….17

7.Календарный учебный график…………………………………...…………….................................19

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Конструирование и моделирование -  это первые шаги детей в самостоятельности по созданию макетов и моделей технических объектов, это познавательный процесс формирования у учащихся базовых политехнических умений и навыков, развития художественного вкуса. Конструирование и моделирование строится на активном воображении и творческом мышлении.  Оно позволяет ребенку в наиболее полной форме раскрыть свою личность, свои способности, дает веры в свои силы. Все это явилось основанием для разработки дополнительной общеразвивающей программы «УльтраКонструирование», которая вводит ребенка в удивительный мир технического творчества с помощью такого вида деятельности как конструирование из бумаги и других материалов, дает возможность поверить в себя, в свои способности.

Направленность программы «УльтраКонструирование» - техническая. Предусматривает расширение политехнического кругозора детей, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике. На занятиях по моделированию и конструированию учащиеся получают первоначальные сведения о техническом рисунке, чертеже, эскизе, развивают умения и навыки работы с ручными инструментами. В процессе реализации программы изучение геометрического материала способствуют формированию у учащихся графических и конструкторских умений и навыков, развитию пространственного и логического мышления, осуществлению первых шагов к конструкторско-технологической деятельности, подготовке учащихся к более раннему восприятию технической информации.      

                 Дополнительная общеразвивающая программа «УльтраКонструирование» разработана в соответствии с:

•        Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018г. № 196 (в редакции приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 №533);

•        Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);

•        Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);

•        Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;

•        Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2;

•        Постановление Администрации МО Надымский район от 10.08.2020 N 434 «Об утверждении Положения Об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа»;

•        Постановление Администрации муниципального образования Надымский район от 03.сентября 2019 года №531 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории муниципального образования Надымский район» (с изменениями от 25.01.2022, Постановление Администрации Надымского района от № 36-пк).

В программе предусмотрена работа в дистанционном формате - учебное занятие через сеть Интернет в режиме реального времени, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций. Место нахождения участников образовательных отношений свободное, единственным условием является обеспечение каждого компьютером, подключенным к сети Интернет, и доступом к разработанным электронным учебным материалам по программе.

Уровень освоения содержания программы – базовый. 

Актуальность программы обусловлена интегрированным подходом к получению теоретических знаний в процессе практической работы. Дополнительная общеразвивающая программа «УльтраКонструирование» позволяет не только обучить ребенка основам моделирования и конструирования, но и подготовить учащихся к планированию и начальному пониманию основ проектирования разноуровневых технических проектов, что в дальнейшем позволит осуществить осознанный выбор вида деятельности в техническом творчестве (радиотехника, авиамоделирование, робототехника).

Новизна программы заключается в развитии познавательной мотивации у детей младшего  школьного возраста к техническим видам деятельности, что оказывает влияние на формирование начальных  допрофессиональных компетенций, влияющих в дальнейшем на выбор рода занятий в их будущей жизнедеятельности.

 Отличительная особенность программы: интеграция разных техник декоративно-прикладного искусства и технического творчества (аппликация, оригами, бумагопластика, конструирование, моделирование).  Применение информационно – коммуникативных технологий при сборке моделей и макетов, проведение экспериментов по исследованию различных материалов способствуют достижению таких метапредметных результатов как владение навыками познавательной, основам проектной деятельности, умение принимать новые технические решения, работать с технической литературой и документацией, интернет -  ресурсами. Это способствует готовности учащегося к самостоятельному поиску методов познания. Изучение различных сторон окружающей действительности, достижение межпредметных результатов по математике, геометрии, черчении и окружающего мира, в процессе интеграции с которыми совершенствуются и закрепляются базовые общеучебные умения и навыки учащихся в области начального технического моделирования и конструирования.

Педагогическая целесообразность программы заключается в уровне сформированности наглядно – действенного и наглядно - образного мышления учащихся, что является основой для развития высших форм технического мышления. В основу обучения заложен принцип не загружать ребёнка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.

Цель программы: повышение творческо - деятельностного потенциала учащихся в области технического творчества через формирование конструкторских умений и навыков.

Задачи:

образовательные (программные):

- привитие интереса к истории развития технического моделирования;

- развитие навыков работы ручными инструментами, технических приемов работы с бумагой и   картоном;

- ознакомление со схемами и чертежами простых моделей, основами проектной деятельности;

- развитие приемов декоративно-художественного оформления моделей;

метапредметные:

- формирование у учащихся умения анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения; умения планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей под руководством педагога;

- развитие творческих способностей, стремления получать положительные результаты от своего труда;

- развитие мотивации личности к познанию и техническому творчеству;

личностные:  

- воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности; коммуникативной культуры учащихся;

- воспитание интереса учащихся к техническому    конструированию и моделированию моделей, игрушек и поделок в процессе игровой деятельности.

Планируемые результаты реализации программы

  Образовательные результаты:

-понимают:

-назначение ручных инструментов для обработки бумаги, картона, природного материала, упаковочных коробок, пенопласта;

-простейшие графические изображения;

-теоритические основы конструирования и моделирования и проектной деятельности;

- умеют:     

-подбирать нужные материалы, инструменты и размещать их на рабочем месте;   

-определять название материала, форму, размеры изделия;

-экономно использовать бумагу, картон и обрезки от них;

-изготавливать изделия по образцу, по собственному замыслу под руководством педагога;

-изготавливать игрушки из нетрадиционных материалов;

-владеют:

-способами изготовления деталей и их сборки;

-общими сведениями о профессиях, связанных с техникой;

-приемами разметки с помощью шаблонов и чертежно-измерительных инструментов (линейки, угольника, циркуля);

-навыками организации рабочего места и поддержания порядка во время работы;

-навыками правильного пользования ручными инструментами и приспособлениями;

-знаниями по истории развития технического моделирования;

-основными техническими приемами работы с бумагой и картоном;

-несложными приемами декоративно-художественного оформления моделей и игрушек;

-правилами безопасности труда при работе с ножницами и другими ручными инструментами.

Метапредметные:

-умение определять понятия, их систематизация, обобщение на начальном этапе, осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-приобретение навыков переработки информации (анализа, синтеза, интерпретации, оценки, аргументации с дозированной помощью педагога); умение выполнять практические задания, в том числе мини-проекты;

-умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель и задачи творческой работы, выдвигать пути решения проблемы, осознавать конечный результат и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью педагога;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, умение договариваться, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Личностные:

-нравственные нормы поведения; уважительное отношения к своей культуре;

-трудолюбие, усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе;

-мотивация к познанию и техническому творчеству, самостоятельность мышления.         

Адресат программы: программа адресована детям от 7 до 9 лет.

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 1 год, количество учебных часов по программе – 108 часов, в том числе предусмотрено 13,5 часа теоретических занятий и 94,5 часа практических занятий.

Форма обучения: очная, очная с применением дистанционных технологий.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации образовательной деятельности является учебное занятие. Форма занятий – групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность занятий составляет 1 час 10 минут с учётом 10 минутного перерыва после 30 минут занятия. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1,5 часа. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом действующих СанПиН. Учебные занятия ведутся на базе МОУ СОШ №1.

Условия набора в учебное объединение: принимаются все желающие.

Наполняемость групп: не менее 12 учащихся.

Формы контроля и аттестации

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся:

Начальный контроль – в начале освоения программы с 15 по 25 сентября. Формы и методы контроля: практическое работа, мини-выставка, опрос наблюдение, анализ, оценивание.

Промежуточная аттестация - с 20 по 26 декабря, в форме контрольного практического занятия, выставки. Используемые методы: опрос, наблюдение, оценивание.

 Аттестация по завершении реализации программы проводится в конце освоения программы с 12 по 19 мая. в следующих формах: итоговое занятие, защита творческих мини-проектов, выставка. Используемые методы: наблюдение, опрос, оценивание, анализ творческих работ и мини-проектов.

       Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.

Оценочные материалы

С целью определения сформированности теоретических знаний, практических умений и навыков, творческого развития учащихся используется оценочный инструментарий.

Виды контроля/

аттестации

Наименование

оценочных средств

Предмет оценивания

Критерии оценивания

Начальный контроль

Практическая работа, мини-выставка

- теоретические знания

- практические умения, навыки

- знание техники безопасности, работы с инструментами;

- владение навыками сборки.

Промежуточная аттестация

Контрольное практическое занятие, мини-выставка.

- теоретические знания

- практические умения, навыки

- творческие навыки

- знание методов сборки модели (по образцу);

- знание техники безопасности, работы с инструментами;

-умение определять название материалов;

- владение навыками сборки, составления схемы или чертежа модели.

Аттестация по завершении реализации программы

Итоговое занятие, защита творческих мини-проектов, выставка.

- теоретические знания

- практические умения, навыки, компетенции

- творческие навыки (креативность)

- знание методов сборки модели, в том числе по собственному замыслу;

- знание правил техники безопасности при работе с инструментами;

-умение экономно расходовать материал;

- владение навыками моделирования и конструирования моделей.

Оценивание осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов). По итогам контроля определяется уровень сформированности практических умений и навыков:

- высокий – от 4,6 до 5,0

- средний от 3,6 до 4,5

- низкий – от 2,0 до 3,5

Высокий уровень – учащийся хорошо знает теоретический материал, владеет терминологией и осознанно употребляет термины, умеет самостоятельно применять на практике полученные знания и умения, проявляет творческий подход и фантазию к выполнению задания.

Средний уровень – учащийся в целом знает теоретический материал, частично владеет терминологией, в целом умеет применять на практике полученные знания и умения, изредка прибегает к помощи педагога, старается проявлять творческий подход и фантазию к выполнению задания.

Низкий уровень -  учащийся обладает минимальным объемом знаний и умений, не способен выполнять задания без помощи педагога.

Условия реализации программы

          Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих её обеспечения:

Учебное помещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил.

Материально-техническое обеспечение:

- Набор школьной универсальной трансформируемой мебели 1-местный -15;

- Компьютерный стол – 1;

- Стулья, регулируемые по высоте -15;

- Рабочий стол преподавателя -1;

- Стул полумягкий  -1;

- Школьная доска -1;

- Интерактивная доска -1;

- Компьютер (моноблок)  -1;

- Принтер лазерный – 1;

- Точка доступа – 1;

-Наборы инструментов;

-Материалы: бумага, картон, клей, нетрадиционный материал, готовые промышленные конструкторы.

Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования.

 Методическое и дидактическое обеспечение программы: 

 - методические разработки, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;

 -учебная и методическая литература, предусмотренная программой;  

- образцы работ, изготовленные педагогом;

- пакет наглядных пособий, презентации (схемы и чертежи по изготовлению изделий в различных техниках, инструкционные карты, иллюстрации);

- глоссарий;

- инструктажи по технике безопасности и соблюдению санитарно- гигиенических правил;

- дидактические материалы: графические и динамические схемы; раздаточные и инструкционные материалы, задания, упражнения;

-развивающие и диагностические процедуры: игры, викторины, упражнения на развитие воображения, фантазии; задачи на плоскостное конструирование.

В соответствии с Методическими рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации, дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, учебные занятия в рамках реализации программы могут проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий.  

Для этого необходимы следующие технические средства:

- рабочее место педагога, оснащенное персональным компьютером;

- локальной сетью с выходом в сети Интернет, с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам.

Учащиеся дома должны иметь:

- персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео;

- стабильный канал подключения к сети Интернет.  

Воспитательная деятельность. Работа с родителями

Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека нравственного, образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию. Для воспитательного пространства характерно:

- наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;

-построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.

Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.

Работа с родителями предусматривает:

  • родительские встречи;
  • индивидуальные беседы и консультации;
  • профилактические беседы;
  • совместные воспитательные мероприятия, в том числе проведение экскурсий и посещение  

   выставок.

Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по трем направлениям: познавательной, практико-ориентированной и досуговой деятельности.

Формы познавательной деятельности: дни открытых дверей, дни открытых занятий и воспитательных мероприятий, совместной деятельности в рамках мероприятий.

Формы практико-ориентированной деятельности: участие в различных акциях, проведение выставок творческих работ учащихся.

Формы досуговой деятельности: совместные праздники, соревнования, конкурсы, экскурсии, посещение выставок, музеев.

Работа с родителями предусматривает индивидуальные беседы, консультации, в том числе работа осуществляется посредством месенджеров группы в Вайбере «УльтраКонструирование».

 В воспитательные мероприятия программы включены:

- экскурсии в музеи города (музей истории и археологии, музей трудовой славы предприятия, музей боевой славы СОШ № 2)

- познавательные мероприятия, конкурсы - соревнования ко дню защитника Отечества: «На страже Родины», ко дню Победы: «Подвигу народа - жить в веках», «День Победы», «Милая берёза», ко дню народного единства: «Я люблю тебя, моя Россия»;

- выставки творческих работ: «Военная техника на службе Отечества», «Юный техник».

Образовательной программой «УльтраКонструирование» предусмотрены:

- профилактические мероприятия для учащихся: «Когда на улице мороз», «Выбирай хорошие привычки», «Школа пешеходов»;

- познавательные, обзорные экскурсии в Дом природы, выставочный зал, кедровую рощу, праздник "Неделя народов Ямала", экскурсия В музей этнографии "Под открытым небом-чум";

- традиционные мероприятия, планируемые к международному женскому дню 8 марта, дню Матери, ко дню пожилого человека: «О доброте и дружбе», «Самым милым»; «Край чудес», «Праздник русского валенка», «Вот и стали мы на год взрослее»;

В рамках программы предусмотрены ежегодные выставки творческих работ: «Царство Надымской Осени», «Техник что надо» в рамках «Недели технического просвещения».

В каникулярное время учащиеся занимаются по программе, используя материалы досуговой программы «Мы, играя, воображаем, фантазируем, мечтаем», которая способствует развитию воображения детей посредством включения их в разнообразную игровую деятельность через организацию культурного досуга. Программа направлена на развитие фантазии, смекалки, изобретательности, словарного запаса, активности, компетентностей учащихся, расширение возможности для развития и саморазвития личности ребенка, для реализации их интересов. Занятия проводятся в форме занятий-фантазия, -путешествие, -конкурс, -праздник, - ролевая игра.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Введение в программу. Инструменты и материалы. Техника безопасности.

1,5

0,5

1

Беседа-инструктаж

2.

Художественное конструирование из природного материала.

3

1

2

Практическая работа, мини-выставка

3.

Конструирование и моделирование поделок на плоскости.

30

4

26

Практическая работа, мини- выставка

3.1

Способы соединения деталей плоской формы.

3

1

2

Практическая работа, мини- выставка

3.2

Графическая подготовка.

9

1

8

Практическая работа, игра - соревнование

3.3

Изготовление аппликаций и мозаик с элементами художественного конструирования.

18

2

16

Практическая работа, мини -выставка

4.

Конструирование плоских моделей из бумаги и картона.

27

3

24

Контрольное практическое занятие, мини-выставка

4.1

Оригами.

Промежуточная аттестация.

9

1

8

Практическая работа, мини -выставка

4.2

Конструирование плоских поделок

9

1

8

Практическая работа, мини -выставка

4.3

Моделирование на основе геометрических фигур

9

1

8

Практическая работа, мини -выставка

5.

Конструирование объемных моделей.

30

3

27

Практическая работа с творческим заданием, мини –выставка

5.1

Конструирование из бросового материала

9

1

8

Практическая работа, мини -выставка

5.2

Моделирование и конструирование поделок на основе разверток простых геометрических тел

12

1

11

Практическая работа, мини -выставка

5.3

Моделирование и конструирование поделок по чертежу, собственному замыслу

9

1

8

Практическая работа, мини -выставка

6.

Выполнение коллективной работы.

9

2

7

Выставка, оценивание и самооценивание поделки.

6.1

Моделирование композиции по заданной теме

4,5

1

3,5

Практическая работа, мини- выставка.

6.2

Моделирование композиции по выбранной теме

4,5

1

3,5

Практическая работа, защита творческих мини- проектов, мини- выставка.

7.

Экскурсии

6

-

6

Образовательное путешествие.

8.

Итоговое занятие. 

Аттестация по завершении реализации программы.

1,5

-

1,5

Защита творческих мини-проектов. Выставка.

Итого:

108

13,5

94,5

           

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Вводное занятие. Введение в программу. Инструменты и материалы. Техника безопасности

(1,5 часа: теория-0,5ч, практика – 1ч).

Теория: обсуждение плана, режима работы. Свойства бумаги и ее виды. История возникновения бумаги. Показ образцов готовых моделей, поделочные материалы, инструменты, применяемые при обработке различных материалов. Назначение инструментов, правила пользования ими, требования к качеству поделок. Инструктаж по технике безопасности.  

Практика: закрепление знаний техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Конструирование из плотной бумаги поделок на выбор по шаблону. Оформление поделки.

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная беседа, анализ образцов, самостоятельная практическая работа по шаблону.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, иллюстрации.

Формы и методы контроля: беседа - инструктаж, собеседование, наблюдение.

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, карандаш, ножницы.

2. Художественное конструирование из природного материала

(3 часов: теория-1ч, практика – 2ч).

Теория: совершенствование навыков работы с природным материалом. Приемы работы с объемным природным материалом, изучение разных видов соединений. Правила сбора, сушки и хранения.

Практика: занятие – фантазия «Лесное царство». Беседа о природе, окружающем мире, стихи, загадки. Игра «Что будет, если…». Викторина «Осенняя пора».

Выполнение плоских и объемных аппликаций на бумажной основе из листьев, трав, цветов. Изготовление мозаики на плоской и объемной основе, покрытых пластилином, выполненных из семян, веточек, ракушек, гальки, песка. Подбор цвета, фактуры, совпадение цветовых сочетаний. Использование для создания художественных образов материалов более крупных размеров: шишки, желуди, орехи, раковины. Сопоставление их форм с элементами изобразительного объекта.

Формы, методы и приёмы обучения: инструктаж, познавательная развивающая беседа, игра, викторина, анализ образцов, самостоятельная работа.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, эскизы, иллюстрации, книги.

Формы и методы контроля (начальный контроль): практическая работа, опрос, наблюдение, мини-выставка.

 Материалы и инструменты: цветной картон, клей-карандаш, ПВА, семена, листочки, веточки, деревьев, ракушки, галька, песок, карандаш, ножницы.

3. Конструирование и моделирование поделок на плоскости.

 (30 часов: теория-4ч, практика – 26ч).

3.1. Способы соединения деталей плоской формы (3 часа: теория-1ч, практика – 2ч).

Теория: Основные свойства и способы соединения деталей: проволочное, через прокол, клеевое, щелевое, скотчем, плетением, ниточное.

Практика: применение способов соединения на практике. Инструктаж, упражнения на формирование навыков работы.

Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, викторина, ребус, инструктаж, упражнения, анализ поделки, практическое задание.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, шаблоны, схема, таблица, макет, иллюстрации.

Формы и методы контроля: практическая работа, наблюдение, опрос, мини- выставка, оценивание и самооценивание работ под руководством педагога.

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, карандаш, ножницы, угольник, линейка, циркуль, шило, скотч, проволока, нитки.

 3.2 Графическая подготовка (9 часов: теория-1ч, практика –8ч).

Теория: графическая информация - сведения, содержащиеся в конструкторской и технологической документации. Графические условные изображения на чертежах, эскизах, схемах. Расширение понятий об осевой симметрии, симметричных фигурах и плоских деталях. Орнамент-узор с ритмичным чередованием отдельных элементов. Принципы построения узора (ритм, симметрия). Симметрия (равновесие элементов). Закрепление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, угольнике, циркуле, карандаше. Их назначение и правила пользования. Линии чертежа: линия видимого контура, невидимого контура, сгиба, осевая, сплошная тонкая. Порядок чтения и составления эскиза плоской детали. Приемы вычерчивания и вырезания. Показ схем, таблиц, демонстрационного материала, макетов, поделок.

Практика: разметка с использованием линий чертежа и выполнение бумажных моделей Инструктаж, упражнения по формированию навыков. Моделирование циферблат часов с применением циркуля. Конструирование силуэтов машин и поезда с разными вагонами. Художественное оформление поделок. Игра в графическое лото «Колумбово яйцо». для закрепления первоначальных графических понятий. Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей по клеткам. Орнамент; состоящий из геометрических элементов, в полосе, круге, квадрате.  

Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, игра, познавательная беседа, инструктаж, анализ поделки, практическое задание.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, шаблоны, схема, таблица, макет, иллюстрации.

Формы и методы контроля: практическая работа, игра - соревнование, наблюдение, опрос, оценивание и самооценивание работ под руководством педагога.

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, карандаш, ножницы, угольник, линейка, циркуль, чертежная ученическая доска проволока, шило, скотч, нитки.

 3.3 Изготовление аппликаций и мозаик с элементами художественного конструирования.

(18 часов: теория-2ч, практика – 16ч).

Теория: Ознакомление с элементами художественного конструирования и художественного оформления поделок. Технология изготовления поделок, особенности композиции. Бумаг пластика, новые способы трансформации листа. Творческое комбинирование. Познавательные беседы: Элементарные понятия эстетики. Форма, цвет, пропорциональность и их равновесие. Понятие о ритме, гармоничности, цветовых сочетаниях. Показ иллюстраций и репродукций, видеосюжетов, образцов изделий.

Практика: изготовление плоских и объемных аппликаций, мозаик. Обрывание бумаги по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Усиление живописного эффекта поделок. Составление композиций, создание и изготовление открыток: «Дерево», «Весенний ручеек», «Снегири зимой», «Олени». Изготовление многоцветной резанной мозаичной аппликации сложного контура. Моделирование по заданной теме на выбор: «Водный транспорт», «Портрет друга». Моделирование плоскостной аппликации «Паровоз» на основе геометрических фигур. Коллаж из вырезок журналов. Натюрморт «Сочные фрукты».     Конструирование на основе объемных геометрических тел (цилиндр): панно–пейзаж «Деревенская избушка», «Наземный транспорт».  Конструирование фигурной открытки «Утренние цветы» с вырезной частью.

Формы, методы и приёмы обучения: занятие-фантазия рассказ, объяснение, познавательная беседа, инструктаж, анализ поделки, практическое задание.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, шаблоны, схема, таблица, макет, иллюстрации.

Формы и методы контроля: практическая работа, наблюдение, опрос, мин-выставка, оценивание и самооценивание работ под руководством педагога.

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, карандаш, ножницы, угольник, линейка, циркуль, проволока, шило, скотч, нитки, фигурный и концелярский дырокол, степлер.

Формы и методы контроля по разделу: практическая работа, мини-выставка, наблюдение, опрос, оценивание.

4. Изготовление плоских моделей из бумаги и картона.

 (27 часов: теория-3ч, практика – 24ч).

4.1 Оригами. Промежуточная аттестация.  (9 часов: теория-1ч, практика – 8ч).

Теория: История возникновения «Оригами». Условные обозначения, термины и понятия, принятые в оригами. Техника складывание базовых форм и моделей на их основе Способы изготовления квадратов нужной величины. Показ презентаций «Оригами», «Дзунако». Понятие о проектной деятельности и ее составляющих, основы проектной деятельности.

Практика: конструирования из бумаги разного рода изображений декоративного характера без ножниц и клея, по схемам.  Складывание базовых форм: «Треугольник», «Двойной треугольник», «Квадрат» и моделей на их основе: игрушки с элементом оригами (Далматинец», салфетница), поделки в технике оригами (шкатулка - Дзунако, тюльпан). Изготовление квадратов разной величины, методом сгибания листа. Мини-проект «Мир оригами». Упражнения на развитие воображения, фантазии.        

Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, познавательная беседа, упражнения, проект, практическая работа.

Дидактическое обеспечение: технологические, инструкционные карты, схемы, образцы готового изделия, презентации.

Формы и методы контроля (промежуточная аттестация): контрольное практическое занятие, мини-выставка, наблюдение, анализ, самоанализ.

Материалы и инструменты: ножницы, простой карандаш, клей, картон, цветная бумага, фигурные дыроколы.

4.2 Конструирование плоских поделок. (9 часов: теория-1ч, практика – 8ч).

Теория: Понятие о композиции «Аппликация». Познавательные занятия: «Коттедж из бумаги» «Быстрее, выше, сильнее», показ презентации «Как оформить интерьер к празднику». Расширение сведений о бумаге, картоне. Приемы экономного использования бумаги, способы соединения деталей плоской формы.

 Практика: логическая задача на составление композиции, плоскостное конструирование. Работа по шаблонам, образцу, собственному замыслу. Конструирование силуэтных поделок с элементами аппликации на основе геометрических фигур (игрушки, гирлянды).

Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, познавательная беседа- диалог, анализ поделки, практическая работа, презентация, проект.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, шаблоны, схемы, эскиз, чертёж, иллюстрации.

Формы и методы контроля: практическая работа, наблюдение, мини-выставка, оценивание и самооценивание работ.

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, карандаш, ножницы, линейка, фигурные дыроколы, степлер, скотч.

4.3 Моделирование на основе геометрических фигур. (9 часов: теория-1ч, практика – 8ч).

Теория: расширение и углубление понятий о геометрических фигурах. Форма и ее закономерности (симметрия, цельность). Беседы: Виды транспорта, значение транспорта в жизни человека. Занятие – игра «Страна геометрия».

Практика: симметричное вырезание. Самостоятельный выбор масштаба изготавливаемой модели. Составление эскизов плоских деталей. Чтение чертежей простых деталей.  Работа по шаблонам, схемам, образцу. Моделирование поделок на основе окружностей с подвижными деталями: «Ворона», «Божья коровка», Конструирование моделей транспорта.

Форма и методы подведения итогов по теме: игра с использованием поделок, изготовленных на занятиях. Моделирование силуэта любимого сказочного персонажа.

Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, познавательная беседа- диалог, игра, задача, анализ поделки, практическая работа.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, шаблоны, схемы, эскиз, чертёж, иллюстрации.

Формы и методы контроля: практическая работа, наблюдение, мини-выставка, оценивание и самооценивание работ.

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, карандаш, ножницы, линейка, фигурные дыроколы.

5. Конструирование объемных моделей.

 (30 часов: теория-3ч, практика – 27ч).

5.1 Моделирование из бросового материала (9 часов: теория-1ч, практика – 8ч).

Теория: познавательная беседа «Что из чего можно сделать, что на что похоже», игра, конкурс на развитие воображения «Сто применений одной вещи». Демонстрация образцов, схем, иллюстраций. Рассматриваются достоинства готовых упаковочных коробок (жесткость, правильные формы, легкость обработки, доступность этого материала). Определяется порядок и последовательность изготовления поделок на выбор: «Машина», «Заяц», «Птица», «Карандашница», «Мебель». Способы соединения деталей.

Практика: изготовление поделок из нетрадиционного материала: готовой формы коробок, банок, пластиковых бутылок, крышек, проволоки.

Формы, методы и приёмы обучения: познавательная беседа- диалог, занятие-мастерская, обсуждение, игра, задание, конкурс.

Дидактическое обеспечение: иллюстрации, образцы поделок (3шт).

Формы и методы контроля: практическая работа, мини-выставка, анализ изделия.

 Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, клей ПВА, карандаш, ножницы, готовые формы коробок, банки, пластиковые бутылки, крышки, пробки, катушки, проволока.

5.2 Моделирование и конструирование поделок на основе разверток простых геометрических тел. (12 часов: теория-1ч, практика – 11ч).

Теория: цветовое богатство окружающего мира. Творческое использование графических элементов, цвета в декоративном оформлении изделия в зависимости от его назначения, формы и материала. Элементарные понятия о развертках, выкройках простых геометрических тел. Приемы их вычерчивания, вырезания и склеивания. Показ иллюстраций, схем, чертежей, образцов изделий, моделей, макетов. Познавательные занятия: «Дорого яичко к Христову дню», «Народное творчество». Беседы: «Знаменитые изобретатели», «Из истории появления игрушек».

Практика: конструирование на основе одной объемной фигуры и нескольких фигур, с плоскими элементами.

Формы, методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, инструктаж, анализ поделки, занятие-мастерская, практическая работа.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, шаблоны, схемы, чертежи, иллюстрации.

Формы и методы контроля: наблюдение, оценивание, анализ и самооценивание работ, фронтальный опрос, практическая работа, мини-выставка.

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, клей ПВА, карандаш, ножницы, циркуль, линейка, коробки.

5.3 Моделирование и конструирование поделок по чертежу, собственному замыслу. (9 часов: теория-1ч, практика – 8ч).

Теория: основные приёмы техники бумагопластки. Понятие: «Азбука формообразования». Из истории паперкрафт.

Практика: конструирование поделок в технике паперкрафт, на основе цилиндра, конуса, скульптурные композиции.

Формы, методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная, развивающая беседа, инструктаж, упражнения, анализ поделки, занятие-мастерская, практическая работа.

Дидактическое обеспечение: образцы поделок, схемы, чертежи, иллюстрации.

Формы и методы контроля: наблюдение, оценивание, анализ и самооценивание работ, фронтальный опрос, практическая работа, мини-выставка.

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, клей ПВА, карандаш, ножницы, циркуль, линейка, коробки, фигурные дыроколы, степлер.

6. Выполнение коллективной работы (9 часа: теория-2ч, практика – 7ч).

6.1 Моделирование композиции по заданной теме. (4,5 часа: теория-1ч, практика – 3,5ч).

Теория: выбор направления работы и алгоритма её выполнения. Викторина «В мире сказок». Беседа о сказочной силе.

Практика: изготовление отдельных элементов с соблюдением единого масштаба, замысла, цвета. Составление общей композиции, занятие коллективного творчества, «Машина на дороге», «Военная техника».

Формы, методы и приёмы обучения: занятие коллективного творчества, познавательная беседа, викторина, проект.

Дидактическое обеспечение: образцы деталей поделок.

Формы и методы контроля: мини-выставка, оценивание и самооценивание поделки.

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, ватман, клей-карандаш, карандаш, ножницы, линейка, циркуль, фигурные дыроколы, степлер.

6.2 Моделирование композиции по выбранной теме. (4,5 часа: теория-1ч, практика – 3,5ч).

Теория: показ презентации.

Практика: самостоятельная работа по собственному замыслу, мини-проект: «Сказочный мир», «Волшебные цветы».

Формы, методы и приёмы обучения: занятие коллективного творчества, познавательная беседа, проект.

Дидактическое обеспечение: презентация «В мире фантазии».

Формы и методы контроля: мини-выставка, оценивание и самооценивание поделки.

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, ватман, клей-карандаш, карандаш, ножницы, линейка, циркуль, фигурные дыроколы, степлер.

7. Экскурсии. (6часов: теория-0ч, практика – 6ч).

 Практика:

 Экскурсия в Кедровую рощу. Обобщение знаний о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса, рассмотрение многообразия, красоты леса и богатство природного материала, воспитывать любви и уважительного отношения к природе.

Экскурсия на праздник «Неделя народов Ямала», в музей «Под открытым небом-чум», на состязания по национальным видам спорта. Знакомство с бытом, традициями коренного населения, расширение знаний о любимом городе.

Экскурсии в парк имени Е.Ф. Козлова, на городскую набережную. Подвижные игры, соревнования.

Формы, методы и приёмы обучения: познавательная беседа, диалог, рефлексия, игра, соревнования.

Формы и методы контроля: образовательное путешествие, наблюдение, оценивание, опрос.

8. Итоговое занятие. Аттестация по завершении реализации программы (1,5 часа: теория-0ч, практика – 1,5ч).

Практика:

Занятие – праздник «Вот и стали мы на год взрослее»: литературный монтаж, игровая викторина. Выставка лучших работ, коллективное обсуждение, подведение итогов работы за год, поощрение победителей, летние задания.

Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, познавательная беседа, обсуждение, загадки, викторина.

Дидактическое обеспечение: плакаты с поздравлениями об окончании учебного года.

Формы и методы контроля: наблюдение, фронтальный опрос, защита творческих мини- проектов, итоговая выставка, оценивание и самооценивание работ.

4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:

  • единства обучения, развития и воспитания;
  • последовательности: от простого к сложному;
  • систематичности;
  • активности;
  • наглядности;
  • интеграции;
  • прочности;
  • связи теории с практикой.

 методы обучения:

- словесные: объяснение, рассказ, опрос, инструктаж, эвристическая беседа, беседа- диалог;

- наглядно – демонстрационные: показ, демонстрация образцов, иллюстраций, рисунков, презентаций, таблиц, схем, чертежей, моделей, предметов;

- практические: практическая работа, самостоятельная работа, творческая работа (эскизы, мини- проекты);

- метод игры: ролевые, развивающие, викторины, загадки, ребусы;

- метод диагностики: комплекс упражнений на развитие воображения, фантазии, задачи на плоскостное конструирование;

- методы стимулирования поведения и выполнения работы: похвала, поощрение;

- метод оценивания: анализ, самооценивание и  взаимооценивание под контролем педагога;  

- метод информационно - коммуникативный поддержки: работа со специальной литературой, интернет ресурсами;

- метод проектный.        

Учащиеся воплощают свой замысел в плоских и объемных моделях, занимаясь начальной проектной деятельностью, которая включает в себя начальные элементы до профессионального конструирования (обдумывание, осмысливание идеи, создание мысленного образа, выбор метода конструирования, определение последовательности изготовления деталей, подбор необходимых инструментов и т.д.)

        В программу включены разнообразные виды работ с использованием следующих материалов: пластилина, разных видов бумаги, природного материала, проволоки, ниток, фольги и бросового материала (упаковки полуфабрикатов).

         При изготовлении изделий используются:

- разные способы обработки бумаги (сминание, скручивание, обрывание, резание, сгибание и др.), которые обуславливают развитие мелких мышц кистей рук ребенка;

- технологические операции (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);

- складывание простейших поделок в технике оригами;

- выполнение аппликаций и мозаик с элементами художественного конструирования;

- моделирование и конструирование объёмных и плоскостных композиций, в том числе из природного материала, что способствует развитию у учащихся памяти, внимания, глазомера, художественнго восприятия окружающего мира, воспитанию любви к прекрасному, привитию устойчивого интереса к конструкторской и проектной деятельности.  

Формы организации образовательной деятельности: групповая, индивидуально- групповая.

Формы организации учебного занятия – беседа - диалог, занятие - фантазия, занятие-игра, занятие-мастерская, занятие коллективного творчества, защита творческих мини - проектов, конкурсы, праздник, практическое занятие, экскурсия, выставки (к знаменательным датам, итоговые выставки).

Педагогические технологии - технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология начальной проектной деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.

Дидактические материалы – раздаточные материалы, инспекционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий, шаблоны.

       Алгоритм учебного занятия

Блоки

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Подготовительный

1

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии. Установление правильности и осознанности предыдущего учебного материала.

Организация начала занятия, повторение усвоенного материала,

создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

Основной

2

Подготовительный

 (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Сообщение темы, цели учебного занятия и

мотивация учебной деятельности детей.

3

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную

деятельность детей.

4

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция.

Применение пробных практических заданий,

которые сочетаются с объяснением

соответствующих правил или обоснованием.

5

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения.

Применение творческих   заданий, которые выполняются самостоятельно

детьми по руководством педагога.

6

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Формирование целостного представления знаний, умений и навыков по теме.

Использование бесед- инструктожей, практических и самостоятельных  заданий.

8

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения умениями и навыками, самоконтроль и коррекция способов действий под контролем педагога.

Использование опроса, а также заданий различного уровня сложности.

Итоговый

9

Итоговый

Анализ и оценивание успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия.

10

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку.

Самооценивание детьми своей работоспособности,

психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы под руководством педагога.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

         5.1. Литература, используемая педагогом:

  1. Волшебные комочки: Пособие для занятий с детьми /Авт.- сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2006.- С 32.:ил. /(Мастерилка).
  2. Волшебные коврики: Пособие для занятий с детьми /Авт.- сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2006.- С 32.:ил. /(Мастерилка).
  3. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: Уроки труда 1-4 классы. Метод. Рекомендации для учителя. – М.:, 2003.-144с.:ил.
  4. Гульянц Э.К. «Учите детей мастерить». Москва, «Просвещение», 1984.
  5. Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах, 1988. – 160 с.: ил.
  6. Марамыгина Е.А. Методическая разработка по проведению воспитательного мероприятия «На страже Родины». – Надым: МОУ ДОД «Центр детского творчества», 2009. - С 38.
  7. Марамыгина Е.А. Сборник «Развитие творческого воображения учащихся на занятиях конструирования из бумаги». – Надым: МОУ ДОД «Центр детского творчества», 2009. - С 47.
  8. Марамыгина Е.А. Досуговая программа (в каникулярное время) «Мы, играя, воображаем, фантазируем, мечтаем». – Надым: МОУ ДОД «Центр детского творчества», 2009. - С 42.
  9. Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание. М: Знание,1985.
  10. Техническое творчество (пособие        под         ред. Столярова Ю.С.). М: Просвещение, 1989
  11. Технология. 2 класс: Поурочные планы по учебнику «Уроки творчества» Н.А. Цирулик, Т.Н. Просняковой /авт.-сост. М.В.Гурко.- Волгоград: Учитель, 2006. – 140 с.
  12. Интернет - ресурсы: http://podelkidlyadetei.ru; http://www.zavuch.info; http://festival.1september.ru; http://nsportal.ru;

5.2.Литература, рекомендуемая  для детей и родителей:

  1. Агапова И., Давыдова М. Аппликация. /М.: ООО «ИКТЦ «Лада», 2009.
  2. Бомон Э., Гилоре М. История транспорта. М.: «Махаон», 2007.
  3. Вешкина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. М.: Эксмо, 2009.
  4. Докучаев Н. Н. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. ЗАО «Валерии» СПб», 1997.
  5. Журналы: «Коллекция идей», «Я дизайнер».
  6. Кадрон К., Келли В. Наши руки не для скуки. Детские праздники. «Росмэн», 1998.
  7. Конноли Ш. Большая школьная энциклопедия. М.: «Махаон», 2003.
  8. Игрушки из бумаги и картона. СПб: Кристалл, «Валерии» СПб», 1997.
  9. Лучшие поделки для детей. Перевод Лебедевой Н. Ю. М: ЗАО «Росмэн», 2006.
  10. Острун Н., Киселев А. Самоделки: 40 уникальных идей. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2002.
  11. Ротемунд Х. Рамочки для фотографий. Своими руками. М: Мой мир, 2006.
  12. Румянцева Е. А. Забавные открытки. М: Айрис – пресс, 2006.
  13.  Соколова – Кубай Н. Н. Узоры из бумаги. Белорусская выцинанка.  «Культура и традиции», 2006.
  14. Форлин М. Открытки своими руками. Чудеса из бумаги, картона и бисера. АРТ-РОДНИК, 2007.
  15. Шмидт Н. Птицы из бумаги. Минск: ООО «Попурри», 2004.
  16. Шмидт Н. Реактивные самолеты из бумаги. Минск: ООО «Попурри», 2004.
  17. Интернет - ресурсы: http://stranakids.ru; http://igrushka.kz; http://stranamasterov.ru  https://www.google.ru/search  Поделки из  http://www.podelki-rukami-svoimi.ru Поделки своими руками.

6. ГЛОССАРИЙ

Аппликация - произошло от латинского слова прикладывать – это вид декоративно-прикладного                                              искусства, при котором на основе, принятой за фон, закрепляются детали изображения будущей композиции.

Брак - изделие или деталь, которые не могут быть использованы по назначению.

Графическое изображение - это представление предмета линиями и штрихами на рисунке.

Геометрия - наука о свойствах геометрических фигур.

Деталь - часть изделия, изготовленная из целого куска материала.

Длина - расстояние между двумя точками.

Изделие - любой предмет, изготовленный человеком.

Инструмент - предмет, которым обрабатывают материал

Изобретатель - человек, который придумывает новые изделия.

Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Картон - толстая, твердая бумага.

Качество изделия - соответствие его свойств задуманному образу.

Калька - прозрачная бумага или ткань для снятия копий с чертежей и рисунков.

Копирка - тонкая бумага, покрытая слоем специальной краски, легко отстающей при нажиме.

Конструкция - это устройство и взаимное расположение частей предмета.

Конструирование – создание нового изделия.

Конструирование художественное – особый вид художественного творчества в области техники, изготовление изделия не только технически совершенного, но и удобного, красивого по своим формам, отделке, цвету.

Контур – линия, которая передаёт очертания предмета.

Композиция – расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.

Клей - липкое, затвердевающее вещество для плотного соединения частей чего- либо.

Линейка - чертежный инструмент. Ее используют для измерения длины и построения.

Линия – черта, узкая полоса.

Лист – тонкий, плоский кусок какого - нибудь материала.

Материал - это предмет или вещество, из которого делают какое-нибудь изделие.

Моделирование – исследование объектов, процессов, явлений на моделях – устройствах, подобных прототипу, настоящему предмету.

Модель – воспроизводит строение и действие своего образца.

Ножницы - инструмент для резания тонких материалов

Стилизация - представление предметов в условной, упрощенной форме

Оригами – древнейшее искусство складывание из бумаги различных плоских и объёмных фигурок.

Образец – предмет, материал, взятый для показа или служащий примером при массовом изготовлении 

Открытка - прямоугольная карточка с художественным изображением отрезков.

Отрезок - часть прямой линий между двумя точками.

Окружность - контур круга

Паперкрафт - это изготовление, создание различных геометрических фигур, животных и невоодушевлённых предметов из картона, бумаги. 

Паперкрафт ещё называют бумажным моделированием.

Приспособление - предмет или устройство, которое помогает выполнить работу

Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые.

Развертка - плоская заготовка, из которой получается деталь изделия.

Размётка – нанесение на бумагу или картон контурных линий выкройки, детали, место прорези, сгиба, клея и т.п.

Радиус – отрезок прямой линии, соединяющий центр с любой точки окружности.

Рицовка – надрез по линии будущего сгиба примерно до середины толщины бумаги.

Силуэт – заполненное контурное изображение предмета или тёмное пятно, которое передаёт очертание предмета. Контур можно нарисовать, начертить, а если вырезать ножницами по контурной линии, то образует силуэт.

Симметричное вырезание – вырезание с использованием оси симметрии.

Симметричное вырезание основано на предварительном складывании бумаги для одновременной передачи при вырезании одинаковых частей.

Сувенир- подарок на память, художественное изделие как память о посещении какого-то места или страны

Стек - инструмент для работы с глиной или пластилином.

Трафарет – приспособление для размётки, которая проводится по внутреннему контуру.

Технический рисунок - изображение линиями и штрихами от руки.

Технология - план действий, необходимых для получения желаемого результата.

Технолог- человек, который разрабатывает процесс изготовления изделий.

Техника – совокупность устройств и приёмов, применяемых человеком в производственной и не производственной деятельности для облегчения и ускорения трудовых процессов.

Техника - умение пользоваться инструментами и выполнять приемы работы.

Техника – машины, станки, приборы, инструменты, и др.; здания и сооружения, дороги и каналы.

Технология – совокупность наиболее эффективных приёмов, методов, способов использования оборудования и других технических средств для обработки сырья, материалов и изделий, и получения полуфабрикатов и готовой продукции.

Угольник - чертежный инструмент в форме треугольника для вычерчивания углов, проведения перпендикулярных линий, разметки отрезков.

У́льтра (лат. ultra — сверх, чрезмерно)

Форма - внешнее очертание, вид предмета

Фольга - тонкий лист металла.

Фальц – сгиб, проглаживание.

Фальцевание – сгибание.

Фальцовка – инструмент удлиненной, плоской формы для проглаживания сгибов.

Циркуль – инструмент, который используется для вычерчивания окружностей. У него две ножки. Одна ножка установлена неподвижно, а на другой закреплён грифель или карандаш. У циркуля – измерителя на двух ножках закреплены иглы.

Чертеж - изображение изделия на плоскостях проекций с соблюдением правил и условных обозначений.

Шаблон – приспособление, имеющее форму необходимой для работы детали, используется для размётки по внешнему контуру, пластина с вырезом, очертания которой соответствуют контуру чертежа или изделия, служащая для вычерчивания деталей.

Шило - инструмент для прокалывания отверстий в виде заостренной спицы с рукояткой

Щелевой замок- способ соединения деталей продеванием частей изделия в прорезь.

Эскиз - чертеж, выполненный без точного масштаба и применения чертежных инструментов.

7. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

на 2022/2023 учебный год

к дополнительной общеразвивающей программе

 технической направленности «УльтраКонструирование» (базовый уровень)

Педагог – Марамыгина Е.А.

Год

обучения/

№ группы

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

Примечание

1 год

Группа 1а

10.09.2022

31.05.2023

5 зан.

7.5 ч.

10 зан.

15 ч.

9 зан.

13.5ч.

8 зан.

12 ч.

6 зан.

9ч..

8 зан.

12ч.

9 зан.

13.5ч.

9 зан.

13,5ч.

8 зан.

12.

36

72

108

2 раза в неделю по 1.5 часа

1 год

Группа 1б

10.09.2022

31.05.2023

5 зан.

7.5 ч.

10 зан.

15 ч.

9 зан.

13.5ч.

8 зан.

12 ч.

6 зан.

9ч..

8 зан.

12ч.

9 зан.

13.5ч.

9 зан.

13,5ч.

8 зан.

12.

36

72

108

2 раза в неделю по 1.5 часа

1 год

Группа 1в

10.09.2022

31.05.2023

5 зан.

7.5 ч.

10 зан.

15 ч.

9 зан.

13.5ч.

8 зан.

12 ч.

6 зан.

9ч..

8 зан.

12ч.

9 зан.

13.5ч.

9 зан.

13,5ч.

8 зан.

12.

36

72

108

2 раза в неделю по 1.5 часа

1 год

Группа 1г

10.09.2022

31.05.2023

5 зан.

7.5 ч.

10 зан.

15 ч.

9 зан.

13.5ч.

8 зан.

12 ч.

6 зан.

9ч..

8 зан.

12ч.

9 зан.

13.5ч.

9 зан.

13,5ч.

8 зан.

12.

36

72

108

2 раза в неделю по 1.5 часа

Продолжительность учебного года – с 10 сентября по 31 мая

Продолжительность учебных занятий - 2 раза в неделю по 1,5 часа = 3 часа

Начальный контроль – с 15 по 25 сентября

Промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря

Аттестация по завершении реализации программы – с 12 по 19 мая текущего учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДУЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Экология. Зеленый мир вокруг нас» (Базовый уровень)

Программа направлена на изучение растительного богатства родного края, его разнообразия и уникальности. Обучающиеся познакомятся с дикорастущими растениями Самарской области и культурными, культивируе...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки" (базовый уровень)

Программа "Умелые ручки "состоит из теоретической и практической части. В процессе занятий учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Программа разби...

Общеразвивающая программа воспитательной деятельности социально-гуманитарной направленности (базовый уровень)«Юные инспекторы движения»

Программа курса «Юные инспекторы движения» предназначена для обучающихся 5-х – 7-х классов. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образоват...

Общеразвивающая программа воспитательной деятельности художественно – эстетической направленности (базовый уровень) "Волшебная ниточка"

Данная рабочая программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям декоративно-прикладным искусством, реализовать и развить свои природные интересы. Ориентированность программы на попытк...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол»- базовый уровень.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая   программа «Волейбол»- базовый уровень....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «УльтраКонструирование и моделирование» (базовый уровень)

Конструирование и моделирование -  это первые шаги детей в самостоятельности по созданию макетов и моделей технических объектов, это познавательный процесс формирования у учащихся базовых ...