ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Бисероплетение»
рабочая программа (1 класс)
Бисероплетение - один из старинных и достаточно распространенный вид народного творчества. Бисерные работы - живое предание старины и играют большую роль в народном промысле. Украшения из бисера со вкусом и качественно выполненные не уступают дорогим ювелирным, высоко ценятся в России и за рубежом. Картины, выполненные в стиле бисера и пайеток отличаются необыкновенной красотой исполнения. Выполненный рисунок красиво переливается нежными оттенками, создаётся ощущение волшебства. Работа по созданию картины-аппликации достаточно кропотливая, дети привыкают к аккуратности и усидчивости. В работе задействована кисть и пальчики - происходит тренировка руки, что очень важно для улучшения почерка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.biser_.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики Администрации
Краснобаковского района
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» р.п. Красные Баки, Нижегородской области.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Бисероплетение»
Возрастной состав: 7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель программы:
Погодина Надежда Юрьевна
педагог дополнительного
образования высшей категории
р.п. Красные Баки
2021 год.
Содержание программы.
- Тезаурус
- Типология программы.
- Структура образовательной программы.
- Целевой раздел образовательной программы.
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты реализации образовательной программы.
- Система оценки качества реализации образовательной программы.
- Содержательный раздел образовательной программы
- Организационный раздел образовательной программы
- Характеристика форм обучения
- Методическое обеспечение программы
4. Список литературы
- Тезаурус
Дополнительное образование (ДО) – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 14).
Организация дополнительного образования (ОДО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273-ФЗ, гл. 3, ст. 23,п 3.1).
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание. Планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации. Который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9).
Образовательная программа (ОО ДО) – образовательная программа, разрабатываемая и утверждаемая организацией дополнительного образования (273-ФЗ, на основе гл. 2, ст. 12, п. 5).
Учебный план – документ, который определяет перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 22).
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 23).
Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 25).
Календарный учебный график – документ, регламентирующий общие требования к организации образовательного процесса в учебном году (продолжительность учебного года, каникулярного времени и летнего оздоровительного периода (при необходимости), режим работы, регламентирование образовательного процесса на неделю и пр.).
- Типология программы.
Программа «Мир пайеток» является:
по виду: дополнительной общеразвивающей программой;
по содержанию: художественной направленности.
- Структура программы.
3.1. Целевой раздел образовательной программы.
3.1.1. Пояснительная записка
Бисероплетение - один из старинных и достаточно распространенный вид народного творчества. Бисерные работы - живое предание старины и играют большую роль в народном промысле. Украшения из бисера со вкусом и качественно выполненные не уступают дорогим ювелирным, высоко ценятся в России и за рубежом. Картины, выполненные в стиле бисера и пайеток отличаются необыкновенной красотой исполнения. Выполненный рисунок красиво переливается нежными оттенками, создаётся ощущение волшебства. Работа по созданию картины-аппликации достаточно кропотливая, дети привыкают к аккуратности и усидчивости. В работе задействована кисть и пальчики - происходит тренировка руки, что очень важно для улучшения почерка. Законченные картины могут послужить достойным украшением любого интерьера, а так же это незабываемый подарок для родных и друзей выполненный своими руками. В этом помогает творческое объединение «Бисероплетение», которое является одним из вариантов дополнительного образования для младших учащихся и дает начальные дизайнерские знания, навыки работы с бисером и цветовым кругом, расширяет кругозор, способствует развитию математических способностей, трудовых навыков, окружающего мира, ОБЖ.
Творческое объединение работает по дополнительной общеразвивающей программе, которая предусматривает обучение по ступеням, с учетом индивидуальных способностей минимального и максимального возраста.
Программа предназначена для работы с детьми в системе дополнитель-ного образования и является рабочим документом для организации текущей и перспективной деятельности.
Дополнительная программа носит развивающий, образовательный и воспитательный процесс и способствует развитию художественного вкуса, воспитывает терпение у детей, усидчивость, приучает к аккуратности коллективизма и взаимопомощи. Занятие бисером – это хорошая тренировка для пальцев рук. Моторика пальцев рук развивает мозг, улучшает произношение, каллиграфию при письме, что особенно важно для ребят, так как в школе им приходится много писать, развивает внимание, терпение, стимулирует фантазию, помогает проявить творческие способности, а так же учит уверенно управлять своим телом. Занятия с проволокой, иголкой и нитками укрепляют мышцы рук, помогают сосредоточиться во время урока, что поможет им терпеливо выполнять домашние задания.
Занимаясь в творческом объединении, дети приобретают профессиональные навыки работы различных профессий в сфере художественных народных промыслов (вышивальщиц, реставраторов, декораторов, костюмеров и т.д.)
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия. Мелкие и крупные детали, композиции, блестящие и матовые поверхности, современный дизайнерский подход к изделию делает нашу идею актуальной.
Содержание программы построено с учетом межпредметных связей: историей, математики, рисование.
На занятиях используются новые воспитательные и образовательные технологии личностно-ориентированная технология и информационные (компьютерные) технологии.
Формы проведения занятий - теоретическая и практическая часть. По окончании темы проводится совместное обсуждение выполненных работ, анализируются ошибки.
В конце учебного года проводится заключительное занятие в форме тестирования и практического занятия. Целью этих занятий является проверка знаний и умений, полученных в учебном году.
Цель программы: развитие творческих способностей детей при обучении основам бисероплетения.
Задачи программы:
1. Образовательные:
- углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения,
- формирование знаний по основам композиции, цветоведения,
освоение техники бисероплетения.
2. Воспитательные:
- привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества,
- воспитание эстетического отношения, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, взаимопомощи при выполнении работы.
3. Развивающие:
- развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей,
- развитие интереса к декоративно-прикладному творчеству.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих.
Данная программа отличается тем, что в нее включены новые техники и методы приемов работы с бисером. Учащийся, освоивший программу, может изготавливать композиции, цветы, украшения, картины, панно.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).
Программа рассчитана на один год обучения для детей с 7 лет. Занятия проводятся по учебному плану 1 раз в неделю 2 часа, 72 часа в год.
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические часть — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, особое внимание уделяется физкультминуткам (гимнастика для глаз, рук, тела) отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Учащиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с бисером .
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, украшений, композиций, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных.
Для изготовления изделий требуются инструменты и материалы: бисер, стеклярус, рубка, нитки, леска, тарелочки под бисер, ножницы, проволока, кусачки, карандаш, фломастеры.
На занятиях используются наглядные пособия, схемы, имеются специальные подборки методического и иллюстративного материала.
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.
Характер реагирования обучающихся на успехи и поражения в многочисленных конкурсах и выставках является надежным показателем достигнутого уровня воспитанности личности.
3.1.2. Планируемые результаты.
В результате 1-го года обучения учащиеся должны знать:
- историю бисероплетения, традиции разных народов России и народов мира;
- инструменты и материалы, правила техники безопасности;
- основные приемы плетения;
- цветоведение;
уметь:
- зарисовывать простейшие схемы;
- работать с инструментами;
- изготавливать простые украшения, плоские игрушки;
- создавать композицию на картине или панно.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В конце обучения дополнительной общеразвивающей программы "Бисероплетение" обучающиеся должны знать:
- правила техники безопасности,
- основы композиции и цветоведения,
- основные приёмы плетения,
- последовательность изготовления изделий, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов, книг, составлять рабочие рисунки самостоятельно.
Уметь:
- изготавливать украшения, цветы, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия согласно правилам;
- оценивать процессы и результат своего труда;
- выйти на относительно высокий уровень в этом виде творчества.
3.1.3. Система оценки качества реализации образовательной программы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы «Бисероплетение», предполагает комплексный подход к оценке результатов, позволяющий вести оценку достижения учащимися всех трех групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
- Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения учащимися планируемых результатов в их личностном развитии. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность УУД, включаемых в следующие три основных блока:
- самоопределение - сформированность внутренней позиции учащегося – развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения;
- смыслообразование – понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремление к преодолению этого разрыва;
- морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.
- Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у учащихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких учебных действий, которые направлены на анализ своей познавательной активности и управление ею.
- Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
К концу года у детей должна наблюдаться положительная динамика познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное восприятие мира, умение работать в группах, изучение техники работы с бисером.
Способы проверки результативности
Программа предусматривает различные формы подведения итогов:
- Постоянно действующая выставка
- Творческие конкурсы
- Отчетная выставка
Усвоение учащимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих форм контролей:
- предварительного: проводится анкетирование учащихся в начале обучения по программе.
- текущего: в конце каждой темы планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме. Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.
- итогового: представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями и т. п.
Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:
- уровень воспитанности учащихся;
- микроклимат в детском объединении;
- взаимодействие с родителями.
Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность учащихся будут качественные личностные изменения. Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями. А также самооценка себя ребенком, тесты.
Динамику развития творческих способностей можно также проследить через педагогическую диагностику изучающую уровень воспитанности учащихся. В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:
- Мотивацию к образовательной деятельности
- Отношения в коллективе
- Уровень творческой активности
- Организаторские способности учащихся
- Сформированность культурно-гигиенических навыков и др.
В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до композиций, коллективных работ.
3.2. Содержательный раздел образовательной программы.
Учебный план
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. |
2
| 2 | - |
2.
| Плетение на проволоке. Плоские фигурки. | 32 | 9 | 23 |
3. | Цветовидение и композиция хроматический и ахроматический цвета. | 2 | 1 | 1 |
4. | Цветы из бисера и пайеток | 14 | 5 | 9 |
5. | Основные приемы бисероплетения | 20 | 6 | 14 |
6. | Промежуточная аттестация. Тестирование | 2 | - | 2 |
ВСЕГО: | 72 | 23 | 48 |
Содержание программы.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с группой, с режимом работы кружка, с инструментами, материалами, фурнитурой для бисероплетения, с организацией рабочего места. Знакомство с историей бисероплетения.
Практическая работа: учатся правильно пользоваться инструментами и
материалами.
Тема 2. Плетение на проволоке. Плоские фигурки.
Теория: Основные приемы бисеропетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе параллельное плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Зарисовка схем.
Практическая работа: выполнение фигурок животных, насекомых и др.: Змейка; Стрекоза; Мышка; Рыбы; Морской конек; Кораллы морские; Дед Мороз; Снегурочка; Елочка пирамидка; Оформление панно «Морское»; Панно «С Новым годом». Выполнение отдельных элементов на основе изученных приемов. Плетение проволокой в технике параллельного низания.
Тема 3. Цветовидение и композиция хроматический и ахроматический цвета.
Теория: Знакомство детей с сочетанием цветов, что такое цветовой тон, насыщенность, сочетаемость цветов, контрастность цветов. Практическая работа: дети различают сочетание цветов хроматические ( цветные, имеющие цветовой оттенок), и ахроматические (бесцветные) цвета. Учащиеся подбирают цветовую гамму для изделия, калибруют бисер.
Тема 4. Цветы из бисера и пайеток.
Теория: основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов, техника параллельного, игольчатого и петельного плетения. Техника выполнения серединки, лепестков, тычинок, листьев. Зарисовка схем.
Практическая работа: выполнение отдельных элементов цветов:
Колокольчики; Лилия; Васильки. Сборка цветов. Подготовка основы: обтягивание картона тканью, бархатной бумагой. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно «Лето».
Тема 5. Основные приемы бисероплетения.
Теория: Эскизы. Рабочие рисунки. Знакомство детей с основными приемами плетения. Низание из бисера в одну нить: фенечка змейка, цветочная. Низание из бисера одной и двумя иглами: фенечка в крестик. Условные обозначения. Зарисовка простейших схем.
Практическая работа: выполнение основных приемов плетения. Изготовление фенечек: Змейка; В крестик; Цветочная.
Тема 6. Итоговая аттестация. Тестирование.
Тестирование по пройденному теоретическому материалу. Изготовление того или иного элемента пройденным методом плетения.
3.3. Организационный раздел образовательной программы.
3.3.1. Характеристика форм обучения
В рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы «Бисероплетение» используются индивидуальные и групповые формы обучения.
3.3.2.Методическое обеспечение программы.
№ | Тема занятия | Форма занятия | Приемы и методы занятия | Дидактические материалы. Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Беседа Игра | Репродуктивный. | Инструменты, образцы поделок, стенды, презентации компьютер | Собеседование |
2 | Плетение на проволоке. Плоские фигурки | Беседа Творческое занятие | Репродуктивный. Объяснительно- иллюстративный | Образцы, схемы, раздаточный материал, компьютерная презентация, компьютер, мультимедиа | Зачет |
3 | Цветоведение и композиция хроматический и ахроматический цвета | Беседа Игра | Репродуктивный. Объяснительно- иллюстративный | Образцы, сочетание цветов, цветовой круг Видеоматериал, компьютер, мультимедиа | Совместное обсуждение |
4 | Цветы из бисера и пайеток | Беседа Творческое занятие | Репродуктивный Объяснительно- Иллюстративный | Образцы, схемы, раздаточный материал, компьютерная презентация, компьютер, мультимедиа | Зачет |
5 | Основные приемы бисероплетения | Беседа Творческое занятие | Репродуктивный. Объяснительно- Иллюстративный | Образцы, схемы, раздаточный материал, компьютерная презентация, компьютер, мультимедиа | Зачет |
6 | Итоговая аттестация. Тестирование | Теоретическое и практическое занятие | Поисковый, эвристический | Стенды раздаточный материал Компьютер | Тест, творческое задание |
Список литературы
1. ФЗ «Об образовании» №293
2. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
образования детей (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ, от 26.06.12 №504)
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года.
4. Концепция развития системы дополнительного образования в Краснобаковском районе на 2006-2010 годы.
5.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2. 4.4.1251-03(зарегистрировано в Минюсте 27.05 03г. №4594).
6.Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей( утверждены научно-методическим советом по дополнительному образованию детей министерства образования Российской Федерации 03.06 2003 г.)
7.О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей ( Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006г. №06-1844.)
8.Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» р.п. Красные Баки, Нижегородской области (Постановление Администрации Краснобаковского района Нижегородской области от 08.08.2011г №631).
для педагога:
1. Лазарева А.Г. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М.: «Народное образование» 2002.
для детей:
- Алексеева Н.В. Плетение из пайеток. Н.Н.:-1998
- Артамонова Е.В. Бисер. Практическое руководство -М.: Изд-во Эксмо, 2006.
- Беккер Т. Волшебные фигурки из пайеток. Издательство «Клуб семейного досуга» 2012.
- Бульба Н. Георгиев А. Фигурки, цветы и миниатюры из пайеток. ООО Книжный клуб «Клуб семейного досуга» 2010.
- Валюх Г.М. Федотова М.В. Цветы из пайеток. Издательство «Культура и традиции». Москва 2005.
- Гриченко А.С. Вышивка пайетками. –М.: Изд-во Эксмо, 2006.
- Изабель Кассап-Селье Объемные фигурки из пайеток. Издательство «Контэнт» 2008.
- Полянская А.И. Изделия из пайеток. Харьков «Фолио» 2009.
- Ращупкина С.Ю. Бисер. Энциклопедия вышивки. – М.:ОЛМА2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"
Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Говоруша"
Программа кружка "Говоруша" по развитию речи для 1 классов....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки".
Программа кружка "Умелые руки" создана на основе программы "Кружки начального технического моделирования" А.П.Журавлевой, М.: Просвещение, 1988 г....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная информатика".
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб
Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...