ПРОГРАММА «Развитие проектной деятельности в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО в МБОУ «СШ «13» г.Нижневартовска
проект
Создание условий для успешного освоения учениками основ проектной (исследовательской) деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«Развитие проектной деятельности
в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО
в МБОУ «СШ «13» г.Нижневартовска
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Развитие проектной деятельности в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО-21 |
Вид инновационной деятельности | Индивидуальная инновационная деятельность |
Исполнитель программы | МБОУ «СШ №13» г.Нижневартовска |
Адрес и контакты | Нижневартовск, ул.Дзержинского 17В. |
Руководитель программы | Шнеерова Т.Н. – заместитель директора по УР Поддубная А.С.– учитель начальных классов Полохова И.Г. – учитель начальных классов |
Цель программы | Создание условий для успешного освоения учениками основ проектной (исследовательской) деятельности. |
Сроки реализации программы | I этап – 2022-2023 уч. год II этап – 2023-2024 уч. год |
Ожидаемые конечные результаты | Участники проекта получат возможность для развития универсальных учебных навыков; научатся работать с информацией, исследовать ее, обрабатывать и представлять обучающимся школы, родителям. Наглядным результатом станет открытая научно-практическая конференция. Победители будут награждаться грамотами и призами. |
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить обучащегося знаниями — на другую — сформировать у него универсальные учебные действия умения, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться на внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Данная Программа – программа интеллектуальной направленности.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальный в настоящее время системно - деятельностный подход.
Назначение программы: обеспечить благоприятные условия для разработки и реализации системы мероприятий, дающих возможность каждому участнику написать проектную (исследовательскую) работу.
Участники:
- обучающиеся МБОУ «СШ №13»;
- педагоги МБОУ «СШ №13»;
- родители (законные представители).
Направления инновационной деятельности:
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности участников проекта:
- игровые технологии;
- проблемные.
2. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации деятельности:
- технология уровневой дифференциации;
- групповые технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
3. Технологии развивающего обучения:
- системно-деятельностный подход.
4. Технологии, направленные на социализацию участников проекта:
- метод проектов;
- технология исследовательской деятельности.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Понятийный аппарат
- Проектный метод предполагает процесс разработки и создания проекта.
Проектный метод – процесс создания какого-либо заранее запланированного объекта; решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
- Исследовательский метод – процесс поиска неизвестного, новых знаний;
бескорыстный поиск истины.
- Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть
непредсказуем. Организуя учебно-исследовательскую деятельность, необходимо следовать методологии.
- Проект учащегося – это дидактическое средство активизации
познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
- Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется
не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).
Основные принципы реализации программы:
- Научность, доступность, добровольность, субъектность, системно-
деятельностный подход, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
- Принципы организации внеурочной деятельности: системно-
деятельностный подход; учет возрастных и индивидуальных особенностей; связь теории с практикой.
Основная идея инновационной деятельности:
Подготовка обучающихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
Основные направления инновационной деятельности:
- Изучение, обобщение и распространение опыта, накопленного при проведении проектной (исследовательской) деятельности обучающихся;
- Информационно-просветительская и научно-просветительская деятельность;
- Создание условий для формирования у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, осознания приоритетов общечеловеческих ценностей.
Программа будет реализована через систему уроков и во внеурочной деятельности.
Для реализации программы предлагаем следующие методы:
Наглядный, словесный, практический, коммуникативный, проблемный, поисковый, игровой, проектный, исследовательский.
Формы работы с детьми: беседы, игры, просмотр слайд-фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписей, информационных технологий, экскурсии, целевые прогулки (по селу), тематические вечера, организация выставок, представление работы одноклассникам.
Направления работы:
- Научно-образовательное (занятия, беседы, работа с информацией).
- Воспитательно-оздоровительное ( игры, прогулки, экскурсии).
- Культурно-познавательное (встречи, экскурсии, просмотры фильмов).
- Учебно-исследовательская ( мини-исследования, уроки, занятия-
исследования, групповая работа, ролевые игры, самостоятельная работа, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент).
Формы работы с родителями:
- индивидуальные консультации;
- родительские собрания;
- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, тематические семинары с помощью компьютерных технологий, помощь детям в поиске информации);
- экскурсии.
Этапы реализации программы:
2022-2023 уч. год - организационно-практический
2023-2024 уч. год – обобщающе-внедренческий.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Всеобщая декларация прав человека.
- Международная конвенция «О правах ребенка».
- Федеральный государственный образовательный стандарт.
План реализации
- Организационно-практический
№ п/п | Содержание работы | Формы предъявления | Ответственные |
1. | Знакомство класса с темой. Выбор подтем (областей знания). | Желание детей реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. | Классные руководители |
2. | Формирование банка данных подтем. | Создание банка данных подтем. | Классные руководители |
3. | Сбор информации (работа с источниками информации – энциклопедии, видеокассеты, материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии) | Представление информации одноклассникам | Классные руководители |
4. | Выбор темы | Составление плана реализации проектов по группам | Классные руководители |
5. | Определение целей и задач проектов | Представление одноклассникам | Классные руководители |
6. | Формирование банка данных гипотез | Создание банка данных гипотез | Классные руководители |
7. | Сбор информации по выбранным темам (работа с источниками информации – энциклопедии, видеокассеты, материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии) | Представление информации в письменном и электронном виде | Классные руководители |
8. | Информационно-просветительская деятельность | Выступления с информацией по темам в параллели 3-х классов | Классные руководители |
- Обобщающе-внедренческий
№ п/п | Содержание работы | Формы предъявления | Ответственные |
1. | Обработка и интерпретация информации по темам | Оформление проектов, создание слайдов | Классные руководители |
2. | Презентация проектов | Презентация | Классные руководители |
3. | Участие в конкурсе «Я – исследователь!» | Презентация проекта | Классные руководители |
4. | Публикации проектных работ на сайте работников образования в проекте для одаренных детей «Алые паруса» | Публикации, получение сертификатов | Классные руководители |
4. | Подготовка методических рекомендаций для учителей | Выступление на МО | Классные руководители |
5. | Подведение итогов работы индивидуальной инновационной площадки по теме “Развитие проектной деятельности в начальных классах” | Отчет на Методическом совете школы | Классные руководители |
Прогнозируемые результаты реализации программы
В ходе освоения программы “Развитие проектной деятельности в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО” ученик должен обладать коммуникативной и речевой компетенциями:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
- решать творческие задания и проектные задачи.
Ожидаемые результаты
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
• действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
• зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
• обозначится граница исследования;
• разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
• деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
• поведется последовательно исследование;
• зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
• проанализируются и обобщатся полученные материалы;
• подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
• организуются публичные выступления и защита с доказательством своей
идеи;
• организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
• продемонстрируются результаты на мини-конференциях, семинарах не менее 50%;
• включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов среди учащихся 3,4 классов не менее 10%;
• создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
• сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
• активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Контроль результатов проводится с помощью следующих приемов и методов: анкетирование, тестирование, анализ мероприятий, собеседования с родителями, контроль количества обучающихся, принимавших участие во внеурочной деятельности в рамках данной программы, анализ выполненных работ (проектов, исследований).
Критерии и показатели оценки полученных результатов
Образовательный критерий:
- степень ориентации содержания образования на результаты проектов, исследований;
- вовлеченность в исследовательскую и творческую деятельность обучающихся класса.
Социологический критерий:
- социальный заказ обучающихся и их родителей.
Критерий развития проектно-исследовательского мышления:
- уровень сформированности действий, направленных на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
- устойчивость интереса к приобретаемым знаниям, полученным обучающимися в совместной творческой, исследовательской и практической работе;
- адекватность самооценки;
- степень самореализации (реализация индивидуальных возможностей).
Критерий психологического комфорта:
- изменение эмоциональных проявлений, работоспособности, уверенности в своем будущем.
Критерий хода инновационных процессов:
- обобщение опыта работы педагога по теме “Развитие проектной деятельности в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО”;
- наличие научно-методической базы обеспечения инновационного процесса (научно-методические материалы, нормативные документы);
- уровень реального хода инновационного процесса (по экспертным оценкам).
Критерии эффективности реализации программы
1.Критерий результативности, то есть соответствия образовательным стандартам и требованиям к изучению предметов (показатели: стабилизация или рост достижений школьника; методики – экспертная оценка и объективные данные итоговых контрольных работ).
2.Критерий развития исследовательских знаний и умений, навыков практической работы (показатели: гибкость и логичность мышления, критичность, цельность восприятия; методики – диагностика с помощью тестов).
3.Критерий развития творческих способностей обучающихся (показатели: творческое мышление, навыки представления информации, проектных (исследовательских) работ; методики – экспертная оценка представленных работ, участие в конкурсах и их результаты).
4.Критерий безопасной и здоровьесберегающей среды (показатели: поддержание здоровья школьников; методики – мониторинг результатов диспансеризации).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/04/picture-105867.jpg)
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС В МБОУ СОШ №151
Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения, одной из отличительных черт ко...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-389027-1402944720.jpg)
Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях реализации ФГОС
Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях реализации ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/16/picture-647962-1447692391.jpg)
Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"
В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/13/picture-939050-1502642084.jpg)
Доклад "Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях реализации ФГОС"
Проект и проектная деятельность-это уникальный метод обучения, приемлемый для любого учебного предмета....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/15/picture-719165-1450198388.jpg)
Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС
Содержание общего образования характеризуется современными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...
«Методика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»
Методика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/22/picture-438705-1406058065.jpg)
Выступление на МО МБОУ "Средняя школа №34" 2023 год Тема: Контрольно-оценочная деятельность педагогов в условиях реализации ФГОС.
Важным условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Э...