Выступление на МО МБОУ "Средняя школа №34" 2023 год Тема: Контрольно-оценочная деятельность педагогов в условиях реализации ФГОС.
статья

Пермякова Светлана Фёдоровна

Важным условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся. Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_vystuplenie.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-оценочная деятельность педагогов в условиях реализации ФГОС

        

        Важным условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся. Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.

    Контроль — наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в себя все другие понятия как составные структурные компоненты. Начальным моментом контроля являются наблюдение и проверка. В процессе наблюдения и проверки выявляется (выявление) и измеряется (измерение) тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате наблюдения и проверки накапливается первичная информация, она учитывается (учет). В последующем эта информация подвергается анализу-синтезу, сравнению. При этом выявляется ее смысл и значение, проводится оценивание (процесс оценки) этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценки получают внешнее или внутреннее выражение, словесный комментарий. В дальнейшем, исходя из смысла, значения и значимости, эта информация становится своеобразным сигналом для продолжения педагогического процесса в том же направлении или для внесения в него коррекций. Все зависит от того, соответствуют ли результаты оценки ранее намеченным учебно-воспитательным задачам или отличаются от них.

Традиционные средства оценивания имеют одну общую черту – это всегда внешнее оценивание, т.е. оценивание учителем, квалифицированным экспертом. Самооценка ученика тоже применяется, но она «не легитимна», никак не используется при оформлении официальных результатов. И, пожалуй, главный недостаток традиционного оценивания – оно полностью сосредоточено на измерении уровня сформированности знаний, умений, навыков и лишь в некоторой степени – творческих способностей обучающихся. К тому же сложившаяся  пятибалльная система отметок реально ограничивается четырехбалльной.

          В связи с идеями модернизации образования, именно контроль и оценивание должны измениться радикально. Это касается всех значимых сторон оценивания, таких как:

  • что оценивать? (предметы и объекты оценивания, содержание, на которое направлены контрольно-оценочные действия педагога и обучающихся);
  • кто оценивает? (субъекты оценивания);
  • как оценивать в условиях модернизированного образования? (средства, способы, приёмы организации оценочных действий);
  • как фиксировать результаты оценки учебной успешности и допущенных пробелов? (документация школьная; классная; личная учительская и личная ученическая);
  • на каких принципиальных установках строить оценивание?;
  • носят ли эти установки общий, универсальный характер или являются локальными?;
  • какими должны быть управленческие решения, направленные на модернизацию оценки и контроля (методически-просветительные, нормативно-правовые, иные)?

        Деятельность педагога в соответствии с требованиями ФГОС должна быть направлена на формирование у обучающихся умений учиться, в том числе:

  • учить себя при самоконтроле, отслеживать выполнение своих действий, своевременно обнаруживать ошибки и вносить необходимые коррективы;
  • определять границу своих знаний и незнаний;
  • делать содержательный запрос, чтобы проверить себя, к различным источникам: к учебнику; к разным видам словарей; к памяткам, составленным самими же детьми; к товарищам; к учителю; к родителям.

         На разных этапах образования последовательно должны решаться задачи контрольно-оценочной деятельности обучающихся и учителя. Младший школьный возраст характеризуется вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебных действий. Контрольно-оценочные действия осуществляются пока в простых формах: в виде итогового контроля по результату сделанной работы. Но в процессе работы уже начинается становление действия контроля по способу решения, что является основой формирования внимания, корректирования работы в ходе ее выполнения. Постепенный переход от итогового самоконтроля («что сделано») — к пооперационному («Как я выполнял эту работу», «Как выполнялась каждая операция»). В среднем школьном возрасте происходит становление прогнозирующих, планирующих форм контрольно-оценочных действий. Это дает возможность корректировать учебную работу до начала ее выполнения. В старшем школьном возрасте особую роль приобретает овладение контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе — приемов самообразования.

          Переход на новые принципы и системы оценивания – это процесс, требующий комплексного обеспечения, затрагивающий разные стороны образовательного процесса и вовлекающий в себя всех членов педагогического коллектива. Оценка – это показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна. Оценка формирует у обучающихся положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, воспитывает прилежание и трудолюбие только тогда, когда:

  • ученик уверен в ее объективности;
  • воспринимает ее как полезную для себя;
  • знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких результатов;
  • уверен, что ему окажут в этом достижении помощь.

        Необходима новая система оценивания, которая:

  • не имеет травмирующего характера;
  • позволяет сохранить интерес к обучению;
  • снижает психологический дискомфорт, тревожность;
  • создает возможность для формирования у школьников оценочной самостоятельности;
  • является информативной: позволяет судить о действительном уровне знаний и определять вектор дальнейших усилий.

        В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения. Общество повышает требования к формированию активной и созидающей личности, т.к. только такая личность может самостоятельно:

  • регулировать собственное поведение и деятельность,
  • определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.

        Формирование учебной деятельности как процесса ведет к созданию такой личности, т.к. ведущими компонентами этого процесса являются:

  • мотивы учебной деятельности,
  • целеполагание,
  • учебные действия контроля и оценки.

Разберемся в вопросе – что оценивать, т.е. что является объектом контроля?

Примеры  планируемых результатов (объекты контроля)

1.Проверка знаний

1.1. Знание фактов, их причин, различий.

1.2.знание научных и иных проблем по изучаемой теме; наличие представлений о возможных путях их решения.

1.3. Знание фундаментальных понятий по теме; их определений (дефиниций); представление об объеме и содержании понятий; знание практических применений понятий.

1.4. Знание основных правил, закономерностей и законов, их формулировок, условий и границ появления, специфики применения.

1.5.Знание теорий, опытных фактов, послуживших основой их разработки; основных положений, уравнений, выводов, практических приложений, прогностических возможностей.

Проверка знаний может осуществляться разными способами: устный опрос с комментированием ответа одноклассниками, тесты разного уровня, общественный смотр знаний, выполнение мини-проектов. Главным объектом оценки являются непосредственно знания.

2. Проверка умений

2.1 Владение фактами:

  • установление причин фактов;
  • установлений связей между фактами;
  • отличение фундаментальных объектов и фактов от второстепенных.

2.2. Владение проблематикой:

  • формулирование и переформулирование проблем по теме;
  • умение отыскивать возможные пути решения проблемы.

2.3. Владение понятиями:

  • узнавание понятий, конструирование их определений;
  • раскрытие объема понятий: характеристика количественного состава объектов, их классификация;
  • раскрытие содержания понятия: характеристика существенных признаков объекта;
  • установление взаимосвязей между понятиями, выделение среди них фундаментальных;
  • практическое применение понятий.

2.4. Владение правилами, закономерностями и законами:

  • узнавание правила, закономерности и закона;
  • формулирование правила, закономерности и закона;
  • раскрытие содержания правила, закономерности и закона

 ( характеристика сущности, условий и границ проявления, применения);

  • характеристика действий, связанных с применением правила, закономерности, закона.

2.5. Владение теориями:

  • узнавание теории;
  • отыскание опытных фактов, необходимых для разработки теории;
  • раскрытие содержания теории ( характеристика основных положений, уравнений, доказательств, выводов);
  • осуществление на основе теории практических действий.

3. Проверка навыков

3.1. Построение и осуществление алгоритма операций выполнения конкретных действий в структуре умения.

3.2. Моделирование практического выполнения действий, составляющих данное умение.

3.3. Выполнения комплекса действий, составляющих определенное умение.

3.4. Самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.

3.5. Время выполнения умения (измерение скорости чтения, устного счета и т. п.)

4. Проверка усвоенных способов деятельности

4.1. Узнавание методов и процедур, относящихся к изученному материалу.

4.2. Раскрытие содержания методов и процедур: характеристика действий и операций, составляющих их сущность.

4.3. Владение методами и процедурами, связанными с получением знаний и их обработкой.

4.4. Применение методов и процедур в различных последовательности составляющих их действий, а также в новых условиях.

4.5. Характеристика условий и границ применения метода или процедуры.

           5. Проверка уровня развития способностей

5.1. Выполнение тестов достижений, тестов интеллекта, тестов креативности и др.

5.2. Создание образовательной продукции, соответствующей изучаемой теме с заданными параметрами.

5.3. Выполнение видов деятельности, соответствующих целевым предметным установкам изучаемой теме.

5.4. Выполнение видов деятельности, соответствующих целевым  предметным образовательным установкам.

5.5. Выполнение методологических, организационных, самоорганизационных видов образовательной деятельности.[25, с.15]

        Во всех случаях, кроме первого, объектами контроля являются уже умения работать со знаниями, т .е. демонстрация уровня сформированности УУД.

Формы контроля качества обучения

Традиционные

Нетрадиционные

-диктант,

-краткая самостоятельная работа,

-письменная контрольная работа,

 -контрольная лабораторная работа,

-устный зачет по изученной теме,

-классический устный опрос у доски,

-фронтальный устный опрос

-отчет о работе за четверть,

- олимпийские игры,

-научный контроль или научная конференция,

-ситуативный диалог,

-тематический экзамен,

-личностно ориентированная контрольная работа,

-викторина-зачет,

-«шайба» - зачет-игра по теме,

Объект оценки предметных результатов

Оценивается: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на  изучаемом учебном материале, с использованием  способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Оценка предметных результатов с учетом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение 5 уровней достижений как

точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися.

Реальные достижения  учащихся могут  соответствовать  базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

№ п/п

Уровень достижения

планируемых  результатов

Характеристика уровней

Оценка достижения уровня

1

Базовый

уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования,  но  не  по  профильному  направлению.  

«удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

2

Превышающий

базовый:

- повышенный  уровень  

-высокий уровень  

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Выделены следующие два уровня

оценка «хорошо» (отметка «4»),

оценка

«отлично» (отметка «5»).

3

Ниже базового:

- пониженный уровень

-низкий уровень достижений

Свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которыми овладевает большинство обучающихся.

Свидетельствует о наличии только отдельных отрывочных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно.

(отметка «2»)

оценка «плохо» (отметка «1»)

Учащиеся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуют специальной помощи не только по учебному предмету,  но и по формированию мотивации к обучению.

Важным является привлечение обучающихся к оцениванию процесса и результатов  учебной деятельности к само и взаимооценке.

Виды само и взаимоконтроля и их содержание

Вид контроля

Цель

Содержание, приемы осуществления

Предварительный

Проверка уровня готовности к выполнению заданий, к решению задач

Учащиеся проигрывают различные способы действий и сопоставляют их с ожидаемым результатом. Прежде чем проиграть самим, проигрывают с учителем, с его вопросами, обсуждают в группе.

Приемы организации:

1. Ориентировка  (до начала работы)

Сможете ли выполнить задание (упражнение, задачу)?

Трудно ли оно для вас?

В чем именно заключается трудность?

Что будете учитывать? С чего начнете?

Из каких этапов будет состоять работа?

Как будете выполнять задание? В какой последовательности?

Что может получиться?

Какие ошибки, трудности могут встретиться?

Составьте алгоритм (последовательность действий) работы.

2.  Определение плана и хода выполнения задания по памятке, алгоритму.

Процессуальный

Сверка результата с эталоном

1. Проговаривание или комментирование (свернутое или развернутое)

2. Сопровождение скобками

Ученик ставит скобки в том случае, когда необходимо сделать обобщение чего-либо.

3. Один выполняет, другой объясняет (комментирует его действия)

4. Ставить вопросы (вести запись, делать пометки) по тексту по ходу чтения

5.Вписывание букв, значков; надписывание чего-либо по ходу и объяснение (сначала вслух, а потом про себя); прописывание орфограмм по ходу и их фиксирование (орфографический разбор); подчеркивание; обозначение условными значками.

6. Работа с текстом с использованием пометок

7. Составление модели, плана — рисунка, схемы, таблицы.

8.  Пометки на полях

(-) – не знаю

(?) – не понимаю

(!) – новое, знаю

(Г) – главная мысль и т.д.

9. Прием разноцветных поправок

Учащиеся по «цепочке» (в паре, тройке, четверке) передают запись для проверки. Каждый, кто проверяет, делает поправки разной пастой. Затем учащиеся обсуждают разногласия.

10. Фиксирование работы в технологической карте (инструкции)

«Поставлю значок (+), т.к. эту операцию я сделал».

11.  Консилиум (групповая форма работы)

12. Прием провокации

Итоговый

Фиксация  результатов

Приемы:

1. Анализ (после работы).

2. Экспертиза.

3.Проверка: сличение с образцом.

4.  «Исправь ошибки»

5. Вопросы в начале урока учеики учатся ставить задачи:

- Хочу узнать (научиться)?

- Что должен узнать, научиться делать?

В конце урока фиксация значком (+) тех умений и навыков, которые планировал освоить.

6. Вопросы «после работы»:

Какие цели, задачи были реально достигнуты?

Трудным ли было это задание? В чем его трудность?

Успешно ли вы с ним справились?

Трудно ли было проверить себя?

Каким способом работали? Какие способы можно применять еще?

Какой способ работы был самым успешным? Почему?

Как ты сможешь проверить себя сейчас? На что будешь опираться?

Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения?

В каких ситуациях это может тебе пригодиться?

Над чем стоит еще поработать? Какие проблемы еще нужно решить?

Какую задачу можно поставить для себя (для класса)? Почему?

Как вы оценили свою работу?

Как справился с этим заданием твой одноклассник? Какие трудности он испытывал? Что бы ты ему посоветовал?

            ФГОС  предъявляет требования к формированию и оценке уровня сформированности метапредметных результатов - сформированности универсальных учебных действий. Для отслеживания уровня  и дальнейшей динамики развития УУД предполагаются комплексные проверочные работы.

             Как составить такую работу? Предлагаем  рекомендации для составления.

1. Основное назначение разрабатываемых материалов должно соответствовать концепции метапредметности образовательных результатов и охватывать по содержанию основные предметные области, в рамках которых формируются метапредметные действия.

2. Структура умений, для оценки которых разрабатываются измерительные материалы, должны интегрировать основные читательские умения, необходимые для осознанного чтения, а также учитывать задачи текущего обучения, т.е. одним из направлений измерений должна быть оценка способности использовать информацию, полученную при прочтении учебного текста, для решения учебных и познавательных задач.

3. Структура работы, число заданий, а также количество баллов по каждой предметной области или группе умений, по которым проводится оценка, должны позволять выстраивать надежную шкалу как в целом по объединенному конструктору, так и по отдельным показателям.

4.Важнейшим этапом разработки измерительных материалов является выбор текста. Тексты – источники информации – должны:

  • иметь воспитательную/образовательную ценность;
  • учитывать интересы, жизненный опыт и познавательные возможности школьников;
  • стимулировать размышления;
  • включать разнообразные ситуации;
  • иметь достаточное количество информации для разработки не менее 10 заданий.

        Отбор текстов должен осуществляться по следующим критериям:

  • объем текста должен соответствовать возрастным особенностям  школьников;
  • тексты должны быть интересны как мальчикам, так и девочкам;
  • содержание текстов должно быть нейтральным по отношению к интересам различных расовых, этнических и религиозных групп,

            Назначение работы:  выявление уровня сформированности умений читать и понимать текст, работать с информацией по предложенным заданиям, использовать информацию для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

            Комплексная работа сопровождается рекомендациями по проверке. Прописывается балльная система и процессуальная сторона оценивания. Результаты выполнения можно вносить в специальные бланки (Приложение 7).

            Для оценки проектной работы возможно использовать  технологический лист, предлагаемый из опыта работы учителей технологии.

Оценочный лист

 

Этапы выполнения проекта

 

                    Что  оценивать

Оценка в баллах

максимальная

фактическая

 

 1.

Подготовительный
этап

Выбор и обоснование темы проекта, оригинальность.

5

 

Историческая и техническая справки.

5

 

 2.

Конструкторский
Этап

Оформленная конструкторская документация.

5

 

 3.

Технологический
этап

Оформленная технологическая документация.

5

 

Наличие оригинальных технологий, специально изготовленных приспособлений и т.п.

5

 

 4.

Этап изготовления  
изделия.

Соблюдение культуры труда на каждом уроке.

5  или  0

 

Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность.

30

 

 

 

 

 

 5.

 

 

 

 

Заключительный
этап.

Экономическое обоснование.

            5

 

Качество рекламы, оригинальность.

5

 

Качество  доклада:

  1. полнота представления доклада и др.;
  2. объем и глубина знаний по теме;
  3. ответы на вопросы;
  4. личностные качества докладчика.

10

 

Качество записки (отчета); оформление, соответствие стандартам, рубрицирование и структура текста, качество чертежей, эскизов, схем, качество и полнота рецензий.

5

 

 

 

Наличие вывода о проделанной работе.

5

 

Уровень самостоятельности при проектировании всех этапов.

10

 

 

 

                    Итого баллов:

100

 

Подобный оценочный лист с изменениями содержания деятельности можно использовать  при выполнении исследовательских работ.

Для отслеживания  уровня сформированности  УУД  использовала методику ученых из г. Томска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность педагога в условиях реализации ФГОС

На сегодняшний день наблюдается различные системы обучения . Внедрение ФГОС позволяет нам педагогам рассмотреть традиционные подходы обучения детей. Выбрать необходимые технологий  для эффективно...

Деятельность педагога в условиях реализации ФГОС

На сегодняшний день наблюдается различные системы обучения . Внедрение ФГОС позволяет нам педагогам рассмотреть традиционные подходы обучения детей. Выбрать необходимые технологий  для эффективно...

Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"

В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...

«Организация профессиональной деятельности социального педагога в условиях реализации ФГОС»

Часть 1. Роль социального педагога в условиях реализации ФГОС в общеобразовательной организации.Часть 2. Организация социально-педагогической деятельности в общеобразовательной орг...

Статья на тему: "Роль педагога в условиях реализации ФГОС в общеобразовательной организации".

Современная  школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Образовательные приоритеты и положения ФГОС требуют большого внимания к личнос...

Контрольно- оценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС образования У/О

В статье освещено по каким показателям выстраивается оценочная система обучающихся с интеллектуальными нарушениями....